Какой рмж был у толкуновой. Толкунова перестала лечиться от смертельной болезни после операции, сделанной три года назад. Фильмография Валентины Толкуновой

22 марта в Москве от тяжелого онкологического заболевания скончалась певица Валентина Толкунова. Ей было 63 года. Еще 16 февраля стало известно, что Толкуновой стало плохо в белорусском Могилеве, где она давала концерт. Вскоре из могилевской больницы ее перевели в Боткинскую, а поклонникам сообщили об отмене всех назначенных выступлений.

Толкунова родилась в Армавире в семье железнодорожников; почти сразу после рождения дочери родители переехали в Москву. Судьба Толкуновой оказалась связана с музыкой с детства: она пела в Московском детском хоре и в ансамбле Центрального дома железнодорожников под руководством Семена Дунаевского. В 18 лет она поступила в Московский государственный институт культуры на дирижерско-хоровое отделение, а спустя два года прошла по конкурсу в ВИО-66 - вокально-инструментальный оркестр, или, говоря точнее, джазовый биг-бенд при Росконцерте.

"Помню, пришла в институт и говорю: "Я теперь артистка и не могу учиться на дневном", а мне отвечают: "А на заочное мы тебя переводить не станем, ты слишком хорошая студентка". И правда, я всегда отлично училась. Так я и покинула МГИК и ушла в ВИО-66, где пять лет пела партии первого сопрано, а также джазовую музыку", - рассказывала певица в интервью.

Руководитель биг-бенда, прославленный джазмен Юрий Саульский, стал первым мужем певицы; расформирование ВИО-66 совпало по времени с расставанием супругов. "У него было несколько жен, я даже не знаю точно, какой по счету женой я ему приходилась, но каждую свою жену он очень любил. Я благодарна богу за то, что у меня были пять чудесных лет с таким великолепным, умным, талантливым человеком". Во втором браке, с писателем и журналистом-международником Юрием Папоровым, Толкунова прожила около 30 лет, родив сына Николая.

Закончив Гнесинское училище, Толкунова занялась сольной карьерой, дебютировав в 1972 году на творческом вечере поэта Льва Ошанина. Певица работала с композиторами Павлом Аедоницким, Эдуардом Колмановским, Людмилой Лядовой, Микаэлом Таривердиевым, Виктором Успенским, Александрой Пахмутовой. Среди песен, которые прославили Толкунову, - суперпопулярные шлягеры последних советских десятилетий: "Стою на полустаночке", "Я не могу иначе", "Носики-курносики", "Во всем мне хочется дойти до самой сути", "Я деревенская", "Серебряные свадьбы", "Поговори со мною, мама", "Мой милый, если б не было войны". Коллеги Толкуновой сходятся на том, что сейчас невозможно представить эти песни, спетые чьим-то чужим голосом: певица создала свою неповторимую манеру исполнения - задушевную, откровенную, очень лирическую, очень женственную. Благодаря этой манере советская песня Толкуновой никогда не была советской в полном смысле слова, и певица с законным на то основанием говорила: "Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни".

Во второй половине 1980-х Толкунова создала на государственной основе свой собственный музыкальный театр. Среди спектаклей, которые были поставлены театром на сцене ГЦКЗ "Россия", - опера "Русские женщины" по поэме Некрасова и стихам Пушкина и Кольцова.

Заслуги певицы не раз отмечались государством: в 1987 году ей было присвоено звание народной артистки РСФСР, также она награждена орденами Дружбы и Почета. Тем не менее, в последние годы Толкунова фактически пропала с экрана телевизора. "Это связано с деньгами. У меня нет таких денег, чтобы платить за то, чтобы появиться на экране. Это же бешеные деньги, а кланяться спонсорам я не хочу, - объясняла она. - Те, кто хочет меня слышать и видеть, те меня видят и слышат. Концертов у меня столько же, сколько и раньше". И еще одно высказывание: "Мои песни - это не эмоции ниже спины. Это эмоции на уровне сердца, на уровне головного мозга".

Лейтмотив поздних интервью Толкуновой - тоска по высокой культуре. "Мне очень трудно понять, как при сегодняшней доступности литературы, при том, что лавки переполнены Цветаевой и Ахматовой, почему эти стихи не складываются в песни и никому не нужны?.. У людей при полных карманах денег обнищал дух. Раньше все было наоборот - Цветаеву или Ахматову было невозможно достать. Но люди были высоко духовны, они были готовы к слушанию и чтению таких стихов. А сейчас они не то что не готовы, они слушать даже этого не хотят. Раньше я пела баллады на стихи Гарсии Лорки. Кому они сейчас нужны?.."

Толкунова признавалась, что хотела бы жить в XIX веке. "По сути своей я все-таки из ХIХ столетия, там мне все близко. Когда я читаю великую прозу или окунаюсь в гениальную поэзию, когда открываю томик Пушкина, Тургенева, Достоевского, чувствую, что оттуда". На вопрос: "Тургеневская девушка?" - ответила: "Мне кажется, да". И еще: "Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой".

Чтобы помнили...

Друзья и близкие Валентины Толкуновой даже не подозревали, что раком она болела долгих 15 лет

40 дней назад из жизни ушла любимая певица.

С детства слова «петь» и «дышать» были для нее синонимами. В 11 лет Валентина пришла в ансамбль Центрального дома детей железнодорожников, а уже в 26 на равных делила главные сцены страны с живыми песенными легендами того времени. Своим крестным отцом на сцене она считала Льва Ошанина, который не только написал для нее первые песни, но и торжественно провозгласил со сцены: «Засияла маленькая звездочка на эстрадном небосклоне — Валечка Толкунова». Каждая ее песня становилась настоящей жемчужиной, подобно тем, что перед каждым концертом она вплетала в волосы, — «Где ты раньше был?», «Мы на лодочке катались», «Ускакали деревянные лошадки», «Стою на полустаночке», «Я не могу иначе», «Если б не было войны», «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Где ты появился на свет», «Если б не было зимы». Валентина пела их просто, задушевно, безыскусно и, казалось, очень легко. До конца своих дней она оставалась не только истинно народной певицей, но и настоящей женщиной, поскольку обладала главным необходимым для этого качеством — будучи на самом деле мужественной и сильной, казалась нежной, женственной и слабой. Недаром Иосиф Кобзон сказал о ней: «Валя только с виду простушка, внутри у нее железный каркас». Ей удалось прожить жизнь с достоинством. С ним она перенесла все: и непростую личную жизнь, и нелады в семье (отношения с единственным сыном долгое время оставляли желать лучшего), и годы отлучения от телевидения, упорно делавшего вид, что такой певицы просто не существует, и тяжелую болезнь, с которой она сражалась практически в одиночку.

ГИТАРИСТ АНАТОЛИЙ ЯДРЫШНИКОВ: «ВРАЧАМ ОНА СКАЗАЛА: «Я ПРОСТО УСТАЛА»

Музыкант проработал в ансамбле Валентины Толкуновой пять лет и считает, что ему очень повезло.

- Анатолий, Валентина Васильевна была строгим руководителем?

Замечания она всегда делала очень деликатно. Если же человек не понимал, о чем его просят, просто теряла к нему интерес. Для нее было очень важно, чтобы ее слышали, поэтому считала, что лучше расстаться, чем скандалить и выяснять отношения.

Но с ней все работали подолгу: некоторые наши музыканты и костюмер Лена лет по 15 и больше. Толкунова была очень доступной, общалась всегда на равных, никакой звездности у нее и в помине не было. Знаю, что некоторые представители шоу-бизнеса позволяют по-хамски вести себя с теми, кто с ними работает, но к Валентине Васильевне это никакого отношения не имело. Она вообще, если можно так сказать, была из другого профсоюза.

- О ее скромности ходят легенды...

Валентина Васильевна действительно была без звездных запросов. После выступления приходим в ресторан, - для нее, конечно, старались приготовить что-нибудь особенное - а она просит: «Можно мне просто гречку и нарезать туда помидорки?». Даже находясь на гастролях, соблюдала все посты, как того требовали религиозные каноны. Я всегда удивлялся, как Валентина Васильевна при этом выдерживала напряженный гастрольный график, от которого стонали даже молодые члены нашей группы. У нас случались такие тяжелые перелеты и переезды, когда мы неделями не бывали дома. А она, несмотря ни на что, всегда пребывала в прекрасном настроении.

- Неужели у знаменитой певицы не было никаких требований к организаторам гастролей?

Когда полжизни проводишь в поездках, в безликих гостиничных номерах, конечно же, хочется уюта, и мы старались окружить ее максимумом удобств. Но у нее к номеру было только одно требование - чтобы был теплый, без сквозняков. Поскольку нам приходилось много колесить по российскому бездорожью, добираясь в маленькие провинциальные города, Толкунова всегда просила, чтобы автомобиль был максимально комфортным. А уж представительского он класса или нет, ее мало волновало.

Валентина Васильевна в отличие от большинства звезд не считала зазорным выступать в домах культуры. Она в этом смысле была человеком непафосным.

- А какие-то слабости у нее были?

Как у всех. Певица любила сладкое, обожала кофе и могла выпить немного коньяка, но только очень хорошего.

- У каждого исполнителя есть своя аудитория. Кто приходил «на Толкунову»?

Прежде всего люди в возрасте, для которых Валентина Васильевна и ее песни олицетворяли их молодость. Во время концертов они плакали. Потом осаждали гримерку с цветами, просили автограф, признавались в любви. Кто-то говорил: «Ну вот я вас увидел, можно жить дальше!», а кто-то: «Теперь можно и умереть!». Но очень много на ее концертах было и молодежи.

- Как случилось, что никто из зрителей даже не догадывался, что певица тяжело больна?

Что зрители, если даже те, кто общался с ней почти каждый день, ничего не подозревали! Она уже лежала в больнице, а мы еще планировали в апреле репетиции больших концертов, посвященных Дню Победы. У нее дома, на рояле, осталось много дисков с песнями от разных композиторов. Вы, кстати, знаете, что Валентина Васильевна едва ли не единственная из наших звезд, кто никогда не покупал песни у авторов? Ей их всегда только дарили. Она работала до последнего дня, поэтому никто и представить себе не мог, что все так трагически закончится.

- Что произошло на тех злополучных гастролях в Беларуси?

У нас намечался тур по нескольким белорусским городам. Сейчас очень неприятно читать, что это был чес. И даже не потому, что грубо, просто это не про Валентину Васильевну. Это у группы «На-На» чес, а когда человек всю душу вкладывает в каждое свое выступление, это называется по-другому.

Мы только приехали в Могилев - первый город, в котором должны были выступать, и прямо на сцене ей стало плохо. Она все равно отработала, просто вместо двух положенных часов концерт длился полтора. Мы как могли ее поддерживали - некоторые песни она спела сидя. Да и программу по ходу пришлось переиграть, но Толкунова все равно исполнила песни-притчи Светланы Копыловой (в последнее время она увлеклась духовным пением) и прочитала стихи Карины Филипповой.

Прямо со сцены ее увезли - там уже ожидала «скорая помощь»! - в местную больницу. Врачам она тогда сказала: «Я просто устала», но после обследования стало ясно: все гораздо серьезнее. Правда, мы и тогда ничего не заподозрили: мало ли, давление поднялось, гипертонический криз случился...

Почему ее в таком тяжелом состоянии повезли в Москву на «скорой», а не на самолете или поезде - это же долго и неудобно?

Наоборот, выбрали самый комфортный для нее способ передвижения: во-первых, в реанимобиле Валентина Васильевна могла лежать, во-вторых, все время находилась под присмотром врачей. Да и довезли ее до Москвы с мигалкой гораздо быстрее, чем это возможно на любом поезде, - всего за шесть часов. Увы, из Боткинской больницы, куда доставили vip-пациентку, она так и не выписалась.

- Правда, что нитка жемчуга, которую певица неизменно вплетала в волосы, была ее талисманом?

Жемчуг был неотъемлемой частью ее сценического образа. Толкунова действительно не выходила без него на сцену. Но талисман у нее был один - нательный православный крестик, который она носила, не снимая.

КОМПОЗИТОР ЕВГЕНИЙ КРЫЛАТОВ: «ВАЛЯ ПРЕДПОЧЛА ВНУТРЕННЮЮ СВОБОДУ БРАЧНЫМ УЗАМ»

Евгений Крылатов подарил Валентине Толкуновой песни «Где ты появился на свет», «Вы вспомните меня», «Спаси и сохрани» и «Если б не было зимы» из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».

- Евгений Павлович, как долго вы знали Валентину Толкунову?

Всю свою творческую жизнь. Впервые мы с ней столкнулись в 86-м году - она принимала участие в моем первом авторском концерте в Колонном зале Дома Союзов. А последний раз виделись 17 ноября прошлого года на концерте, посвященном моему 75-летию. Вместе с Колей Басковым Валя тогда очень задорно спела «Если б не было зимы» (мало кто знает, что в этом мультфильме она озвучивала роль мамы). Когда смотрю сейчас эту запись на видео, не могу поверить, что жить Валюше оставалось менее полугода...

- В свое время певицу часто критиковали за то, что она статична на сцене?

Ее неоднократно пытались изменить в угоду времени, особенно когда вся отечественная эстрада ушла в разнузданный шоу-бизнес без каких-либо границ и пределов. Но Валя - молодец, потому что не поддалась общему поветрию и сохранила себя - свою личность, свой чистый образ. А ведь из-за этого певицу на какое-то время оттеснили с экрана, центральные телеканалы вообще вычеркнули ее из своих эфиров. Лишь когда Толкунова ушла, стало понятно, какое место она занимала на эстраде. У нее была своя тема и своя интонация, которую никто не в состоянии повторить.

- Не за этот ли вклад в искусство она заплатила своим женским счастьем?

После ее смерти много пишут о том, что Толкунова была несчастлива в личной жизни. Но, поймите, это был ее выбор, который мы должны уважать. Мне это напоминает историю с критиком, в своих статьях все время ругавшим жену Пушкина Наталью Гончарову. Однажды кто-то из его оппонентов справедливо заметил: этот критик настолько хорошо знает, какой должна быть жена поэта, что, судя по всему, Пушкину следовало жениться на нем. Так и здесь: Валя сама выбирала, с кем и как ей жить. Очевидно, у нее были очень высокие нравственные требования и к себе, и к другим. Возможно, не все это выдерживали, и в какой-то момент она предпочла внутреннюю свободу брачным узам.

КОМПОЗИТОР МАРК МИНКОВ: «ВАЛЮША ВЫБИРАЛА МУЖЧИН, КОТОРЫЕ НЕ МОГЛИ ЕЕ ОЦЕНИТЬ»

Марк Минков был для певицы не только блестящим автором, но и другом, который знал все ее радости и горести.

- Марк Анатольевич, вы помните свою первую встречу с Валентиной Толкуновой?

Это произошло в Союзе композиторов, куда я поступил года в 24. Она тогда дружила с моим товарищем Юрой Катаевым, который показывал свои композиции к многосерийному фильму «День за днем», а Валя их пела. Причем не только знаменитую песню «Стою на полустаночке», но и инструментальные вещи - все эти «шаба-даба-да», от которых мы тогда были в страшном восторге. Особенно когда услышали, как это делает на далеком Западе Swingle Singers - группа бек-вокалистов под руководством Уорда Свингла. О них сейчас мало кто помнит, а ведь там пели Эдит Пиаф, Шарль Азнавур и Мишель Легран. И Валя делала это ничуть не хуже - так же чисто и красиво, с тонким вкусом.

Когда Толкунова все спела, мы разговорились. С первого дня знакомства у меня возникло ощущение, что я хорошо ее знаю. У Вали был этот редкий дар: куда бы она ни приходила, повсюду была своей, родной, знакомой... Она умела выстраивать почти личные отношения с людьми, оставаясь при этом, как теперь выяснилось, абсолютно закрытым человеком. Наша милая, родная Валюша была просто несгибаемой, железной леди.

Никто из тех, кто был на ее похоронах, не знал, что она болела раком 15 лет. Не знал и я, хотя мы дружили, часто встречались и бывали друг у друга в гостях.

- Странно, что такой женщине не везло в личной жизни...

Валя, самая нежная и хрупкая наша певица, полушутя говорила о себе: «Я - баба-мужик!». Почему-то Валя сама выбирала именно тех мужчин, которые не могли ее оценить. Со своим первым мужем, известным композитором Юрием Сергеевичем Саульским, развелась, потому что не смогла простить ему измену. Юра был очень влюбчив и, увлекшись очередной женщиной, считал, что просто обязан на ней жениться. Думаю, он искренне любил Валю, но устоять перед новым искушением не смог.

После развода с Толкуновой Юрий Сергеевич женился на молоденькой артистке, которая родила ему близнецов - мальчика и девочку. Наши семьи получили квартиры в одном доме, поэтому в то время я часто его видел - он производил впечатление абсолютно счастливого человека.

Второй муж Вали (дипломат Юрий Папоров. - Авт. ) для меня вообще личность непонятная: сделал ей сына Кольку, уехал за границу, и лет 15 не было от него ни слуху ни духу. На похороны, правда, приезжал.

- Какие ваши песни исполняла Валентина Васильевна?

Сначала были «Деревянные лошадки». Валя спела ее так просто, чисто и безыскусно, что песня очень понравилась народу. Потом я попросил ее вместе с Олегом Анофриевым озвучить мультфильм «В порту». Интересная история произошла с песней «Если б не было войны», написанной для художественного фильма «Приказ - огня не открывать». Картина получилась плохой и бездарной, но отмечена Государственной премией СССР.

- Не такая уж редкость для того времени...

Обычная история - в авторах сценария значился Георгий Марков, председатель Комитета по Ленинским и Государственным премиям. Думаю, дальше можно ничего не объяснять? Обычно в фильмах эпизод снимается под песню, здесь же времени на нее не оставили, поэтому прозвучала она в несвойственном быстром темпе. Сам того не желая, я подставил ее первую исполнительницу - певицу Жанну Рождественскую, которая пела хорошо, но темп все погубил.

А невезение песни тем временем продолжалось, на этот раз оно было связано с Аллой Пугачевой. Как-то, вскоре после невероятного успеха «Летних дождей», которые я для нее написал, она пришла ко мне и спросила: «У тебя есть что-нибудь еще?». И я сыграл ей «Если б не было войны». Алла тут же села за рояль и спела ее так, что у меня ком стоял в горле. «Все хорошо, - сказала она, - но стихи придется поменять». - «А чем они тебе не нравятся?» - удивился я. И Пугачева ответила: «Я же еще молодая, а там речь идет о внуках». - «Но ты ведь и в цирке не служишь, - парировал я, - а «Арлекино» поешь». Но Алла пошла на принцип.

В конце концов я показал песню Вале. Она наняла режиссера, который поставил ей мини-спектакль, и сделала из песни судьбу, тем самым подарив ей долгую жизнь.

- Когда вы в последний раз встречались с Валентиной Васильевной?

Когда встречался, уже не вспомню, а вот по телефону с Валюшей разговаривал буквально за несколько дней до ее смерти. Мы весело поболтали, и она сказала: «Надеюсь, ты не забыл, что 9 Мая мы с тобой выступаем?». - «Где?» - удивился я. «На моих концертах, - сказала она, - может, ты еще что-нибудь успеешь для меня написать?». Я обещал подумать, а дня через два узнал, что она соборовалась. И стало ясно, что нынешний День Победы - увы! - пройдет без Вали...

Когда в день похорон мы вышли из Театра эстрады, в котором проходила церемония прощания, на Берсеневскую набережную, то увидели, что вся она запружена людьми. Шли пожилые женщины, несли по два цветочка. Эта деталь поразила меня до глубины души! То есть цветы, как это бывает на пафосных похоронах, не подвозили грузовиками, люди покупали их на свои пенсионные копейки просто потому, что не могли поступить иначе.

Сразу же после похорон я поехал на программу Малахова «Пусть говорят», где рассказывал и о Вале, и об этих женщинах. «Дорогие, - спросил я творческую группу, - а почему, когда Валя была жива, вы не звали ее к себе? Почему истинно народная любовь видна только после смерти?». И попросил объяснить, что означает нелепое и запретное для искусства слово «формат», под который Толкунова якобы не подходила.

- Объяснили?

Они растерялись. А закончил я свои слова строчкой из «Бориса Годунова»: «Они любить умеют только мертвых». Первую строчку сознательно опустил, а она такая: «Живая власть для черни ненавистна». Я считаю, что наше телевидение сегодня в значительной степени работает для черни. И мне очень жаль, что Валя Толкунова, столь любимая народом и востребованная артистка, не была при жизни звана и желанна на телевидении. Изредка можно было увидеть какие-то кусочки из ее выступлений, но ни одного творческого вечера так и не показали.

Что же, пусть теперь Господь Бог упокоит ее душу. Незадолго до смерти она купила себе домик неподалеку от Дивеевского монастыря, часто ездила туда, много общалась со священниками. Вера помогала Вале в последние, такие непростые годы ее жизни.

АВТОР КОНЦЕРТНЫХ КОСТЮМОВ ВАЛЕНТИНЫ ТОЛКУНОВОЙ НАДЕЖДА СТУКАНЦЕВА: «БОЛЬШЕ ВСЕГО МЕНЯ ПОРАЗИЛА ЕЕ ПРОСТОТА И ДОСТУПНОСТЬ»

Самые красивые концертные платья Валентине Толкуновой шили в Архангельске - в Доме моды «Чайка», их автором была мастерица Надежда Стуканцева.

- Надежда, почему Валентина Васильевна заказывала свои платья у вас, в общем-то, в провинции?

Наверное, потому, что мы хорошо ее понимали и знали, что именно ей нужно. А к нашему знакомству привела цепь случайностей, за которые я благодарю судьбу.

Валентина Васильевна, приезжая в любой город, старалась увидеть максимум местных достопримечательностей. Так она попала в Музей изобразительного искусства в Архангельске, где были выставлены коллекционные авторские вещи нашего Дома моды (тогда он еще назывался Домом быта). Певице они очень понравились, и она обратила внимание на фамилию автора. Потом Толкунова пришла в наш магазин, где ее особенно привлекли вещи с вышивкой и кружевом.

В тот день у нас был выходной, но администратор всех обзвонила и попросила встретиться со столичной гостьей. Помню, больше всего меня тогда поразила ее простота и доступность - в ней не было ничего похожего на свойственную звездам заносчивость. Из коллекции Валентина Васильевна отобрала несколько платьев, которые хотела бы иметь. И поскольку на следующий день ей нужно было улетать, мы - буквально за пару часов до самолета - сделали все необходимые примерки.

- Часто она к вам приезжала?

При ее напряженном гастрольном графике это было сложно, к тому же ей удавалось вырваться максимум на день-два. За это время мы старались сделать максимум, чтобы не утомлять ее примерками. Но и ей надо отдать должное - за долгие годы сотрудничества никаких капризов, никакого недовольства. Она была очень интеллигентным человеком. Мы сшили для нее довольно много: и красный костюм-тройку, и белый костюм с накидкой, отделанной ришелье, и ярко-желтое платье с жакетом-фигаро и вышивкой из платков, и костюм для романсов - черный с серебряным шитьем, и наряд «Северная красавица», отделанный мехом норки. Все это были вещи-трансформеры - их можно было комбинировать друг с другом.

- Валентину Васильевну ведь и похоронили в одном из ваших платьев?

Да, мы узнали, что такова была ее последняя воля, о которой она написала в завещании. В этом платье она когда-то исполняла песню «Прости меня, Россия» и очень его любила.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Умерла Валентина Толкунова - одна из самых ярких звезд советской эстрады. Обычно в таких случаях вспоминают биографию человека, но жизненный путь при всем желании не назовешь сложносплетенным или лихо закрученным. Эдакая типично-образцовая биография певицы, ни тебе всяких непрофильных институтов, ни крутых зигзагов судьбы - детский хор, музыкальное училище и долгие-долгие годы работы на эстраде.

Певица родилась 12 июля 1946 года в городе Армавире, что в Краснодарском крае, но всегда считала себя москвичкой - вскоре после рождения дочери родители переехали в столицу, и выросла девочка в Ховрино. Петь начала с детства, почти десять лет было отдано Московскому детскому хору, где она, по ее словам, прошла настоящую школу вокала у педагога по музыке Татьяны Николаевны Овчинниковой. После школы в 1964 году Толкунова поступает на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.

Казалось бы - дорога накатана, но вот тут начинаются странности.

Не секрет, что успех певиц во все времена частенько неотделим от усилий и возможностей мужа, но с Толкуновой все получилось абсолютно наоборот. В двадцать с небольшим многообещающая студентка выходит замуж за известного композитора . Толкунова временно оставляет учебу, идет работать в биг-бенд «ВИО-66», которым руководил ее муж, и пять лет поет там джаз. К сожалению, брак оказался недолгим и через пять лет распался (второй - с журналистом Юрием Папоровым — стал куда более удачным и продолжался около тридцати лет).

И хотя певица за этот «джазовый период» успела закончить свое дирижерское образование да вдобавок еще обзавестись дипломом «Гнесинки», певческую карьеру ей пришлось начинать сначала. А эстрада - дама капризная при всех режимах и во все времена, и улыбки судьбы на этой стезе дожидаются немногие.

Толкуновой повезло - именно в этот, казалось бы, совсем не благоприятствующий карьере период начинается ее взлет.

Как это часто бывает - в дело вмешался случай. В 1971 году в Советском Союзе был снят первый в истории телесериал «День за днем». Сейчас уже мало кто помнит этот ежевечерний рассказ об обитателях московской коммуналки, снятый по сценарию с гениальным Грибовым и молодым, не толстым еще Невинным. Но в судьбе певицы он стал одним из самых главных событий.

В этой теленовелле никому не известная Валентина Толкунова исполнила несколько песен Ильи Катаева на анчаровские стихи - «Я ночью шла по улице», «Стою на полустаночке» и т. п.

Певицу заметили, и по просьбе поэта Льва отдает ей свою песню «Ах, Наташа», которая лежала у него в столе несколько лет. После выступления певицы на юбилейном вечере Ошанина маститый композитор в антракте нашел Толкунову и честно признался, что никогда и не предполагал, что из его материала можно сделать столь блестящую песню.

После этого в музыкальных кругах пошел слух, что молодая певица может вытянуть любую песню, и Толкунова начинает выдавать один хит за другим.

Сначала композитор Аедоницкий предложил ей исполнить песню «Серебряные свадьбы», от которой накануне отказалась одна именитая певица, и толкуновское выступление на «Песне-73» закончилось овацией. Потом были «Деревянные лошадки», «Носики-курносики», а через год уже специально для Валентины Толкуновой молодой композитор пишет «Поговори со мною, мама».

Толкунова становится одной из самых знаменитых певиц страны - устоять перед этим неповторимым и на раз узнаваемым тембром и предельно искренней интонацией было невозможно.

К сожалению, период громкой славы оказался недолгим - на рубеже 70-80-х произошло событие, подкосившее карьеру многих певцов, работавших на стыке народной традиции и современной эстрады.

Страна сильно изменилась, новые ритмы вытеснили прежние, и на фоне набирающих силу рока и диско Толкунова с ее «цветастыми полушалочками» и «девчоночками фабричными» стала казаться страшным анахронизмом. Не помогли ни голос, ни профессионализм - никто не виноват, просто времена изменились.

Этот удар выдержали немногие певцы нашей весьма консервативной эстрады - кто-то пытался радикально измениться, но получилось у считанных единиц. Толкунова же решила остаться собой. Записывала новые песни - «Я не могу иначе», «Мой милый, если б не было войны», «Диалог у новогодней елки», работала для детей - пела в мультфильмах «В порту» и «Зима в Простоквашино». И все равно прорывалась к зрителю.

Окончательно исчезла с телеэкранов Валентина Васильевна только в новые времена, когда все мы, завороженные новой жизнью и новыми возможностями, табуировали прошлое и избавлялись от него с какой-то остервенелостью.

Толкунова эти трудные времена пережила с вызывающим уважение достоинством. Не суетилась, не пыталась монетизировать прежний успех, не пыталась никуда пролезть, как-то вернуть ушедшее. Честно признавалась в интервью: «Я, наверное, из другого века, очень несовременна. Я дочь той эпохи, а время, в котором мы живём… Я словно песчинка в вихре XXI века, а мне не хочется быть песчинкой». Работала на своего слушателя, очень много ездила по стране, не отказываясь от самых скромных предложений:

«Я стараюсь ездить с концертами в разные точки нашей огромной Родины для того, чтобы успеть отдать людям своё сердце, свои песни. Я никогда не отказываюсь выступать для инвалидов, ветеранов, детей, молодёжи.

Если у организаторов таких концертов нет денег, я выступаю бесплатно, для меня это не имеет никакого значения.

Меня упрекают и даже ругают за то, что я соглашаюсь работать бесплатно, ведь сейчас ни один даже совсем безголосый певец и пальцем не шевельнёт, пока ему не заплатят. Меня часто спрашивают: «Сколько вы стоите?» Я всё время удивляюсь этой фразе и не могу, да и не хочу к ней привыкать. Поэтому неизменно отвечаю: «Нисколько не стою». Тогда люди порой раздражённо говорят: «Хорошо. Сколько стоят ваши песни?» Ну что за дикость? Как могут песни или я сама чего-то стоить? Это же бесценно. И я сама, и мои песни даны Богом для людей. Цену имеет лишь мой труд.

Мне приятно осознавать, что там, в глубинке, я нужна. Приезжая туда, я не чувствую холода, а чувствую теплоту сердец и заботливость души. Там больше нужна душевная лирическая песня, нежели в Москве или Петербурге.

Не судите и не судимы будете, и я никого не могу судить, но мне кажется, что сегодня люди отдают предпочтение чему-то блистающему, мерцающему, сияющему, гремящему, но не внутренней сути, затаенности души».

Вообще, достоинство — это, пожалуй, ключевое слово для поминания Валентины Васильевны. Даже когда начался обратный процесс и пошла обвальная мода на советское ретро, она, в отличие от многих своих коллег, устояла и не бросилась в суетливую погоню за вторым шансом. Не замелькала на всяких концертах типа «солянка сборная», мы так и не увидели ее в телевизионных ретро-конкурсах и прочем любимом отечественной культурой балагане. Жила так же, как всегда. И при этом - никогда не жаловалась и ни о чем не жалела:

«Песня не может быть русской или советской. Не бывает песни, привязанной к строю. Хорошая песня для всех, и её нельзя называть русской или советской.

Я не пела песен-лозунгов. Я никогда никому не служила. Я пела человеческие песни.

Вспомните, «Поговори со мною, мама», «Носики-курносики», «Мы на лодочке катались», «Мой милый, если б не было войны». Эти песни для всех, они и сейчас нужны, они востребованы. Я не могу сказать, что сижу без концертов. Нет, я не обездоленный, я обеспеченный человек. Двадцать два года за рулем, сейчас езжу на джипе, имею хорошую квартиру. Я ни на что не жалуюсь, мне не на что жаловаться. Я сама в этой жизни выкарабкиваюсь. Без дела не сижу, работы много».

Работой она жила всегда. Даже когда несколько лет назад ей поставили страшный диагноз, она все равно продолжала выступать. В середине февраля на концерте в белорусском Могилеве певице стала плохо. После срочной госпитализации выяснилось, что болезнь дала рецидив. Почти месяц врачи боролись за жизнь певицы, но положение было слишком серьезным - рак четвертой степени, опухоли в груди и мозге с метастазами в печень и легкие.

Сегодня утром Валентина Толкунова скончалась в Боткинской больнице. Сегодня, вспомнив, как никогда хочется поспорить с одной из ее лучших песен последних лет - «Уходя, ничего не берите из прошлого».

Народную артистку России Валентину Толкунову похоронят на Троекуровском кладбище в Москве в среду, проститься с ней можно будет в «Театре Эстрады», время прощания уточняется.

Валентина Васильевна Толкунова. Родилась 12 июля 1946 года в Армавире - умерла 22 марта 2010 года в Москве. Советская и российская певица. Народная артистка РСФСР (1987).

Валентина Толкунова родилась 12 июля 1946 года в городе Армавир Краснодарского края в семье Василия Андреевича Толкунова и Евгении Николаевны Толкуновой.

Отец, Василий Андреевич, уроженец города Ртищево Саратовской области, был кадровым военным.

Мать, Евгения Николаевна (в девичестве Смирнова), родилась в селе Танхой Прибайкальского района Бурят-Монгольской АССР, работала на ж/д станции.

Дед - Николай Васильевич Смирнов был репрессирован и 18 лет провёл в лагерях.

Бабушка - Анисья Никаноровна Смирнова (Стрижак) из Танхоя.

Младший брат - Сергей Толкунов (род. 6 июля 1949), певец, заслуженный артист России, работал вместе с сестрой на концертах. Ныне является президентом Благотворительного фонда поддержки современного искусства имени Валентины Толкуновой.

Семья Толкуновых проживала в станице Белореченской, куда Василий Андреевич был направлен из Забайкалья для восстановления станицы.

В 1950 году семья переехала в Москву. В доме родителей всегда звучала музыка: пластинки с песнями в исполнении , Лидии Руслановой. Валентина выучила все композиции из их альбомов.

В 1964 году поступила на дирижёрско-хоровое отделение Московского государственного института культуры. В 1966 году Валентина Толкунова прошла по конкурсу в вокально-инструментальный оркестр под управлением Ю.С. Саульского (ВИО-66), в котором она была солисткой и исполняла песни под джазовую музыку.

В 1971 году певица окончила Музыкальное училище имени Гнесиных и озвучила песни композитора И.Е. Катаева на стихи Михаила Анчарова в телефильме «День за днём».

В 1972 году поэт Лев Ошанин пригласил Валентину Толкунову выступить на сцене Колонного зала Дома Союзов на юбилейном концерте с песней Владимира Шаинского «Ах, Наташа». Для этого выступления певице сшили платье расшитое жемчугом. Сама Толкунова вплела часть жемчуга в волосы. С тех пор это стало неотъемлемой частью ее сценического образа.

С 1973 года она работала в объединении «Москонцерт».

Отдельной строкой в творчестве певицы стоит песня для телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» «Спят усталые игрушки».

Валентина Толкунова - Я не могу иначе

С 1989 года была руководителем театра музыкальной драмы и песни творческого объединения «АРТ», в котором был поставлен ряд музыкальных спектаклей.

В 2004 году Валентина Толкунова приобрела небольшой домик недалеко от Дивеевского монастыря. Когда приезжала в Дивеево, ходила на службу, молилась, причащалась. Певица также старалась заниматься благотворительностью. Она содействовала восстановлению креста на одном из храмов Задонского монастыря в Липецкой области, давала много благотворительных концертов для многодетных семей, средства от коммерческих выступлений также направляла многодетным семьям.

"Говоря о творчестве Валентины Толкуновой, всегда подчеркивают простоту её манеры исполнения, отсутствие нарочитых жестов, поиск своего пути в искусстве. Слушая Валентину Толкунову, я думаю о её понимании, о мудрости, которая сквозит в каждой её музыкальной фразе. Только мудрость эта особенная, женская и терпеливая, только понимание это наделено прозорливостью ребёнка, только ритм её плавных движений одухотворён душой приветливой и доброжелательной женщины, окрашивающей нам мир ровным светом нежности и постоянства", - отмечал Микаэл Таривердиев.

"Я думаю, что она одна из самых великих российских, русских певиц, которая конечно же очень много сделала для своего Отечества. И вот Валя, она была такой - она гражданин, она настоящей была. Вот слово, которым можно определить её жизнь, её личность - она была настоящей", - говорил о певице Лев Лещенко.

Болезнь и смерть Валентины Толкуновой

В 1992 году у певицы был обнаружен рак молочной железы. Ей была сделана операция, проведён курс химиотерапии.

В 2006 года была обнаружена опухоль груди.

В августе 2009 года была обнаружена опухоль мозга.

После концерта в Могилёве 16 февраля 2010 года Валентина Толкунова была госпитализирована в реанимацию местной больницы. После выписки её перевели на обследование в Боткинскую больницу.

22 марта 2010 года в 6 часов утра Валентина Толкунова впала в кому и через два часа скончалась. Перед смертью прямо в больничной палате протоиерей Артемий Владимиров совершил соборование.

Церемония прощания с народной артисткой РСФСР прошла в Театре Эстрады. Отпевание певицы состоялось утром 24 марта 2010 года в храме Вознесения на Большой Никитской улице в центре Москвы, в тот же день была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.

Похороны Валентины Толкуновой

31 августа 2011 года состоялось открытие памятника на могиле Валентины Васильевны на Троекуровском кладбище. Певица похоронена напротив кладбищенской часовни, рядом с ней похоронен муж - Юрий Папоров, который лишь на месяц с небольшим пережил супругу.

1 июля 2011 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски Валентине Толкуновой на здании Московского государственного университета культуры и искусств. Инициатором установки выступил ректор МГУКИ Рамазан Абдулатипов, скульптор - Григорий Потоцкий.

21 августа 2011 года в городе Белореченск Краснодарского края состоялось открытие памятника Валентине Васильевне Толкуновой. Бронзовый монумент высотой 2 метра 85 см был изготовлен на средства местных предпринимателей по инициативе главы Белореченского района Ивана Имгрунта. Автор памятника - московский скульптор Ирина Макарова.

В 2013 году вышли художественный сериал по мотивам её биографии «Она не могла иначе» (в роли Алевтины Толкачёвой - Ольга Фадеева, а песни в фильме исполняла Юлия Михальчик) и документальный фильм «Буду любить я вас всегда».

Рост Валентины Толкуновой: 163 сантиметра.

Личная жизнь Валентины Толкуновой:

Дважды была замужем дважды.

Первым мужем был (1928-2003), композитор, дирижёр вокально-инструментального оркестра (ВИО-66), брак продлился 5 лет. Ушел от нее к актрисе Валентине Аслановой.

В 1974 году Толкунова вышла замуж за Юрия Папорова (1923-2010), журналиста-международника, писателя, автора книги «Хемингуэй на Кубе».

В этом браке родился Николай Папоров (10.10.1977), который работал художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни. В начале 80-х Юрий Папоров уехал по работе в Мексику, Толкунова с ним не поехала. В воспитании сына участия не принимал, денег не присылал. В начале 1990-х вернулся в Москву. После автокатастрофы стал терять зрение. Толкунова забрала его в свою квартиру, ухаживала за ним. Скончался через полтора месяца после смерти жены.

В 2000 сын певицы Николай был задержан с героином. Благодаря связям матери избежал наказания.

Фильмография Валентины Толкуновой:

1967 - На два часа раньше;
1971 - Лето рядового Дедова - ведущая концерта;
1971 - День за днём - исполнительница («Песня о России»);
1973 - Это сильнее меня - Певица в ресторане, в титрах не указана (песня «Такие старые слова»);
1973 - Озорные частушки;
1973 - Чёрный принц - Певица в ресторане;
1973 - Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег - исполнительница по радио лирической песни;
1974 - Романс о влюблённых - исполнительница финальной песни;
1974 - Дела сердечные - исполнительница песни;
1975 - Невеста с севера - исполнительница (песня «Пушинка белая»);
1976 - Мама - Ласточка (озвучивание);
1977 - Солдаты свободы;
1982 - Полынь - трава горькая - исполнительница песни;
1986 - Фильм-концерт «Верю в радугу»;
1989 - Фильм-концерт «Премьера года»

Озвучивание мультфильмов Валентины Толкуновой:

1975 - В порту
1984 - Зима в Простоквашино (песня «Кабы не было зимы»)
1972 - Русские напевы (песня «Ой, вставала я ранешенько»)
1974 - Песня волшебного камня (песня «Что такое чудеса?», в титрах не указана)
1975 - Заставка передачи «Спокойной ночи, малыши» (песня «Спят усталые игрушки»)

Дискография Валентины Толкуновой:

1972 - «Стою на полустаночке»
1973 - «Во всём мне хочется дойти до самой сути»
1974 - «Пушинка белая»
1974 - «Всё это было не со мной»
1974 - «Год любви»
1975 - «Комсомолу посвящается»
1976 - «Уж отзвенели ливни сенокоса»
1977 - «Носики-курносики»
1980 - «У новогодней ёлки»
1985 - «Если б не было войны» (двойной альбом)
1986 - «Разговор с женщиной» (двойной альбом)
1991 - «Серёжа»
1992 - «Сорок пять»
1995 - «Я не могу иначе»
1997 - «Я деревенская»
1997 - «Сон-трава»
2002 - «Мой придуманный мужчина»
2011 - «Как быть счастливой» (вышел уже после смерти певицы)

Песни Валентины Толкуновой:

«А любовь-то лебедем» (Музыка: Алмаз Монасыпов - Слова: Лира Абдуллина);
«А я без Волги просто не могу» (Е. Мартынов - А. Дементьев);
«А мне б сейчас по окружной» (В. Попов - К. Филиппова);
«А почему ушла любовь» (Музыка: Лариса Андреева - Слова: Лариса Андреева);
«А ты любви моей не понял» (Музыка: А. Флярковский - Слова: М. Танич);
«Алёшка без отца» (Р. Майоров - М. Рябинин);
«Ах, любовь моя, любовь» (Музыка: Амаяк Морян - Слова: Наталья Емельянова);
«Ах, любовь моя, неудачница» (П. Аедоницкий - Ф. Лаубе);
«Ах, сирень-сиренюшка» (В. Попов - В. Попов, Н. Попова);
«Бабушка» (Б. Терентьев - Н. Доризо);
«Белая земля» (П. Аедоницкий - Ю. Визбор) с Эдуардом Хилем;
«Берёзовый вечер» (С. Туликов - М. Пляцковский);
«В городе Ноябрьске» (О. Фельцман - Б. Дубровин);
«В единственной вазе» (Д. Ашкенази - О. Фокина);
«В порту» (М. Минков - С. Козлов) с Олегом Анофриевым;
«Вальс на всю жизнь» (Е. Щекалев - Г. Георгиев);
«Вальс на Голгофу» (О. Иванов - К. Филиппова);
«Вальс влюблённых» (Л. Лядова - П. Градов) со Львом Лещенко;
«Вальс женщины» (Музыка: Людмила Лядова - Слова: Владимир Лазарев);
«Вальс невесты» (Р. Майоров - С. Гершанова);
«Ваня» (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
«Весенние страдания» (Е. Стихин - Г. Поженян);
«Ветка рябины» (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
«Веточка вербы» (Л. Осипова - В. Дагуров);
«Вечер школьных друзей» (А.Морозов - М.Рябинин);
«Во всём мне хочется дойти…» (Б. Власов - Б. Пастернак) Альбом «Всё это было не со мной»;
«Вокализ» (К. Молчанов) Альбом «Всё это было не со мной»;
«Вокализ» (П. Аедоницкий);
«Воспоминание» (В. Мигуля - Л.Рубальская);
«Вспоминая о былом» (Музыка: В. Мигуля - Слова: Максим Геттуев);
«Всегда смотреть бывает грустно» (В. Попов - Ю. Щелоков, В. Попов);
«Всё до свадьбы заживёт» (С. Туликов - М. Пляцковский);
«Всё это было не со мной» (А. Морозов - М. Рябинин);
«Вторая молодость» (А. Морозов - М. Рябинин);
«Вы вспомните меня» (Е. Крылатов - Е. Растопчина);
«Вы помните» (В. Успенский - Л. Смоленская);
«Где прошла беда» (О. Кваша - Э. Кузнецов, Л. Алексеев);
«Где ты раньше был?» (Э. С. Колмановский - Е. А. Долматовский);
«Голос детства» (Б. Ривчун - В. Гин);
«Город мой Алма-Ата»;
«Горький мёд» (В. Попов);
«Давай соберемся» (Н. Иванова - А. Великоречина);
«Давнее» (Б. Емельянов - Д. Кедрин);
«Девочка и дождь» (Е. Щекалёв - Е. Наумова);
«Девочка с мальчиком» (Ю. Саульский - Б. Дубровин);
«Дельфины» (М. Минков - О. Анофриев);
«Деревенская улица» (В. Орловецкий - А. Романов);
«Деревянные лошадки» (М. Минков - Э. Шим);
«Детство ушло вдаль» (А. Островский - Л. Ошанин);
«Диалог у новогодней ёлки» (Э.Колмановский - Ю.Левитанский);
«Добрая примета» (М. Фрадкин - Е. Долматовский) со Львом Лещенко;
«Доброта» (В. Мигуля - Б. Дубровин) с Владимиром Мигулей;
«Добрые люди» (Н. Иванова - Р. Казакова);
«Довоенное танго» (В. Левашов - В. Крутецкий);
«Домик в деревне»;
«Домик на окраине» (В. Мигуля - А. Поперечный);
«Домой, домой» (О. Фельцман - Б. Дубровин) с Леонидом Серебренниковым;
«Дорогая редакция» (Г. Долотказин - Б. Ларин);
«Дочери» (В. Пипекин - В. Лопушной);
«Друг» (О. Фельцман - Р. Рождественский);
«Если б не было войны» (М. Минков - И. Шаферан);
«Если в мире есть любовь» (М. Магомаев - Р. Рождественский) с Муслимом Магомаевым;
«Жалейка» (П. Аедоницкий - И. Романовский);
«Женщина» (Л. Лядова - В. Лазарев);
«Жёлтая рябина» (В. Гамалея - М. Поперечный);
«За окошком света мало» (Э. Колмановский - К. Ваншенкин);
«За что же счастье мне такое» (О. Фельцман - М. Танич);
«Замкнутый круг» (В. Высоцкий);
«Запоздалая песня» (И. Королёв - Л. Кретов);
«Зачем меня окликнул ты» (А. Пахмутова - Л. Ошанин);
«Звук шагов» (И. Катаев - М. Анчаров);
«Здравствуй, сынок» (О. Фельцман - М. Рябинин);
«Зелена трава» (В. Дружинин - Г. Георгиев);
«Зимняя Москва» (Р. Майоров - Л. Иванова);
«И в шутку и всерьёз» (Е. Щекалёв - В. Костров) с Леонидом Серебренниковым;
«Иволга» (А. Мажуков - О. Гаджикасимов);
«Игорёшка-Игорёк» (Э. Григорьянц - А. Трилисов);
«Из трёх дорог» (Н. Богословский - М. Танич);
«Июльские грозы» (Л. Лядова - Т. Пономарёва);
«Кабы не было зимы» (Е. Крылатов - Юрий Энтин);
«Как по морю синему» (народная);
«Кап-кап» (И. Катаев - М. Анчаров);
«Капля счастья» (Ю. Чичков - В. Каратаев) с Леонидом Серебренниковым;
«Качели» (С. Пожлаков - Г. Горбовский);
«Колыбельная» (А. Градский - Н. Кончаловская);
«Колыбельная» (М. Кажлаев - Б. Дубровин);
«Колыбельная миру» (И. Крутой - К. Кулиев/Н. Гребнев);
«Колыбельная сыну» (Л.Хмельницкая - Р.Казакова);
«Кружится лист» (Н. Богословский - И. Шаферан);
«Кто в любовь по-прежнему верит» со Львом Лещенко;
«Куда бегут года» (П. Аедоницкий - Л. Завальнюк);
«Лодочка» (Т. Хренников - М. Матусовский);
«Люблю русскую берёзу» (В. Газарян - А. Прокофьев);
«Любовь - кольцо» (Я. Френкель - М. Танич);
«Любо мне» (М. Кажлаев - В. Портнов);
«Любовь прошла» (А. Мажуков - А. Дементьев);
«Маменька» (Э. Рабкин - Н. Палькин);
«Математик» (Н. Богословский - М. Танич);
«Мой город Горький» (П. Аедоницкий - И. Шаферан) с Иосифом Кобзоном;
"Мой придуманный мужчина (В. Попов);
«Мой Сочи» (В. Шеповалов - В. Гин);
«Морская невеста» (Е. Жарковский - В. Лазарев);
«Моряк черноморского флота»;
«Моя подруга - моя Москва» (В. Толкунова - Г. Георгиев);
«Музыка» (И. Крутой - К. Кулиев/Н. Гребнев);
«Музыка прожитых лет» (М. Минков - Ю. Рыбчинский);
«Мы на лодочке катались» (Русская народная песня);
«На пристани» (А. Мажуков - В. Кузнецов);
«Над рекою туман» (Ю. Саульский - Л. Завальнюк);
«Наступил час ночной» (И. Брамс - Г. Шерер и А. Машистов);
«Не будите её так рано» (В. Лозовой - А. Кронгауз);
«Не говорите мне о нём» (А. Морозов - В. Гин);
«Не довелось» (А. Морозов-М. Рябинин);
«Не зря мне люди говорили» (С. Туликов - М. Пляцковский);
«Не судите меня» (В. Успенский - М. Осташова);
«Немое кино» (Н. Богословский - М. Пляцковский);
«Нет дороги у разлуки» (Ю. Саульский - Г. Поженян);
«Ничего не кончается» (А. Изотов - С. Гершанова) с Евгением Курбаковым;
«Носики-курносики» (Б. Емельянов - А. Булычёва);
«Ночной звонок» (В. Газарян - Г. Георгиев) со Львом Лещенко;
«Обыкновенный человек»;
«Одинокая гармонь» (Б. Мокроусов - М. Исаковский);
«Одиночество вдвоём» (В. Попов);
«Озеро» (Р. Паулс - Л. Ошанин);
«О, Кремли!» (А. Ильин - Н. Ибрагимов) - Гимн Рязани;
«Офицерская честь»;
«Ох, ты неверный» (Я. Дубравин - В. Гин);
«Очередь за счастьем» (Е. Птичкин - М. Пляцковский);
«Паутиночка» (Л. Лядова - М. Танич);
«Перезрела рябина» (В. Орловецкий - В. Дзюба);
«Переносы» (С. Томин - А. Клёнов);
«Песенка без конца» (Э. Колмановский - И. Шаферан);
«Песня Исидоры» (Н. Богословский - А. Богословский);
«Песня о волшебной стране» (Е. Адлер - Л. Дымова);
«Песня о женщинах» (Н. Иванова - А. Кронгауз);
«Песня о родном крае» (Е. Крылатов - Л. Дербенёв);
«Песня о счастье» (В.Рубашевский - В. Шлёнский);
«Песня об одиноком друге» (Н. Богословский - Н. Доризо);
«Печали свет» (А.Малинин - Л.Рубальская);
«Письмо себе» (Е. Филиппов - М. Рябинин);
«Поговори со мною, мама» (В. Мигуля - В. Гин);
«Пойми меня» (Н. Богословский - И. Кохановский);
«Поляна света» (А. Стальмаков - В. Степанов) с Евгением Курбаковым;
«По-над Суджею-рекою» (Е. Жарковский - И. Сельвинский);
«Поставь мне старую пластинку» (В. Попов);
«Приглашаю тебя» (С. Туликов - М. Пляцковский);
«Признание» (А. Колца - А. Гольцева);
«Прости, лес» (В. Вовченко - Г. Георгиев);
«Прости, что я была не рядом» (А.Морьян - Л.Щипахина);
«Прости меня, Россия» (В. Вовченко - Г. Георгиев);
«Прощайте, голуби» (М. Фрадкин - М. Матусовский) с Олегом Ухналёвым;
«Пушинка белая» (А. Бабаджанян - А. Вознесенский);
«Расскажи мне, поле» (В. Пикуль - В. Кузнецов);
«Реченька туманная» (Э. Ханок - А. Поперечный);
«Решила я» (М. Мишунов - В. Соколов);
«Родители наши» (О. Фельцман - Ю. Гарин);
«Россия» (М. Болотный - Р. Казакова);
«Ромашки для влюблённых» (М. Чистов - Л. Татьяничева);
«Россия - Родина моя» (В. Мурадели - В. Харитонов);
«Россиянка» (А. Пахмутова - Н. Добронравов);
«Рубили дерево» (В. Патрушев, О. Дынов - Л. Овсянникова);
«Русская деревня» (С. Касторский - Е. Шантгай);
«Русская душа» (А. Кузнецов);
«Самолёты и соловьи» (А. Мажуков - Л. Ошанин);
«Светлячок» (груз. народная - А. Церетели/Н. Грунин);
«Свирель да рожок» (Ю. Чичков - П. Синявский) с Леонидом Серебренниковым;
«Серебряные свадьбы» (муз. Павла Аедоницкого - ст. Екатерины Шевелёвой);
«Серёжа» (Л. Квинт - Ю. Рыбчинский);
«Сероглазый король» (А. Вертинский - А. Ахматова);
«Сестричка» (М. Фрадкин - И. Шаферан);
«Сказки гуляют по свету» (Е. Птичкин - М. Пляцковский);
«Слово "нет"» (В. Попов - К. Филиппова);
«Снегопад» (А.Экимян - А.Рустайкис);
«Снова мамин голос слышу» (Я. Френкель - И. Шаферан);
«Солнечногорск» (В. Газарян - Э. Буранова);
«Сон-трава» (Е. Птичкин - Т. Коршилова);
«Сорок пять» (В.Добрынин - М.Рябинин);
«Спаси и сохрани» (Е. Крылатов - Е. Евтушенко);
«Спи, дитя моё, усни» (А. Аренский - А. Майков);
«Спи, моя радость, усни» (В-А. Моцарт - Б. Флис - Е. Свириденко);
«Станция конечная» (Ю. Саульский - П. Леонидов);
«Старт даёт Москва» (А. Пахмутова - Н. Добронравов) со Львом Лещенко;
«Старые обои» (Ю. Николаенко);
«Старые слова» (О. Фельцман - Р. Рождественский);
«Старый вальс» (С. Каминский);
«Стать бы мне рябиною» (Н. Шестакова);
«Стою на полустаночке» (И. Катаев - М. Анчаров);
«Тает снег» (Э. Колмановский - Л. Дербенёв);
«Таёжный вальс» (М. Славин - П. Градов);
«Танго в дискотеке» (О. Фельцман - Б. Дубровин) с Леонидом Серебренниковым;
«Тебя любила» (А. Морозов - К. Рыжов);
«Текстильный городок» (Я. Френкель - М. Танич) с ансамблем «Ткачихи»;
«Тик-так» (Александр Морозов - Виктор Гин);
«Тихий дворик, старый домик» (В. Попов);
«Тот день» (В. Ветров - О. Фокина);
«Ты и я» (В. Баснер - М. Матусовский) с Леонидом Серебренниковым;
«Ты свистни» (М. Картинский - Р. Бернс/С. Маршак);
«Ты прости меня, дерево» (И. Катаев - М. Анчаров);
«Уголок России» (В. Шаинский - Е. Шевелёва);
«Уж отзвенели ливни сенокоса» (В. Хорощанский - А. Поперечный);
«Уходит теплоход» (А. Изотов - М. Лисянский) с Леонидом Серебренниковым;
«Уходя, ничего не берите из прошлого» (В. Попов - К. Филиппова);
«Фуга» (И. Катаев);
«Ходил с Наташкою Алёшка» (С. Туликов - А. Гангов);
«Хочется верить» (И. Якушенко - И. Шаферан);
«Черёмуха» (В. Биберган - Д. Лившиц);
«Что тебе сказать?» (В. Пипекин - К. Филиппова);
«Чужой помады след» (В. Попов - К. Филиппова);
«Школьному другу» (В. Дмитриев - М. Рябинин);
«Это я была» (М. Таривердиев - Т. Коршилова);
«Я - деревенская» (В. Темнов - П. Черняев);
«Я ночью шла по улице» (И. Катаев - М. Анчаров);
«Я тебя подожду» (А. Островский - Л. Ошанин);
«Яблонька» (Е. Грязнова - М. Гуськов);
«Ярмарка» (А. Стальмаков - С. Гершанова);
«Ясным солнечным днём» (М. Мишунов - И. Морозов, Л. Дербенёв);
«Я не могу иначе» (муз. Александры Пахмутовой - ст. Николая Добронравова)