Сарказм в поэме мертвые души. Сатирические средства в мертвых душах. Cочинение «Сарказм, как средство разоблачения (на примере характеристики Чичикова). История создания Мертвых душ. I. Организационный момент

Россия в творчестве Гоголя показана с самых различных сторон, созданных при помощи сатирических и лирических средств. В своих произведениях писатель анализирует множество «болезней» русского общества. Одним из главных нравственных и социальных недугов, по его мнению, являлось крепостное право, так как оно опустошало человеческую душу. Показывая различные характеры, Николай Васильевич выделяет в них общее: все они - «мертвые души».
Крупным планом в поэме нарисованы образы помещиков, этих «хозяев страны», отвечающих за ее экономическое и культурное состояние, за судьбу народа. Критики и публицисты - защитники самодержавия и крепостничества - доказывали, что дворяне являются людьми высокого умственного склада, исключительного благородства, носителями высокой культуры, чести и гражданского долга, то есть являются опорой государства. Гоголь развеял этот веками складывавшийся миф. Конечно, он не отрицал заслуги передовой дворянской интеллигенции, но в своем произведении писатель изобразил не Чацкого, Онегина или Печорина, а основную массу этого класса. Он рисует тех людей, которые считают себя лучше других, являются столпами общества. Все эти лица, принадлежащие к высшему сословию, показаны Гоголем никчемными и пошлыми. Они лишены сознания гражданского долга, чести и совести. Николай Васильевич мастерски раскрывает образы всех героев своей поэмы. Слащавость и сентиментальность, выведенные в портрете Манилова, составляют сущность его праздного образа жизни. Он постоянно думает и мечтает о чем-то нереальном, считает себя образованнейшим человеком, хочет «следить какую-нибудь этакую науку», хотя у него на столе «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14-й странице, которую он читал уже два года». Манилов создает фантастические проекты, один нелепее другого, не соотнося их с реальной жизнью. Хозяйством он не занимается, «он даже никогда не ездил на поле, хозяйство шло как-то само собою».
Коробочка, захваченная жаждой наживы, торгует всем, что имеется в ее натуральном хозяйстве: салом, пенькой, птичьим пером, крепостными крестьянами. Для нее люди - одушевленный товар. Жалкое корыстолюбие Коробочки Гоголь раскрывает в сцене продажи мертвых душ. Помещица не удивляется странному предложению Чичикова, а только боится продешевить. «Они того... они больше как-нибудь стоят», - соображает она.
Нищая духом и разумом, Коробочка не видит ничего, что лежит за пределами ее имения. Нравственное уродство, умственный примитивизм помещицы писатель выразил одним метким определением: «дубинноголовая».
В характере Ноздрева Гоголь выделяет его бесцельную активность, постоянную готовность заняться чем-нибудь. Но ни одно начатое дело он не доводит до конца, так как все его начинания лишены цели и не продиктованы необходимостью. Лихач и кутила, он беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. У него нет никаких моральных принципов. В любое общество Ноздрев вносит только сумятицу, его появление всегда предвещает скандал.
Образом жизни Собакевича Гоголь открывает новую страницу летописи жизни владельцев усадеб. У этого героя кулацкая, звериная натура, которая проявляется в его поступках, в образе мыслей и накладывает отпечаток на весь быт. Каждый предмет в доме, казалось, говорил: «и я тоже Собакевич».
Собакевич знает, что в этом мире все продается и покупается. Он понял, что Чичиков в покупке мертвых душ видит выгоду, и без разговоров предложил: «Извольте, я готов продать». «Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь», - заключает Чичиков.
Тема нравственного падения, духовной смерти «хозяев жизни» завершается главой, посвященной Плюшкину. Тоской проникнуто описание деревни и усадьбы этого «хозяина»: «Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном». Барский дом похож на огромный могильный склеп, где заживо погребен человек. Гоголь показывает постепенную деградацию человеческой личности. Когда-то Плюшкин был только бережливым хозяином, но жажда обогащения привела к тому, что он порвал отношения с друзьями и детьми, руководствуясь соображениями, что дружба и родственные связи влекут за собой материальные издержки. Помещик превратился «в какую-то прореху на человечестве».
Галерея «мертвых душ» не исчерпывается образами помещиков. Полный застой царит в губернском городе, где господствуют чиновники. Государственный аппарат превратился в выгодное средство наживы для бюрократов. Все они берут взятки. Среди них процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость». Николай Васильевич зло смеется над тем, как погрязшие в преступной деятельности трусливые бюрократы, наделенные властью, помогают мошеннику в его грязных махинациях, боясь своего разоблачения.
Все изображаемые человеческие пороки, как мы теперь видим, получили свое развитие в будущем, так как усваиваются людьми новой формации, к которым относится в произведении Чичиков. Первоначальные мелкие спекуляции Павла Ивановича сменяются крупными махинациями. Но практически все его «дела» заканчиваются крахом. Это не останавливает Чичикова. Скрыв следы преступления, он принимается за новый план с большей энергией. С виду Павел Иванович был самым благопристойным человеком, никогда не позволявшим себе в речи грубого слова. Чичиков безошибочно определяет сильные и слабые стороны людей, быстро приспосабливается к различным обстоятельствам. В отношениях с людьми он многолик: подстраивается под того, с кем ведет разговор. Чичикова оскорбляют грязные канцелярские столы, а не чиновники-взяточники. Чем больше в стране эпидемий и крестьянских могил, тем лучше для него!
Показывая агонию человеческой души, торжество сил зла, Гоголь не теряет надежды на возрождение России. Он верит в потенциальные силы и возможности русского народа. Категория движения - это положительный философский идеал писателя. Движение свойственно Чичикову и Плюшкину, хотя для последнего движение является деградацией. Не статичный, а развивающийся характер имеет шанс на возрождение. Движение и вера - средства к спасению и воскрешению России. Именно благодаря этим категориям рождается символический образ птицы-тройки: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься?.. Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».

1. Значение поэмы «Мертвые души».
2. Ирония и сатира в произведении.
3. Изображение помещиков.
4. Сатира в изображении чиновников.
5. Ирония в изображении простого народа.

«Мертвые души» - история болезни, написанная рукой мастера.
А. И. Герцен

«Мертвые души» Н. В. Гоголя - бессмертное сатирическое произведение русской литературы. Однако эта острая и смешная поэма наводит отнюдь не на радостные и веселые мысли. Особенностью таланта Гоголя является то, что он без труда, гармонично и тонко сочетал в своих произведениях трагическое и комическое начала. Именно поэтому комедийные и сатирические моменты произведения только оттеняют общую трагичность картины жизни России начала ХIХ века. Сатира господствует в тексте поэмы и по той причине, что автор считал ее самым действенным способом борьбы с общественными пороками и недостатками. Насколько же помогла эта сатира в рамках перестройки России - решать не нам.

Общая картина жизни россиян, исполненная иронии и легкой насмешки, начинается уже с описания города, в который прибывает Павел Иванович Чичиков. Здесь и дома, теряющиеся на фоне огромных пространств улиц, и полустершиеся, полусмытые дождем вывески с нелепыми сапогами и бубликами, с единственной сохранившейся надписью: «Иностранец Василий Федоров». Описание города подробное и насыщено едва уловимыми, но важными деталями. Оно дает представление о быте и нравах его обитателей. Например, выясняется, что не жители чужды лжи. Так, после сцены, в которой Чичиков прогуливается по саду, где деревья только высадили и они не выше трости, на глаза герою попадается заметка в местной газете, где есть сообщение о появлении сада, состоящего «из тенистых широколиственных дерев». Патетика и пафос этих строк лишь подчеркивают убожество реальной картины происходящего в городе, где проезжающий всего за пару рублей в сутки может получить «покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов» или перекусить в столовой блюдом двухнедельной давности.

В этом же духе довольно злой иронии изображены помещики и чиновничья братия. Так Манилов именуется «весьма обходительным и учтивым, а это - его же любимые слова, те самые характеристики, которых так ему не хватает. По сладости взгляда его очи сравниваются с сахаром, вызывая у читателя ассоциации с противной приторностью. Внешность Собакевича не случайно соотносится с медведем - через этот образ автор сближает персонажа с животным, лишенным эстетического и духовного начал. И интерьер кабинета Собакевича описан так, чтобы оттенить основные характеристики хозяина: «Стол, креслы, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства». Ноздрев становится смешон в глазах читателя после того, как за фразой, называющей хорошими товарищами людей, ему подобных, следует такая строка: «...при всем том бывают весьма больно поколачиваемы».

Помимо иронии, довольно злой и острой, текст произведения насыщен и комедийными ситуациями, где смех становится более мягким и менее злым. Многим читателям, должно быть, запомнилась сцена о том, как Манилов и Чичиков несколько минут не могут войти в комнату, настойчиво уступая друг другу право первым пересечь порог комнаты. Интересна для рассмотрения и сцена посещения Чичиковым Коробочки, где в диалоге между дубинноголовой Настасьей и хитроумным дельцом поочередно проявляются растерянность Коробочки, ее тупость и скудоумие и поразительная хозяйственность.

Однако не только помещики и чиновники сатирически изображены в произведении. С сатирой связано и изображение крестьянского быта. Забавна ситуация, связанная с кучером Селифаном и дворовой девкой Пелагеей, объясняющей дорогу, но не различающей право и лево. Этот лаконичный отрывок о многом расскажет читателю - об общем уровне безграмотности среди простого народа, о темноте и неразвитости - естественных следствиях длительного пребывания в состоянии крепостничества. Эти же мотивы видны в эпизоде с дядей Митяем и дядей Миняем, которые, бросившись разобрать лошадей, запутались в постромках. Даже крепостной Чичикова Петрушка, человек, считающийся образованным, выглядит живым посмешищем, так как вся его ученость заключается лишь в умении складывать из букв слова, не слишком вдумываясь при этом в их смысл.

Выделяются посредством сарказма такие характерные для помещиков того времени черты, как взяточничество, казнокрадство, недобросовестность, убожество интересов. Отсюда мысль для размышления: будут ли приносить подобные люди пользу государству, занимая высокие посты в чиновничьем аппарате?

В изображении, пожалуй, самого отвратительного персонажа произведения - Плюшкина - широко использован гротеск. Плюшкин являет собой последнюю степень деградации, заключающуюся в полном омертвении души. Даже внешний облик начинает поддаваться духовному кризису героя, ведь его принадлежность к определенному полу становится все более затруднительной. Судьба детей и внуков для него безразлична. А сам он абстрагировался от окружающего мира за высокой стеной собственного эгоизма. Из его души навеки выветрились все эмоции и чувства, оставив только безграничную, невозможную скупость. И этот герой - самый страшный пример преступления чиновника против своего народа и государства.

Многоликое зло, живописно изображенное Гоголем в поэме «Мертвые души» убеждает читателя в том, что основной проблемой и основной болезнью, которой был заражен организм России, являлось крепостное право, одинаково беспощадно действовавшее как против власть имущих, так против обычных крестьян.

Имя Н. В. Гоголя принадлежит к величайшим именам русской литературы. В своем творчестве он предстает и как лирик, и как фантаст, и как сказочник, и как язвительный сатирик. Гоголь одновременно является писателем, творящим мир своего «солнечного» идеала, и писателем, раскрывающим «пошлость пошлого человека» и «мерзости» российских порядков.

Наиболее значительным произведением, работу над которым Гоголь рассматривал как дело всей своей жизни, стала поэма «Мертвые души», где он раскрыл жизнь России со всех ее сторон. Главным стремлением автора было показать, что существующие крепостнические порядки, торговля людьми не только несут с собой бесправие, темноту, обнищание народа и разложение самого помещичьего хозяйства, они уродуют, губят, лишают человечности саму человеческую душу.

Еще большего правдоподобия картины духовного обнищания и омертвения автор достигает путем изображения губернского города и его чиновников. Здесь, в отличие от жизни в помещичьих усадьбах, кипит бурная деятельность и движение. Однако вся эта деятельность лишь внешняя, «механическая», открывающая истинную духовную пустоту. Гоголь создает яркий, гротескный образ города, «взбунтованного» толками о странных действиях Чичикова. «...Все пришло в брожение, и хоть бы кто-нибудь мог что-либо понять... Пошли толки, толки, и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичикова, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» При этом над всеми нависло тяжелое ожидание возмездия. В разгар общей суматохи почтмейстер делится с другими «остроумным» открытием, что Чичиков - капитан Копейкин, и рассказывает историю последнего.

Создавая образ постепенно деградирующей России, Гоголь не упускает ни одной мелочи и детали. Наоборот, он заостряет на них внимание читателя, так как уверен, что именно из мелочей и состоит сущность всей окружающей действительности; именно они таят в себе источник зла, потому и приобретают в поэме грозный символический смысл.

В своем произведении Н. В. Гоголь наилучшим образом достиг цели, которую формулировал следующим образом: «...Я думал, что лирическая сила, которой у меня был запас, поможет мне изобразить так... достоинства, что к ним возгорится любовью русский человек, а сила смеха, которого у меня также был запас, поможет мне так яро изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом».

    Поэма "Мертвые Души" - гениальная сатира на крепостническую Русь Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный генийСтал обличителем толпы,Ее страстей и заблуждений. Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает талантом...

    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...

    Поскольку жанр поэмы предполагает равноправие лирического и эпического начал, без авторского слова обойтись в этом произведении невозможно. Лирическое начало в поэме «Мёртвые души» реализуется именно в авторских отступлениях. Не являясь героем поэмы,...

    Мое любимое произведение Николая Васильевича Гоголя - “Мертвые души”. Почти у каждого писателя есть произведение, которое является делом всей его жизни, творением, в котором он воплотил свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, “Мертвые...

Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" - гениальная сатира на крепостническую Русь

Примерный текст сочинения

Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" - произведение сатирическое. Эта смешная и веселая книга тем не менее наводит читателя на грустные раздумья о судьбе России и ее народа. Особенностью гоголевского таланта было органическое сочетание комического и трагического. Поэтому в "Мертвых душах" смешные сцены и характеры только более ярко оттеняют общую трагическую картину русской действительности 30-40-х годов XIX века. Гоголь был убежден в том, что одним из самых действенных средств преобразования общества является осмеяние типических пороков, которые мешают его дальнейшему развитию. Поэтому автор широко использует в поэме сатирические изобразительные средства.

С иронией описывает Гоголь приметы типичного губернского города, который мы видим глазами недавно приехавшего Павла Ивановича Чичикова. Это и дома, затерянные среди широкой, как поле, улицы, и почти смытые дождями нелепые вывески с кренделями и сапогами, среди которых выделяется гордая надпись: "Иностранец Василий Федоров". Юмористически изображенный городской пейзаж дает представление не только о внешнем виде города, но и о жизни его обитателей, их общем культурном уровне. Побывав в городском саду, Чичиков увидел деревца, которые были не выше тростника. Однако в газетах говорилось о том, что город украсился садом "из тенистых широколиственных дерев". Патетические строки местного журналиста особенно подчеркивают убожество этого небогатого, неблагоустроенного города, где за два рубля в сутки проезжающий может получить в гостинице "покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов", или пообедать в трактире блюдом двухнедельной давности.

Иронически рисует в поэме автор также портреты помещиков и чиновников. Называя Манилова "весьма обходительным и учтивым", автор характеризует героя словами из его же лексикона. Именно таким хочет казаться этот помещик, таким и воспринимают его окружающие. Глаза Манилова Гоголь сравнивает по сладости их взгляда с сахаром, подчеркивая приторную слащавость. Описывая внешность Собакевича, писатель сравнивает его со средней величины медведем, остро-иронически сближая образ героя с животным. Это позволяет выявить характерные особенности этого персонажа: его животную сущность, полное отсутствие в нем эстетического чувства, высшего духовного начала. Этой цели подчинено и уподобление мебели Собакевича самому хозяину. "Стол, креслы, стулья - все было самого тяжелого и беспокойного свойства". Ирония в характеристике Ноздрева связана с противоречием между ее первой частью, называющей подобных ему людей хорошими товарищами, и следующим замечанием, что "при всем том бывают весьма больно поколачиваемы".

Помимо иронических характеристик героев. Гоголь насыщает поэму комическими ситуациями и положениями. Например, запоминается сцена между Чичиковым и Маниловым, которые уже несколько минут не могут пройти в гостиную, потому что настойчиво уступают друг другу эту почетную привилегию, как культурные, деликатные люди. Одной из лучших комических сцен поэмы является эпизод посещения Чичиковым помещицы Коробочки. В этом блистательном диалоге между дубинноголовой Настасьей Петровной и предприимчивым дельцом передается вся гамма чувств героини: недоумение, растерянность, подозрительность, хозяйственная осмотрительность. Именно в этой сцене полно и психологически убедительно раскрываются основные черты характера Коробочки - жадность, упорство и тупость.

Комические ситуации в поэме связаны не только с помещиками и чиновниками, но и с людьми из народа. Такой сценой, например, является разговор кучера Селифана с дворовой девкой Пелагеей, которая, указывая дорогу, не знает, где право, где лево. Этот лаконичный эпизод говорит о многом: о крайнем невежестве народа, его неразвитости и темноте, что явилось следствием многовекового крепостного рабства. Те же негативные черты народа подчеркиваются комической сценой между дядей Митяем и дядей Миняем, которые, услужливо бросившись разобрать лошадей, запутались в постромках. Даже грамотный крепостной Чичикова Петрушка воспринимается как пародия на образованного человека, ибо он получает удовольствие от умения складывать буквы в слова, абсолютно не вдумываясь в их смысл.

Саркастически изображая в поэме чиновничество. Гоголь выявляет в нем такие отвратительные черты, как взяточничество, казнокрадство, недобросовестность, убожество интересов. Если такие люди находятся на государственной службе, значит, административная система царской России не отстаивает законность и порядок, а плодит зло и произвол. А это является ярким доказательством антинародного характера государственного аппарата.

Кроме иронии и сарказма. Гоголь использует в поэме гротеск в изображении самого отвратительного героя - Плюшкина. Он являет собой последнюю степень деградации, полную омертвелость души. Он даже внешне потерял человеческий облик, ведь Чичиков, увидя его, не сразу понял, какого пола эта фигура. В этом зловещем старике давно умерли все привязанности и родственные чувства. Ему безразличны судьбы своих детей и внуков. Он отгородился от всего мира в мрачном эгоистическом одиночестве. Из его души выветрилось все, кроме скупости, перешедшей все разумные пределы. Мелочное стяжательство Плюшкина превратилось в свою противоположность. Именно образом Плюшкина Гоголь в полной мере раскрывает всю глубину преступления помещиков перед своим народом.

Рисуя в поэме многоликое зло русской жизни, Гоголь убеждает читателя в том, что главной болезнью николаевской России было крепостное право, которое наносило огромный вред стране, губило и калечило народ. Недаром Герцен назвал "Мертвые души" "историей болезни, написанной рукой мастера".

Укажите ос­нов­ные при­е­мы са­ти­ри­че­ско­го изображения, ко­то­рые Н. В. Го­голь ис­поль­зу­ет в «Мертвых душах», и кто их рус­ских пи­са­те­лей XIX-XX веков яв­ля­ет­ся про­дол­жа­те­лем его традиций.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам. Если и случалось ему проходить их даже в блистательном и облагороженном виде, с лакированными полами и столами, он старался пробежать как можно скорее, смиренно опустив и потупив глаза в землю, а потому совершенно не знает, как там все благоденствует и процветает. Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом, нажившим себе и детей и внуков под его покровом, да слышались урывками короткие выражения, произносимые хриплым голосом: «Одолжите, Федосей Федосеевич, дельце за № 368!» - «Вы всегда куда-нибудь затаскаете пробку с казенной чернильницы!» Иногда голос более величавый, без сомнения одного из начальников, раздавался повелительно: «На, перепиши! а не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши». Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями.

Чичиков и Манилов подошли к первому столу, где сидели два чиновника еще юных лет, и спросили:

Позвольте узнать, где здесь дела по крепостям?

А что вам нужно? - сказали оба чиновника, оборотившись.

А мне нужно подать просьбу.

А вы что купили такое?

Я бы хотел прежде знать, где крепостной стол, здесь или в другом месте?

Да скажите прежде, что купили и в какую цену, так мы вам тогда и скажем где, а так нельзя знать.

Чичиков тотчас увидел, что чиновники были просто любопытны, подобно всем молодым чиновникам, и хотели придать более весу и значения себе и своим занятиям.

Послушайте, любезные, - сказал он, - я очень хорошо знаю, что все дела по крепостям, в какую бы ни было цену, находятся в одном месте, а потому прошу вас показать нам стол, а если вы не знаете, что у вас делается, так мы спросим у других.

Чиновники на это ничего не отвечали, один из них только ткнул пальцем в угол комнаты, где сидел за столом какой-то старик, перемечавший какие-то бумаги. Чичиков и Манилов прошли промеж столами прямо к нему. Старик занимался очень внимательно.

Позвольте узнать, - сказал Чичиков с поклоном, - здесь дела по крепостям?

Старик поднял глаза и произнес с расстановкою:

Здесь нет дел по крепостям.

Это в крепостной экспедиции.

А где же крепостная экспедиция?

Это у Ивана Антоновича.

А где же Иван Антонович?

Старик тыкнул пальцем в другой угол комнаты. Чичиков и Манилов отправились к Ивану Антоновичу.

Чичиков, вынув из кармана бумажку, положил ее перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас ее книгою. Чичиков хотел было указать ему ее, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать.

«Вот, он вас проведет в присутствие!», - сказал Иван Антонович, кивнув головою, и один из священнодействующих, тут же находившихся, приносивший с таким усердием жертвы Фемиде, что оба рукава лопнули на локтях и давно лезла оттуда подкладка, за что и получил в свое время коллежского регистратора, прислужился нашим приятелям, как некогда Виргилий прислужился Данту, и провел их в комнату присутствия, где стояли одни только широкие кресла, и в них перед столом за зерцалом и двумя толстыми книгами сидел один, как солнце, председатель. В этом месте новый Виргилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмелился занести туда ногу и поворотил назад, показав свою спину, вытертую как рогожка, с прилипнувшим где-то куриным пером. Вошедши в залу присутствия, они увидели, что председатель был не один, подле него сидел Собакевич, совершенно заслоненный зерцалом. Приход гостей произвел восклицание, правительственные кресла были отодвинуты с шумом. Собакевич тоже привстал со стула и стал виден со всех сторон с длинными своими рукавами. Председатель принял Чичикова в объятия, и комната присутствия огласилась поцелуями; спросили друг друга о здоровье; оказалось, что у обоих побаливает поясница, что тут же было отнесено к сидячей жизни.

H. B. Гоголь «Мертвые души»

Пояснение.

Для изоб­ра­же­ния чи­нов­ни­че­ства в своей поэме, Н. В. Го­голь ис­поль­зу­ет сатиру. В «Мертвых душах» никто из чи­нов­ни­ков не имеет фамилии, а лишь чин, имя и отчество. Гоголь, ис­поль­зуя при­е­мы гротеска, иро­ни­зи­руя над героями, показывает, что чиновники, по сути, никчемные, неумные, завистливые, а под­час и трус­ли­вые люди, го­то­вые пойти даже на пре­да­тель­ство своих сослуживцев, если речь идет о карьере, они порой и на людей-то не похожи. «Герои наши видели... даже про­сто светло-серую куртку... которая, сво­ро­тив го­ло­ву набок и по­ло­жив ее локти на самую бумагу, вы­пи­сы­ва­ла бойко и раз­ма­ши­сто какой-нибудь протокол». Это и есть один из при­е­мов са­ти­ри­че­ско­го изоб­ра­же­ния - гротеск. Также Го­голь при­бе­га­ет к ис­поль­зо­ва­нию гиперболы, чтобы рас­крыть всю глу­би­ну невежества, ис­то­ри­че­ской ограниченности, не­вы­ра­зи­тель­но­сти чи­нов­ни­чье­го мира. Так, Чи­чи­ко­ва чи­нов­ни­ки срав­ни­ва­ют с Наполеоном; про­ку­рор в «Мертвых душах» уми­ра­ет от пер­во­го напряжения, при­чем его смерть - важ­ное клю­че­вое звено в изоб­ра­же­нии чиновников.

Продолжателем тра­ди­ций Го­го­ля в изоб­ра­же­нии чи­нов­ни­че­ства стали До­сто­ев­ский и Чехов. В рас­ска­зах Че­хо­ва и по­ве­стях До­сто­ев­ско­го скуд­ный внут­рен­ний мир рос­сий­ско­го чи­нов­ни­че­ства об­на­жа­ет­ся с новой силой. У Чехова в рассказе «Смерть чиновника» показано существо ничтожное, напрочь лишённое чувства собственного достоинства, жалкое.

В «Бедных людях» Достоевского мелкий чиновник Девушкин на службе страшится взглядов своих сослуживцев и не смеет оторвать глаз от стола. Герой все время боится, что за ним наблюдают и выслеживают, ему всюду мерещатся враги. Он болезненно страшится людей, воображает себя жертвой, а потому не в состоянии общаться с другими на равных.

Так постепенно от обезличенных чиновников Гоголя вырастают новые образы в творчестве его последователей.

Сатира - это особый способ изображения отрицательных явлений жизни, пороков и недостатков людей. Отрицательное может изображаться не только в сатирических произведениях - достаточно вспомнить, например, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Деревню» А. С. Пушкина , «Думу» М. Ю. Лермонтова и многие другие. Но в сатирическом произведении пороки не только изображаются и осуждаются, но и гневно, резко высмеиваются. Смех - главное оружие сатиры, оружие острое и мощное. «Смех,- писал А. В. Луначарский,- наносит болезненные удары противнику, заставляет его терять уверенность в своих силах и, во всяком случае, делает в глазах свидетелей очевидным бессилие противника. Резко осмеивая, бичуя зло, сатирик, тем самым дает почувствовать читателю свой положительный идеал, пробуждает тягу к этому идеалу. «Под сатирою,- писал В. Г. Белинский,- следует разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества».

Но в жизни есть и такие явления, которые вызывают добрую улыбку, дружеское подшучивание. Мы и смеемся, и сочувствуем тому, над кем шутим. Это юмор , незлая, добродушная улыбка. Как правило, юмор достигается спокойным, объективным повествованием, определенным подбором фактов, образных средств - эпитетов, метафор, сравнений и проч.

Ирония - один из видов юмора. Это тонкая, затаенная насмешка. Иронический смысл достигается, например, преувеличенно восторженным определением таких качеств, или явлений, или действий, которые на самом деле достойны только порицания; ирония звучит и в восхвалении именно тех качеств, которых на самом деле нет у того, кого восхваляют. Один из ярких примеров иронии - авторская харатеристика дяди Онегина : «Старик, имея много дел, в иные книги не глядел» (а все дела его - « лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел да мух давил»).

Насмешка едкая, язвительная, которая содержит в себе и чувство гнева, ненависти, называется сарказмом. «Сатира,- писал Луначарский,- может быть доведена до чрезвычайной степени злобности, которая делает смех ядовитым, кусающим». Саркастический смех можно слышать, например, в монологах Чацкого . Сатирическими могут быть стихотворения, рассказы, поэмы, романы, но есть и особые виды сатирических произведений - басня, пародия, эпиграмма, фельетон. В поэме много смешных положений, в которые попадают герои не по производству автора, а по свойствам своего характера.

Комичность ситуаций, основанная на жизненной достоверности,- особенность сатирического произведения.

Портрет Манилова сопровождается авторскими ироническими оценками: «он был человек видный» - но только «на взгляд»; приятные черты лица - но «чересчур передано сахару»; улыбался «заманчиво». Белокурые волосы и голубые глаза довершают впечатление приторной до отвращения сладости. Речь персонажей сатирического произведения откровенно комически выражает их характер . Белинский писал, что герои Гоголя «не его выдумка, они смешны не по его прихоти; поэт строго верен в них действительности. И потому всякое лицо говорит и действует у него в среде своего быта, своего характера и того обстоятельства, под влиянием которого оно находится».

Смешно, когда Манилов отзывается о чиновниках города как о прекраснейших и достойнейших людях, а Собакевич называет тех же людей мошенниками и христопродавцами. Смешно, когда Чичиков , стараясь попасть в тон Собакевичу, изворачивается, желает угодить помещику, но это никак ему не удается. Смешно, когда в качестве доказательства ума и начитанности полицмейстера Чичиков неожиданно говорит: «Мы у него проиграли в вист вместе с прокурором и председателем палаты до самых поздних петухов. Очень, очень достойный человек!» И вместе с тем все органично именно для данного персонажа.

Именно в сатире гипербола (преувеличение) получила, наибольшее распространение. Гоголь широко использует этот прием, чтобы отвратительные черты «хозяев жизни» предстали более четко и выпукло.

Итак, приемы создания сатирического полотна те же, что и в несатирическом произведении: жизненная основа сюжета, портрет, описания, диалоги (речь действующих лиц); те же изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения и т. д. Но есть существенное различие - в целях использования этих приемов и средств, в ярко выраженном комизме сатирического произведения.

Выполняя работу, обратите внимание на эти особенности юмора и сатиры Гоголя. Как вы определите типичность помещиков -

Сочинение

Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" — произведение сатирическое. Эта смешная и веселая книга тем не менее наводит читателя на грустные раздумья о судьбе России и ее народа. Особенностью гоголевского таланта было органическое сочетание комического и трагического. Поэтому в "Мертвых душах" смешные сцены и характеры только более ярко оттеняют общую трагическую картину русской действительности 30-х годов XIX века. Гоголь был убежден в том, что одним из самых действенных средств преобразования общества является осмеяние типических пороков, которые мешают его дальнейшему развитию. Поэтому автор широко использует в поэме сатирические изобразительные средства.

С иронией описывает Гоголь приметы типичного губернского города, который мы видим глазами недавно приехавшего Павла Ивановича Чичикова. Это и дома, затерянные среди широкой, как поле, улицы, и почти смытые дождями нелепые вывески с кренделями и сапогами, среди которых выделяется гордая надпись: "Иностранец Василий Федоров". Юмористически изображенный городской пейзаж дает представление не только о внешнем виде города, но и о жизни его обитателей, их общем культурном уровне. Побывав в городском саду, Чичиков увидел деревца, которые были не выше тростника. Однако в газетах говорилось о том, что город украсился садом "из тенистых широколиственных дерев". Патетические строки местного журналиста особенно подчеркивают убожество этого небогатого, неблагоустроенного города, где за два рубля в сутки проезжающий может получить в гостинице "покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов", или пообедать в трактире блюдом двухнедельной давности.

Иронически рисует в поэме автор также портреты помещиков и чиновников. Называя Манилова "весьма обходительным и учтивым", автор характеризует героя словами из его же лексикона. Именно таким хочет казаться этот помещик, таким и воспринимают его окружающие. Глаза Манилова Гоголь сравнивает по сладости их взгляда с сахаром, подчеркивая приторную слащавость. Описывая внешность Собакевича, писатель сравнивает его со средней величины медведем, остро-иронически сближая образ героя с животным. Это позволяет выявить характерные особенности этого персонажа: его животную сущность, полное отсутствие в нем эстетического чувства, высшего духовного начала. Этой цели подчинено и уподобление мебели Собакевича самому хозяину. "Стол, креслы, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства". Ирония в характеристике Ноздрева связана с противоречием между ее первой частью, называющей подобных ему людей хорошими товарищами, и следующим замечанием, что "при всем том бывают весьма больно поколачиваемы".

Помимо иронических характеристик героев. Гоголь насыщает поэму комическими ситуациями и положениями. Например, запоминается сцена между Чичиковым и Маниловым, которые уже несколько минут не могут пройти в гостиную, потому что настойчиво уступают друг другу эту почетную привилегию, как культурные, деликатные люди. Одной из лучших комических сцен поэмы является эпизод посещения Чичиковым помещицы Коробочки. В этом блистательном диалоге между дубинноголовой Настасьей Петровной и предприимчивым дельцом передается вся гамма чувств героини: недоумение, растерянность, подозрительность, хозяйственная осмотрительность. Именно в этой сцене полно и психологически убедительно раскрываются основные черты характера Коробочки — жадность, упорство и тупость.

Комические ситуации в поэме связаны не только с помещиками и чиновниками, но и с людьми из народа. Такой сценой, например, является разговор кучера Селифана с дворовой девкой Пелагеей, которая, указывая дорогу, не знает, где право, где лево. Этот лаконичный эпизод говорит о многом: о крайнем невежестве народа, его неразвитости и темноте, что явилось следствием многовекового крепостного рабства. Те же негативные черты народа подчеркиваются комической сценой между дядей Митяем и дядей Миняем, которые, услужливо бросившись разобрать лошадей, запутались в постромках. Даже грамотный крепостной Чичикова Петрушка воспринимается как пародия на образованного человека, ибо он получает удовольствие от умения складывать буквы в слова, абсолютно не вдумываясь в их смысл.

Саркастически изображая в поэме чиновничество. Гоголь выявляет в нем такие отвратительные черты, как взяточничество, казнокрадство, недобросовестность, убожество интересов. Если такие люди находятся на государственной службе, значит, административная система царской России не отстаивает законность и порядок, а плодит зло и произвол. А это является ярким доказательством антинародного характера государственного аппарата.

Кроме иронии и сарказма. Гоголь использует в поэме гротеск в изображении самого отвратительного героя — Плюшкина. Он являет собой последнюю степень деградации, полную омертвелость души. Он даже внешне потерял человеческий облик, ведь Чичиков, увидя его, не сразу понял, какого пола эта фигура. В этом зловещем старике давно умерли все привязанности и родственные чувства. Ему безразличны судьбы своих детей и внуков. Он отгородился от всего мира в мрачном эгоистическом одиночестве. Из его души выветрилось все, кроме скупости, перешедшей все разумные пределы. Мелочное стяжательство Плюшкина превратилось в свою противоположность. Именно образом Плюшкина Гоголь в полной мере раскрывает всю глубину преступления помещиков перед своим народом.

Рисуя в поэме многоликое зло русской жизни, Гоголь убеждает читателя в том, что главной болезнью николаевской России было крепостное право, которое наносило огромный вред стране, губило и калечило народ. Недаром Герцен назвал "Мертвые души" "историей болезни, написанной рукой мастера".

1. Значение поэмы «Мертвые души».
2. Ирония и сатира в произведении.
3. Изображение помещиков.
4. Сатира в изображении чиновников.
5. Ирония в изображении простого народа.

«Мертвые души» — история болезни, написанная рукой мастера.
А. И. Герцен

«Мертвые души» Н. В. Гоголя — бессмертное сатирическое произведение русской литературы. Однако эта острая и смешная поэма наводит отнюдь не на радостные и веселые мысли. Особенностью таланта Гоголя является то, что он без труда, гармонично и тонко сочетал в своих произведениях трагическое и комическое начала. Именно поэтому комедийные и сатирические моменты произведения только оттеняют общую трагичность картины жизни России начала ХIХ века. Сатира господствует в тексте поэмы и по той причине, что автор считал ее самым действенным способом борьбы с общественными пороками и недостатками. Насколько же помогла эта сатира в рамках перестройки России — решать не нам.

Общая картина жизни россиян, исполненная иронии и легкой насмешки, начинается уже с описания города, в который прибывает Павел Иванович Чичиков. Здесь и дома, теряющиеся на фоне огромных пространств улиц, и полустершиеся, полусмытые дождем вывески с нелепыми сапогами и бубликами, с единственной сохранившейся надписью: «Иностранец Василий Федоров». Описание города подробное и насыщено едва уловимыми, но важными деталями. Оно дает представление о быте и нравах его обитателей. Например, выясняется, что не жители чужды лжи. Так, после сцены, в которой Чичиков прогуливается по саду, где деревья только высадили и они не выше трости, на глаза герою попадается заметка в местной газете, где есть сообщение о появлении сада, состоящего «из тенистых широколиственных дерев». Патетика и пафос этих строк лишь подчеркивают убожество реальной картины происходящего в городе, где проезжающий всего за пару рублей в сутки может получить «покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов» или перекусить в столовой блюдом двухнедельной давности.

В этом же духе довольно злой иронии изображены помещики и чиновничья братия. Так Манилов именуется «весьма обходительным и учтивым, а это — его же любимые слова, те самые характеристики, которых так ему не хватает. По сладости взгляда его очи сравниваются с сахаром, вызывая у читателя ассоциации с противной приторностью. Внешность Собакевича не случайно соотносится с медведем — через этот образ автор сближает персонажа с животным, лишенным эстетического и духовного начал. И интерьер кабинета Собакевича описан так, чтобы оттенить основные характеристики хозяина: «Стол, креслы, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства». Ноздрев становится смешон в глазах читателя после того, как за фразой, называющей хорошими товарищами людей, ему подобных, следует такая строка: «...при всем том бывают весьма больно поколачиваемы».

Помимо иронии, довольно злой и острой, текст произведения насыщен и комедийными ситуациями, где смех становится более мягким и менее злым. Многим читателям, должно быть, запомнилась сцена о том, как Манилов и Чичиков несколько минут не могут войти в комнату, настойчиво уступая друг другу право первым пересечь порог комнаты. Интересна для рассмотрения и сцена посещения Чичиковым Коробочки, где в диалоге между дубинноголовой Настасьей и хитроумным дельцом поочередно проявляются растерянность Коробочки, ее тупость и скудоумие и поразительная хозяйственность.

Однако не только помещики и чиновники сатирически изображены в произведении. С сатирой связано и изображение крестьянского быта. Забавна ситуация, связанная с кучером Селифаном и дворовой девкой Пелагеей, объясняющей дорогу, но не различающей право и лево. Этот лаконичный отрывок о многом расскажет читателю — об общем уровне безграмотности среди простого народа, о темноте и неразвитости — естественных следствиях длительного пребывания в состоянии крепостничества. Эти же мотивы видны в эпизоде с дядей Митяем и дядей Миняем, которые, бросившись разобрать лошадей, запутались в постромках. Даже крепостной Чичикова Петрушка, человек, считающийся образованным, выглядит живым посмешищем, так как вся его ученость заключается лишь в умении складывать из букв слова, не слишком вдумываясь при этом в их смысл.

Выделяются посредством сарказма такие характерные для помещиков того времени черты, как взяточничество, казнокрадство, недобросовестность, убожество интересов. Отсюда мысль для размышления: будут ли приносить подобные люди пользу государству, занимая высокие посты в чиновничьем аппарате?

В изображении, пожалуй, самого отвратительного персонажа произведения — Плюшкина — широко использован гротеск. Плюшкин являет собой последнюю степень деградации, заключающуюся в полном омертвении души. Даже внешний облик начинает поддаваться духовному кризису героя, ведь его принадлежность к определенному полу становится все более затруднительной. Судьба детей и внуков для него безразлична. А сам он абстрагировался от окружающего мира за высокой стеной собственного эгоизма. Из его души навеки выветрились все эмоции и чувства, оставив только безграничную, невозможную скупость. И этот герой — самый страшный пример преступления чиновника против своего народа и государства.

Многоликое зло, живописно изображенное Гоголем в поэме «Мертвые души» убеждает читателя в том, что основной проблемой и основной болезнью, которой был заражен организм России, являлось крепостное право, одинаково беспощадно действовавшее как против власть имущих, так против обычных крестьян.

Образ Чичикова выписан с той мерой психологической достоверности и с тем точным ощущением жизненной правды, которые на десятки лет предвосхитили раскрытие сущности этого нового тогда явления. Еще в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого века выставлялись всерьез образцы честного приобретательства и предпринимательства, писалось о «честной чичиковщине». Гоголь в 1841 г. смотрел на своего героя куда более трезво и проницательно. Все, что до сих пор происходило с Павлом Ивановичем Чичиковым, - это еще только, так сказать, предыстория характера. Но она исследована с таким искусством и с такой проницательностью, что все последующее в судьбе героя воспринимается читателем как нечто абсолютно закономерное и естественное в развитии характера. Прошлое Чичикова исчерпывающе объясняет его настоящее.

Отчаявшись сделать служебную карьеру, Чичиков решил коренным образом изменить свою жизнь. Он задумал стать помещиком. Вот тут-то мы и подходим к главной фазе чичиковской биографии. В эпопее с «мертвыми душами» наиболее ярко раскрылись дьявольская энергия и изобретательность Чичикова. О служебной карьере он никогда и не мечтал. Служба его занимала лишь как средство обогащения. Восхищение Чичикова вызывали не люди, обладающие высоким саном, а люди, обладающие капиталом. Впервые в русской литературе с такой замечательной пластичностью предстала психология и философия денежного человека, «миллионщика».

Это был «новый» человек в России, вызывающий к себе величайший интерес и любопытство. Помещик вел полунатуральное хозяйство. Его закрома ломились от избытка хлеба и всего того, что производила земля, но он нуждался в деньгах. Вспомним, с каким остервенением торгуются с Чичиковым за каждую копейку самые «хозяйственные» помещики Коробочка и Собакевич. Нуждаются в деньгах и городские чиновники, размеры жалованья которых явно не соответствуют тому широкому образу жизни, к коему каждый из них стремится. Повсеместно распространены казнокрадство, взятки, поборы. Истинным хозяином жизни становится капитал.

Без роду и племени, он бесцеремонно вторгался в светские гостиные и все более напористо оттеснял в различных областях общественной жизни дворянскую аристократию. Вопрос о силе денег, обаянии миллиона серьезно тревожил русских писателей начала прошлого века. Они подметили и характер человека, захваченного этим обаянием. Но это еще была фигура вроде пушкинского Германна, обманутого «пиковой дамой» и сошедшего с ума. В 1835 г. Гоголь опубликовал первый вариант «Портрета», в котором тема денег приняла еще более фантастическую окраску и прямо была связана писателем с дьявольским наваждением. Ссылка на дьявола ничего не объясняла, и в 1841 году, как мы знаем, почти в одно время с «Мертвыми душами», Гоголь закончил кардинальную переработку повести.

Фантастический элемент в значительной мере (не без влияния критики Белинского) был ослаблен и усилены реалистические мотивы. В этой редакции повести герой, захваченный жаждой денег, кончает сумасшествием и гибелью. В «Мертвых душах» взят характер, для которого приобретательство - не внешняя страсть, ломающая талант и жизнь, а сама суть, постоянная жизнь этого хар

    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...

    Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842...

    Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного...

    А разве мне всегда весело бороться с ничтожным грузом мелких страстей, идти об руку с моими странными героями? О, сколько раз хотел бы я ударить в возвышенные струны, увлечь гордо за собой поклонников и с торжеством приковать их к победной своей колеснице....