Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека? Урок искусства "музыкальный портрет" Музыкальные портреты примеры произведений

Публикации раздела Музыка

Музыкальные портреты

З инаида Волконская, Елизавета Гилельс, Анна Есипова и Наталия Сац - настоящие звезды прошлых веков. Имена этих женщин были известны далеко за пределами России, их выступлений и постановок ждали любители музыки по всему миру. «Культура.РФ» рассказывает о творческом пути четырех выдающихся исполнительниц.

Зинаида Волконская (1789–1862)

Орест Кипренский. Портрет Зинаиды Волконской. 1830. Государственный Эрмитаж

После смерти своего педагога Сергей Прокофьев писал: «Я оказался ее последним учеником-победителем из той колоссальной фаланги лауреатов, которых она готовила на своей фабрике» .

Наталия Сац (1903–1993)

Наталия Сац. Фотография: teatr-sats.ru

Наталию с детства окружали люди творчества. Друзьями семьи и частыми гостями московского дома были Сергей Рахманинов , Константин Станиславский , Евгений Вахтангов и другие деятели искусства. А ее театральный дебют состоялся, когда девочке едва исполнился год.

В 1921 году 17-летняя Наталия Сац основала Московский театр для детей (современный РАМТ), художественным руководителем которого оставалась в течение 16 лет. Один из самых авторитетных отечественных театральных критиков Павел Марков вспоминал о Сац как о «девушке, почти девочке, которая стремительно и энергично вошла в сложный строй московской театральной жизни и навсегда сохранила ответственное понимание своего жизненного и творческого признания» . Она стремилась создать такой театр, который стал бы для детей всех возрастов порталом в светлый и сказочный мир, местом ничем не ограниченной фантазии - и ей это удалось.

Культовый немецкий дирижер Отто Клемперер, посмотрев режиссерские работы Сац в детском театре, пригласил ее в Берлин и предложил поставить оперу Джузеппе Верди «Фальстаф» в «Кролль-опере». Для Сац эта постановка оказалась настоящим прорывом: она стала первой в мире женщиной-режиссером опер - и без преувеличения всемирно известным театральным деятелем. Успешными стали и другие ее зарубежные оперные постановки: «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта в аргентинском «Театро Колон». Газеты Буэнос-Айреса писали: «Русская художница-режиссер создала новую эпоху в искусстве оперы. Спектакль [«Свадьба Фигаро»] глубоко психологичен, как это бывает только в драме, и этим нов и привлекателен для зрителя» .

После возвращения в СССР в 1937 году Наталия Сац была арестована как жена «изменника Родины». Ее мужа - наркома внутренней торговли Израиля Вейцера - обвинили в контрреволюционной деятельности. В ГУЛАГе Сац провела пять лет, а после освобождения уехала в Алма-Ату, так как не имела права вернуться в Москву. В Казахстане она открыла первый Алма-Атинский театр юного зрителя, где работала в течение 13 лет.

В 1965 году Наталия Сац, уже вернувшись в столицу, основала первый в мире Детский музыкальный театр. Она ставила не только детские спектакли, но и «взрослые» оперы Моцарта, Пуччини, а в симфонические абонементы включала «серьезную» музыкальную классику.

В последние годы жизни Наталия Сац преподавала в ГИТИСе , основала благотворительный фонд содействия развитию искусства для детей и написала множество книг и пособий по вопросам музыкального воспитания.

Елизавета Гилельс (1919–2008)

Елизавета Гилельс и Леонид Коган. Фотография: alefmagazine.com

Елизавета Гилельс, младшая сестра пианиста Эмиля Гилельса, родилась в Одессе. Семья всемирно известных исполнителей была отнюдь не музыкальной: отец Григорий служил бухгалтером на сахарной фабрике, а мать Эсфирь вела домашнее хозяйство.

Лиза Гилельс впервые взяла в руки скрипку в шесть лет, а азам музыкального искусства ее обучал известный одесский педагог Петр Столярский. Еще подростком Гилельс заявила о себе как о вундеркинде: в 1935 году юная скрипачка получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. А в 1937 году, когда ей было 17, Елизавета в составе делегации советских скрипачей произвела фурор на Конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. Первую премию конкурса присудили Давиду Ойстраху, вторую - исполнителю из Австрии, а Гилельс и ее коллеги разделили места с третьего по шестое. Эта триумфальная победа прославила Елизавету Гилельс и в Советском Союзе, и за его пределами.

Когда советские музыканты возвращались из Бельгии, их встречала торжественная процессия, участником которой был талантливый, но в те годы еще неизвестный скрипач Леонид Коган. Свой букет он вручил именно Елизавете Гилельс, талантом которой всегда восхищался: так состоялось знакомство будущих супругов. Правда, парой они стали не сразу. Гилельс недавно стала звездой, активно выступала и гастролировала, к тому же была старше. Но однажды она услышала выступление неизвестного скрипача по радио. Виртуозная игра поразила ее, и, когда диктор объявил имя исполнителя - а им был Леонид Коган, - уже Гилельс стала его большой поклонницей.

Музыканты поженились в 1949 году. Гилельс и Коган долгие годы играли в дуэте, исполняли сочинения для двух скрипок Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Эжена Изаи. Постепенно Елизавета отказалась от сольной карьеры: в 1952 году у пары родился сын - Павел Коган, он стал известным скрипачом и дирижером, а спустя еще два года появилась дочь Нина, одаренная пианистка и талантливый педагог.

С 1966 года Елизавета Гилельс стала преподавать в Московской консерватории. Ее учениками были скрипачи Илья Калер, Александр Рождественский, Илья Груберт и другие талантливые музыканты. После смерти Леонида Когана в 1982 году Гилельс занималась систематизацией его наследия: подготовкой к печати книг и выпуском записей.

Муниципальное образовательное учреждение

Болшевская средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла

__________________________________________________________

Московская область, г. Королев, улица Комитетский лес, д. 14, тел. 515-02-55

«Музыкальный портрет»

Открытый урок в 6-ом классе

В рамках семинара

«Творческое развитие личности на уроках ХЭЦ»

Учитель музыки

Шпинёва В.И.,

г. Королёв

2007 г.

ТЕМА урока: Музыкальный портрет (6 класс).

Цель урока : формирование у учащихся понятия о музыкальном портрете и художественных средствах создания портрета в различных видах искусства.

Задачи:

    расширение общекультурного кругозора учащихся;

    формирование культуры пения;

    формирование глубокого, осознанного восприятия произведений искусства;

    развитие художественного вкуса;

    воспитание творческой активности.

Форма урока : интегрированный урок.

Оборудование : фортепиано, музыкальный центр, репродукции картин, проектор, экран.

ХОД УРОКА.

    Организационный момент. Музыкальное приветствие.

Учитель. Ребята! Мы с вами уже не раз убеждались в том, насколько многообразен мир искусства. Сегодня мы поговорим об одном из жанров искусства – портрете.

    В чем особенности этого жанра?

    В каких видах искусства можно создать портрет?

    Привести примеры.

Учащиеся отвечают на вопросы, приводят свои примеры.

Учитель. Выдающийся итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер Леонардо да Винчи сказал, что «живопись и музыка как сестры, они желанны всем и понятны». Ведь можно не знать языка, на котором говорили Бетховен или Рафаэль, надо только смотреть, слушать и размышлять…

Продолжая эту мысль, я хочу сейчас вам предложить рассмотреть репродукцию картины русского художника М.А.Врубеля «Царевна-лебедь». На экране слайд «Царевна-лебедь» М. А. Врубеля.

Вопросы к картине :

    Опишите Царевну-Лебедь Михаила Врубеля.

    Какими художественными средствами пользуется художник?

    Какое впечатление производит на вас эта картина?

Учащиеся отвечают на вопросы, подчеркивают таинственность, гордую красоту сказочной девушки-птицы, отмечают необыкновенный дар живописца, создавшего портрет фантастического существа. Это сказочная девушка-птица, величавая красота которой свойственна народным сказкам. Глаза широко открыты, словно она все видит и сегодня и завтра. Губы сомкнуты: кажется, она что-то хочет сказать, но молчит. Венец-кокошник усыпан изумрудными самоцветными камнями. Белая воздушная фата обрамляет тонкие черты лица. Огромные белоснежные крылья, за спиной волнуется море. Сказочная атмосфера, все как будто заколдовано, но мы слышим биение живой русской сказки.

Учитель. В каком литературном произведении мы встречаемся с Царевной-лебедем? Как описывает ее автор?

Учащиеся отвечают на вопросы, называя «Сказку о царе Салтане» А.С.Пушкина . Учитель напоминает строки из этого произведения, в которых дается портрет Царевны-лебедь.

    Учитель. Мы посмотрели портрет живописный, прочитали описание внешности персонажа в литературном произведении. А ведь и многие композиторы обращались к этому сюжету. Я вам сейчас сыграю фрагмент произведения русского композитора 19 века. Что это за произведение?

Учитель играет на фортепиано фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Учащиеся узнают это произведение и говорят, что в нем тоже создан портрет Царевны-лебедь.

Учитель. Французский композитор К. Сен-Санс написал «Большую зоологическую фантазию «Карнавал животных», в которой также звучит тема Лебедя.

Послушайте «Лебедь» Сен-Санса и опишите характер музыки.

Учитель играет на фортепиано.

Ответы учащихся : Спокойный темп, сопровождение рисует легкое покачивание волн, на фоне которого звучит необыкновенно красивая мелодия. Она очень выразительна, а потому легко запоминается. Вначале звучит тихо, а затем постепенно динамика усиливается, и мелодия звучит, как гимн красоте. Звучит широко, как всплеск волны, а затем как будто постепенно успокаивается, и все замирает.

Учитель. Обратите внимание еще на такой момент: в музыке, как и в изобразительном искусстве, важно не только просто изображение, передача внешнего облика, но и проникновение в глубинную, душевную сущность персонажа. Эта пьеса – яркий тому пример.

    Учащимся демонстрируется слайд с двумя портретами: В.Л.Боровиковский «Портрет М.Лопухиной» и А.П.Рябушкин «Портрет московской девушки XVII века».

Учитель. А теперь, ребята, посмотрите на эти два портрета, послушайте музыкальное произведение и подумайте, к какому портрету эта музыка больше подходит и почему.

Звучит вальс Ф. Шопена си-минор.

Вопросы :

    Каков характер музыки, ее темп, выразительные средства, каково настроение?

    Каковы характеры девушек, изображенных художниками?

    К какому портрету эта музыка больше подходит и почему?

Ответы: Музыка романтичная, «кружевная», передает ощущение спокойствия и задумчивости. Такие же чувства вызывает портрет Лопухиной.

    Учитель. Мы смотрели живописный портрет и слушали созвучный ему портрет музыкальный. А теперь хором споем песню, которую мы с вами учили: «Учительский вальс» А.Зарубы.

Учащиеся встают из-за столов, выстраиваются в хор и исполняют песню, которую учили на предыдущих уроках.

Учитель. Подумайте, какой портрет рисует нам эта музыка?

Ответы: Перед нами портрет учителя. Характер музыки плавный, размеренный, спокойный, как характер учителя.

Учащиеся рассаживаются по своим местам.

    Учитель. Послушайте сейчас одно произведение и постарайтесь ответить на вопрос: можно ли в этой музыке увидеть портрет. Если да, то чей?

Звучит фонограмма «Песениа солдата» А. Петрова .

Ответы: Шутливый характер музыки рисует выразительный портрет бравого солдата, прошедшего сражения и оставшегося живым.

Домашнее задание : нарисовать портрет этого солдата.

    Учитель. В заключении мы с вами будем музыкальными средствами создавать образ нашей родины, исполняя Гимн России.

Ребята встают.

Учитель. Гимн – это торжественная песнь, величественная и гордая. Она раздольная, как необъятные просторы нашей Родины; неторопливая, как течение наших полноводных рек; возвышенная, как наши холмы и горы; глубокая, как наши заповедные леса. Мы поем Гимн России и видим Красную площадь, храм Василия Блаженного, Кремль, свой родной город, свою улицу, свой дом…

Учащиеся поют Гимн России.

    Учитель предлагает подвести итог урока.

    Что вы узнали на этом уроке?

    Какое музыкальное произведение вам больше всего понравилось?

    Какая картина произвела на вас наиболее сильное впечатление?

    В каком виде искусства вам хотелось бы создать портрет и кого бы и как вы изобразили?

В конце урока учащимся предлагается отметить самые интересные ответы своих товарищей, выставляются оценки с учетом мнения учащихся.

Михеева Маргарита Эдуардовна, учитель высшей квалификационной категории, "Новоуральская СКОШ № 59", Новоуральск

Урок искусства (музыка) в 5 классе III четверть.
Тема урока: Музыкальный портрет.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.

Задачи:

  1. обучаюшие:
    1. формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать;
    2. развитие умения сравнивать, сопоставлять;
    3. формирование навыка интеграции различных видов искусства;
    4. закрепить понятие - средства музыкальной выразительности: характер, интонация, мелодия, лад, темп, динамика, образ, форма;
    5. учить сопоставлять произведения музыки и живописи;
    6. познакомить с творчеством М.П.Мусоргского;
    7. научить детей чувствовать поэтичность, музыкальность и живописность художественных образов;
  2. развивающие: развить эмоции, фантазию, воображение учащихся при сравнительном восприятии музыкальных, художественных и литературных произведений;
  3. коррекционная:
    1. создание условий для оптимизации творческих способностей учащихся;
    2. воспитательные: учить детей чувствовать поэтичность музыкальных и живописных художественных образов.
  • словесно-индуктивный (беседа, диалог);
  • наглядно-дедуктивный (сравнение);
  • частично-поисковый (импровизация);

Оборудование: Аудио и видеооборудование. ИКТ. Портрет М.П. Мусоргского, опорные карточки, презентация POWER POINT.

Музыкальный материал:
"Баба-Яга" М.П. Мусоргский, песня "Капитан Немо" муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова.

Презентация по творчеству М. Мусоргского, мультфильм "Картинки с выставки".

Форма работы: групповая, индивидуальная.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
Обучающимся предлагается ассоциациативный ряд: портрет "Аленушка" Васнецов, портрет Мусоргского, фрагмент песни "Капитан Немо" муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова.
Обучающиеся должны сами сформулировать тему урока на основе увиденных ассоциаций.

У.: наша сегодняшняя тема "Портрет в музыке". Что такое "портрет" в изобразительном искусстве?

Д.: изображение человека в полный рост; нескольких человек изобразить, если изобразить людей до плеч – это портрет.

У.: что мы с вами можем увидеть на портрете?

Д.: костюм; прическу; характер; настроение; молодой или старый; богатый или бедный.

У.: а чем музыкальный портрет отличается от портрета в живописи?

Д.: Его нельзя увидеть сразу, необходимо послушать всю музыку, чтобы его увидеть в своем воображении. Он длится во времени; передает движение, настроение; картину можно рассматривать неспешно, а музыкальное произведение продолжается некоторое время и кончается; на картине все видно сразу, а когда слушаешь музыку, надо себе что-то вообразить; и разные люди могут вообразить каждый свое…

У.: напомните мне, с помощью каких средств выразительности художник создает свои картины?

Д: палитра, цвет, мазок, штрих и т.д.

У: а какие средства выразительности использует композитор для создания музыкального образа?

Д: динамика, темп, регистр, тембр, интонация.

У.: перед вами на доске (карточках) записаны средства музыкальной выразительности. Выберите те из них, которые помогут вам понять музыкальный портрет. Объясните их назначение.
(Записано: форма, темп, ритм, лад, динамика, мелодия)

Д.: темп – это скорость движения музыки, он позволяет определить, как двигался герой; позволяет узнать что-то о характере героя.
Лад – мажор или минор – создает настроение героя. Мажор – это обычно радостное настроение, минор – грустное, задумчивое.
Динамика – это громкость: чем ближе к нам герой, тем громче звучит музыка.
Мелодия – это образ героя, его мысли; это наши мысли о нем.

У.: все эти знания помогут нам понять, как же композитор создает музыкальные портреты и что ему в этом помогает.
М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.
" Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах" М.П.Мусоргский.
Мусоргский творец разных музыкальных портретов.
О таких образах - музыкальных портретах – и поговорим на нашем уроке. Давайте вспомним, что такое музыкальный портрет?
Музыкальный портрет – это портрет характера героя. В нём неразрывно соединены выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка.
Сегодня мы познакомимся с музыкальным портретом, только сказочным.
У нас будут две творческие группы музыкальных экспертов, которые попытаются понять образ-портрет, созданный М.П. Мусоргским.

Класс делится на две творческие группы.
Задания:

  • проследить за развитием музыки,
  • проанализировать средства музыкальной выразительности, их использование,
  • дать название образу на портрете.

Слушание: М.П.Мусоргский "Баба Яга" из цикла "Картинки с выставки".
Анализ прослушанного произведения проводят представители из двух творческих групп.

У: ребята, давайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения "Баба-Яга" из фортепианного цикла "Картинки с выставки". Соответствует ли образ Бабы-яги из мультфильма вашим представленным образам?

Итог урока.
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения, воображения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор.
Учитель: Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в словесных рисунках.
Итог урока.

У.: Тема нашего сегодняшнего урока называлась "Портрет в музыке". С чьим портретом мы сегодня познакомились?

Д.: Бабы-Яги!

У.: Музыка обладает изобразительностью. Мы с помощью внутреннего зрения, воображения можем представить то, о чем нам рассказывает композитор. Значит, вы сумели выразить свои чувства эмоции, фантазию в словесных рисунках.

У.: А теперь – домашнее задание: 1) нарисуйте Бабу-Ягу так, как вы ее представили из произведения Мусоргского. 2)сочините песенку или частушку про Бабу-Ягу.
Рефлексия.

У: Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
(Обучающимся предлагаются для заполнения листы самооценки).

У: Наш урок окончен, спасибо вам, ребята, вы очень хорошо поработали.