Маленький античный город большой Италии. Главные загадки картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» Одной картины я желал быть вечно зритель

Помпей, из прошлого

Продолжаю повествование о небольших городах из серии «мал да удал».

Начало на

На этих страницах я взяла на себя большую ответственность представить вам, уважаемые читатели маленький город большой Италии - Помпей.

Я уверена, что многие из вас, побывавшие на юге Италии, не обошли своим вниманием великий Везувий и не отказали себе в удовольствии совершить путешествие в глубь веков, т.е. посетить Помпей.

Перед поездкой в Италию я немного знала об этом городе, мои познания практически ограничивались известной картиной Брюллова « Последний день Помпеи », но, готовясь к поездке, я решила, что картина будет неполной, если не покопаться в истории и не попытаться понять, как жили люди в этом древнем городе, какие были у них интересы, привычки, предпочтения и почему так неожиданно оборвалась их жизнь.

Итак, что же донеслось до нас из глубины веков?

Основание Помпей археологи относят к середине VI века до н.э., тогда Помпей ничем не выделялся на фоне остальных городов Кампании (так называлась и называется сейчас плодородная область Апеннинского полуострова, где располагался город Помпей).

Значительно позже, в I в. до н. э. Помпей превращается в культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные здания, мостятся улицы. Город украшается скульптурами, мозаиками, фресками. Это были времена, когда особое внимание в Римской империи уделялось архитектуре: строились водопроводы и мосты, термы и амфитеатры, виллы и многочисленные жилые дома.

5 февраля 62 г. н.э. прозвучало первое предупреждение грядущей катастрофы - в Кампании произошло мощное землетрясение с эпицентром в окрестностях Помпей. Город был разрушен. До этого момента в городе ощущались несильные толчки, которые не наносили ощутимого ущерба. Чувство опасности у жителей к этому времени притупилось.

Последующие 15 лет Помпей строился - жители города восстанавливали разрушенные землетрясением дома и строили новые здания.

Как это ни странно, горожане, несмотря на жестокий урок судьбы, не принимали Везувий в серьез и дальнейших неприятностей от него не ждали.

Подземные толчки не очень беспокоили горожан. Они каждый раз заделывали трещины в домах, попутно обновляя интерьер и добавляя новые украшения. Никакой паники.

Но в октябре 79 года н.э. дремавший до сих пор Везувий проснулся окончательно и обрушил на город всю свою мощь, как бы мстя людям за многолетнее пренебрежение к его великой особе.

Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это полетело с огромной скоростью на город. Люди пытались укрыться в домах, но погибали там же от удушья или под развалинами. Смерть настигала везде: в театрах, на рынках, форуме, в храмах, на улицах города, за его чертой. Но большинство жителей все же успели покинуть город.

Везувий же бушевал весь день. Помпей накрыло многометровым слоем пепла. Пыль и пепел черной пеленой висели в небе последующие три дня. Город погиб безвозвратно.

Картина Брюллова « Последний день Помпеи»

«Стремясь к наибольшей достоверности изображения, Брюллов изучил материалы раскопок и исторические документы. Архитектурные сооружения на картине восстановлены им по остаткам древних памятников, предметы домашнего обихода и женские драгоценности скопированы с экспонатов, находящихся в Неаполитанском музее. Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима. Многочисленные наброски отдельных фигур, целых групп и эскизы картины показывают стремление автора к максимальной психологической, пластической и колористической выразительности.

Брюллов построил картину как отдельные эпизоды, на первый взгляд не связанные между собой. Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины»

Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г.

Благодаря внезапной и быстрой гибели Помпей оказался самым сохранившимся античным городом, поскольку вся обстановка домов осталась нетронутой под слоем застывшей лавы.

К настоящему времени трудами археологов открыто 3/5 города (остальное решили оставить будущим поколениям!): оборонительные стены, ворота, некрополи, кварталы жилых домов с мозаиками, фресками и скульптурами, два форума, амфитеатр и два театра, храмы и многое другое доступны для осмотра.

Давайте войдем в ворота города Помпей.

Неожиданно, непосредственно возле самых ворот, едва переступив порог, при входе в город я увидела хорошо сохранившееся изображение фаллоса на плитках пола.

Вот это да! - оторопела я - веселенький был, однако, городишко!

- Не правда ли, более чем экстравагантно действовали в античные времена?

Не могу даже представить, чтобы началось, если бы сейчас люди попробовали вести себя также… - прим. автора.

Таблички с изображением волчиц или фаллосов, ранее висевшие на домах, давно находятся в музеях Неаполя, и остается только верить экскурсоводам, что здесь и здесь они висели когда-то. Древние джентльмены не стеснялись похвастаться, если было чем, и заказывали художникам специальные таблички с изображением своего достоинства и его размеров, которые прикрепляли над порогом своего дома.

Легко догадаться, каким неординарным городом был Помпей и почему моряки и воины всегда стремились туда. Лупонариев в городе было предостаточно: они располагались в отелях и в частных домах на вторых этажах, или на первых с отдельным входом, лишь только в банях и термах их не было (парадокс, в наше время услуги интимного характера процветают как раз в банях! - прим. автора) . Римляне же любили мыться и не хотели отвлекаться от этого священного занятия на разные

Их легко понять, не было же ванных комнат в домах, в которых отсутствие горячей воды в течение двух недель мы воспринимаем как стихийное бедствие! Древним приходилось ходить в общественные заведения, где удавалось совмещать приятное с полезным: можно было помыться и встретиться с друзьями и соседями. - прим. автора.

В лупонариях сохранились занимательные фрески, которые настраивали посетителей на нужный лад, эти фрески детям показывать не стоит. Много фресок эротического характера обнаруживается в частных домах, что говорит о серьезном отношении бывших хозяев к вопросам секса. Приглядевшись, вы с удивлением обнаружите, что в услугах интимного характера мало, что изменилось с древних времен.

Европейцам в Помпеях покажутся дверные проемы узкими, потолки низкими, ложи короткими, комнаты маленькими. Древние люди были небольших размеров, примерно как современные японцы.

В Помпеях вы найдете множество мраморных колонн, которые теперь ничего не подпирают, разве что небосвод, мозаики, фрески, живописные развалины, древний туалет и остатки древнего водопровода.


К водопроводу были подключены лишь богатые дома, фонтаны и термы. Обычные горожане набирали воду из фонтанов, поэтому никаких признаков водопровода в их домах нет. Сохранились только большие емкости для набора дождевой воды.

Экспонируются гипсовые фигурки древних жителей в натуральную величину.

Ныне в Помпеях насчитывается около 30 улиц и переулков. Дома в основном были двухэтажные, расположенные к улице глухой стеной, что говорит о том, что древние люди не имели желания выставлять свою личную жизнь на показ. Целые городские кварталы занимали термы, излюбленные места досуга горожан. Иные места досуга и развлечений расположены периферийно, там сосредоточены театры. Город обнесен крепостной стеной с несколькими воротами.

На время представлений в театре сиденья устанавливают, а затем снимают.

В Помпеях применяется принцип «щадящей» реставрации, подразумевающей восстановление и реставрацию лишь незначительного процента зданий или отдельных конструктивных элементов. Цель такого подхода заключается в том, чтобы показать, т.е. намекнуть на то, как мог выглядеть тот или иной объект в завершенном виде, позволить провести аналогии с другими объектами, при этом, не нарушая связь с достоверным археологическим наследием - примеч. архитектора

Дальнейшие раскопки практически не ведутся, т.к. остро стоит вопрос сохранения того, что уже раскрыто.

В наши дни на Помпей наступает новый враг - разнообразная растительность, которая пробивается повсюду, неумолимо продолжая процесс разрушения города. С этим врагом средства борьбы пока не найдены.

Зрительно растительность придает определенный шарм городу. Красные головки цветущих маков, то тут, то там колышущиеся от легкого ветерка тонкие молодые деревца усиливают чувство покоя и заброшенности, напоминая о мирной жизни и разразившейся здесь когда-то трагедии.

История одной картины Карла Брюллова.

Брюллов К. «Последний день Помпеи»

При волшебном прикосновении его кисти воскресала живопись историческая, портретная, акварельная, перспективная, ландшафтная, которой он дал в своих картинах живые образцы. Кисть художника едва успевала следовать за его фантазией, в голове роились образы добродетелей и пороков, беспрестанно сменяясь один другим, целые исторические события разрастались до самых ярких конкретных очертаний.

Карлу Брюллову было 28 лет, когда он задумал написать грандиозную картину "Последний день Помпеи". Возникновением интереса к этой теме художник был обязан своему старшему брату, архитектору Александру Брюллову, который подробно ознакомил его с раскопками 1824-1825 годов. Сам К. Брюллов находился в эти годы в Риме, истекал пятый год его пенсионерства в Италии. За ним уже числилось несколько серьезных работ, которые имели немалый успех в художественной среде, но ни одна из них не казалась самому художнику вполне достойной его таланта. Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд.

Давно уже не давало покоя К. Брюллову убеждение, что он может создать произведение более значительное, чем те, которые он сделал до сего времени. Сознавая свои силы, он хотел исполнить большую и сложную картину и тем самым уничтожить толки, начинавшие ходить по Риму. Особенно досаждал ему кавалер Каммучини, считавшийся в то время первым итальянским живописцем. Именно он относился с недоверием к таланту русского художника и часто говорил: "Что ж, этот русский живописец способен на маленькие вещицы. Но колоссальное произведение но плечу кому-нибудь покрупнее!"

Другие тоже хотя и признавали у К. Брюллова большой талант, однако отмечали, что легкомыслие и рассеянная жизнь никогда не дадут ему сосредоточиться на серьезном произведении. Подстрекаемый этими разговорами, Карл Брюллов постоянно искал сюжет для большой картины, которая бы прославила его имя. Долго он не мог остановиться ни на одной из тем, которые приходили ему в голову. Наконец он напал на сюжет, который завладел всеми его помыслами.

В это время на сценах многих итальянских театров с успехом шла опера Паччини "L"Ultimo giorno di Pompeia". Несомненно, что Карл Брюллов видел ее и, может быть, даже не один раз. Кроме того, вместе с вельможей А.Н. Демидовым (камер-юнкером и кавалером его Величества императора российского) он осматривал разрушенные Помпеи, по себе знал, какое сильное впечатление производят на зрителя эти руины, сохранившие следы древних колесниц; эти дома, как будто только недавно покинутые их хозяевами; эти общественные здания и храмы, амфитеатры, где как будто только вчера закончились гладиаторские бои; загородные гробницы с именами и титулами тех, чей прах до сих пор сохранился в уцелевших урнах.

Кругом так же, как и много веков назад, пышно зеленела растительность, покрывающая остатки несчастного города. И над всем этим высится темный конус Везувия, грозно дымящийся на приветливом лазоревом небе. В Помпеях К. Брюллов обо всех подробностях живо расспрашивал служителей, с давнего времени надзирающих за раскопками.

Конечно, впечатлительная и восприимчивая душа художника откликнулась на думы и чувства, возбуждаемые остатками древнего италийского города. В один из таких моментов в его сознании и мелькнула мысль представить эти сцены на большом полотне. Эту идею он сообщил А.Н. Демидову с таким жаром, что тот обещал дать средства на исполнение этого замысла и заранее приобрести будущую картину К. Брюллова.

С любовью и жаром принялся К. Брюллов за исполнение картины и уже довольно скоро сделал первоначальный эскиз. Однако другие занятия отвлекли художника от демидовского заказа и к установленному сроку (конец 1830 года) картина не была готова. Недовольный такими обстоятельствами, А.Н. Демидов чуть было не уничтожил условия заключенного между ними договора, и только уверения К. Брюллова, что он немедленно примется за работу, поправили все дело. И действительно, он приступил к работе с таким усердием, что через два года закончил колоссальное полотно. Гениальный художник черпал свое вдохновение не только в руинах разрушенной Помпеи, он вдохновлялся еще и классической прозой Плиния Младшего, описавшего извержение Везувия в своем письме к римскому историку Тациту.

Стремясь к наибольшей достоверности изображения, Брюллов изучил материалы раскопок и исторические документы. Архитектурные сооружения на картине восстановлены им по остаткам древних памятников, предметы домашнего обихода и женские драгоценности скопированы с экспонатов, находящихся в Неаполитанском музее. Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима. Многочисленные наброски отдельных фигур, целых групп и эскизы картины показывают стремление автора к максимальной психологической, пластической и колористической выразительности.

Брюллов построил картину как отдельные эпизоды, на первый взгляд не связанные между собой. Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины.

Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Когда же двери его мастерской на улице Святого Клавдия широко распахнулись для публики и когда потом картина была выставлена в Милане, итальянцы пришли в неописуемый восторг. Имя Карла Брюллова сразу стало известным на всем италийском полуострове - с одного его конца до другого. При встречах на улицах, всякий снимал перед ним шляпу; при его появлении в театрах все вставали; у дверей дома, где он жил, или ресторации, где он обедал, всегда собиралось много народу, чтобы приветствовать его.

Итальянские газеты и журналы прославляли Карла Брюллова как гения, равного величайшим живописцам всех времен, поэты воспевали его в стихах, о его новой картине писались целые трактаты. Английский писатель В. Скотт называл се эпопеей живописи, а Каммучини (стыдясь своих прежних высказываний) обнимал К. Брюллова и называл его колоссом. С самой эпохи Возрождения ни один художник не был в Италии объектом такого всеобщего поклонения, как Карл Брюллов.

Он представил изумленному взору все достоинства безукоризненного художника, хотя давно известно, что даже величайшие живописцы не владели в равной степени всеми совершенствами в самом счастливом их сочетании. Однако рисунок К. Брюллова, освещение картины, ее художественный стиль совершенно неподражаемы. Картина "Последний день Помпеи" познакомила Европу с могучей русской кистью и русской натурой, которая способна в каждой области искусства достичь почти недосягаемых высот.

Что же изображено на картине Карла Брюлловa?

Пылающий и отдалении Везувий, из недр которого растекаются по всем направлениям реки огненной лавы. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Одна французская газета отмечала этот живописный эффект, которого хотел достичь художник, и указывала: "Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину; но господин Брюллов пренебрег сим средством. Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень".

Действительно, основная цветовая гамма, которую К. Брюллов избрал для своей картины, была для того времени чрезвычайно смелой. Это была гамма спектра, построенная на синем, красном и желтом цветах, озаренных белым светом. Зеленый, розовый, голубой встречаются как промежуточные тона.

Задумав написать большой холст, К. Брюллов выбрал один из самых трудных способов его композиционного построения, а именно - свето-теневой и пространственный. Это требовало от художника точно рассчитать эффект от картины на расстоянии и математически точно определить падение света. А еще, чтобы создать впечатление глубокого пространства, ему пришлось обратить самое серьезное внимание на воздушную перспективу.

В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Но, увы, - поздно: смерть настигла их на самом пути. Испуганные кони сотрясают бразды, вожжи рвутся, ось колесницы надламывается, и сидевшая в них женщина повергается наземь и гибнет. Рядом с несчастной лежат разные украшения и драгоценные предметы, которые она взяла с собой в последний путь. А необузданные кони дальше несут ее супруга - тоже на верную гибель, и тщетно старается удержаться он в колеснице. К безжизненному телу матери тянется ребенок...

Владелец картины, А.Н. Демидов, был в восторге от шумного успеха "Последнего дня Помпеи" и непременно хотел показать картину в Париже. Благодаря его стараниям она была выставлена в художественном Салоне 1834 года, однако еще до этого французы были наслышаны об исключительном успехе картины К. Брюллова у итальянцев. Но совершенно иная обстановка царила во французской живописи 1830-х годов, она была ареной ожесточенной борьбы различных художественных направлений, и поэтому произведение К. Брюллова было встречено без тех восторгов, какие выпали на его долю в Италии. Несмотря на то, что отзывы французской прессы были не очень благоприятны для художника, Французская академия искусств присудила Карлу Брюллову почетную золотую медаль.

Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Картину привезли в Россию в июле 1834 года, и она сразу же стала Предметом патриотической гордости, оказалась в центре внимания русского общества. Многочисленные гравированные и литографические воспроизведения "Последнего дня Помпеи" разнесли славу К. Брюллова далеко за пределы столицы. Лучшие представители русской культуры восторженно приветствовали прославленное полотно: А.С. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н.В. Гоголь называл картину "всемирным созданием", в котором все "так мощно, так смело, так гармонично сведено в одно, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего". Но даже и эти собственные восхваления казались писателю недостаточными, и он назвал картину "светлым воскресением живописи. Он (К. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями".

Евгений Баратынский посвятил Карлу Брюллову такие строки:

Принес он мирные трофеи
С собой в отеческую сень.
И был "Последний день Помпеи"
Для русской кисти первый день.

"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

Рассказы о шедеврах

Известен такой факт, что в среде учеников Карла Брюллова его полотно «Последний день Помпеи» имело довольно простое название – просто «Картина». Это значит, что для всех учеников, это полотно было просто картиной с большой буквы, картиной картин. Можно привести пример: как Библия является книгой всех книг, слово Библия как будто и означает слово Книга . В сердцевине своего замысла и конечного эстетического эффекта «Последний день Помпеи» являет собой не просто очередной опыт в стиле метаморфоз, но и воплощенную идею, замысел.

Принцип метаморфоз держится на волшебной силе искусства, это не только в игрушечном масштабе, но и в грандиозном. Гоголю удалось выразить все чувства со всей определенностью: « … мне казалось, что скульптура, которая была постигнута в таком пластическом совершенстве древними, что скульптура эта перешла, наконец, в живопись и сверх того проникнулась какою-то тайной музыкой» . Идеал совершенства, который был показан зрителю, потерпел метаморфозы. Он воскрес и преобразился в живописной форме. Ведь живопись так и называют в переводе – писать живо. В скульптуре все каменное просто оживает. Но тут же в ней исчезают все признаки жизнеподобия, которые способна восстановить живопись. При этом она вовсе не теряет совершенства, она отпечатывается в скульптурах античностью.

Отсюда следует, что сюжет картины «Последний день Помпеи» интерпретирует не очень трагический случай из жизни, а художественный сюжет. В нем рассказывается о том, как был схоронен идеал совершенства, но он был сохранен в камне для того, чтобы оказаться способным преодолеть, победить время. Ему было необходимо вновь возродиться в живописи для того, чтобы постичь в скульптурных образах черты совершенной красоты. Она накопила за долгое время свои средства, чтобы оживить и вернуть дыхание такой красоте. Это был долг, который искусство живописи должно было возвратить классическому искусству. Необходимо было научиться найти идеал совершенно прекрасного. Именно такое было настроение в диалоге между антизмом и романтизмом, это был некий эстетический фон, на котором обрисовывались контуры брюлловской картины. Живопись Карла Брюллова имела именно такой метафизический сверхсюжет о неисповедимости путей преемственности и художественного опыта.

Стоит напомнить, что Баратынский сочинил ставшие знаменитыми строки «И стал последний день Помпеи» . Гоголь объявляет в самом начале своей статьи о мрачном зрелище конца и гибели светлого воскресенья в живописи. В словах обоих мастеров финальный сюжет и название картины обыгрывают в одном ключе. Именно это и есть ключ к картине и к тому успеху, которого удостоилась картина у своих современников. Обыгрывается антитеза: день Последний, это значит гибель и конец, смерть – и первый – то есть знаменующий и торжественный. Но в обеих картинах показано катастрофическое убывание жизни в одной материи – материи истории и в одной точке поставлено в мистическую связь с чудесным пребыванием живой энергии.

Здесь художником нарисован образ животворящей смерти. Древний мир на картине погиб, но он как будто спасен живой красотой. Карлу Брюллову удалось и воскресить, и обессмертить. Именно об этом и толкует Гоголь : «его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой…у Брюллова является человек, для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы. Страсти, чувства верные, огненные, выражаются на таком прекрасном облике, в таком прекрасном человеке, что наслаждаешься до упоения…»

В первом веке нашей эры произошла серия извержений вулкана Везувий , которые сопровождались землетрясением. Они разрушили несколько цветущих городов, которые были расположены недалеко от подножья горы. Города Помпеи не стало всего за два дня - в августе месяце 79 года он был полностью засыпан вулканическим пеплом. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Казалось, что город скрылся с лица земли. Открытие Помпеи совершилось в 1748 году. Именно с тех пор месяц за месяцем непрерывно ведущиеся раскопки открывали город. Помпеи оставили неизгладимый след в душе Карла Брюллова уже при первом посещении им города в 1827 году.

Брат Брюллова изучает помпеянскую архитектуру и работает над проектами реставрации помпеянских терм. Может показаться, что тема будущей картины возникла естественно, как будто это была дань впечатлению. Но в европейском искусстве сюжет города Помпеи является кочующим сюжетом. Романтизм, как искусство был создан поколением людей эпохи наполеоновских войн. Именно перед их взорами предстали зрелища таинственной игры. Исторические сюжеты у романтиков стали иначе изобретаться и трактоваться.

В различных проявлениях классического искусства очень часто изображались трагические сцены. Например, разрушения Содома или египетские казни. Но в таких библейских историях подразумевалось, что казнь идет свыше, здесь можно было увидеть проявление божьего промысла. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. На картине вам не удастся найти главного героя. Его там просто нет. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом.

В отличие от многих картин эпохи классицизма, где в основном преобладал один поворот лица героев – к зрительному залу, здесь прорабатывается новая технология, новый вариант. Направление движения осуществляется только с направлением движения в глубину. Отдельные фигуры на картине изображены со спины, некоторые находятся в сильном диагональном движении. Такой прием размещения групп наделял происходящее независимым от зрителя существованием, здесь все существует только для зрителя. Все происходящее трагическое и ужасное происходит только для зрителей. Именно такое происшествие, как настоящий пожар на искусственно приспособленной для искусственных страстей сценической площадке, тут заставляют зрителей ощущать все, что они видит, их все касается на прямую, он будто участник события, а не зритель.

У Брюллова был смысл применять в эскизах композиционный маневр, он собирался изменить зрительную установку по аналогии с подобного рода ситуациями. Зрителю необходимо было проникнуться ощущением, что все происходит на прямую. В эскизе, который хранится в Третьяковской галерее, можно увидеть целый клубок линий, которые разнопланово крутятся. На картине в правом верхнем углу изображено извержение вулкана – огненный язык так и вырывается из жерла, а языки лавы спускаются по склонам горы. Красное небо на картине тоже находится в клубах пламени.

На эскизе можно заметить и видоизмененные цитаты из ватиканской фрески «Пожар в Борго» . Здесь же можно заметить группы лиц, которые поднимают руки к небу. Они просят о пощаде у верховного жреца. Картина имеет форму прямоугольной гробницы, которая ограничивает глубину картины и создает ощущение тесноты. Осуществляется смешение классического канона и нового. Именно романтические пристрастие автора обеспечили такой большой успех картины в Италии. Картина пользовалась успехом и в Петербурге. Именно здесь картину ждали с нетерпением.

Картина была создана по заказу. Ее заказал Анатолий Демидов , он являлся одним из богатейших наследников уральских горнозаводчиков. Он купил в Италии себе специальный титул князя Сан – Донато, коллекционера и мецената. В 1834 году Демидов приехал в Петербург и преподнес эту картину в дар Николаю Первому. Анатолий решил показать картину сначала во Франции, поэтому картина отправилась в Париж. Но в марте того же года, она показывалась в Барселоне. Жюри выставки определило главный приз именно этой картине.

Но Карл Брюллов остался недовольным реакцией французской критики, особенно после итальянских восторгов. Именно художественная французская критика отражала общую расстановку сил в искусстве, но это была борьба партий. Брюллов достиг компромисса – соединил романтизм и классицизм. Но на фоне продолжавшейся борьбы классицизма и романтизма картина не удовлетворяла вкусы обеих групп. На выставке картина располагалась между картинами – «Св. Симфорион» Энгра и «Алжирские женщины» Делакруа.

К. Брюллов. Автопортрет. (романтизм)

Родился в семье художника, академика, преподавателя Академии художеств. Уже в детстве с ним много занимался отец, что не могло не наложить отпечаток на его творчество. В своих произведениях он обычно следовал стилю классицизма (художественный стиль, в переводе с латинского «образцовый», взявший за идеал традиции античности и Эпохи Возрождения. Классицизм возвышает героическое, высокую гражданственность, чувство долга, осуждает пороки.), который настойчиво внедряла в своих стенах Академия художеств. Однако, как мы увидим, все же веяния также не оставили равнодушным Брюллова. Он блестяще закончил Академию, получил Большую золотую медаль, а затем совершенствовал свое мастерство в Италии, где быстро добился европейского признания. Сюжеты многих его картин навеяны итальянскими мотивами. Брюллову принадлежат полотна и на историческую, и на мифологическую темы, и на бытовые сюжеты. Писал также картины-иллюстрации к литературным произведениям и очень много портретов.


Последний день Помпеи (1833)



Картина воссоздает гибель античного города Помпея при извержении вулкана Везувий в 79 году н.э. Это громадный холст высотой в 4,5 метра и длиною в 6,5 метров.

Сложнейший пейзажный фон, многофигурная композиция потребовали напряжения физической и творческой энергии. Успех картины объясняется бурным драматизмом сцены, блеском и яркостью красок, композиционным размахом, скульптурной четкостью и выразительностью форм.

Везувий зев открыл - дым хлынул, клубом пламя

Широко развилось, как боевое знамя,

Земля волнуется, - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Главное же состоит в том, что живописец с убедительностью показал: никакие, самые беспощадные и неотвратимые силы не в состоянии уничтожить в человеке человека. Всматриваясь в картину, замечаешь, что даже в минуту гибели каждый из изображенных не столько ищет спасения для себя, сколько стремится прежде всего спасти близких и дорогих для него людей. Так, мужчина в самом центре картины, протянувший открытую ладонь левой руки к грозному небу, защищает от падающих камней не себя, а жену, которую он прикрыл своим плащом. Женщина же, согнувшись и наклонясь всем корпусом вперед, пытается своим телом укрыть детей.

Вот взрослые дети пытаются вынести из-под огня своего старого отца. Вот мать убеждает сына оставить ее, спасаться самому. А вот жених с мертвой невестой на руках.

Конечно, не все люди одинаково верны и порядочны. В картине присутствует и звериный страх, заставляющий всадника на коне скорее спастись самому, и неутолимая алчность, с которой жрец присваивает церковные сокровища, пользуясь общей паникой. Но их немного.

Все же в картине преобладают благородство и любовь.

На произведении Брюллова лежит яркий отпечаток влияния романтизма. Это видно и в выборе темы, и в огненном колорите картины. Но с другой стороны, здесь видно еще и влияние классицизма, которому всегда был верен Брюллов — фигуры людей очень напоминают совершенные античные скульптуры. Триумф, пережитый творением Брюллова, знали немногие художественные произведения.

Знаменитый английский писатель Вальтер Скотт провел возле картины два часа и оценил создание русского мастера как историческую эпопею. Когда автор ступил на родную землю, его горячо чествовали уже в Одессе (он прибыл морем), а особенно восторженно в Москве. Именно в «первопрестольной» художника встретили поэтическими строфами Е.А.Баратынского:

Принес ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень,

И стал «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день!

Автопортрет (1848)



Этот автопортрет считается одним из лучших в мировой живописи. В нем художник передал настроение, овладевшее им в конце жизни. Брюллов в то время тяжело болел. Мастер изображает себя полулежащим в кресле. Красная подушка, на которой устало покоится голова, подчеркивает болезненную бледность лица. Бессильно опущенная с подлокотника кисть исхудавшей руки усиливает мотив физического страдания. Однако, чувствуется, что к страданиям физическим присоединяются и душевные муки. О них выразительно говорит взгляд запавших, усталых глаз. Этот шедевр был написан всего за два часа.

Портрет Юлии Самойловой с воспитанницей


Эта картина - пик творчества Брюллова-портретиста. Это торжествующее явление красоты и духовной силы независимой, яркой, свободной личности. Брюллов и Юлия Самойлова любили друг друга. Они познакомились в Риме, и их любви способствовала щедрая итальянская природа. Художник изобразил ее вместе с воспитанницей, покидающих гостиную дома: стремительную, порывистую, ослепительно красивую, покоряющую благоуханной молодостью и страстностью натуры. Художник Кипренский говорил, что так удачно можно сотворить портрет женщины, которой не только бесконечно восхищаешься, но которую горячо, без ума любишь...

Второе название картины - "Маскарад". Это главный замысел художника.
Там, в глубине зала - маскарад. Но в мире лжи Самойлова, полная человеческого достоинства, пренебрежительно скинула маску и гордо демонстрирует свое открытое лицо. Она искренна. Она не скрывает своей любви к художнику,которого на этом балу подвергли осуждению, и своего отношения к обществу, которое она с племянницей демонстративно покидает.
А там, в глубине зала, продолжает веселиться толпа в масках, там представители высшего света, которые привыкли говорить одно, делать другое, а думать третье. Там насквозь фальшивое общество, с которым у Брюллова так часто не совпадали взгляды. Самойлова играла в жизни художника огромную роль - она поддерживала его и материально, и духовно в трудные минуты жизни Брюллова.

Бахчисарайский фонтан(1849)



Картина-иллюстрация одноименной поэмы Пушкина. Он изобразил «робких жен» хана Гирея в саду у бассейна, следящих за движениями рыб в воде. За ними наблюдает евнух. С интересом и восторгом передает художник экзотику Востока: причудливые восточные костюмы, пышную роскошь природы — все это придает картине праздничную декоративность. В картине нет драматизма. как в поэме. Идиллическое настроение делает ее живописной иллюстрацией к стихам:

Беспечно ожидая хана,

Вокруг игривого фонтана

На шелковых коврах оне

Толпою резвою сидели

И с детской радостью глядели,

Как рыба в ясной глубине

На мраморной ходила дне.

Нарочно к ней на дно иные

Роняли серьги золотые.

Итальянский полдень (1827)



Моделью для этой картины служила римлянка из простолюдинок - полная, круглолицая особа, которую он изобразил за сбором винограда. Стоя на лестнице, в левой руке она держит корзинку с виноградом, а правой рукой собирается сорвать виноградную гроздь, да залюбовалась игрой света в налитых янтарем ягодах. За этим занятием и застал ее художник. Щедрое итальянское солнце сквозит в зеленой листве, горит золотом в плодах винограда, вспыхивает ярким пламенем на пурпуре накидки, перекинутой через левую руку молодой женщины, в румянце ее щек, в изгибе алых губ, пронизывает ее пышный бюст, который обнажила сползшая с плеча блуза. "Итальянский полдень" - зрелая, цветущая женщина, под стать зрелым и сочным плодам, взлелеянным итальянским солнцем. Буйство света и красок, типично итальянский, южный склад лица не требуют показывать окружающую обстановку, чтобы подчеркнуть место действия.

Портрет сестер Шишмаревых (1839)



Парадный портрет дочерей известного любителя театра и художника Шишмарева. Портрет написан в виде жанровой картины, Сестры изображены спускающимися по мраморной лестнице в сад. У ног их стремительно проносится собака. Внизу слуга - эфиоп удерживает арабских скакунов. Плавны и красивы движения «амазонок». Изысканны их костюмы. Глубок и насыщен цвет синих, малиновых, черных одежд.

Вирсавия (1832)



Картина написана на библейский сюжет. Вирсавия - это жена Урии, друга царя Давида. Давид убил Урию и сделал Вирсавию своей женой.Она родила ему сына, будущего царя Соломона, прославившегося своей мудростью. Художник соединил в картине идеальную красоту с жизненной правдой. Он пишет красоту женского тела, но при всей скульптурности форм, которые напоминают о классицизме, эта красота не холодная, а живая, теплая. Мифологический сюжет в духе романтизма окрашен пряностью восточной экзотики: белоснежная красота Вирсавии оттенена темнокожим телом негритенка.

Девушка, собирающая виноград.



Картина написана в 1827 году. Это сценка из сельской жизни, пдсмотренной в одном из итальянских местечек. Брюллов превратил его в нарядный балетный спектакль.

Юная крестьянка, подобно грациозной танцовщице, поднялась на полупальцах и раскинула гибкие руки, едва касаясь лозы с гроздью черного винограда. Музыкальность ее позы подчеркивает облегающее стройные ноги легкое платье - хитон. Нитка кораллов оттеняет стройную шею и румяное лицо, обрамленное вьющимися каштановыми волосами.

Другая девушка, свободно полулежащая на ступеньках дома. позванивает колокольчиками бубна и кокетливо поглядывает на зрителя.

В веселую компанию вмешивается младший братишка в короткой рубашке - этакий вакхальный амурчик, который тащит бутыль для вина.

Гадающая Светлана


В Сочельник девушки гадают на суженого. Вот и Светлана, глядя в зеркало, гадает. Это девушка из народа - в кокошнике, в сарафане, с бусами на груди. Художник, конечно, сильно приукрасил портрет - девушки из народа так не одеваются. Светлана вглядывается в зеркало и шепчет какие-то заклинания. Девушка страстно произносит волшебные слова, глаза ее умоляюще вглядываются в свое лицо, как будто сама у себя она ждет исполнения желания. Рядом стоит горящая свеча, освещая лицо девушки.

Портрет Н. Н. Гончаровой. 1832г.



Это единственный портрет жены Пушкина, созданный при жизни поэта. Это подлинный шедевр русской акварельной живописи.

Художник не вникает в характер молодой дамы. Он целиком находится под влиянием красоты и обаяния юности. Поэтому все внимание зрителя приковано к ее молодости, к миловидности почти детского лица, и нарядному туалету. Ей было всего 18 лет.

На портрете у прекрасной Натали в ушах серьги с дорогими бриллиантами. Небогатый Пушкин одолжил их для бала для любимой жены у своего друга, Петра Мещёрского. Когда поэт увидел их на жене, он настоял, чтобы Брюллов написал портрет именно в этих серьгах. Следует сказать, что по преданию, алмазы эти были не простые, а "ширинские алмазы" - их относят к историческим "роковым драгоценным" камням. Считалось. что их нельзя носить женщинам, не принадлежащим к роду Мещёрских.

Глядя на этот портрет кисти Брюллова, невольно вспоминаются строки из стихотворения Пушкина, посвященные любимой жене:

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель...

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Парный портрет Е.Мюссара и Э.Мюссар (1849), акварель



По совету врачей в 1849 году Брюллов уезжает на остров Мадейру, где он пробыл около года. Здесь, среди немногочисленной колонии русских художник познакомился с красивой четой Мюссар. Евгений Иванович Мюссар был секретарем герцога Максимилиана Лихтенбергского и его супруги великой княгини Марии Николаевны. Художник взялся написать портрет супругов Мюссаров. Портрет конный, парадный. Брюллов очень любил писать такие портреты. И хотя это акварель, художник мастерски сумел передать фактуру одежды и красоту аксессуаров. Но их блеск не мешает полюбоваться красивой четой Мюссар на прогулке и статью их великолепных лошадей.

Смерть Инессы де Кастро(1834)



Перед нами драма из жизни кастильского короля Альфонса IV-Португальского. Придворная дама супруги сына короля Дона Педро Инесса пленила своей красотой инфанта, который после смерти своей жены тайно с ней обвенчался, т.к. у отца была другая кандидатура в жены сыну. Советники короля вызнали тайну сына и выдали ее Альфонсу.

Дон Педро отказался женится на отцовской претендентке. Тогда по решению королевского Совета было решено убить Инессу. Выждав момент, когда Дон Педро ушел на охоту, король с советниками отправился к Инессе. Когда Инесса поняла, что их ждет, то она бросилась в ноги королю. Несчастная женщина рыдала, умоляя сохранить ей жизнь. Вначале король пожалел молодую женщину, однако советники уговорили не поддаваться ненужной жалости и убили мать двоих детей.

Дон Педро не простил отцу такого вероломства и после его смерти нашел непосредственных убийц и казнил их. Художник сумел передать чувства матери, страстно умоляющей своих убийц. В темных мрачных тонах изображены король и его приспешники, светлым пятном выделяются фигуры Инессы и детей. И снова в изображении женщины Брюллов остается верен классицизму, а в выборе темы, в изображении страсти склоняется к романтизму.

Всадница (1823)



Пожалуй, самый известный портрет кисти Брюллова. Перед нами воспитанницы графини Самойловой - Джованна и Амацилия Пачини. Это парадный портрет-картина: молодая красавица Джованна в виде амазонки осадила коня перед верандой дома, ей навстречу выбежали собаки и маленькая девочка, с восхищением и обожанием смотрит она на сестру. Портрет как бы наполнен движениями и звуками: собаки лают, кажется, еще слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах палаццо. Конь горяч, но сама всадница спокойно восседает на его широкой спине. С большим мастерством Брюллов пишет развевающийся изумрудный газовый шарф всадницы на фоне темной зелени парка - зеленое на зеленом. Протрет проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни.

Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852),

Художник.

Автопортрет

Родился Карл Брюллов 12 декабря 1799 года в Петербурге. Вырос в художественной семье: его братья, отец, дед, прадед были художниками.
Он успешно окончил Академию художеств, где преподавал его отец. Благодаря редкой одаренности и изрядной домашней подготовке, он с первых шагов резко выделялся среди своих сверстников.

В 1821 году в Петербурге было учреждено Общество поощрения художников, главной целью которого было всеми возможными средствами помогать художникам и способствовать широкому распространению всех изящных искусств. Именно Карл Брюллов и его брат Александр первыми отправились на деньги Общества в Италию, в Рим.

Портрет архитектора А.П.Брюллова, брата художника

А накануне заграничной поездки их исконной фамилии "Брюлло" было придано русское окончание, оба стали отныне "Брюлловыми". Молодые русские художники обстоятельно знакомились с историей, искусством Западной Европы.

Портрет императрицы Александры Федоровны. 1837

Там Карл написал картину "Итальянское утро", которая сделала его необыкновенно популярным художником.

Итальянское утро

Его героиня, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.

Итальянский полдень


Великий Карл - так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова. Всемирное признание принесло Брюллову написанное им в Италии огромное полотно "Последний день Помпеи". Имя Карла Брюллова теперь ставилось рядом с именами Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка.

Последний день Помпеи

Сюжет картины «Последний день Помпеи» - гибель античного города Помпеи в результате извержения вулкана Везувия в 79 году нашей эры. Работая над осуществлением своего замысла, он тщательно изучил исторический материал, в частности свидетельства очевидца катастрофы - римского писателя и государственного деятеля - Плиния Младшего, ездил на место археологических раскопок, где сделал много зарисовок и этюдов с натуры.
Трагическая гибель людей во время извержения Везувия, поэтика чувств, величие человеческого духа перед слепой стихией иллюстрировали драматическое восприятие художником жизни.

В 1836 году К.П.Брюллов возвратился в Россию и занял должность профессора Академии художеств.

В Петербурге художник создал галерею портретов современников.

Всадница

Портрет Ю.П. Самойловой с приёмной дочерью Амалией 1842г.