Поступок желткова в произведении гранатовый браслет. Характеристика Желткова из "Гранатового браслета": что особенного в этом герое? Главные герои: характеристика ключевых образов

«Гранатовый браслет» был создан, чтобы доказать существование настоящей, чистой любви в современном мире. Для этого он создал историю, одни воспринимают её в качестве анекдота о телеграфисте, который влюбился, а другие - как трогательную «Песню о любви» - трогательной, чистой.

Героем рассказа является Желтков Г.С. Он был чиновником контрольной палаты. Писатель изображает его как молодого человека «около тридцати пяти лет», достаточно приятной внешности: ростом высок, довольно худой, с длинными мягкими волосами. Постоянно бледноват, лицо столь нежное, как будто девичье, с детским подбородком и голубыми глазами. Желтков наделён чувством прекрасного, а именно музыкальным.

Наш герой влюблен в Веру Николаевну Шеину, женщину «аристократической» внешности. Желтков считает, что она необыкновенная, утонченная. Сначала Желтков писал письма вульгарного и, одновременно, мудрого характера. Но спустя некоторое время, он начал раскрывать чувства уже более сдержанно, деликатно. Каждый миг, который он видит княгиню - него дорого как ничто другое.

Желтков - он избранный. Та бескорыстность, самоотверженность его любви действительно сильна как смерть. Она не ждет награды, ради неё можно отдать жизнь. Все женщины мечтают о такой «вечной, святой» любви.

Веру Николаевну можно считать избранной, так как это сквозь её жизнь прошла настоящая, самоотверженная любовь. К сожалению, в отличии от женщин, в современном мире мужчины совсем обнищали как духом так и телом; Но Желтков далеко не является таковым. И это доказывает сцена свидания. Как он хорошо чувствует и разбирается в людях, то обращать внимание на угрозы со стороны Николая Николаевича перестал сразу.

Тогда, когда состоялся этот сложный разговор Желткову вернули его же подарок - изумительный гранатовый браслет, семейную реликвию, герой показал сильную волю. Он решает, что единственный выход - это уход из жизни, так как не хочет причинять любых неудобств возлюбленной. Это для него было прощанием с жизнью. Его последние слова благодарности княгине за то, она - его единственная радость, единственное утешение, были пожеланием счастья для любимой.

Все это доказывает то, что Желтков наделён Куприным благородством. Это образ не «маленького» человека, нищего духом, которого победила любовь. Прощаясь с жизнью, он оказывается любящим и сильным самоотверженно.

Таким образом, чиновник, «незаметный» человек довольно смешной фамилии Желтков за-ради счастья любимой отдал свою жизнь Богу. Конечно, тот факт, что он был одержим это правда, но чем? Высоким чувством! Это нельзя считать «болезнью». Эта любовь - великая, та, которая наполняет жизнь смыслом и сохраняет человека от вырождения нравств. Это любовь, которой заслуживают лишь избранные.

Желтков был молодым человеком, который уже давно влюбился в Веру Николаевну . Сначала он осмеливался писать ей письма. Но когда она попросила его этого больше не делать, он тут же прекратил, так как его любовь была выше его собственных желаний. Сначала он мечтал о встрече и хотел ответа, но, поняв, что у него ничего не получится, он все равно продолжал любить княгиню.­ Для него ее счастье­ и спокойствие было на первом месте. Это был чувствительный молодой человек, способный на глубокое чувство. Для него Вера Николаевна была идеалом и совершенством красоты. Он не был сумасшедшим, потому что понимал все, что происходит прекрасно. Он хотел видеть Веру, но не имел на это права, поэтому делал это тайком.­ Он понимал, что не может дарить ей подарки, но он послал ей браслет, в надежде, что она хотя бы увидит его и возьмет в руки на секунду.

Кроме того, Желтков был очень честный и благородный молодой человек, он не преследовал Веру Николаевну после ее замужества и после того, как она написала ему записку, с просьбой больше никогда­ ей не писать. Он только иногда отправлял ей поздравления с большими праздниками, такими, как Новый Год, Рождество,­ День рождения. Желтков был благороден, так как он не пытался расстроить­ барк Веры Николаевны, а когда он понял, что зашел уже далеко, и мешает своими проявлениями, он решил просто уйти с дороги. Но так как жить без нее он не мог, он покончил жизнь самоубийством, потому что для него это был единственный способ удержать себя от того, чтобы не видеть ее, не посылать подарков, писем, не давать о себе знать. Он был достаточно силен морально, чтобы сделать для себя этот вывод, но он был недостаточно силен, чтобы жить без своей любви.

Разделы: Литература

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-беседа.

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

Обучающие:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.

Развивающие:

  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; развивать навыки исследования художественного текста; сопоставительного анализа, развернутых ответов на вопросы; обогащение словарного запаса учащихся;
  • формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства);
  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино;
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Подготовительный этап: учащихся разделить на 4 группы.

Ход занятия

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

II. Вступительное слово преподавателя.

"Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви…”

“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский "Гранатовый браслет"

“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.
(К.Г.Паустовский)

Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.

Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

III. Анализ рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.

Преподаватель:

В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

1. Сообщение ученика “История создания рассказа А. И. Куприна” (индивидуальная домашняя работа учащегося).

Преподаватель:

2. “Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)

3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек” способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее.)

Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

4. Викторина по произведению.

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:

1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)
3. Как зовут главную героиню? (Княгиня вера Шеина.)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)
6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
8. Его должность? (Предводитель дворянства.)
9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)
12. Как звали знаменитую пианистку, подруу Веры? (Жени Рейтер.)
13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
14. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)
15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист.)
16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)
17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине вере).
19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)
20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)
21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)
22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)
25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?

5. Работа в группах.

Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.

Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!

Задание 1.

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельз.я)

Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)

Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.

(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)

Четвертая группа: Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты.

Любовь – это:

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

Преподаватель:

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить

Задание 2.

Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)

Вторая группа: Способна ли она на пылкую, страстную любовь?(В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)

Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?(Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение".)

Четвертая группа: “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?

Задание 3.

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?(О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)

Вторая группа: Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)

Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)

Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?

Задание 4.

Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?

Третья группа: Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной... К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах... от долгов, от бесцеремонных товарищей... Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее... думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников... Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

Четвертая группа: Существует ли идеальная любовь?

Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.

Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)

6. Работа с высказываниями героев повести.

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

IV. Подведение итога занятия.

Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный...

В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым...

Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана..."

Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты...

История несчастной любви к замужней женщине стала сюжетом повести «Гранатовый браслет». Желтков Г. С. - ее главный персонаж. Имя мужчины остается неизвестным. Можно только предположить, что его зовут Георгий. В тексте звучит только фамилия - Желтков. Внешность влюбленного мужчины также не вызывает яркой симпатии или негатива. Он высок, худощав и бледен. Другие черты внешности: дрожащие руки, нервные пальцы, рыжеватые усы, детский подбородок, длинные мягкие волосы. Желткову в повести около 35 лет.

Небогатый чиновник какого-то казенного учреждения увидел в цирке Веру Николаевну и влюбился. Это была любовь с первого взгляда и на долгие годы. Мужчина начинает следить за женщиной, знакомится с обществом, ее окружением и увлечениями. Желтков счастлив. Он любит по настоящему, мужчина осознает, какое «громадное счастье» его посетило. Чиновника не интересует ничего: «ни политика, ни наука, ни философия». Он поглощен женщиной, она становится смыслом его жизни.

Желтков благодарит Бога, одарившего его великим чувством. Он проверил, не болезнь ли это, ни наваждение. Понял, что нет. Его любовь - «не маниакальная идея». Даже муж Веры уверен, что Г. С. не был сумасшедшим, а был влюбленным. Есть некая ирония в словах автора, когда он перечисляет, как мужчина сжигает самое дорогое, что у него было: вещи Веры. Украденный платок, записка, программка выставки - предметы, побывавшие в руках женщины, становятся дороги и невероятно ценны. Вера для Г. С. единственная радость, утешение, мысль. Он не оценивает свои чувства как преследование.

Желтков дарит женщине гранатовый браслет. Эта вещь была семейной реликвией. Она охраняла мужчин от насильственной смерти, а женщин награждала даром предвидения. Браслет принадлежал прабабке, затем перешел к матери Желткова. Подарок очень разозлил брата Веры - Николая. Брат хочет положить конец этой истории. Он идет к Желткову и требует отказаться от преследования княгини. Мужчина ждет решения своей судьбы от самой Веры Николаевны. Женщина тоже просит прекратить непонятный затянувшийся роман в письмах. Желткову хочется остаться в городе и видеть любимую хотя бы изредка, но слова Веры обрывают все нити надежды.

Г. С. кончает жизнь самоубийством. Перед смертью он с восхищением обращается к любимой: «Да святится имя Твое». Вера освобождается от чувств Желткова. Но нет успокоения в душе красавицы. Она потеряла любовь, о которой «мечтает каждая женщина». Красивое чувство прошло мимо нее, она упустила возможность быть музой и смыслом жизни, оборвала любовь и осталась обычной замужней женщиной, ничем не отличающейся от других светских дам.

Сочинение


И сердце то уже не отзовется

Все кончено... И песнь моя несется

В пустую ночь, где больше нет тебя.

А. Ахматова

А. И. Куприн - оригинальный писатель XX века, в творчестве которого своеобразно преломились заветы русской классической литературы с ее демократизмом, страстным стремлением к решению задач социального бытия, гуманизмом, глубоким интересом к жизни народа. Верность традициям, влияние Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, воздействие творческих идей М. Горького определили своеобразие художественной прозы Куприна, его место в литературном процессе начала века.

Писателям, творчество которых формировалось в годы революционного подъема, была особенно близка тема "прозрения" простого русского человека, жадно ищущего правду в социальной жизни. Поэтому в центре произведений неизменно оказывается маленький человек, средний интеллигент-правдоискатель, а основной темой является буржуазная цивилизация, пожирающая тысячи человеческих жизней и влекущая за собой опошление взаимоотношений людей" Закономерно в такой ситуации обращение к одной из вечных тем - теме любви. Обращается к теме любви, как к одной из загадок бытия, и А. Куприн.

Вслед за "Олесей" (1898) и "Поединком" (1905) в 1910-е годы из-под его пера выходит своего рода "трилогия" о любви, которую образуют произведения "Суламифь", "Гранатовый браслет" и "Яма" (в последнем изображена антилюбовь). Любовь для Куприна - спасительная сила, оберегающая душу человека от разрушительного влияния цивилизации; феномен жизни, нежданный подарок, озаряющий жизнь среди обыденной реальности и устоявшегося быта. Но любовь в его произведениях сопряжена с идеей смерти.

Герои Куприна чаще всего погибают, столкнувшись с миром жестокости, бездуховности и общепринятой обывательской морали современного мира.

Смыслом и содержанием жизни главного героя рассказа "Гранатовый браслет" стала великая, но, к сожалению, неразделенная любовь. Г. С. Желтков - молодой человек приятной наружности, служащий контрольной палаты. Он музыкален, наделен чувством прекрасного, тонко чувствует и умеет разбираться в людях. Несмотря на свою бедность, Желтков имеет "родословную", диван у него покрыт "истертым прекрасным текинским ковром".

Но главная его ценность - "семь лет безнадежной и вежливой любви". Объект его преклонения - старшая дочь покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, жена предводителя дворянства в г. К., Вера Николаевна Шеина. Она вышла замуж по любви за друга детства, теперь же испытывает к мужу "чувство прочной, верной, истинной дружбы". И сама Вера Николаевна, и окружающие считают ее брак счастливым. Вера Николаевна наделена "аристократической" красотой. Она привлекает "своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах".

Героиня - чувствительная, тонкая натура, обладающая многими талантами. Но на чувства Желткова Вера не отвечает. Она воспринимает его внимание, его письма и подарок гранатового браслета как нечто ненужное, к тому же нарушающее привычное размеренное течение жизни. Княгиня привыкла серьезно относиться к жизни. Она трезво оценивает материальное положение семьи и старается "помочь князю удержаться от полного разорения ", во многом отказывает себе и экономит в домашнем хозяйстве. У Шеиных широкий круг знакомых, и для княгини Веры очень важна репутация, она боится выглядеть смешной или нелепой. Самого же поклонника "со смешной фамилией Желтков" она считает "безумцем", который "преследует ее своею любовью", и даже однажды письменно просит его "не утруждать ее больше своими любовными Излияниями". Любовь нашего героя непонятна княгине и кажется обременительной.

Для Желткова же вся жизнь заключается в Вере Николаевне. Его ничто более не интересует: "ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей". Сердце Желткова всегда около любимой, у ее ног, "каждое мгновение дня заполнено" Верой Николаевной, мыслью и мечтами о ней. Но любовь Желткова - "не болезнь, не маниакальная идея". Он полюбил Веру "потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее... и нежнее". Эта великая любовь - подарок небес, "громадное счастье". Это любовь, "которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить", - пишет он, испытывая к любимой женщине "благоговение, вечное преклонение" и безграничную благодарность уже за одно то, что она существует. Княгиня же, сама о том не подозревая, больно ранит Желткова, подталкивает к самоубийству словами: "Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее". А ведь он просил о такой малости: "остаться в городе, чтобы хотя изредка ее видеть, конечно, не показываясь ей на глаза".

Прощание с Верой Николаевной для героя равносильно прощанию с жизнью. Но, прекрасно зная о неразделенности своих чувств, Желтков надеется и "даже уверен", что Вера Николаевна когда-нибудь еще вспомнит его. И действительно, после смерти Желткова, прощаясь с ним, она понимает, что утратила что-то важное и очень ценное, что "большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет", "та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее". Потрясенная этим осознанием, Вера просит пианистку сыграть что-нибудь, не сомневаясь в том, что Женни сыграет то самое место из Второй сонаты, о котором просил Желтков. Й когда она слушала "это исключительное, единственное по глубине произведение", "душа ее как будто бы раздвоилась". Она наполнилась музыкой и стихами, которые заканчивались словами из прощального письма любящего человека: "Да святится имя Твое" ...

Музыкальная тема "Аппассионаты" утверждает высокую силу любви. Музыка в рассказе вообще играет очень важную роль, не случайно название второй сонаты Бетховена вынесено в эпиграф. Оно служит ключом к пониманию всего произведения. "Молитва о любви" проходит лейтмотивом через все произведение и мощно звучит в его финале. То, что не сумел выразить словами влюбленный чиновник контрольной палаты, "рассказала" музыка великого композитора. Как видим, взаимная, совершенная любовь не состоялась, но это высокое и поэтичное чувство, пусть сосредоточенное в одной душе, открыло путь к прекрасному перерождению другой. Ведь каждая женщина в глубине своего сердца мечтает о такой любви - "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной".

Всего несколько страниц, несколько строк из письма, а перед нами прошла жизнь человека. Реальная ли жизнь? Реален ли образ главного героя?

По воспоминаниям Л. Арсеньевой, младшей современницы писателя, в конце 1920-х годов в Париже стареющий А. Куприн вызвал на дуэль собеседника, который позволил себе усомниться в правдоподобии фабулы "Гранатового браслета". Куприн редко в своем творчестве прибегал к чистому вымыслу. Все его произведения реалистичны, основаны на реальных событиях, личных впечатлениях от встреч с людьми, от разговоров. Историю любви, легшую в основу рассказа, писатель услышал летом 1906 года в гостях у члена Государственного совета Дмитрия Николаевича Любимова. Супруги Любимовы показали Куприну семейный альбом. Там были иллюстрации к письмам, которые супруга Любимова получала от человека, подписывающегося инициалами П. П. Ж. (им оказался мелкий почтовый чиновник Петр Петрович Желтиков). Куприн творчески переосмыслил услышанное и силой своего таланта превратил обычный эпизод в историю любви, о которой веками мечтают и тоскуют "лучшие умы и души человечества - поэты, романисты, музыканты, художники". В отличие от героя рассказа Куприна, Желтиков не застрелился, а был переведен в провинцию, где затем женился. Но он послужил реальным прототипом для создания героя, покорившего наши сердца силой и чистотой своего чувства.

Образ Желткова реален. Реален потому, что на свете, вопреки мнению генерала Аносова, все еще существует любовь, которой не касаются "никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы", и существуют мужчины, способные "к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию". Хочется верить, что и в современном мире возможно светлое, человечное чувство, безоглядная, "безнадежная и вежливая", рыцарская, героическая любовь; любовь сильная и чистая, любовь, которую Бог посылает избранным, "как громадное счастье". Такая любовь, "для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость". Но такая любовь не может, не должна заканчиваться фатальным исходом. Зачем умирать? Нужно жить, зная, что ты просто рядом, в одном городе, в одной стране, на одной планете с человеком, которого любишь, и от этого жизнь наполняется смыслом и становится прекрасной.

Несмотря на трагический финал" рассказ Куприна оптимистический, жизнеутверждающий, потому что в "Гранатовом браслете" автор, наверное, сильнее и ярче, чем в других произведениях, воспевает вечные ценности жизни, душевную силу и чистоту, благородство и способность на жертву во имя любви. И, конечно, саму любовь - самое возвышенное и прекрасное из всех человеческих чувств.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») "Молчать и гибнуть..." (Образ Желткова в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Да святится имя твое…» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет») "Чистый свет высокой нравственной идеи" в русской литературе Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Анализ произведения «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Анализ рассказа "Гранатовый браслет" А.И. Куприна Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым» Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет) Значение символов в рассказе «Гранатовый браслет» Значение символов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь — сердце всего… Любовь в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" Любовь в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет Любовь Желткова в представлении других героев. Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А. П. Чехова, И. А. Бунина, А.И. Куприна) Любовь, о которой мечтает каждый. Мои впечатления от прочтения рассказа «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Не обедняет ли своей жизни и своей души Желтков, подчиняя всего себя только любви? (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Нравственная проблематика одного из произведений А. И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет») Одиночество любви (повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») Произведение А.И.Куприна, которое произвело на меня особое впечатление Реализм в творчестве А. Куприна (на примере «Гранатового браслета») Роль символики в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет"А.И.Куприна Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Талант любви в произведениях А. И. Куприна (по повести «Гранатовый браслет») Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»). Тема любви в творчестве Куприна (по повести "Гранатовый браслет") Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Трагическая история любви чиновника Желткова в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Философия любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Что это было: любовь или сумашествие? Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет” Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» "Одержимый" высоким чувством любви (образ Желткова в рассказе А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Гранатовый браслет» Куприна Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» А.И.Куприн "Гранатовый браслет" Любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Тема любви в прозе Куприна / "Гранатовый браслет"/ Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу "Гранатовый браслет") Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере повести гранатовый браслет) "Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире" (по повести Куприна "Гранатовый браслет") Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна Чему научил меня «Гранатовый браслет» Куприна Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет») Назначение образа Аносова в повести И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь даже неразделенная есть великое счастье (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Образец сочинения по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет" Своеобразие раскрытия любовной темы в повести «Гранатовый браслет»