Способен ли печорин на настоящую любовь кратко. Сочинение на тему: Умеет ли Печорин любить? в романе Герой нашего времени, Лермонтов. Скука как характерное состояние представителей высшего общества

(314 слов) Роман «Герой нашего времени» считается переходным звеном между романтизмом и реализмом в творчестве Лермонтова. В нем автор диагностировал своему поколению неприкаянность, болезнь души. Героем того времени является Печорин — уставший от всего, слегка циничный человек, который скрывает свое замученное сердце под маской отстраненности.

В своем главном герое Лермонтов изображает представителя задумчивой, отчужденной, но талантливой и способной молодежи, чей образ многие писатели стремились передать, но мало кто когда-либо превзошел. Руководствуясь откровенным повествованием автора, читатель следует за Печориным через серию драматических приключений, в которых игроки, контрабандисты, черкесы-партизаны и дуэлянты, владеющие пистолетами, играют свои роли. Постранично, с безошибочной психологической проницательностью, Лермонтов раскрывает своего главного героя как мастерского манипулятора, который играет как мужчинами, так и женщинами. С бессердечным безразличием Печорин получает удовольствие за счет волнений и страданий других, так как его «подвиги» разрушают жизнь многих персонажей: Белы, невинной черкесской девицы, которую Григорий покупает за коня; Грушницкого, безумно влюбленного курсанта, чьи романтические надежды возлагаются на княжну Марию Лиговскую, хрупкую, прекрасную молодую женщину. Пораженный собственной разрушительной силой, Печорин пытается постичь и свои мотивы, и свою судьбу, но все безрезультатно. В своем радикальном эгоизме Печорин очаровывает и отталкивает. Он и подлый жулик, и, по словам Максима Максимыча, “замечательный человек, только немного странный”.

Почему же именно этот мужчина – герой своего времени? Во-первых, потому, что он – праздный дворянин, не нашедший себе достойного призвания. Под эту характеристику подходят практически все молодые люди той эпохи, окружающие Лермонтова. Он и сам был таким. Поэтому все проблемы Печорина – это то, что волновало всех мыслящих юношей, которые потерялись в бескрайней царской России. Во-вторых, потому, что Григорий следует моде на романтизм, которая приписывает всем «исключительным» людям вгонять себя в тоску, скитаться по свету и не обременять себя ни работой, ни семьей. Тогда такой образ мыслей исповедовали многие читатели. Печорин рисуется даже перед собой, и автор осуждает это стремление подогнать жизнь под красивый шаблон. Таким образом, герой Лермонтова действительно олицетворяет целое поколение, потому что в нем воплотились все характерные ему черты.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Печорин - в полном смысле этого слова дитя своей эпохи, часть поколения, разочаровавшегося в жизни, неспособного на действие, потерявшегося в горнилах российской истории.

Печорин - «дитя» своего времени

Его поколение канет в неизвестность, не оставив за собой ничего значимого. Причина этой трагедии заключается в полном равнодушии к проблеме добра и зла, неумение любить, душевная пустота. Неспособность к подлинным чувствам - трагедия и вина Григория.

Он воспринимает любовь как необъяснимую потребность, но герой не желает впускать это чувство в свою душу. Григорий Александрович привык получать все, что хочет, не понимая, что когда-нибудь наступит расплата за все содеянное. За свою неприкаянность он платит полным одиночеством, пустотой в сердце, причиняя боль или неся гибель тем, кого смог хоть немного полюбить.

Печорин и Бэла

Григорий заметил красавицу на черкесской свадебной церемонии, она сразу пришлась ему по душе. Печорин привык получать то, что ему нужно. Он фактически даже не выкрал черкешенку, а сменял на лошадь. Максим Максимыч пробовал упрекнуть его, но главный герой отмахнулся от всяких упреков. Но была ли его любовь настоящей? Когда он добивался ответных чувств, говорил девушке, что готов умереть, если она не полюбит его.

Максим Максимыч полагал, что под маской шутливых угроз скрывалась настоящая готовность отказать от собственной жизни. Но осознавал ли Григорий Александрович, что его чувства не продлятся долго? В конце этой романтической истории он пришел к выводу, что вновь ошибся, а любовь дикарки не отличается от аналогичных чувств аристократки. За его ошибку Бэла вынуждена была расплатиться жизнью.

Взимоотношения Княжны Мэри и Печорина

После первой встречи с княжной Печорин радовался, что судьба преподнесла ему возможность не скучать на водах. И действительно получилось, что никому скучать не пришлось: ни Григорию Александровичу, ни княжне, которой вряд ли удалось забыть о пережитых событиях. Печорин начал ухаживать за девушкой, чтобы насолить Грушницкому, но неожиданно увлекается ею.

Главный герой понимает, что во время объяснения с ней, был готов встать на колени, но сознательно отталкивает ее, признаваясь, что посмеялся над ней. Грушницкий сравнивает его слова о красивой девушке с характеристикой английских лошадей.

Разумеется, для Печорина такие слова - шутка в дружеском общении, он нарочно так цинично говорит о княжне, на которую обратил внимание его хороший знакомый. Но его слова о презрении к женщинам заслуживают пристального внимания. В них прослеживается искреннее презрение к женщинам, которое сокрыто глубоко внутри лермонтовского персонажа.

Вера - единственная любовь Печорина

Несмотря на его мнение о противоположном поле, герой все же встречает ту, кто вызывает в нем настоящие чувства. Григорий причиняет ей боль, его цинизм в отношениях с ней никуда не исчезает.
Кажется, Печорин сам испытывает иссушающую ревность. Когда Вера покидает его, вероятно, навсегда, герой признается себе, что она стала для него самым дорогим человеком на всем свете.

Печорин загнал коня, пытаясь догнать ее, долго лежал недвижимо, не сдерживая рыданий и не скрывая слез. Но даже боль от утраты любимой не смогла его излечить его искалеченную душу. Его гордыня осталась прежней. Даже в минуты трагических переживаний, он оценивал себя словно со стороны, полагая, что посторонние презирали бы его за слабость. Остается открытым вопрос, надолго ли сохранились бы чувства Григория Александровича, если бы Вера остался в городе?

Он прекрасно осознает, что не умеет любить по-настоящему, не может сделать счастливой ни одну женщину, что «любил для себя». Лермонтовский персонаж словно поглощает чувства других, наслаждается их болью, воспринимает их драмы как развлечение. Он воспринимает любовь как лекарство от тоски, как способ самоутвердиться.

Григорий Печорин не желает, да и не способен любить, открывать свое сердце, не подвергая свои чувства суровому самоанализу, не может отдавать себя без остатка другому человеку. Это одна из главных причин его внутренней трагедии и глубокого одиночества.


М. Ю. Лермонтов представляет нам главного героя произведения Печорина, как человека с типическими чертами своей эпохи. Он богат, красив, не глуп, но имеет недостаток: он постоянно над всеми иронизирует. Это черта характера не дает возможность обзавестись дружественными отношениями, хотя сам он этого и не хочет.

Несмотря на то, что с первого взгляда Печорин может показаться жестоким и бездушным человеком, он все же имеет романтические черты характера.

Их можно увидеть, например, когда он общается с Верой. Но хотя Вера и была его настоящей любовью, он постоянно причинял ей боль и страдания так же, как и тому, кого не любил, например, Мери. Печорин не смог принести себя в жертву своей любви, как это сделала Вера, поэтому он был обречен на печальный исход их отношений.

Печорин такой человек, который не может найти свое место, он постоянно противопоставляет себя обществу, он чуждается его. Он не может направить свои силы и умения в какое-нибудь русло, которое принесло бы ему благо. Наверное именно поэтому он обречен на одинокую и несчастную судьбу. Как говорил сам Печорин Максим Максимычу: "..у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что ели я причиняю несчастие другим, то и сам не менее несчастлив.."

Обновлено: 2017-06-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Как автор объясняет название романа

Центральным образом романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Александрович Печорин. По отзывам другого героя, Максима Максимыча, знавшего его лично, он «с большими был странностями». Так почему Печорин – «герой нашего времени»? Какие выдающиеся заслуги сподвигли автора наградить его столь высоким званием? Лермонтов объясняет своё решение в предисловии.

Оказывается, это название не стоит воспринимать буквально. Печорин – это не пример для подражания, не тот, на кого нужно равняться. Это портрет, но не одного человека. Он составлен из пороков «всего… поколения, в полном их развитии». И цель автора – просто нарисовать его, чтобы читатели, посмотрев на это явление со стороны и ужаснувшись, смогли предпринять что-либо для оздоровления общества, в котором стало возможно появление таких уродливых характеров.

Печорин – типичный представитель своего поколения

Общественная обстановка

Роман писался во времена так называемой «николаевской реакции».

Царь Николай I, чьё восхождение на трон могло сорвать восстание декабристов, в последующем пресекал любые проявления свободомыслия и держал под строгим контролем все стороны общественной, культурной и частной жизни. Его эпоха характеризовалась застоем в экономике и просвещении. Проявить себя как личность в это время было невозможно, что мы и наблюдаем в романе на примере Печорина.

Невозможность реализовать себя

Он мечется, не находя своего места, своего призвания: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных».

Изучение наук принесло ему одно разочарование: он увидел, что только умение приспосабливаться приносит успех, а не знания и способности. Не нашёл он себя и в однообразной военной службе. Семейная жизнь его не привлекает. Ему остаётся одно – искать всё новых развлечений, часто очень опасных и для себя, и для других, чтобы не скучать.

Скука как характерное состояние представителей высшего общества

Скука – это привычное состояние Печорина. «…что поделывали?» – спрашивает его Максим Максимыч, когда им довелось свидеться вновь спустя много времени. «Скучал!» – отвечает Печорин. Но не он один пребывает в таком состоянии. И это одна из причин, почему Лермонтов назвал Печорина «героем нашего времени». «Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?

» – недоумевает Максим Максимыч, обращаясь к своему попутчику (в его роли выступает автор). И тот подтверждает: «…много есть людей, говорящих то же самое… есть, вероятно, и такие, которые говорят правду… нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Можно ли считать Печорина героем своего времени?

Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»? Даже учитывая карикатурный смысл, который вложил в данное определение Лермонтов, сделать это нелегко. Неблаговидные поступки Печорина, то, как он поступил с Бэлой, княжной Мери, несчастной старухой и слепым мальчиком из главы «Тамань», вызывают вопрос: неужели во времена Лермонтова было много таких людей, и Печорин – лишь отражение общей тенденции? Возможно, что до такой степени изменение характера доходило далеко не у всех. Но в том-то и дело, что в Печорине этот процесс проявился наиболее ярко, он взял понемногу ото всех, и оттого это звание (но только с ироническим оттенком) вполне заслужил.

Михаил Лермонтов и сам из того поколения «лишних людей». Это ему принадлежат строки, отражающие душевное состояние его современников:

«И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят, всё лучшие годы»

А потому он хорошо знает, о чём говорит.

Тест по произведению