Конспект фронтального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий “Стоит в поле Теремок”. Дифференциация звуков. Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков —. Лексическая тема «Профессии Занятие дифференциа

Наталья Войтехович
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]»

Тема :Дифференциация звуков «Ш» и «Ж»

Цель :Формировать умение дифференцировать звуки «Ш» и «Ж» в слогах,словах,предложениях.

Задачи :

Закреплять умение удерживать правильную артикуляционную позу при произношении звуков Ш-Ж ;

Закреплять умение правильного произношения звуков [ш] и [ж] в слогах , словах, чистоговорках, фразах, стихотворном тексте;

Формировать умение сравнивать, различать в правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах , словах, фразах;

Закреплять навык определения позиции звуков [ш] и [ж] в словах ;

Формировать умение в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (детёныши животных) ;

Закреплять навык словообразования при помощи суффиксов (существительные)

и приставок (глаголы) .

Оборудование : колокольчик, предметные картинки, мнемотаблицы.

Речевой материал : чистоговрки, текст.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед : - Прозвенел звонок, начинается урок…

Приглашаю на урок тех детей, кто назовёт предметы одежды, в названии которыхесть звуки [ш] и [ж] .

III.Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ) .

Описание : Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание : Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

«Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание : Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание : Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

«Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки) .

Описание : Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание : Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

«Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш ).

Описание : Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание : нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок» , и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

«Чашечка» (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш , Ж).

Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя» , приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание : Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

«Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх) .

Описание : Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) .

Внимание : Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

2. Дыхательная гимнастика

«Сдуй бабочку с цветочка»

Возьму в правую руку цветок,а в леву руку возьми бабочку. Цветок приставь напротив рта, сделай вдох через нос и подуй на бабочку.

3. Пальчковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.

Листья березы (загибают по одному пальцу)

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. сжимают и разжимают кулачки)

4. Характеристика звуков .

Логопед : - Скажите, звуки [ш] и [ж] - это какие звуки ?

Чем похожи звуки [ш] и [ж] ? (согласные) .

Чем они отличаются? (звуки [ш] глухой , а звук [ж] звонкий , как колокольчик).

Игра «Колокольчик» .

Логопед : - Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте, какой звук в этом слове [ш] или [ж]? Если услышите звонкий звук [ж] , позвоните в колокольчик.

Слова : шахматы, лужа, груша, пожар, жук, мешок, карандаш, кружок, шиповник, жасмин.

5. Игровое упражнение «Найди место звука в слове » (по схемам) .

Логопед : - А вы заметили, что звук в слове можно услышать в начале, в середине или в конце слова? К каждой схеме подберите подходящую картинку.

6. Дифференциация звуков в слогах .

Игра «Договори слово» .

Логопед : - Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ШИ или ЖИ.

Слова : камы-ши, у-жи, мы-ши, гру-ши, е-жи, каранда-ши, но-жи, шала-ши, лы-жи, детёны-ши, эта-жи, ланды-ши, гара-жи, клави-ши, кра-жи, черте-жи.

7. Дифференциация звуков в словах .

Игра «Назови ласково» .

Логопед : - Надо изменить слово так, чтобы в новом слове появился звук [ш] или [ж] .

Слова : со звуком [ж] : сапог – сапожок, пирог, друг, круг, берег, творог, утюг, флаг.

со звуком [ш] : перо – пёрышко, зерно, крыльцо, солнце, ведро, пятно, поле, трус, воробей, заяц.

Игра «У кого кто?» (по картинкам) .

Логопед : - У лягушки много (лягушат, а у ежихи много….(ежат) .

У кукушки много (кукушат, а у ершихи много (ершат) .

У медведицы много (медвежат, а у индюшки много (индюшат) .

У мышки много (мышат, а у верблюдицы много (верблюжат) .

У лошади много (жеребят, а у моржихи много (моржат) .

Игра «Найди лишний предмет» (Приложение №1) .

Логопед : - Не забывайте, что игру предлагают вам звуки . Какой предмет лишний и почему?

Картинки : - Снежинки, груша, жук, лыжи.

Чашка, машина, флажок, шкаф.

Лягушка, мышка, солнышко, ёжик.

8. Игра «Я спрошу, а ты ответь» (с показом действий) .

Логопед : - Ты пишешь? - Я пишу. – Ты мажешь? - Я мажу. - Ты машешь?.

– Ты гладишь?. – Ты наряжаешься?. – Ты просишь?. – Ты сидишь?.

–Ты бежишь?. - Ты шьёшь?. –Ты пьёшь?. –Ты поёшь?. – Ты живёшь?.

9. Дифференциация звуков в чистоговорках .

Проговаривание чистоговорок «На каком этаже я живу» .

Логопед : - А на каком этаже вы живёте, ребята? Же-же-же – я живу на четвёртом этаже. А вы? - Все мы с вами живём в городе в многоэтажных домах.

10. Дифференциация звуков во фразе .

Логопед : - А я вам хочу рассказать о ёжике, который живёт где? (в лесу) . Помогайте мне.

Рассказ «Ёжик по лесу шёл» (Приложение № 2) .

Логопед : Ёжик по лесу … (шёл) . На полянку … (пришёл) . Грибочек … (нашёл) .

В избушку (вошёл) . Ничего не (нашёл) . Из избушки (вышел) .

Яблоко (нашёл) . От пенька (отошёл) . Яблоко съел и под ёлку (ушёл) .

11. Дифференциация звуков в стихотворном тексте.

Логопед : - Наверное, побежал ёжик к своим друзьям, про которых мы знаем весёлое стихотворение. Как оно называется?

Чтение стихотворения «Топотушки» по мнемотаблице.

Топ – топ! Топотушки!

Пляшет зайка на опушке.

Пляшет ёжик на пеньке.

Пляшет чижик на сучке.

Пляшет пёсик на крылечке

Пляшет котик возле печки.

Пляшет мышка возле норки.

Пляшет козочка на горке.

Пляшет утка на реке.

Черепаха на песке.

Топ – топ! Топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты.

Что стоишь? Пляши и ты!

Логопед : - Почему это стихотворение весёлое? (потому что все пляшут и у всех хорошее настроение) .

12. Итог занятия .

Логопед : Мы с тобой хорошо позанимались.

Прозвенел звонок и закончился урок.

В конспекте занятия по автоматизации Ш-Ж используются различные технологии в том числе и здоровьесберегающие: логоритмика, кинезиологические упражнения, дыхательная гимнастика ("Мой любимый носик").Автоматизация звуков проходит в игровой занимательной форме на материале слогов, слов и предложений (рассказ-схема "Жужелица").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие

Тема: «Дифференциация звуков «Ш»- «Ж» в словах и

Предложениях. Буквы Ш-Ж.»

Цели: - закрепить необходимые артикуляторные движения для произнесения звуков

Ш-Ж;

Закрепить правильную позицию органов артикуляции при произношении

Звуков «Ш»- «Ж»;

Автоматизация «Ш»-«Ж» в слогах, словах, предложениях;

Развитие фонематического слуха;

Согласование прилагательных живой-неживой с существительными в роде,

Числе;

Спряжение в настоящем времени словосочетания « обошла лужу»;

Проговаривание предложений по опорным картинкам со словом «между»;

Развитие речевого дыхания;

Закрепление движений приёма и подачи мяча двумя руками с речевым

Сопровождением;

Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, чувства ритма.

Оборудование: компьютер, предметные картинки.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

А) Логоритмическое упражнение.

Мы - шоферы

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль

Дворники счищают капли.
Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.
Мы шоферы - хоть куда!

Б)Дидактическая игра «Будь внимательным».

Я хочу предложить тебе послушать и решить задачку, только будь очень внимательна!

а ) У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Жанна . Сколько всего

Детей у мамы?

Познакомься с Жанной и назови первый звук её имени! Какие ещё ты знаешь имена с этим звуком?

2. Развитие движений губ, дыхания.

1). «Бублик» Сделаем губами бублик:

Бублик мы изобразили-

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

2). «Маляр»- Красить потолки пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к нёбу поднимаем,

Поведём вперёд- назад.

Наш маляр работе рад!

Дыхательная гимнастика «Мой любимый носик».

1)Ты вдохни одной ноздрёй,

Ну а выдохни другой.

2) Глубоко вдохни,

На выдохе мычи, м-м-м

По крыльям носа

Пальчиками стучи. (выполнять 3 раза)

3.Знакомство с темой занятия.

Сегодня мы вместе с Жанной сравним звук «Ш» и «Ж».

Посмотри в зеркало и рассмотрите артикуляцию звуков «Ш»- «Ж».

Ж - губы округлены и слегка вытянуты вперёд;

Широкий язык наверху;

Горлышко «работает».

Ш-- горлышко не «работает».

Расскажи стихотворения о буквах, используя кинезиологические упражнения

Буква Ш с тремя шипами (на обеих руках загибая пальцы)

Не хватай её руками.

Буква Ж жужжит как жу(щепоть-хлопок в ладоши – удар по столу)

На жука похожа:

У жука шесть лапок есть и у буквы тоже.

4. Пальчики здороваются.

Шта-жда што- ждо шту-жду шты-жды

5.Дидактическая игра «Наоборот».

Ша- ша шо- шо шу-шу ши-ши

Шар- шить- шаль- шутка- шесть- шалость-

5. Работа на компьютере «Уроки тётушки совы», Ш-Ж.

6. «Живое-неживое».

7. Загадки

Помоги Жанне рассказать, что находится между лужами? И т. д.

8. Больше-меньше?

9. Рассказ «Жужелица».

10. Игра «Звук пропал»

Аба -ираф -ук -ивот

Уба -ало - елудь - ляпа


КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Конспект фронтального логопедического занятия

по теме « Дифференциация звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Составитель: учитель – логопед

Кухмистрова Галина Михайловна

Тема: Дифференциация звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях.

Цель: Формировать умение дифференцировать согласные по артикуляционным признакам.

Задачи:

Закрепить знания о согласных звуках [Ж] - [Ш], учить выделять звуки [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях, закреплять знания норм орфографии;

Развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слогов и слов, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;

Воспитывать положительную мотивацию к учению, трудолюбие и целеустремлённость в работе.

Оборудование: карточки с заданиями, картинки предметов, прямоугольники из картона белого цвета, квадраты зеленого, синего, красного цветов.

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Здравствуйте, ребята! Проговорим правило красивой речи:

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо,

Звуки произносим внятно

Чтобы было всем понятно!

3. Сейчас мы с вами должны угадать тему нашего занятия. Послушайте стихотворение, и скажите, какой звук встречается чаще всего?

Камышам шуршала мышь:
Ветер вам нарушил тишь!
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши!

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу!»

Дедушке седому.

4. Целевая установка.

Мы будем сегодня работать? (со звуками [Ж] и [Ш], с буквами Ж (же) и Ш (ша))

II. Основная часть.

1.Психогимнастика.

Посмотрите на эти лица, какие разные.

Что они изображают? (страх, горе, удивление, интерес, вина)

Изобразите злую Бабу – Ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку, огорченного Ивана – царевича.

2. Артикуляционная гимнастика.

Мы с вами выполним артикуляционные упражнения

Заборчик

Блинчики

Парашютик

Часики

Чашечка

Вкусное варенье

Грибок.

2.Сейчас мы с вами должны угадать тему нашего занятия. Послушайте стихотворение, и скажите, какой звук встречается чаще всего?

Камышам шуршала мышь:
Ветер вам нарушил тишь!
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши!

Какой же звук мы слышим чаще всего? ([Ш])

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу!»

Дедушке седому.

Какой же звук мы слышим чаще всего? (Ж])

3. Целевая установка.

Мы будем сегодня работать? (со звуками [Ж] и [Ш], с буквами Ж (же) и Ш (ша)).

4. Прослушайте ряды слов и повторите их в той же последовательности, быстро и чётко:

жа – ша – жа

жа – ша – жа – ша

ша – жа – ша

ша – жа – ша - жа

жу – шу – жу

ши – жи – жи – ши

шу – жу – шу

жи – ши – ши – жи

А теперь посмотрите внимательно на доску, прочитайте слова:

жил – шил

уши – ужи

шар – жар

3.Скажите, чем различаются эти пары слов? (Буквами Ж и Ш). Давайте вместе дадим характеристику звукам, обозначающим буквы Ж и Ш:

[Ж] – согласный, звонкий, твёрдый;

[Ш] – согласный, глухой, твёрдый.

Чем они похожи? Чем отличаются?

4. Рассказать артикуляцию этих звуковс по мнемотаблице.

5.Теперь вы должны самостоятельно выполнить задания на карточках: от данного слова необходимо образовать новое слово, заменив букву Ш на Ж.

Карточка №1

шила - …

шесть - …

шалость - …

широк - …

тушить - …

крушить - …

машет - …

Саша - …

(После выполнения задания выполняется проверка, обращается еще раз внимание на то, с помощью чего были образованы новые слова).

6. Прочитайте внимательно слова записанные на доске, с указанием пропущенной буквы:

ж...л

ш...ло

ш...пит

ж...вёт

Какую букву мы вставили во все слова? (и) А почему именно и? Припомните правило о написании слов с сочетанием жи–ши?

(Дети называют правило о правописании жи–ши).

7. Пальчиковая гимнастика.

Песня веселых ладушек.

Две ладошки у меня. (Поочередно показывают ладошки).

Мы с ладошками родня. (Хлопки)

Будем с ними мы играть (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Раз, два, три, четыре, пять (Поочередно загибаем пальцы).

Вместе весело играть. (Хлопки)

8. На доске вы видите картинки, внимательно рассмотрите их. Определите наличие и место звуков [ж] и [ш] в названиях картинок

(Жёлудь – [ж] первый звук, шапка – [ш] первый звук, лягушка – [ш] пятый звук, жаба – [ж] первый звук, пирожное – [ж] пятый звук. Груша – [ш] четвёртый звук, жук – [ж] первый звук, баклажан – [ж] шестой звук, машина – [ш] третий звук, шина – [ш] первый звук).

9. Физминутка.

10. “Найди лишний предмет”. Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. На экране картинки:

Шуба, рубашка, шорты, жилет. (Какой предмет лишний? Почему? Где в слове жилет стоит звук [Ж]?

Ножницы, пассатижи, шпатель, ножовка.

Ежик, кошка, жираф, жеребенок.

Ложка, чашка, ножик, кувшин.

11.А теперь, ребята, вам предстоит выполнить коллективную работу. Посмотрите внимательно, на парте лежат прямоугольники, самый длинный – обозначает предложение, которое я вам назову, те, которые по короче – это слова в данном предложении. Еще короче – это слоги в данных словах, а квадраты (синего, зелёного и красного цветов) – это звуки из которых состоят данные слоги в словах. Теперь я назову вам предложение, а вам нужно составить правильную его схему:

Бабушка Женя испекла ватрушки

(Выполняется проверка)

Скажите сколько звуков? [Ж] и [Ш] встретилось в этом предложении? (Два звука [Ш], один звук [Ж]).

12. Игра “Доскажи словечко”, я буду вам зачитывать начало слова, а вы должны по смыслу добавить слог ЖОК или ШОК:

Ме....., пу....., пры....., лу....., пиро....., утю....., творо....., лапу....., сапо....., сне....., пету....., коре....., сти....., кру....., фла..... .

Последнее задание, я буду называть вам слова, а вы должны прочитать их обратно:

Ужи (ижу), шар (раш), мышь (шим), ножи (ижон), лыжи (ижил), лужи (ижул).

Итоги занятия.

1.Чему учились на занятии?

2. С какими звуками мы сегодня работали? С какими буквами?

3. Какое правило мы повторили?

4. Давайте ещё раз характеристику звукам [Ж] и [Ш]?

Новикова С.Н., учитель-логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования г. Нягань “Детский сад № 2 “Сказка”.

Задачи занятия:

  • Коррекционные
    • уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [ш] и [ж];
    • упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, фразах;
    • упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
  • Развивающие
    • развивать умение подбирать к объекту определенное качество признака;
    • развивать зрительное внимание, мыслительные навыки, связную речь.
  • Воспитательные
    • воспитывать интерес и желание работы с компьютером.

ОБОРУДОВАНИЕ

    • Мультимедийное оборудование
    • Настольное зеркало.
    • Дидактическая игра “Умный поезд”.
    • Магнитная доска.
    • Каринка “Теремок”

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.
  2. Логопед показывает картинку “Теремок”.

    В какую игру поиграем?

    Игра “Теремок” (Дети по очереди, говорят слова “Стоит в поле Теремок-теремок, он не низок не высок, в теремочке этом звук … живет”, называет любой речевой звук и садятся на стульчики).

    Вот мы и попали на полянку к Теремку. А кто тут живет? (Речевые звуки)

    Проблема:

    Дети, посмотрите на экран, тут что-то произошло? Как вы думаете, что?

    Как помочь этим звукам попасть в теремок?

  3. Изолированное произношение и характеристика звуков.
  4. Логопед. Как звучит песенка змеи? Пошипите (коротко, а теперь длительно). Как звучит песенка жука? Пожужжите (тихо, а теперь громко).

    Расскажите, как получаются эти песенки. (Дети поочередно рассказывают характеристику звуков [Ш], [Ж] – губы округляются, язычок поднимается вверх, превращается в чашечку, по середине “чашечки”, проходит теплый ветерок, звонок не работает (работает при [ж]. Так как во рту есть преграда – язык, значит этот звук согласный и твердый).

    Чем похожи, чем отличаются звуки?

  5. Звуковой анализ и синтез слов.
  6. А все ли звуки нам нужны? Почему? Докажите.

    Что получится если исчезнет звук [Ш].

    На экране появляется картинки: шапка, шуба, мышка, карандаш . (Ребенок объясняет, что может получиться из этих слов, и из-за того объект на экране исчезает).

    Аналогично с картинками, в названии которых есть звук [Ж] - жаба, жираф, ежик, ножницы.

  7. Дифференциация звуков в слогах.
  8. Логопед. Рассказали вы о звуках, они уже не ссорятся и поют песенки. Поддержите их, пропойте вместе с ними. (Один ребенок проговаривает слоги со звуком [Ш], а второй слова со звуком [Ж]. Затем меняются)

  9. Зрительная гимнастика.
  10. Открываем глазки - раз,

    А зажмуриваем - два,

    Раскрываем глазки шире.

    А теперь опять сомкнули,

    Наши глазки отдохнули.

  11. Дифференциация в словах.

А теперь звуки предлагают вам поиграть “Найди лишний предмет”. Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. На экране картинки:

  • Шуба, рубашка, шорты, жилет . (Какой предмет лишний? Почему? Где в слове жилет стоит звук [Ж]?
  • Ножницы, пассатижи, шпатель , ножовка.
  • Ежик, кошка , жираф, жеребенок.
  • Ложка, чашка, ножик, кувшин.

Логопед. Молодцы. Чтобы звуки не ссорились и побыстрее вернулись в теремок речевых звуков, подарим им подарки. Отгадайте загадку и узнаете, что вы им подарите.

Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)

Игра “Умный поезд”

Как вы думаете “песенке змеи” какой поезд нужно подарить? (Поезд, который повезет вагончики с предметами, в названиях которых есть звук [Ш]).

А “песенке жука”? (ребенок отвечает).

Не забудьте использовать признаки, чтобы поезд был красивым и умным.

Самостоятельная работа детей на магнитной доске.

А теперь … расскажи про свой подарок. (Ребенок описывает предметы, подбирая им значения признака, который будет расположен над вагончиком с этим предметом: например - поезд со звуком [Ж] повезет вагончики с жужжащим жуком, зеленой жабой, железными ножницами ).

Аналогично рассказывает свой рассказ и второй ребенок.

Отлично. Давайте проверим, вернулись наши звуки в Теремок? На слайде звуки находятся в Теремке.

  1. Рефлексия.

Что мы сейчас делали?

Как мы это делали?

Для чего мы это делали?

Светлана Скипина
Занятие по дифференциации звуков [Ж] - [Ш]

Тема : «Дифференциация звуков ш – ж » .

Цель : учить различать на слух звуки ш –ж (в слогах, словах, тексте) ; определение места звука в слове (закрепление) ; развитие внимания и памяти; образование множественного числа существительных.

1. Оргмомент.

Какое сейчас время года? (осень) . Какие ещё времена года вы знаете? (зима, весна, лето) . Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей) .

2. Артикуляционная гимнастика.

Сейчас мы с вами потренируем губы и язык.

Упражнения «Улыбка – бублик» , «Заборчик – окошечко» , «Вкусное варенье» , «Чашечка» .

3. Игра «Картинки перепутались» .

Я принесла вам картинки на звуки Ж и Ш , но они перепутались. Помогите, пожалуйста, разложить картинки правильно.

Ж – жук, ёжик, лыжи, жёлудь, жаба, флажок.

Ш – кошка, лошадь, дедушка, чашка, шапка, катушка, лягушка.

Скажите, как шипит гусь. – Ш-ш-ш.

Как жужжит жук? – Ж-ж-ж.

4. Характеристика звуков Ш – Ж .

Произнесите звук Ш . Где стоит язык, как располагаются губы и зубы? (Описание детьми артикуляции звука ) . Какой звук Ш ? (Звук Ш – согласный , всегда твёрдый, глухой, шипящий) .

Почему согласный? (есть преграда) .

Почему твёрдый? (произносим строго) .

Приложите руку к горлу и определите, звонкий он или глухой.

Что вы можете сказать о звуке Ж ?

-Звук Ж – согласный , всегда твёрдый, звонкий, шипящий.

Почему согласный? (есть преграда) .

Почему твёрдый? (произносим строго) .

Хорошо. Теперь скажите, чем похожи звуки Ш и Ж , чем отличаются. (Когда мы произносим звуки Ш и Ж , язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены; звуки Ш и Ж – согласные , твёрдые, шипящие, но звук Ж – звонкий , звук Ш – глухой .

5. Игра «Скажи наоборот» .

Дети чётко произносят слоги.

а) Аж – аш

б) аш – ши – аж – жи

аш – ше – аж – же

аш – ша – аж – жа

аш – шо – аж – жо

аш – шу – аж – жу

в) ши-ши-ши – жи-жи-жи

ше-ше-ше – же-же-же

ша-ша-ша – жа-жа-жа

шо-шо-шо – жо-жо-жо

шу-шу-шу – жу-жу-жу

г) жить – шить

житьё – шитьё

жутко – шутка

жалить – шалить

жил – шил

наживка – нашивка

Разобрать значения незнакомых слов (наживка, нашивка) .

6. Игра «Один – много»

Обратить внимание, что в конце слова звук Ж произносится , как Ш, а пишется Ж).

Нож – ножи

Стриж – стрижи

Этаж – этажи

7. Произнесение слов со звуками Ш – Ж .

Где вы слышите звук Ш ? Есть в слове звук Ш ? (определение места звука в слове ) .

Слова : флажок, одежда, пушистый, сажа, Даша, солнышко, живот, жадный, пишу.

8. Динамическая пауза. Игра «Как живёшь?»

Как живёшь?

Вот так! (показывают большие пальцы)

А плывёшь?

Вот так! (имитация руками плавания)

Как бежишь?

Вот так! (топаем ногами)

Вдаль глядишь?

Вот так! (приставляют к глазам пальцы «биноклем» ).

Ждёшь обед?

Вот так! (подпереть щёку кулаком) .

Машешь вслед?

Вот так! (помахать руками) .

Утром спишь?

Вот так! (обе руки под щёки) .

А шалишь?

-… (хлопнуть по надутым щекам) .

9. Чтение рассказа «Кошка и ёж» .

Принесли дети из леса домой ежа. Побежал ёж по комнате. Увидела его кошка, легла на пол и смотрит. Вдруг кошка прыгнула и цап лапкой ежа. Ёж быстро спрятал головку и подставил кошке свои острые иглы. Уколола кошка лапку и ушла в угол. Долго сидела там кошка, а на ежа не смотрела.

Вопросы к тексту :

1).Кого принесли дети из леса?

2).Кто увидел ежа?

3).Что сделала кошка?

4).Как защищался ёж?

Повторное чтение и пересказ текста.

Какие загадки можно подобрать к тексту? Отгадывание загадок.

Мягкие лапки, а в лапках – царапки. (кошка) .

Иголки лежали – лежали, да под стол убежали. (ёж) .

10. Итог занятия .

О чём мы сегодня говорили, о каких звуках ? звуках Ш и Ж ) . Чем они похожи и чем отличаются? (ответы детей) . Что мы делали? (Рассматривали картинки на звуки Ш и Ж , играли в игры «Скажи наоборот» , «Один – много» , «Как живёшь?» ; определяли место звука в словах , отгадывали загадки и читали рассказ «Кошка и ёж» .