Примеры музыкальных портретов названия. Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека? Музыка и другие виды искусства

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 25

Тема: Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека?

Цели урока: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства; различать характерные признаки видов искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике); воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

Ход урока:

Организационный момент:

Слушание: К. Дебюсси. «Паруса».

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений,
но они полны также мыслей и образов»
(Н. Римский-Корсаков)

Сообщение темы урока:

Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить.

Работа по теме урока:

Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Наш взгляд, по образному определению Александра Ивановича Герцена, становится «слушающим».

Ребята, всмотритесь внимательно в картину Ильи Репина «Протодьякон», кого вы видите перед собой, опишите. (Перед нами портрет протодьякона - это духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица, которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки - в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низкий голос, может, даже бас.)

Вы правильно всё увидели и даже услышали его низкий голос. Так вот, ребята, когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» - Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»

Как вы думаете, что позволило этим двум глубоким и метким наблюдателям увидеть в портрете сходство с персонажем оперы «Борис Годунов»?

Наверное то, что каждому из произведений - и пушкинскому «Борису Годунову», и одноименной опере Мусоргского, и «Протодьякону» Репина присуща одна важная особенность - ярко и достоверно - словом, музыкой, изображением показывать характер человека.

Между Варлаамом и Протодьяконом есть, конечно, общее, связанное не только с характером. Протодьякон - духовный чин. Варлаам - монах, бежавший из монастыря и загулявший в корчме на литовской границе. Он подобен персонажу Репина - огромный, пузатый, «лоб имеет плешивый, бороду седую, брюхо толстое». Однако - не это самое главное, что роднит и сближает эти в общем-то самостоятельные образы, возникшие независимо друг от друга. Главное между ними - необузданность нрава, грубость натуры, склонной к обжорству и разгулу.

Послушайте, как в опере Мусоргского поёт Варлаам свою знаменитую песню «Как во городе было во Казани». Обратите внимание на тембр его голоса, на особенности музыки – буйной, необузданной, нарочито громкой. Отметьте и манеру исполнения: ведь артист всегда старается подчеркнуть самое важное в характере героя.

Слушание: М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов».

Каким предстал перед вами Варлаам? (Шумным, буйным, с необузданным нравом.)

Вспомните, какую роль играют детали в произведениях изобразительного искусства, как они дополняют облик героя, сливаются с ним, сообщают нечто такое, что невозможно передать иными средствами.

Например, известная картина «Девочка с персиками» - разве это не единый образ? Нежность, юность, ласковое солнце буквально пронизывают картину, где каждая подробность, каждый штрих наполнены обаянием главной героини.

А вот совсем другой музыкальный портрет.

Его «нарисовал» великий мастер вокальной лирики Ф. Шуберт.

В центре изображения - Маргарита, сидящая за прялкой и поющая о своей любви.

Если портретные черты Варлаама передавались через характер музыки и манеру её исполнения, то в песне «Маргарита за прялкой» важно все: и смысл слов, и характер мелодии, и яркая изобразительность музыкального исполнения.

Портрет Маргариты в этой песне рисуется на фоне важной бытовой детали - жужжащего веретена.

Слушание: Ф. Шуберт. «Маргарита за прялкой». Слова И. В. Гёте.

Маргарита тоже находится в ряду обаятельных женских образов. Но ей, уже познавшей любовь и страдание, присуща большая глубина и эмоциональность. Её песня - образ, картина, включающая несколько планов: внешний (изобразительный), лирический, психологический.

Изобразительность, как нередко бывает в вокальной музыке, заключена в музыке аккомпанемента: уже с первых тактов мы как будто видим и слышим прялку с её мерным жужжанием. На этом фоне звучит лирическая исповедь одинокой девушки, тоскующей о своём возлюбленном.

Все богатство её любви, все оттенки настроений от затаённой грусти до могучих взлётов чувства – переданы в вокальной партии. Но при всей динамичности этого лирического высказывания, при всех взлётах и кульминациях мелодической линии мы вновь и вновь возвращаемся к жужжанию прялки – первоначальному мотиву, обрамляющему этот одухотворённый музыкальный портрет.

Если музыкальные изображения Варлаама и Маргариты были опосредованы словесным текстом, то в следующем произведении музыкальный портрет осуществляется без помощи слов.

«Гном» из фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки» - музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с огромной художественной силой. Он написан под впечатлением картины В. Гартмана. Это не только «картинки, написанные музыкантом, но это маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явлений жизни, - сквозь звуки как бы просвечивает душа событий, душа вещей»,- писал Б. Асафьев.

Мы уже говорили, что не только в музыке, но и в изобразительном искусстве важно не просто изображение, передача внешнего облика, а проникновение в глубинную, душевную сущность персонажа. Пьеса «Гном» - один из примеров такого произведения.

Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».

Сквозь хромающую походку и угловатые прыжки фантастического уродца неожиданно проглядывает глубокое страдание - уже совсем не сказочное, а живое, человеческое. Музыка резко меняет свой характер: изломанные, причудливые ритмы и скачки, имеющие ярко изобразительный характер, уступают место нисходящему движению аккордов, звучание которых проникнуто интонацией щемящей тоски, боли, одиночества.

«Гном» Мусоргского – это уже не простая иллюстрация картины В. Гартмана, это значительное развитие и углубление образа, о котором в своей короткой пьесе композитор успел сказать столь многое.

Вопросы и задания:

  1. Почему некоторые музыкальные произведения обладают яркой портретностью?
  2. Какие музыкальные жанры наиболее способны передать портретные черты героя?
  3. Что общего между портретами «Протодьякона» И. Репина и Варлаама М. Мусоргского?
  4. Как музыка передаёт портрет Гнома в пьесе М. Мусоргского? О чём, по-вашему, больше говорит музыка – о внешнем облике Гнома или о его внутреннем мире?
  5. Назовите произведения, изученные ранее, в которых средствами музыки воплощаются портреты героев (персонажей).
  6. Выполните задание в «Дневнике музыкальных произведений» - стр. 26-27.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Дебюсси. Прелюдия «Паруса», mp3;
Мусоргский. Картинки с выставки. Два еврея, богатый и бедный (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Мусоргский. Опера «Борис Годунов». Песня Варлаама «Как во городе было во Казани», mp3;
Шуберт. Маргарита за прялкой, mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебные цели (цели УД обучающихся):

Освоить знание понятия “портрет” в музыкальном произведении;

Освоить знание понятия “выразительность” и “изобразительность”;

Выработать умение определять на слух, какой музыкальный “портрет” создал композитор на примере творчества С. С. Прокофьева;

Ученик правильно воспроизводит определение понятия “портрет” в музыке;

Ученик правильно воспроизводит определение понятия “выразительность” и “изобразительность”;

Сможет на слух определить, какой портрет, образ нарисовала нам музыка.

Педагогические цели:

Обучения :

1. Oрганизовать УД обучающихся:

По освоению ими понятия “портрет” в музыке;

По освоению ими понятий “выразительность” и “изобразительность”;

По освоению ими различных выразительных средств, используемых композиторами для создания “портретов” в музыке;

По отработке умений слышать в конкретных музыкальных произведениях различные музыкальные образы героев;

2. Развития: способствовать развитию воображения и фантазии учеников при осознании ими “портретов” в музыке;

3. Воспитания: создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства на основе восприятия и анализа музыкальных и литературных образов.

Педагогические задачи.

Организовать:

  • знакомство обучающихся с определением понятия “портрет” в музыке;
  • понимание особенностей музыкального образа;
  • деятельность обучающихся по выработке умения определять на слух музыкальный образ;
  • обсуждение с обучающимися, какие чувства, эмоции, впечатления возникают у них при прослушивании определенных музыкальных произведений;
  • рефлексивную оценку результатов учебной деятельности обучающихся

Тип урока: комбинированный

Оснащение урока: а удио- и видеооборудование; презентация.

Ход урока

Дети входят в кабинет под музыку “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига (слайд№1 – фон)

Преподаватель Обучающиеся
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем с вами разговор о том, как много интересного нас ждет каждый день. Давайте послушаем и споем одну замечательную мелодию... (слайд №1) Мелодия – это...?

Молодцы, ребята!

Распевание: исполнение на инструменте мелодии Э.Грига “Утро”.

- Добрый день!

Душа музыки (хором)

- Что за мелодия прозвучала? Слышали ли вы её раньше?

Давайте, споём на слог “ля” (фа мажор).

А теперь поём со словами: (слайд №2)

Солнышко всходит и небо светлеет.

Природа проснулась, и утро пришло

- Да, на прошлом уроке. Это “Утро” Эдварда Грига.
- Какую картину нарисовал нам композитор в этом произведении? - картину утра, нарисовал, как всходит солнце, рассвет, наступает день...
- Молодцы! Музыка, действительно может рисовать нам картины природы – это музыкальная изобразительность.

Давайте споем песню, которую я задавала вам выучить на дом. Она, о чем нам рассказывает?

- она изображает нам картину природы
Исполнение песни “Утро начинается” (минус на слайде №2) (текст – приложение 1 )

А как вы думаете, о чем еще может музыка нам рассказать?

Итак, как вы думаете, какая будет тема нашего урока сегодня? О чем мы будем сегодня разговаривать?

- ответы детей

О том, как музыка может изображать человека.... Рисовать его портрет

- Вы большие молодцы! Тема нашего урока сегодня так и звучит: “Портрет в музыке” (слайд №3). Очень часто в музыкальных произведениях мы как бы встречаемся с разными персонажами –

веселыми и...

озорными и...

хвастливыми и....

Это могут быть как взрослые, так и дети, мужчины или женщины, девочки или мальчики, а также звери или птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность иногда, как они ходят, как говорят, какое у них настроение. Музыка может выражать чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность.

Откройте учебник на странице 26-27. Внизу на стр.26 мы видим понятия “выразительность” и “изобразительность”. (То же на доске – слайд №4). Как вы поняли, что же такое “Изобразительность”? Выразительность”?

Вы большие молодцы! Давайте послушаем с вами отрывок из музыкального произведения уже хорошо нам знакомого композитора С. С. Прокофьева (слайд №5)

- грустными

Спокойными

Скромными

Слушаем музыку и выбираем, какому герою она принадлежит (слайд 6).

Почему вы решили, что это именно этот персонаж?

Что же такое портрет в музыке? Как вы думаете?

- ответы детей

Ответы детей

Портрет в музыке – это изображение человека, его характера с помощью звуков, мелодий

- Правильно, ребята! (слайд №7) Сегодня мы с вами понаблюдаем, как композиторы с помощью мелодий и выразительных интонаций создают музыкальные портреты. Сейчас я вам прочту стихотворение А.Л. Барто “Болтунья” (слайд №8).

Послушайте внимательно и об особенностях этого стихотворения скажите после прослушивания (читаю). Какие особенности?

Подберите портрет девочки из представленных иллюстраций (слайд№9).

Почему именно эта картинка?

За счет чего? Как вы определили?

Ребята, такой быстрый темп прочтения, говорения называется СКОРОГОВОРКОЙ (слайд №10)

- быстро...
Как вы думаете, зачем автор использовал в своем стихотворении скороговорку?

Представьте, что вам предложили бы написать музыку к этому стихотворению. Какая она бы была? Вам нравится такая девочка?

Давайте послушаем, как С. С. Прокофьев нарисовал портрет этой девочки.

Слушаем песню “Болтунья”

- ответы детей... чтобы показать, что девочка любит поговорить

Быстрая...

Итак, смог ли композитор нарисовать нам портрет болтуньи?

При помощи чего?

- Да!

Быстрый темп, веселый характер...

- Как вам кажется, нравится ли композитору Лида?

На экране сцены из балета “Ромео и Джульетта” и портрет Г.Улановой в роли Джульетты. Говорю об этом детям (слайд №11).

- Нравится!!!
- Подумайте, кто спрятан за этой интонацией? Играю начало “Джульетты-девочки”

Какой у неё характер? Что она делает?

Эта интонация построена на гамме до мажора, которая быстро взлетает вверх.

Поем гамму до мажора, постепенно ускоряем на слог “ля”(слайд 12)

Смотрим видео “Джульетта-девочка” (приложение 2 , 21 мин.)

Джульетта!

Озорной, она бегает

- Скажите, только одна тема прозвучала в портрете Джульетты?

Правильно. Как вы думаете, почему?

- несколько

Ответы детей.

- Давайте попробуем, слушая музыку, изобразить мимикой и движениями её настроение и действия.

Скажите, а Джульетта вам нравится?

Дети встают и пластическими движениями под музыку показывают Джульетту.

Она лёгкая, мечтательная, влюблённая

Итак, расскажите, о чем же мы сегодня с вами разговаривали? Что такое портрет в музыке? (слайд №13)

Вы правы, музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли, и характеры людей. Через них мы можем увидеть и животных, и тараторящую без умолку девочку, и лёгкую и мечтательную Джульетту.

Вам понравилось наше занятие сегодня? (слайд №14)

Домашнее задание на следующий урок

Портрет в литературе и музыке

Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души.

Леонардо да Винчи

Из опыта изобразительных видов искусства мы знаем, насколько важен для портрета внешний облик модели. Разумеется, портретисту последний интересен не сам по себе, не как цель, а как средство - возможность заглянуть в глубины личности. Давно известно, что внешность человека связана с его психикой, его внутренним миром. На основе этих взаимосвязей психологи, врачи, да и просто люди с развитой наблюдательностью и необходимыми познаниями «считывают» информацию о психических свойствах человека по радужной оболочке глаза (глаза - «зеркало души», «окно души», «врата души»), чертам лица, руке, походке, манерам, излюбленной позе и т. д.

Более всего о человеке может рассказать его лицо. не без основания полагал, что лицо - «душа человека»; как говорил русский философ, «это как бы навигаторская карта». Лидо - «сюжет» книги «Личность». Неслучайно изменение лица порой означает превращение в другого человека. Эта взаимозависимость внешнего и внутреннего дала толчок художественной фантазии писателей - В. Гюго в «Человеке, который смеется», М. Фришу в «Назову себя Гантенбайн». Именно уродование лица кажется герою романа Д. Орузлла «1984» окончательным разрушением его личности. Герой романа Кобо Абэ «Чужое лидо», волею обстоятельств вынужденный изготовить себе маску, под ее влиянием начинает жить двойной жизнью. Маска, скрывающая лицо, - право на иной «имидж», иной характер, иную ценностную систему, иное поведение (вспомним Сувестра и М. Аллена и киноверсий их книг, фабулу «Летучей мыши» И. Штрауса...).


Учитывая, как много может рассказать описание внешности, писатели часто пользуются им для характеристики персонажа. Мастерски сделанное описание делает облик персонажа едва ли не «живым», зримым. Мы словно видим индивидуально неповторимых провинциалов «Мертвых душ». Рельефны герои Л. Толстого.

Не только то, как выглядит человек, но и окружающая его обстановка, обстоятельства, в которых он существует, также несут информацию о персонаже. Это хорошо понимал, например, Пушкин, представляя читателю Онегина в первой главе своего романа, в стихах. Автору мало выразительных штрихов личностного «я» персонажа («молодой повеса», «как dandy лондонский одет»), и оно дополняется множеством подробностей воспитания Онегина, его светской жизни с балами, театрами, флиртами, модами, салонами, обедами.

Очевидно, способность «обстоятельств действия» свидетельствовать о людях нашла свое крайнее выражение в новелле современного немецкого писателя Германа Гессе «Последнее лето Клингзора». Художник Клингзор, чтобы, написать автопортрет, обращается к фотографиям самого себя, родителей, друзей и возлюбленных, для успешной работы ему необходимы даже камни и мхи, - словом, вся история Земли. Впрочем, искусство опробовало и другую крайность - полное отсечение окружения от человека, что мы видим на полотнах великих живописцев Возрождения: у Леонардо да Винчи, Рафаэля картины природы намеренно отдалены от крупно выписанных, приковывающих к себе внимание зрителя лиц. Или слышим в операх: центральная ария-портрет Онегина «Вы мне писали, не отпирайтесь» никак не связана с окружающими ее бытовыми зарисовками - песней девушек «Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки»; признающийся в своих чувствах Лизе Елецкий в «Пиковой даме» Чайковского, словно не замечает суеты шумного парадного петербургского бала. Контраст организует внимание зрителя или слушателя, направляя его на «крупный план» и расслабляя на «фоне».

Описывая цвет волос и глаз, рост, одежду, походку, привычки, обстоятельства жизни героя, писатель отнюдь не стремится создать «зрительный ряд» художественного произведения. Его истинная цель при этом (и совершенно сознательная) лежит много дальше: рассмотреть во внешних признаках душу человека. Вот как сказал об этом крупный французский портретист XVIII века Кантен де Латур: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома погружаюсь в глубину их души и забираю ее целиком».

А как музыка портретирует человека? Воплощает ли она зримое? Чтобы понять это, сопоставим три портрета одного и того же человека - выдающегося немецкого композитора конца XIX - начала XX веков Рихарда Штрауса.

Вот каким (отнюдь не ангелом, но живым человеком) его увидел Ромен Роллан: «У него по-прежнему вид взрослого рассеянного ребенка с надутыми губами. Высокий, стройный, довольно элегантный, высокомерный, он кажется принадлежащим к более тонкой расе, чем другие немецкие музыканты, среди которых он находится. Презрительный, пресыщенный успехом, весьма требовательный, он далек от того, чтобы быть с остальными музыкантами в миролюбивых скромных отношениях, как Малер. Штраус не менее нервен, чем он... Но у него большое преимущество перед Малером: он умеет отдыхать, Легко возбудимый и сонливый, он спасается от своей нервности благодаря присущей ему силе инерции; в нем есть черты баварской рыхлости. Я уверен, что по истечении тех часов, когда он живет интенсивной жизнью и когда энергия его расходуется чрезвычайно, у него бывают часы как бы небытия. Тогда замечаешь его блуждающие и полусонные глаза».


Два других портрета композитора - звуковых - «нарисованы» им самим в симфонической поэме «Жизнь героя» и в «Домашней симфонии». Музыкальные автопортреты во многом похожи на описание Р. Роллана. Однако, задумаемся, какие именно стороны личности «озвучиваются». Вряд ли, слушая музыку, мы догадались бы о том, что прототип «высокий, стройный, довольно элегантный», что у него «вид взрослого рассудительного ребенка с надутыми губами» и «блуждающие и полусонные глаза». Но вот другие черты Штрауса-человека, раскрывающие его эмоциональный мир (нервность, легкую возбудимость и сонливость) и важные черты характера (высокомерие, самолюбование) переданы музыкой убедительно.

Сравнение портретов Р. Штрауса иллюстрирует более общую закономерность. Язык музыки не особенно располагает к зрительным ассоциациям, но и полностью отбросить такую возможность было бы опрометчиво. Скорее всего, внешние, физические параметры личности лишь отчасти могут найти отражение в портрете, но лишь косвенно, опосредованно, и в той степени, в которой они гармонируют с психическими свойствами личности.

Нетрудно сделать еще одно наблюдение. Живописный портрет через внешний облик стремится уловить глубинные черты личности, в то время как музыкальный располагает обратной возможностью - «схватывая суть» человека (его эмоциональную природу и характер), допускает обогащение зрительными ассоциациями. Литературный портрет, занимая между ними промежуточное место, вмещает в себя информативное описание и внешнего вида, и эмоционально-характерного «ядра» личности.

Итак, эмоцию содержит в себе любой портрет, но она особенно значима в портрете музыкальном. В этом нас убеждает заметное явление в мировой музыкальной культуре - миниатюры французского композитора конца XVII - начала XVIII веков Франсуа Куперена, сочиненные для предшественника современного фортепиано, клавесина. Во многих из них запечатлены хорошо знакомые композитору люди: жена одного из органистов королевской церкви, Габриэля Гарнье («Ла Гарнье»), супруга композитора Антуана Форкре («Великолепная, или Форкре»), невеста Людовика XV Мария Лещинска («Принцесса Мари»), малолетняя дочь принца Монако, Антуана I Гримальди («Принцесса де Шабей, или муза Монако»). Среди «моделей» есть и явно окружавшие композитора люди («Манон», «Анжелика», «Нанет»), и даже родственники, В любом случае метод воссоздания человеческой личности един: через индивидуальную эмоцию. Его Манон весела и беззаботна , торжественно-величавой предстает в парадном портрете Антонина, более лиричными тонами окрашен облик Мими. И все они - словно продолжение портретной галереи, собранной в книге крупного писателя и философа Жака де Лабрюйера «Характеры, или Нравы нынешнего века».

К подробной характеристике эмоционального мира человека расположена и оперная ария. Любопытно, что в итальянской опере XVII - начала XVIII веков сложилась традиция выделять в арии главную эмоцию персонажа, главный аффект . Основные эмоции дали жизнь типам арий: арии скорби, арии гнева, арии ужаса, арии-элегии, бравурной арии и другим. Позже композиторы стараются передать не одно всеохватное состояние человека, а комплекс присущих ему эмоций и тем самым добиваются более индивидуальной и глубокой характеристики. Такой, как в каватине (то есть выходной арии) Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки. Композитор явно вдохновлен пушкинским образом:

Она чувствительна, скромна,

Любви супружеской верна,

Немножко ветрена... так что же?

Еще милее тем она.

Ария Людмилы состоит из двух разделов. Первый, вступительный, - обращение к отцу - проникнут светлой грустью, лиризмом. Широкая распевная мелодия, звучащая в медленном темпе, прерывается, однако, кокетливыми фразами.

Во втором, основном разделе мы узнаем главные черты героини: жизнерадостность, беспечность. Аккомпанируемая «танцующими» польку аккордами, мелодия быстро преодолевает сложные скачки и ритмические «сбивы» (синкопы). Звенит, переливается высокое колоратурное сопрано Людмилы.

Вот еще один музыкальный портрет, «написанный» уже без участия голоса - пьеса «Меркуцио» Сергея Прокофьева из фортепианного цикла «Ромео и Джульетта». Музыка излучает бьющую через край энергию. Быстрый темп, упругие ритмы, свободные перебросы из нижнего регистра в верхний и наоборот, смелые интонационные изломы мелодии «оживляют» образ весельчака, «дерзкого молодчика», который «в одну минуту больше говорит, чем за месяц выслушает», балагура, шутника, не умеющего оставаться в бездействии.

Таким образом, получается, что личность в музыке не просто наделяется какой-то придуманной автором эмоцией, а непременно той, которая особенно показательна для оригинала (литературного прототипа, если таковой, разумеется, существует). И еще один немаловажный вывод: понимая, что «одна, но пламенная страсть» все же схематизирует личность, «загоняет» ее в двухмерное плоскостное пространство, композитор старается прийти к некоему множеству эмоциональных штрихов; многоцветная же «палитра» эмоций позволяет обрисовать не только эмоциональный мир персонажа, но, фактически, нечто значительно большее - характер.

Портрет в музыке и живописи

Цель: Осознание ребятами родства между двумя видами искусства музыкой и живописью посредством портрета.

Задачи:

  1. Познакомить с “музыкальными портретами”, созданными М.П. Мусоргским и С.С. Прокофьевым и портретами, созданными художниками И.Е. Репиным и Р.М. Волковым.
  2. Продолжить работу над развитием навыка анализа музыкального произведения и произведения изобразительного искусства.
  3. Способствовать формированию интереса к истории своего Отечества.

Вокально-хоровая работа:

  1. При разучивании музыкальных фрагментов, добиваться изображения характера героя голосом.
  2. Работать над четким произнесением текста.

Оборудование урока:

Компьютер (диск, презентация с репродукциями картин).

Структура урока

  1. Слушание: Песня Варлаама из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”.
  2. Обсуждение “музыкального портрета”.
  3. Разучивание отрывка из “Песни Варлаама”.
  4. Сопоставление “музыкального портрета” и портрета И.Репина “Протодьякон”.
  5. Разучивание отрывка из “Арии Кутузова”.
  6. Знакомство с портретом Р.М.Волкова “Кутузов”.
  7. Сопоставление двух “портретов”.
  8. Разучивание песни
  9. Вывод.

Форма работы

  1. Фронтальная
  2. Групповая

Ход урока

Учитель

Музыкальный портрет. Михаил Яворский.

Много странного в жизни у нас,
Например, я мечтал много лет,
Даже делал попытки не раз,
Написать музыкальный портрет.

Для натуры нашёл человека-
Эталон благородства и чести,
Современник из нашего века,
Прожил жизнь без лжи и без лести.

И сегодня, "рисую" портрет,
Не простая, поверьте работа,
Мне пюпитр заменит мольберт
Вместо красок, кистей - только ноты.

Нотный стан будет лучше, чем холст,
Всё на нём распишу и сыграю,
Будет этот рисунок не прост,
Но надежды своей не теряю.

Чтобы мягче смотрелись черты,
Будут чаще минорные звуки,
А возможности здесь велики,
Не в ущерб музыкальной науки.

Партитура не будет простой,
Только нотный закон не нарушу,
И портрет этот будет такой-
Все услышат в нём сердце и душу.

Он не будет висеть на стене,
Не страшны ему влага и свет,
И, конечно, хотелось бы мне,
Чтобы прожил он множество лет.

Продолжая тему “Можем ли мы увидеть музыку”, сегодня на уроке речь пойдет, как вы уже догадались из стихотворения, о портрете в музыке и живописи. Что такое портрет?

Учащиеся.

Портрет – это изображение донного человека.

Учитель.

И так, слушаем первый портрет.

Слушание: песня Варлаама из оперы М.П. Мусоргского “Борис Годунов”.

Учитель.

Исходя из характера музыкального произведения, что можно сказать о данном персонаже? Какими качествами он обладает?

Учащиеся.

Этот герой веселый, в нем чувствуется сила.

Повторное прослушивание.

Разучивание фрагмента.

Учитель.

Сила добрая или злая?

Учащиеся.

Сила, все-таки, злая. Музыка властная, значит и герой очень властный, в тоже время разгульный, жестокий, его все боятся.

Учитель.

Какие средства музыкальной выразительности использует композитор, изображая данного “героя”?

Учащиеся.

Учитель.

А интонация какой песни используется композитором для изображения данного персонажа?

Учащиеся.

Русской народной плясовой

Учитель.

Исходя из перечисленных вами средств музыкальной выразительности, как вы думаете, как выглядит этот человек внешне?

Учащиеся.

Этот человек пожилой, с бородой, взгляд злой и властный.

Показывается портрет И.Репина “Протодьякон”.

Учитель.

Давайте, подумаем, есть ли сходство нашего “музыкального героя” с человеком, изображенным на данной картине? И если есть, то, какое?

Учащиеся.

Сходство есть. Человек, изображенный на картине тоже пожилой, с бородой.

Учитель.

Ребята, а обратите внимание на взгляд этого человека. Попробуйте изобразить этот взгляд. Какой он?

Учащиеся.

Взгляд острый, хищный, злой. Брови густые, черные, вразлет, что делает взгляд тяжелым и властным. Картина, как и в музыке, в темных тонах.

Учитель.

Мы с вами сравнили два портрета – музыкальный и художественный. Музыкальный портрет принадлежит перу русского композитора М.П. Мусоргского (песня Варлаама из оперы “Борис Годунов”), второй портрет принадлежит гениальному русскому портретисту И. Репину (портрет называется “Протодьякон”). Причем эти портреты создавались независимо друг от друга.

Просмотр отрывка из оперы “Борис Годунов” (“Песня Варлаама”).

Учитель.

Ребята, а как вы думаете, почему возникли такие портреты как Варлаам, протодьякон?

Учащиеся.

Композитор и художник увидели таких людей и их изобразили.

Учитель.

Слушая “песню Варлаама” и глядя на картину “Протодьякон”, как вы думаете, как относятся художник и композитор к таким людям, одинаково или по-разному. Обоснуйте ответ.

Учащиеся.

И композитор, и художник не любят таких людей.

Учитель.

Действительно, когда Мусоргский увидел “Протодьякона” он воскликнул: “Да это же мой Варлаамище! Это же целая огнедышащая гора!”

И.Е.Репин в портрете “Протодьякона” обессмертил образ дьякона Ивана Уланова, из своего родного села Чугуево, о котором написал: “…ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев…”.

Учитель.

Скажите, а нам передалось отношение авторов к своим персонажам?

Учащиеся.

Кон

Учитель.

А в наше время вы встречались с такими портретами?

Учащиеся.

Нет.

Учитель.

А почему в наше время таких портретов не создают?

Учащиеся.

Потому, что в наше время таких людей нет. В прошлых веках таких “героев” было много. Такие священники были характерны для того времени. В наши дни таких священнослужителей нет.

Учитель.

То есть искусство отражает окружающую нас реальность.

Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним музыкальным портретом.

Слушание арии Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир”.

Разучивание арии.

Класс делится на три группы и получает следующие задания:

1-я группа – дает словесный портрет персонажа (внешний и “внутренний”);

2-я группа – выбирает один портрет, соответствующий данному музыкальному произведению из предложенного видеоряда, обосновывает ответ;

3-я группа – сопоставляет полученный портрет с данным музыкальным произведением.

Учащиеся обосновывают свои ответы, опираясь на средства музыкальной и художественной выразительности, используемые композитором и художником.

Учитель.

Мы с вами познакомились еще с одним портретом, прямо противоположным Варлааму. Прозвучала ария Кутузова из оперы С.С. Прокофьева “Война и мир” и перед нами картина Романа Максимовича Волкова “Кутузов”.

Кто такой Кутузов.

Учащиеся.

Полководец, победивший Наполеона в войне 1812 года.

Учитель.

Какие черты характера героя подчеркивает композитор, а какие художник?

Учащиеся.

Композитор подчеркивает величественность, силу, благородство, переживание за Родину. Художник подчеркивает его заслуги перед Родиной, благородство, ум.

Учитель.

А как к этому герою относятся и композитор и художник?

Учащиеся.

Они уважают его, гордятся тем, что он их соотечественник.

Учитель.

Учащиеся.

Конечно

Учитель.

К какому ранее изученному музыкальному произведению по духу близка эта ария?

Слушание или исполнение отрывка из арии .

Учащиеся.

К “Богатырской симфонии” А.П.Бородина.

Учитель.

Слушая арию и глядя на картину, можно ли назвать Кутузова богатырем. Обоснуйте ответ.

Учащиеся.

Да, потому, что он сочетает в себе все три качества – Сила, Ум, Добро.

Учитель.

А Варлаама можно назвать богатырем?

Учащиеся.

Нет, в нем есть Сила, Ум, но нет Добра.

(На доске оба портрета)

Учитель.

А почему были созданы портрет Кутузова Прокофьевым и Волковым и “Богатырская” симфония Бородина и картина Васнецова “Богатыри”?

Учащиеся.

Потому, что такие люди, герои существовали на самом деле.

Учитель.

Мы с вами сегодня разучим песню, герои которой обладают Силой, Умом, Добром. А главная их сила в дружбе. Песня из кинофильма “Гардемарины, вперед!” “Песня о дружбе”.

Разучивание песни.

Вывод:

  1. С какими портретами и их авторами мы познакомились на уроке?
  2. Как изображаются в музыке и живописи одни и те же герои?
  3. Что дает нам понять такая “родственность” между музыкой и живописью?

Публикации раздела Музыка

Музыкальные портреты

З инаида Волконская, Елизавета Гилельс, Анна Есипова и Наталия Сац - настоящие звезды прошлых веков. Имена этих женщин были известны далеко за пределами России, их выступлений и постановок ждали любители музыки по всему миру. «Культура.РФ» рассказывает о творческом пути четырех выдающихся исполнительниц.

Зинаида Волконская (1789–1862)

Орест Кипренский. Портрет Зинаиды Волконской. 1830. Государственный Эрмитаж

После смерти своего педагога Сергей Прокофьев писал: «Я оказался ее последним учеником-победителем из той колоссальной фаланги лауреатов, которых она готовила на своей фабрике» .

Наталия Сац (1903–1993)

Наталия Сац. Фотография: teatr-sats.ru

Наталию с детства окружали люди творчества. Друзьями семьи и частыми гостями московского дома были Сергей Рахманинов , Константин Станиславский , Евгений Вахтангов и другие деятели искусства. А ее театральный дебют состоялся, когда девочке едва исполнился год.

В 1921 году 17-летняя Наталия Сац основала Московский театр для детей (современный РАМТ), художественным руководителем которого оставалась в течение 16 лет. Один из самых авторитетных отечественных театральных критиков Павел Марков вспоминал о Сац как о «девушке, почти девочке, которая стремительно и энергично вошла в сложный строй московской театральной жизни и навсегда сохранила ответственное понимание своего жизненного и творческого признания» . Она стремилась создать такой театр, который стал бы для детей всех возрастов порталом в светлый и сказочный мир, местом ничем не ограниченной фантазии - и ей это удалось.

Культовый немецкий дирижер Отто Клемперер, посмотрев режиссерские работы Сац в детском театре, пригласил ее в Берлин и предложил поставить оперу Джузеппе Верди «Фальстаф» в «Кролль-опере». Для Сац эта постановка оказалась настоящим прорывом: она стала первой в мире женщиной-режиссером опер - и без преувеличения всемирно известным театральным деятелем. Успешными стали и другие ее зарубежные оперные постановки: «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта в аргентинском «Театро Колон». Газеты Буэнос-Айреса писали: «Русская художница-режиссер создала новую эпоху в искусстве оперы. Спектакль [«Свадьба Фигаро»] глубоко психологичен, как это бывает только в драме, и этим нов и привлекателен для зрителя» .

После возвращения в СССР в 1937 году Наталия Сац была арестована как жена «изменника Родины». Ее мужа - наркома внутренней торговли Израиля Вейцера - обвинили в контрреволюционной деятельности. В ГУЛАГе Сац провела пять лет, а после освобождения уехала в Алма-Ату, так как не имела права вернуться в Москву. В Казахстане она открыла первый Алма-Атинский театр юного зрителя, где работала в течение 13 лет.

В 1965 году Наталия Сац, уже вернувшись в столицу, основала первый в мире Детский музыкальный театр. Она ставила не только детские спектакли, но и «взрослые» оперы Моцарта, Пуччини, а в симфонические абонементы включала «серьезную» музыкальную классику.

В последние годы жизни Наталия Сац преподавала в ГИТИСе , основала благотворительный фонд содействия развитию искусства для детей и написала множество книг и пособий по вопросам музыкального воспитания.

Елизавета Гилельс (1919–2008)

Елизавета Гилельс и Леонид Коган. Фотография: alefmagazine.com

Елизавета Гилельс, младшая сестра пианиста Эмиля Гилельса, родилась в Одессе. Семья всемирно известных исполнителей была отнюдь не музыкальной: отец Григорий служил бухгалтером на сахарной фабрике, а мать Эсфирь вела домашнее хозяйство.

Лиза Гилельс впервые взяла в руки скрипку в шесть лет, а азам музыкального искусства ее обучал известный одесский педагог Петр Столярский. Еще подростком Гилельс заявила о себе как о вундеркинде: в 1935 году юная скрипачка получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. А в 1937 году, когда ей было 17, Елизавета в составе делегации советских скрипачей произвела фурор на Конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. Первую премию конкурса присудили Давиду Ойстраху, вторую - исполнителю из Австрии, а Гилельс и ее коллеги разделили места с третьего по шестое. Эта триумфальная победа прославила Елизавету Гилельс и в Советском Союзе, и за его пределами.

Когда советские музыканты возвращались из Бельгии, их встречала торжественная процессия, участником которой был талантливый, но в те годы еще неизвестный скрипач Леонид Коган. Свой букет он вручил именно Елизавете Гилельс, талантом которой всегда восхищался: так состоялось знакомство будущих супругов. Правда, парой они стали не сразу. Гилельс недавно стала звездой, активно выступала и гастролировала, к тому же была старше. Но однажды она услышала выступление неизвестного скрипача по радио. Виртуозная игра поразила ее, и, когда диктор объявил имя исполнителя - а им был Леонид Коган, - уже Гилельс стала его большой поклонницей.

Музыканты поженились в 1949 году. Гилельс и Коган долгие годы играли в дуэте, исполняли сочинения для двух скрипок Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Эжена Изаи. Постепенно Елизавета отказалась от сольной карьеры: в 1952 году у пары родился сын - Павел Коган, он стал известным скрипачом и дирижером, а спустя еще два года появилась дочь Нина, одаренная пианистка и талантливый педагог.

С 1966 года Елизавета Гилельс стала преподавать в Московской консерватории. Ее учениками были скрипачи Илья Калер, Александр Рождественский, Илья Груберт и другие талантливые музыканты. После смерти Леонида Когана в 1982 году Гилельс занималась систематизацией его наследия: подготовкой к печати книг и выпуском записей.