Тема: Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись Пейзаж поэтическая и музыкальная живопись

Cлайд 1

Cлайд 2

А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни. Иван Шишкин На севере диком

Cлайд 3

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Борис Кустодиев. Осень. 1915 Камиль Писсаро Фруктовый сад в Понтуазе Иван Шишкин Лесные дали

Cлайд 4

Благодаря произведениям искусства - литературным, музыкальным, живописным - природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Иван Айвазовский Буря на Северном море. 1865 Борис Кустодиев Зима. 1916 Михаил Врубель Сирень. 1900

Cлайд 5

Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н. Рыленков Прочитайте вслух стихотворение. Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этом произведении.

Cлайд 6

А. Саврасов. Грачи прилетели. И. Левитан. Озеро. Русь Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и другие открыли красоту родной земли.

Cлайд 7

К. Моне. Вестминстерское аббатство К. Моне. Реймский собор на восходе солнца В XX в. в зарубежном изобразительном искусстве возникло направление, которое получило название «импрессионизм» (от франц. impression - впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Cлайд 8

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели. М. Алпатов о картине И. Левитана. Весна. Большая вода

Cлайд 9

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это? П. Чайковский И. Левитан. Над вечным покоем.

Cлайд 10

Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П.Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской? Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке. ).

Тема: Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись.

Цели: дать представление о жанре пейзажа в разных видах искусства (живопись, музыка); формирование умений и навыков в анализе художественных произведений; развитие зрительской компетентности учащихся на основе произведений живописи, музыки; воспитание интереса к видам искусства.

Формирование УУД: личностные – развитие эмоционального и осознанного отношения к природе через знакомство с художественными образами, которые ее воплощают; познавательные – стремление к добыванию новых знаний, чувственных ощущений о красоте окружающей природы; коммуникативные – умение вступать в диалог с создателями художественных пейзажей, выражать свое отношение к их содержанию в осмысленных речевых высказываниях, регулятивные – саморегуляция усилий, волевых качеств при выполнений учебных задач, поиск путей достижения качества работы; предметные – поиск и сохранение информации, необходимой для усвоения темы урока.

Ход урока:

    Орг. момент.

    Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа в разных видах искусства, проанализируем произведения живописного, музыкального, литературного характера и узнаем, какова роль пейзажа в произведениях различных видов искусств.

III . Формирование новых знаний.

1. Давайте вспомним с вами что же такое пейзаж? (изображение природы).

Какие виды пейзажа вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете и т. д.)

Долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава…

- Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная!

Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.

Давайте с вами рассмотрим картины Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Весна. Большая вода», «Над вечным покоем», «Озеро. Русь».

Послушаем музыкальный фрагмент из сочинения Вивальди «Лето».

Какое лето вы себе представили?

С помощью каких музыкальных средств автор изобразил лето (интонация, ритм, форма и т. д.)

Сопоставим музыкальное произведение и картины Левитана «Над вечным покоем», «Озеро. Русь».

Какие средства художественной выразительности используют художники (цвет, ритм, светотень,
и т. д.)?

А теперь рассмотрим зарубежное изобразительное искусство 20 века.(появление направления «импрессионизм»впечатление).

Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840-1926).

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Давайте рассмотрим пейзажи художников-импрессионистов. Скажите мне, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные образы природы, запечатленные на этих полотнах. (ответы уч-ся).

Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость .

2. Работа по учебнику(с. 24- 25).

Назови известных тебе русских художников, которых привлекала незатейливая красота среднерусской полосы. (А.К.Саврасов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин)

Какую русскую природу увидели люди на их картинах? (прозрачный весенний воздух; березы, наполненные весенним соком; услышали радостный гомон птиц; небо не такое уж и серое; весенняя грязь, радующая взор; русская природа нежная, задумчивая, трогательная)

Назови известные картины Алексея Кондратьевича Саврасова. («Грачи прилетели», «Весна. Огороды», «Дубы», «Зимняя ночь», «Степь днем», «Летний пейзаж», «Зима», «Лосиный остров в Сокольниках», «Весна»)

Что означает слово «импрессионизм»? («впечатление»)

Назови основной принцип художников-импрессионистов. (зафиксировать мимолетные впечатления от реально существующего мира)

Какая забавная история произошла с живописной работой Клода Моне «Вестминстерское аббатство» («Здание парламента в Лондоне»)? (благодаря картине Мне люди обнаружили, что в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей, лондонский туман может приобретать самую различную окраску)

Назови известные картины Клода Моне. («Водные лилии», «Руанский собор», «Мост Ватерлоо»)

IV . Проверка домашнего задания.

1). Ответы на вопросы:

1. Как называл А.С.Пушкин искусство? («магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы, явления привычной жизни)

2. Что стремятся воплотить люди искусства во все времена? (различные явления природы, свое видение мира через чувства и переживания)

3. Что такое пейзаж? (в переводе с французского – вид, изображение какой-либо местности; это жанр изображения природы)

4. Как ты понимаешь слова Антуан де Сент Экзюпери «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце»

5. Прочитай с выражением, применяя музыкальные интонации в голосе, стихотворение Николая Ивановича Рыленкова «Всё в тающей дымке».

6. Найди в тексте «Неведомому другу» Михаила Михайловича Пришвина словесные выражения пейзажа. (солнечно-росистое утро; неоткрытая земля; неизведанный слой небес; утро единственное; весенние песни; затишные места; сырость черных теней и т.д.)

2). Защита докладов по теме урока.

V. Итог урока .

Домашнее задание: практическая работа : изобразите свой пейзаж (можно основе услышанного и увиденного)

Водопьянова Т.М. Урок искусства в 8 классеИскусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота…

(Из Ивана Алексеевича Бунина)

Пейзаж – излюбленный и древний жанр для многих видов искусства. Несколько тысяч лет назад неизвестный художник, живший в Древнем Египте, изобразил сад, таким, каким он его увидел. Это был дивный сад с деревьями, кустарниками, маленьким искусственным прудом. Но рассматривая изображение, можно представить, что он рисовал с отдельных позиций, а потом собрал «пазлы» изображений. Некоторые он как бы «снимал» спереди, некоторые сбоку, а пруд таким можно увидеть, только зависнув над ним сверху. Исчезли все второстепенные детали, зато все оставшиеся проработаны очень четко. Благодаря этому художнику этот день, этот сад сохранился таким, каким он был в тот давний день, до сих пор.

Другой день и другой сад оставил в сокровищнице мирового искусства французский композитор импрессионист Клод Дебюсси. Его «Сады под дождем» - удивительное отражение образов и звуков природы в музыке Фортепиано звучит как ударный инструмент, множество молоточков которого бьет капельками дождя по клавишам. Ритм пьесы изменчив, как ритм дождя. Возникает ощущение, что музыка рождается прямо в момент исполнения. А поэт Анри де Ренье описывает свой сад: Сад вздрагивает и бормочет, Доверчиво грозой пленен, А ливень тонкой сетью хочет Связать с землею небосклон. Закрыв глаза, стою, внимая, Как мокрый сад поет в тиши, Как льется свежесть дождевая

Во тьму взволнованной души.


Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки