Детские считалки. Тема урока: Группы слов с общим значением Какие слова обыгрывает поэт

Считалки для детей: история считалки, виды считалок, считалки- жеребьевки, заумные считалки, считалки – числовки, считалки – заменки. Коллекция считалок для детей.

Считалки для детей

Во все времена дети играли. А в играх часто нужно было выбрать водящего, разделиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? На помощь детям всегда приходили считалки.

Дети уже в 5-6 лет умеют отличать считалку от других жанров фольклора, могут ответить на вопрос: «Что я тебе прочитала – колыбельную или считалку? Загадку или считалку? Сказку или считалку? Почему ты так решил? Докажи, что это…». Выучите с детьми считалки (ребенку достаточно знать 5 разных считалок, которые понравятся именно Вашему малышу) и используйте их в своей обычной семейной жизни, чтобы никому не было обидно при распределении работы или выборе первого водящего в игре или при выборе того, кто первый сделает ход в игре. Дети всегда очень уважают сверстников, которые умеют играть, знают много игр и считалок.

Виды считалок

Первый вид считалок. Считалки — жеребьевки

Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.

Пара отходит в сторону и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду дуб, а ты береза». Среди всех ребят выбираются две «матки». Одна мать будет лидером одной команды, а другая – другой. Эту роль выполняют самые старшие или самые авторитетные ребята.

Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум маткам: «Мать, мать, чего Вам дать: дуб или березу?» В зависимости от того, что выбрала мать в игре игроки из пары расходятся по командам. Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора, например: «Мать, мать, чего Вам дать? Цепи рвать или колокол ломать?»

Считалки — жеребьевки: еще 14 вариантов:

-«Конь вороной или барабан заводной?

— Бочку с салом или казака с кинжалом?

— Шар тесать или по воде плясать?

— Шар катить или воду лить?

— Коней кормить или печи топить?

— С неба стрельца или с земли молодца?

— Дома быть или по морю плыть?

— Сольвья или воробья?

— Шапки или фуражки?

— Наливное яблочко или золотое яблочко?

— Сундук денег или золотой берег?

— Травки – муравки или золотой булавки?

— Лисицу в цветах или медведя в штанах?

— Золотую чашечку или серебряное блюдечко?»

При чтении считалок – жеребьевок Вы, наверняка, обратили внимание на то, что большинство жеребьевок произносятся в рифму. Это неспроста. Сочинение таких жеребьевок – очень веселое дело, которым интересно заняться на берегу реки или в дороге в электричке или в автобусе. Возьмите с собой листок бумаги и записывайте считалки, рифмуя разные слова. Можно специально сочинять абракадабру, словосочетания с юмором. Потом Вы всегда с радостью используете свои собственные считалки – жеребьевки, когда надо будет кого-то выбрать:). Такое занятие, как сочинение рифмы – жеребьевки, развивает чувство ритма и рифмы, поэтический слух ребенка.

Умение ребенка придумать свою интересную и красивую считалку – жеребьевку свидетельствует об уровне его интеллектуального и эстетического развития. Ведь способности малыша проявляются не в том, чтобы запомнить и повторить за взрослым заученную им информацию (как это часто предлагается в современных пособиях по «развитию» ребенка), а в том, чтобы ребенок создать новое из известного. Создать сам, причем с учетом закономерностей и правил, выявив их самостоятельно (в данном случае ребенку нужно подобрать слово в рифму, придумать сочетания с юмором или логическое сравнение двух предметов из одного ряда в одной жеребьевке).

Второй вид считалок. Заумные считалки.

В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Когда я читаю и слушаю эти тексты, то всегда улыбаюсь. Знаете, чему? Кое-кто говорит, что малыши не в состоянии сознательно выучить сложный текст и вообще речь им не интересна!!! А ведь такой заумный текст учат!!! И легко, потому что происходит это играючи! Да еще и сами такие тексты придумывают с большим удовольствием! И никто не заставляет. А это значит, что если у ребенка нет интереса к языку – то причина не в малыше, а в том, что взрослые не смогли такой интерес взрастить у малыша, не поняли вовремя, как нужны ему игры со словами.

Вот один из примеров заумных считалок – игры детей со словами:

«Эна деу рики факи,
Торба, орба, онба, смаки,
Деу-деу, косметеу,
Смаки бакас!»

Ну как Вам – понравилось? Очень часто я сейчас слышу на улице в ответ на такое бормотание ребенка: «Перестань говорить ерунду!». А ведь для малыша это не ерунда, а большая лингвистическая работа, которая очень нужна для его интеллектуального развития! И ведь дети сами сочиняют такие считалки и передают их друг другу, никто их не заставляет. Почему? Потому что в детстве у любого ребенка — период лингвистической одаренности, он спокойно и радостью как великий лингвист играет со звуками, слогами и словами. Играет без правил и без наших взрослых ограничений, с упоением и свободной фантазией! И развивает в таких играх своих лингвистические способности, которые нужны для освоения и родного, и иностранных языков. Попробуйте тоже почувствовать себя детьми и сочинить вот такую заумную считалку сами или вместе с малышами (у малышей получится даже лучше чем у Вас – по своему опыту знаю, и всегда очень радуюсь за детишек). Если сочините – поделитесь в комментариях, буду очень рада прочитать Ваше творчество.

8 заумных считалок для детей.

«Эны доны трынка нели,
Мисли масли кумпа тели,
Кумпа а
Кумпа бэ
Мисли масли
Кумпа те!»

«Эгэдэ пэгэдэ
Цугэдэ мэ.
Абэн фабэн
Домэнэ,
Икэ пикэ
Грамэникэ,
Дон зон,
Заяц вон!»

«Эники – беники,
Ели вареники,
Эники, беники,
Ба!»

«Лынзы, двинзы,
Тринзы, ланзы,
Пяту, лату,
Пыхтум, быхтум,
Девять, штык».

«Янзы, дванзы,
Три каланзы,
Пята, сота,
Ты красОта,
Стебень, дубень,
Маков крест».

«Эне-бене-рики-таки,
Тюль — буль-буль – калики – шваки,
Деу-деу-кишмадеу.
Бац!»

«Эне-бене – рез,
Финтер-финтер жес,
Эни-бени – раба,
Финтер-финтер жаба!»

Эту считалку я вспомнила, мы ее использовали в детстве в играх во дворе.

«Ази, двази,
Тризи, ризи,
Пята, лата,
Шуби, руби,
Дуби, крест».

История заумных считалок

Рассмотрим последнюю заумную считалку более подробно – она таит в себе загадку – секрет. Какую – сейчас узнаете.

Несмотря на то, что нам кажется, что смысла в этих считалках нет, смысл в них заложен очень и очень древний.

Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти. Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен. В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло. Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.

Вот как много интересного рассказали нам на первый взгляд непонятные считалки!

Третий вид считалок: считалки — числовки

Третий вид считалок – считалки – числовки, или считалки с числами . Считалки с числами существуют у детей в разных странах мира. Приведу в пример несколько таких считалок.

«Раз, два – голова,
Три, четыре – платье шили,
Пять, шесть – хлеб – соль есть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять — муку весить».

«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела».

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Серый зайчик ускакал!»

Интересная история этой считалки: история считалки про зайчика. История этой считалки очень необычна. Ее автор – Ф. Миллер – педагог-словесник и поэт 19 века. Известные строчки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» были написаны им в подписи к картинке. Но эти строчки так прижились, что до сих пор дети так и считаются. Только продолжение считалок очень разное! В каких-то вариантах зайчик выжил, в какие-то «повезли его в больницу», всё зависело от слов, додуманных детьми к началу считалки. Каких только вариантов считалки ни придумали дети: «Повезли его в больницу – там украл он рукавицу», «Привезли его в больницу – отказался он лечиться» и многие другие.

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон»

А это тоже не совсем считалка. Это перевод С. Маршака к одной из английских песенок. Но слова стихов так полюбились детворе, что сейчас эти строчки бытуют среди детей как считалка или как слова к подвижной игре.

«Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет».

«Раз, два – голова.
Три, четыре – прицепили.
Пять, шесть — сено везть,
Семь, восемь – сено косим.
Девять, десять – деньги весить.
Одиннадцать, двенадцать –
На улице бранятся, в избе ссорятся».

Четвертый вид считалок – считалки – заменки.

В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга («Шишел – вышел, вон пошел!»). Это самые обычные известные всем нам считалки.

«Стакан, лимон-
Выйди вон!»

«Под горою у реки
Жили гномы – старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звенит:
Диги-диги-диги-дон!
Выходи скорее вон!»

«Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты – баты, три рубля.
Аты –баты, кто выходит?
Аты – баты, это я».

«Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет-скачет по полям,
Тут и там,
Тут и там.
Где проскачет он-
Выходи из круга вон!»

«Яблочко катилось вокруг огорода.
Кто его поймал, тот воевода стал.
Слышал, вышел, вон повышел».

«Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди –
Кто не верит – выходи».

«Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес.
Выходи на букву С.
Буква С не подошла –
Выходи на букву А.
Буква А ушла в кино,
Выходи на букву О.
Буква О кончается –
Игры начинаются».

Часто в считалках предлагается выбрать из предложенного текста слово или цифру. И затем считалка говорится до выбранного слова. Например, считалка из моего детства:

«На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей».

Игрок выбирает, кто он (Например: «Портной»), и далее считалка говорится до его слова.

Очень историческое – из детства: «В гараже стоят машины – Волга, Лада, Жигули. От какой берешь ключи?» 🙂

«Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся, говори поскорей»

Еще одна считалка, и тоже из моего детства:

«Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
Приходите все на чай!
Сколько чаек, отвечай».

Игрок быстро называет цифру до 10, например, 8. Далее все вместе считаем от 1 до этого числа. На каждый счет – показываем рукой на 1 игроке. На кого попадет данное число- число 8 – тот выходит из круга.

А в конце статьи — известная современная песенка — считалка «Мы делили апельсин». Приятного просмотра!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Детские считалки – необходимая часть детских подвижных игр. Ведь почти всегда нужно выбрать водящего. И сделать это нужно честно, без обмана, справедливо. Раньше стишки для выбора ведущего или установления очередности и игре называли в народе «жеребьевками» или «гадалками». Название «считалки» был придуман собирателями фольклора. Хотя, собственно, счет встречается только в считалках-числовках. Но это название так прочно вошло в обиход, что сейчас даже сложно представить, что «считалки» могут называться как-то по-другому.

Разучивайте с детьми считалки! Это не только поможет им развить память и приобщиться к русской фольклорной культуре, но и повысит их «рейтинг» среди сверстников.

Детские считалки бывают очень разные: длинные и короткие, легкие и не очень в запоминании, старинные и современные. Но одно свойство объединяет их – они обязательно ритмичные.

Не претендуя на этнографическую точность, мы разбили детские считалки на несколько групп:

Детские считалки-числовки

Считалки-числовки – это считалки с числами. Иногда, правда, эти числа сложно узнать. Они искажены, замаскированы. Например, вместо «Один, два» появляются «Первенчики, другеньчики» или «Перводан, другодан». Эти искаженные слова рождались во взрослом языке. Ведь когда-то считали, что слово, и, тем более, число – вещь магическая. А раз магическая, значит и опасная. Поэтому существовал запрет на счет «правильными» числами. Но считать-то было как-то надо – вот и придумывали такие «заменители». Потом запрет ушел, а его отзвуки остались в детских считалках.

Примеры детских считалок-числовок:

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли мальчики играть,

Да водилку выбирать.

Им стал Родивон,

Пусть отсель он выйдет вон!

Раз, два, три, четыре –

Только по полу скакать!

Раз-два – кружева,

Три-четыре – платье сшили,

Пять-шесть – кашу есть

Семь-восемь – деньги просим.

В нашей маленькой компанье

Кто-то палочку украл.

Раз, два, три –

Это верно будешь ты!

Первенчики, другенчики –

Летели голубенчики.

По божьей росе,

По чужой полосе.

Там шишки, орешки,

Медок, сахарок,

Выйди вон королек.

Перводан, другодан,

На четвертый угодан!

Азы, двазы,

Тризы, ризы,

Пята, лата,

Туни, муни.

Заумные детские считалки

О происхождении заумных считалок у ученых нет единого мнения. Некоторые считают, что это самые древние считалки, берущие свое начало от старинных заклинаний и заговоров. Другие исследователи доказывают, что они восходят к латинским числовкам. Некоторые даже полагают, что заумные считалки – это искаженные молитвенные тексты на древнееврейском языке. Но, в любом случае, этот вид считалок очень древний. Кстати, их тексты сходны на всей территории многоязычной Европы. Заумные считалки – застывшие осколки древних культур, формулы, лишенные всякого смысла, но завораживающие ребенка своим ритмом.

Примеры заумных считалок:

Эни, бени, рики, факи,

Тур-ба-ба, каляки, шмаки.

Дэу, дэу, кранодэу.

Эбит-бэбид,

Биткен баткен,

Эбит-бэбид

Эни-бэне-рэц,

Квинтер-минтер-жец,

Эни-бени-раба,

Квинтер-минтер-жаба.

О бар бо бар

За бор зи,

О бар бо бар

Атки-па тки чуткиме ,

Аболь-фоболь доменэ ,

Граматыки

Анки-дранки дру едру,

Чебер-фебер фу ерфу,

Ан дан, дугестан,

Уда вида, уда кан.

Старинные и современные русские детские сюжетные считалки

Сюжетные считалки – основная группа детских считалок. Очень сложно определить время создания того или другого текста, понять, какие пришли к нам из седой старины, а какие появились совсем недавно. Ведь считалки постоянно изменяются, впитывают новые слова и реалии окружающего мира. Вот, например, такая, довольно старая считалка, «Ехал Ваня на тележке…» обрела нового «главного героя»:

Ехал Лунтик на тележке,

Раздавал он всем орешки,

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты!

Но, все же, в некоторых детских сюжетных считалках можно проследить следы разных эпох. Вот, позднее российское средневековье:

На златом крыльце сидели,

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

А вот XVII-XIXвек:

Аты-баты, шли солдаты,

Аты –баты, на базар.

Аты-Баты, что купили?

Аты баты самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты баты, кто выходит?

Аты-баты, ты да я.

Ехал барин в тарантасе,

Таракана раздавил.

И за это приключенье

Три с полтиной заплатил

Дора-Дора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как нам вора наказать.

Мы связали руки-ноги,

И пустили по дороге.

Вор шел, шел, шел,

И корзиночку нашел.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Ленты, кружева ботинки,

Что угодно для души.

Эти детские считалки довольно современные – начало и середина XX века:

Дом высокий, трехэтажный,

На верху свисток протяжный.

Как засвищет, заорет,

Всех на фабрику зовет.

Шла машина темным лесом,

За каким-то интересом

Инти-инти-интерес,

Выходи на букву «Эс»

Буква «Эс» не подошла,

Выходи на букву «А».

Хотя такие считалки и называются сюжетными, но сюжет этот, зачастую, удивительно алогичен и произволен. Детская фантазия, не связанная взрослым опытом, не имеет границ! В детских считалках катятся не только яблочко, шарик или колечко, но и предметы, совершенно для «качения» не предназначенные: торба, яблоня, голубое платьице. Детские считалки – очень динамичны. В них кто-то или что-то постоянно «катится», «едет», «идет». А вот «сидят» или «стоят» — очень редко.

Примеры детских сюжетных считалок:

Яблоко катилось

Вокруг огорода.

Кто его поднял,

Тот воевода.

Катилась торба

С высокого горба;

В этой торбе хлеб, пшеница,

Из под горки катится

Голубое платьице.

На боку зеленый бант,

Тебя любит музыкант!

Стакан, лимон,

Выйди вон!

Стакан воды,

Выйди ты!

Ехал Ваня из Казани,

Полтораста рублей сани,

Двадцать пять рублей дуга,

Мальчик девочке слуга.

Ты слуга подай карету,

А я сяду и поеду,

Ты слуга подай метлу,

Я карету подмету.

Карл Иваныч с длинным носом

Подходил ко мне с вопросом:

«Как избавить этот нос,

Чтобы больше он не рос?» -

«Вы возьмите канифоль

И помажьте его вдоль,

А помазавши потом

Ковыряйте долотом».

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась на корзинку

И упала в яму – Бух,

Раздавила сорок мух.

Шел солдатик из больницы,

Нашел белы рукавицы,

Думал-думал куда деть –

Решил на ноги надеть.

Под горою у реки

Живут гномы –старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звонит:

Диги-дон, диги-дон –

Выходи из круга вон!

Маленький мальчик

Сел на стаканчик,

В дудочку играет,

Царя забавляет.

Царю на потешки,

Ему на орешки.

Шла коза по мостику

И махала хвостиком.

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила!

Дин-дон, дин-дон,

Выходи из круга вон!

Я пойду найду дуду,

Вдоль по улице пойду.

Веселей, дуда, дуди,

Мы играем, ты води!

Считаться можно и «на выбывание». Правда, это занимает довольно много времени, ведь «во дой» будет тот, кто последним останется в кругу. Современные дети, улавливая все нарастающий ритм окружающего мира так считаются редко – некогда. А раньше – лет семьдесят назад – именно такой способ счета был основным. Считаться можно любой считалкой. На кого попал последний слог выходит из круга и дальше в жеребьевке не участвует. И так до тех пор, пока не останется последний. А вот считалка «Шла кукушка мимо сети…» — это считалка именно на выбывание. Считаются так:

Дети встают в круг, сжимают обе руки в кулак и выставляют вперед. Тот, кого назначили считать, слегка стукает по кулачкам на каждое слово считалки:

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Все кричали «Ку-ку-мак»,

Разжимай один кулак!

Тот на кого пришлось последние слово считалки, разжимает кулак и прячет руку за спину. Считалка повторяется. Водящим может стать либо тот, кому первым выпадет разжать два кулака, либо тот, чей кулак останется последним.

Существуют детские сюжетные считалки «с продолжением». Например, такая:

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге

Сколько надо гвоздей?

Не задумывайся, говори поскорей!

Тот, на кого пришелся последний слог, должен быстро назвать число. Можно оговорить, что число должно выть не больше 10 (20, 30 – как договоритесь). К примеру, названо число пять. Тогда считалка начинается сначала:

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо по дороге.

Надо пять гвоздей: раз, два, три, четыре, пять!

Тот на кого выпадет счет пять – «во да».

Такая же считалка «с продолжение» — всем известная детская считалка «На златом крыльце сидели…». Когда произносят слова «Кто ты будешь такой?», то тот, на кого укажет ведущей при слове «такой», должен быстро назвать одного из «героев», сидящих на крыльце: «король», «царь», «сапожник» … После этого считалку начинают сначала и считаются до выбранного персонажа. На кого попадет это слово – тот и выходит.

Авторские детские считалки

Источниками считалок, конечно, становились и авторские, литературные тексты детских поэтов. Считалкой может стать любое стихотворение, если оно не слишком длинное и ритмичное.

Я — зверёк,

И ты — зверёк,

Я — мышонок,

Ты — хорёк,

Ты хитёр,

Кто умён -

Тот вышел вон!

(Самуил Маршак)

Шел по улице отряд -

Сорок мальчиков подряд:

На четыре,

И четырежды

И еще потом четыре.

(Даниил Хармс)

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята -

Их по счёту ровно пять.

Раз — котёнок самый белый,

Два — котёнок самый смелый,

Три — котёнок самый умный,

А Четыре — самый шумный.

Пять похож на Три и Два -

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята -

Раз, Два, Три, Четыре, Пять!

Заходите к нам, ребята,

(Сергей Михалков)

Му-ра-вей бе-жит по троп-ке,

На е-го шта-нах за-клёп-ки

А в кар-ма-нах две ды-ры –

Ты вы-хо-дишь из иг-ры!

(Михаил Яснов)

Цыплёнок – КУРОЧКИН.

Утёнок – УТОЧКИН.

Щенок – СОБАЧКИН.

Жеребёнок – КЛЯЧКИН.

Барашек – ОВЕЧКИН.

А я? ЧЕЛОВЕЧКИН!

(Михаил Яснов)

***
Вышел ёжик из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Вынул камешки и мел,

Улыбнулся, как умел.

Подарил мне всё, что вынул,

И опять в тумане сгинул.

(Вероника Долина)

А теперь, когда все посчитались, можно играть в , или !

Детские сговоры и жеребьевки для деления на команды.

Для того, чтобы «честно» разделиться на команды, дети на Руси пользовались словесными жеребьевками – сговорами. Для этого служил вопрос, содержавший в себе выбор. Вопросы могли быть самые разные. Рождались такие вопросы, обычно, на основе сказок, загадок, пословиц:

  • «Солнце красное или месяц ясный?»
  • «Коня вороного или казака удалого?»
  • «Наливное яблочко или золотое блюдечко?»
  • Часто такие вопросы-сговоры имели юмористический характер:
  • «На печке заблудился или в тарелке утоп?»
  • «Шишкой в лоб или в ухо хлоп?»

Проводили сговор-жеребьевку так. Две «матки» или, говоря современным языком, капитаны будущих команд – отходили в сторону и договаривались о том, какой вопрос будут задавать. А также определялись к кому из «маток» будет присоединяться игрок, выбравший тот или иной ответ на вопрос. Когда они об этом договорились, то кричат остальным «Можно!». После чего к ним по очереди парами подходят дети. Одному из детей в паре тихо (чтобы не услышали остальные) предлагают вопрос, например: «Сказка или бубликов связка?». Ребенок (тоже тихо) сообщает, что он выбрал. Например, он выбрал «сказку». Тогда ему словами или жестами показывают, к кому из «маток» ему надо присоединиться. Второй ребенок из пары идет в другую команду. После этого подходит следующая пара и все повторяется сначала. В конце концов все дети поделятся на две команды. Такие жеребьевки подходят для формирования команд во многих русских народных играх, например, в или менее известной, но очень динамичной .

Современный простой и всем известный способ разделить детей на команды – рассчитаться по порядку номеров. Но, чтобы было веселей, можно рассчитываться не цифрами а, например, деревьями, цветами – да всем чем угодно! Например, взрослый водящий идет вдоль детской шеренги и, дотрагиваясь по очереди до детей говорит –«зайчик, белка, ежик, зайчик, белка, ежик…». После этого просят сделать шаг вперед тех, кого назвали зайчиком – вот и команда зайчиков. Они встанут справа от ведущего. Потом вперед выходят лисички. Их команду просят встать слева от ведущего. Ну а ежики остаются на месте. Здесь у нас получилось три команды, но можно сколько угодно. Если делите подростков, то можно придумать что-нибудь позаковыристей например: кочки, пенечки, болотные цветочки.

Считалки — часть детской игровой культуры и народной культуры в целом, не потерявшие своей популярности и до наших дней. Многие другие элементы русского игрового фольклора, к сожалению, стали сегодня почти экзотикой. Например, традиционный способ народной педагогики подготовки девочек к ее будущему материнскому предназначению. Чуть больше повезло и обрядам, а также зимним народным забавам — последнее время интерес к ним значительно вырос.

Первый урок.

Цели и задачи урока: Углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Учить отгадывать и составлять тексты загадок о капусте. Основные понятия: части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Слова из словарей: Ка пуста.

Ход урока:

  1. Упр.1 стр. 72. Упражнение в умении группировать слова как части речи.

 Найди «лишнее» слово в каждой строке.

Гладиолус, морковь, фиалка, роза.

Гладиолус, фиалка, красная, капуста.

Ходит, прыгает, плавает, бег .

Прямой, весёлый, читает, интересный.

 Выпиши слова, называющие: 1) предметы; 2) признаки предметов; 3) действия предметов.

  1. Работа с правилом на стр. 72. Введение термина части речи.

В науке о языке (грамматике) группы слов с общим значением называют частями речи.

III. Упр. 2 стр. 72. Устно. Углубление представлений о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

 Рассмотри таблицу.

 Что нового о группах слов мож­но узнать из неё?

Слова - части речи

IV. Упр. 4 стр. 73. Выявление общего и различного в частях речи.

 Запиши слова, распределяя их по частям речи.

Ручка , пишет , красивая , громкий , свистит , сентябрь , альбом , нарисует , чёрное , ромашка , учится , аккуратный , ученик , высокий , прочитает .

 Подчеркни безударные гласные в словах из словаря.

V. Упр. 5 стр. 73. Закрепление представлений о группах слов с общим значением как частях речи. Повторение терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Составление предложений по предложенным схемам.

 Какие предложения можно составить по таким схемам?

 Запиши предложения.

| Сущ , гл. ?

| Прил.сущ , гл. .

| Предлогсущ , гл . сущ. !

VI. Работа со словарными словами капуста, капустный. Обучение отгадыванию и составлению текстов загадок о капусте.


Не шит, не кроен,

А весь в рубцах;

Без счету одежек,

А все без застежек.

(Капуста)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

(Капуста)


Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(Капуста)

  1. Упражнение в употреблении частей речи с разными лексическими значениями.

 Какие имена существительные обыгрываются в двустишии?

 Это одно слово или два разных?

Это кто стрелой из лука

Прострелил головку лука?

VIII. Итог урока.

 На какие вопросы отвечают имена существительные?

 Приведите примеры.

 На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

 Приведите примеры.

 На какие вопросы отвечают глаголы?

 Приведите примеры.

IX. Д/з: Упр. 3 стр. 73.

 Дополни предложения именами существительными с обобщённым лексическим значением.

 Каково общее значение всех вставленных слов?

 Вставьте пропущенные буквы. Объясни их написание.

Клён, ...сина, б..рёза - ... .

Свёкла, ..гурец, к..пуста - ... .

Роза, р..машка, пион - ... .

 Дома запишите предложения, вставляя буквы и дополняя предложения именами существительными с обобщённым лексическим значением. Вставленные буквы подчеркните.

Тема урока: Группы слов с общим значением. Второй урок.

Цели и задачи урока: Углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Упражнять попутно в употреблении частей речи с разными лексическими значениями.

Учить отгадывать и составлять тексты загадок о капусте. Основные понятия:части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Слова из словарей: Ка пуста, мо рковь, о ранжевая.

Ход урока:

Группировка слова как части речи.

Выявлять общее и различное в частях речи

Находить ключевые слова-признаки отгадки в тексте загадки.

 Какие действия и качества приписывает колокольчикам поэт Е. Серова? Прочитай.


Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

- Колокольчики-цветы

Очень вежливы... А ты?


 Спиши. Укажи знакомые части речи сокращённо: сущ., прил., гл. Подчеркни слова, употреблённые в переносном значении.

 Прочитай загадку. Какую барыню ты себе представил?


Расселась барыня на грядке,

Оделась в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.


 Запиши загадку и отгадку. Укажи глаголы.

 Подбери антоним к глаголу оделась.

 Составь предложения из слов. Запиши их.

Пушистый, снег, выпал.

Платье, нарядилась, в, белое, земля.

Большие, намело, сугробы.

морковь, морко"вный,оранжевая

 Из каких частей речи построены эти предложения? Напиши над словами сокращённо части речи.

 Спиши текст, вставляя вместо вопросов подходящие слова: оранжевый, морковь, загадку, окрашивает, зрение, зелёная, съешь.

Все вы знаете (что?) о красной девице, у которой (какая?) коса на улице. (Что?) - любимый овощ народов разных стран. В (какой?) цвет её (что делает?) вещество «каротин». Когда ты (что сделаешь?) морковку, это вещество превратится в витамин А, который улучшает (что?) и помогает расти.

 Укажи части речи над вставленными словами.

Заметьте! Конкретные (лексические) значения слов изучает лексика, а общие (грамматические) значения и формы слов изучает грамматика. Лексика и грамматика - разделы науки о языке.

 Какие слова обыгрывает поэт в считалке?

Шла лисичка вдоль тропинки И несла грибы в корзинке: Пять опят и пять лисичек Для лисят и для лисичек.

(И. Мазнин)

 Спишите считалку.

 Подчеркните многозначные имена существительные.

 Почему грибы так назвали?

 Укажите глаголы.

 На какой вопрос они отвечают?

 Какое слово в тексте отвечает на вопрос сколько!

Тема урока: Ежели вы вежливы… Вежливые слова

Цели и задачи урока: Дать представление ещё об одной группе (междометных) слов с бытовым названием «вежливые» слова.

Систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Формировать навык использования разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией.

Основные понятия: Приветствие, прощание, просьба, благодарность.

Слова из словарей: спа сибо, по жалуйс та

Ход урока:

I. Знакомство с группой междометных слов с бытовым названием «вежливые» слова.

1. Упр.1 стр.76. Примеры использования «вежливых» слов в пословицах.Запись пословиц по памяти.

Чему учит народ в пословицах?

Не дорого ничто, дорого вежество*.

Ласковое слово что солнышко.

 Запиши по памяти вторую пословицу.

 В каких ситуациях её можно использовать в речи?

2. Упр. 2 стр.76. Формирование навыка использования разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией. Работа со словарными словами спа сибо, по жалуйс та

 Какие слова вежливости ты уже знаешь?

 В каких ситуациях ты их используешь?

 Научись правильно писать эти слова.

3. Упр. 3 стр.76. Систематизация имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

 Почему вежливые слова называют добрыми, волшебными?

 Вспомни, когда доброе слово помогло тебе.

4. Упр. 4 стр.76. Систематизация имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Выборочное списывание.

 Прочитай отрывок из рассказа В. Осеевой.

 Какому волшебному слову он посвящен?

Павлик подошёл к сестре. Глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». Лена широко раскрыла глаза и смущённо пробормотала: «Какую тебе?»

 Спиши просьбу Павлика.

5. Упр. 5 стр.76. Обоснование выбора этикетные языковых формул в соответствии с ситуацией.

 Как ты закончишь предложения?

 Запиши их.

Здравствуй, дорогой (ая) ... ! До свидания, ... !

6. Упр. 6 стр.77. Обоснование выбора этикетные языковых формул в соответствии с ситуацией. Списывание предложений.

 Какие слова можно употребить для приветствия знакомого?

 А какие для прощания?

 Запиши их.

7. Упр. 7 стр.77. Формирование навыка использования разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией. Выборочное списывание.

 Спиши предложения из письма, вставляя в него нужные слова вежливости.

... , дорогая бабушка!

... за письмо. Спешу сразу ответить.

Бабушка, приезжай, ... , к нам погостить!

Твой внук Дима

8. Упр. 8 стр.77. Формирование навыка использования разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией. Составление и запись небольшого текста.

 Каким будет твоё письмо (к бабушке, к другу)? Подумай и напиши.

9. Упр. 9 стр.77. Систематизация имеющихся у детей знаний о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Работа в парах. Списывание загадки.

 Какими жестами принято сопровождать слова при­ветствия, прощания?

 Покажите друг другу.

 Прочитай загадку. О каком народном приветствии она напоминает?

Знакомого встречу - соскочу, привечу*.

 Спиши загадку.

 Поясни написание сочетания чу в словах.

10. Упр. 7 стр.77. Систематизация имеющихся у детей знаний о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

 Какие жесты, позы, выражения лица не следует использовать при общении? Рисунки подскажут тебе от­веты.

VIII. Итог урока.

Тема: «Учимся словами рисовать, сравнивать... облака»

Задачи уроков:

1) учить проводить лексико-орфографический анализ слова облако;

2) учить наблюдать над языковыми средствами изображения предметов (на примере облаков) в научном, художественном текстах;

3) учить систематизировать разные средства языка, с помощью которых можно сравнивать предметы: похож на, как, словно, точно, скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении;

4) побудить детей удивиться многообразию этих синонимических средств в родном языке и использовать разные средства языка в собственной речи при необходимости сравнить что-либо;

5) учить наблюдать за природными явлениями, воображать, фантазировать, изображать словами (сочинять).

План уроков

1. Вводное слово учителя о задаче урока - научиться описывать (объект описания вводится через загадку: Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.)

В ходе нахождения отгадки обращается внимание на глаголы со значением движения. Выясняется, кто же может так двигаться - как по небу, как по земле, как по воде.

2. Лексико-орфографическая работа со словом облако:

2.1. Выявление значения прямого и переносного (чтение материала, см. ниже);

Материал для лексической работы

A) Отрывок из главы «Как Незнайка летал на воздушном шаре» повести Н. Носова «Незнайка и его друзья»:

В это время воздушный шар очутился в каком-то дыму или тумане. Земля исчезла внизу. Вокруг была как будто белая завеса.

Что это? - закричали все. - Откуда тут дым?

Это не дым, - сказал Знайка. - Это облако. Мы поднялись до облаков и сейчас летим в облаке.

Ну, это ты сочиняешь, - ответил Незнайка. - Облако - оно жидкое, как овсяный кисель, а это какой-то туман.

А из чего, ты думаешь, сделано облако?- спросил Знайка. - Облако ведь и сделано из тумана. Это только издали кажется, что оно плотное.

Вы его не слушайте, братцы. Это он все выдумывает... Облако - это кисель.

Каково ваше мнение?

Б) Из научной статьи, энциклопедии:

«Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристалликов льда. Когда капли и кристаллы сливаются и становятся побольше размером, облако темнеет, его называют тучей, из тучи идет дождь или град».

B) Словарная статья из словаря СИ. Ожегова:

1) скопление сгустившихся водяных паров в воздухе;

2) перен. Сплошная масса мелких летучих частиц чего-нибудь (дыма, пыли т. п.).

2.2. Этимологический экскурс в историю происхождения слова (истинное его значение), («ключик», № 2, с. 79 - оболокать, обволакивать, облачать);

2.3. Орфографический и графический анализ слова и прописывание: об, обл, облако с выделением безударной гласной.

2.4. Запись слова с толкованием прямого значения.

3. Наблюдение над описанием облаков писателем-натуралистом

Юрием Линником.

3.1. Чтение текста по учебнику (№ 1, с. 78), анализ роли выделенных курсивом слов.

3.2. Знакомство с материалом Ключика (с. 78), демонстрирующим разные словесные (языковые) варианты выражения сравнительных отношений между предметами.

3.3. Выборочное списывание отрывка, в котором описываются облака (№ 2, с. 79).

Подчеркивание слов и выражений - сравнений.

4. Наблюдение над образным описанием облаков в загадках и стихах (№ 3, 4, с. 79) с выборочной записью.

5. Творческая работа (дифференцированная):

а) составить недостающую часть стихотворения (по данному началу

На что похожи облака?

На что они похожи?

......................(на крокодила)

...............................(на быка)

И на оленя тоже!

(О. Высотская)

б) описываем облака сами, жанр выбираем тоже сами (проба пера).

5.1. Побуждение к творческой работе (№ 5, с. 79).

5.2. Работа с черновиком описания.

5.3. Сочинение загадки или стиха, или прозы об облаках (набело).

5.4. Озвучивание первых работ (при наличии времени). Привлечь внимание детей к удачным языковым находкам, сравнениям.

6. Итог урока.

чания). Расположение данного раздела именно после раздела «Слово и его значение» не случайно. С одной стороны, матери­ал раздела конкретизирует, из чего складывается значение всего слова, с другой - готовит к осознанию единообразного право­писания морфем.

Основным объектом изучения является главная значимая часть слова - корень. Понятие о корне формируется на основе двух признаков: одинаковости внешней части слов и общности их значения.

Формирование понятия о корне естественным образом свя­зано с формированием понятия об однокоренных словах. Быто­вой термин родственные слова заменяется языковым - одноко-ренные слова. Сам термин говорит об основной отличительной черте этого типа слов - наличии одного и того же корня. Для прочности усвоения этого признака как «провокационные» в упражнениях даются: а) слова с омонимичными корнями (с. 81), имеющие только внешнюю сходную часть; б) слова-си­нонимы, имеющие общность в значениях. Отмечается, что си­нонимы - слова одной и той же части речи, а однокоренные слова могут быть разными частями речи.

Далее дается общее представление об историческом корне на примере некоторых этимологических экскурсов {отец, отче, отчий, Отчизна, Отечество; дерево, деревня и др.). Практика по­казывает, что представление об историческом корне помогает детям проникнуть в истоки слова, его истинное значение, глуб­же понять современное значение слова и осознать его правопи­сание. Многие слова из словаря из числа непроверяемых пере­ходят в разряд труднопроверяемых, а при знании исторического корня становятся «легкопроверяемыми», например, столица (стол), деревня (дерево), здравствуй (здравие) и т.д. При озна­комлении с историческим корнем слова необходимы этимоло­гические экскурсы, проведение которых невозможно без обра­щения к этимологическим словарям (в учебнике, настоящим словарям).

Углубление понятия об однокоренных словах происходит при ознакомлении с другими значимыми частями слова - суф­фиксом и приставкой. Определять однокоренные слова нужно по двум признакам: по общему корню и наличию словообразо­вательных морфем - суффикса или приставки, или обеих вмес­те. Именно суффикс и приставка образуют новые слова, то есть I слова с новым лексическим значением, по-иному, однокоренные слова. В отличие от них слова, в образовании которых уча­ствует только окончание, считаются в языке формами одного и того же слова. В дальнейшем умение образовывать или устанав­ливать однокоренные слова поможет детям находить среди них проверочные слова при решении орфографических задач. Орга­низуется наблюдение над единообразием написания одних и тех же корней. Возможно наблюдение над частотными чередо­ваниями согласных: г//з//ж - друг, дружок, друзья; к//ч -рука, ручка, и//ч - конец, конечный.

В конце изучения раздела дается образец разбора слова по составу его значимых частей.

В «Обязательном минимуме», новом Госстандарте нет ука­зания на знание учащимися основы слова, поэтому во 2 классе разбор проводится как систематизация изученного о составе слова и первым обычно указывается главная значимая часть слова - корень.

Вопросы для проверки степени усвоения материала раздела:

1) без какой значимой части слово не существует?

2) какие части слова помогают образовывать однокоренные слова?

3) какая часть слова помогает изменять форму слова?

Основные виды упражнений при изучении раздела: наблю­дение над значениями слов, их составных частей, нахождение корня в однокоренных словах, группировка в «семьи» одноко­ренных слов, сопоставление со словами с омонимичными кор­нями, со словами-синонимами, образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, моделирование, вы­бор слов с нужными приставками, суффиксами в зависимости от контекста, изменение слов по вопросам с помощью оконча­ний, составление предложений и т. п. Дополнительный матери­ал к разделу см. на с. 129.

Правописание гласных и согласных в корне слова (16 ч)

Этот раздел открывает изучение наиважнейшего пласта сис­темы русского языка - правописания слов, то есть способов обозначения букв на письме. Если в учебнике 1 класса и разделе повторения в учебнике 2 класса звучал термин правила записи слов, то с этого раздела будут приоритетны термины правописа-

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. Урок 1.

Цели и задачи урока

водица, водиться ).

Основные понятия:

Слова из словарей : О тец, о тече ство, о тчизна (от отче - отец), сто лица

Накапливать опыт

Различать

Уточнять значения

Ход урока:

1. Наблю­дение над значениями слов, их составных частей.

 Сравни значения слов в обеих строках.

 В какой из них названы родственники, а в какой даны родственные слова?

Дедушка, отец, сын, внук.

Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф).

 Выпиши родственные слова.

 Общие части слов обозначь сверху дугой◠

2. Работа с правилом.

Родственные слова имеют общую часть (корень). Корень - главная значимая часть слова. В ней заключено общее значение родственных слов, которые иначе называются однокоренными.

Игра, игрушка, игровой (час), играть.

3. Нахождение корня в однокоренных словах.

 Можно ли эти слова назвать однокоренными?

Какими двумя признаками должны обладать такие слова?

Слово, словечко, пословица, словарь.

 Спиши. Обозначь корень.

4. Сопоставление однокоренных слов со словами с омонимичными кор­нями, со словами-синонимами.

 Однокоренные ли эти слова? Докажите.

Летний (день), летательный (аппарат).

 Подберите к каждому слову однокоренные слова. Запишите их, выделите корень.

5. Группировка в «семьи» одноко­ренных слов.

 Собери в «семейки» однокоренные слова.

 Запиши их, обозначь корни.

Дождь, кормить, дождливый, корм, дождевой, кормушка, дождик, кормовые (травы).

 Проверь, чтобы в корнях однокоренных слов были написаны одинаковые гласные. Подчеркни их. Поставь в словах знак ударения.

 Корни в однокоренных словах пишутся одинаково:

ли_ст, листочек, лцства; глаз_, глаз_ки, главной.

6. Запиши однокоренные слова разных частей речи.

Ход, зима, спешить, бег, больница, смешной, распевать, сосна, свежесть.

 Укажи над словами части речи так: сущ., прил., гл.

 Выдели корни, подчеркни в них гласные.

7. Сопоставление со словами с омонимичными кор­нями, со словами-синонимами.

 Прочитай песенку Водяного из мультфильма.

Я водяной, я водяной.

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться 1 . (Ю. Энтин)

 Подбери и запиши ряд однокоренных слов: водица - .... Почему рифмуются слова водица-водиться?

8. Знакомство со словарными словами отец, отчий (дом) и Отечество.

9. Итог урока.

Наблю­дение над значениями слов, их составных частей. Нахождение корня в однокоренных словах.

Группировка в «семьи» одноко­ренных слов.

Сопоставление со словами с омонимичными кор­нями, со словами-синонимами.

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

Моделирование, вы­бор слов с нужными приставками, суффиксами в зависимости от контекста.

Изменение слов по вопросам с помощью оконча­ний.

Составление предложений

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. Урок 2.

Цели и задачи урока Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова».

Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам - общая часть (внешняя) и общность смысла. Показать отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться ).

Упражнять в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении однокоренных слов (они могут быть разными частями речи) и слов-синонимов (среди слов одной и той же части речи, только смысловая общность).

Дать общее представление об историческом корне слова.Основные понятия:

Корень, однокоренныеслова, историческийкорень.

Слова из словарей:

О тец, о тече ство, о тчизна (от отче - отец), сто лица

Характеристика учебной деятельности учащихся Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове.

Определять корень слова с позиций совокупности его отличительных признаков.

Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы.

Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря.

Ход урока:

1. Стр. 82 упр. 7. Группировка в «семьи» одноко­ренных слов.

 Поиграем в «четвёртое лишнее»!

1. Дорога, путь, подорожник, дорожный.

2. Весельчак, весёлый, радостный, веселье.

 По какому принципу ты будешь искать «лишнее» слово?

 Выпиши однокоренные слова. Обозначь корень. Сделай вывод о написании гласных в корнях этих слов.

 Какие слова близки по значению, но их нельзя считать однокоренными?

 Заметьте! Синонимы - слова одной части речи; однокоренные слова могут быть разными частями речи.

2. Стр. 82 упр. 8. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

 Прочитай, заменяя рисунки однокоренными словами.

В густом ельнике росла маленькая ель

- Почему, - спрашивала маленькая ель у старой сосны к тебе в гости часто прилетают дятлы и клесты?

- Они прилетают за семенами, которых много в шишках. Еловые семена -- самая лакомая еда для дятлов и клестов.

 Запиши текст. Обозначь корень в подобранных словах.

3. Стр. 82 упр. 9. Моделирование, вы­бор слов с нужными приставками, суффиксами в зависимости от контекста.

 Посоревнуйтесь, кто больше подберёт слов разных частей речи с корнями: -лес-, -воз-, -ход-.

 Запишите группы слов. Проверьте друг друга.

4. Стр. 82 упр. 10. Наблю­дение над значениями слов, их составных частей. Нахождение корня в однокоренных словах.

 Есть ли общее в значении слова корень в данных сочетаниях слов?

Корень дерева, корень зуба, корень слова.

 Выпиши сочетания слов, обозначающие:

1) подземную часть растения, которая удерживает его в почве и служит для всасывания влаги и питательных веществ;

2) главную часть слова, в которой выражается его значение.

5. Стр. 82 упр. 11. Наблю­дение над значениями слов, их составных частей. Нахождение корня в однокоренных словах.

 Являются ли однокоренными слова в предложениях?

Коля колет. Поля полет. Паша па­шет. Варя варит. Валя валит. Света светит.

 Выпиши глаголы. Подбери к ним однокоренные имена существительные. За­пиши.

6. Стр. 82 упр. 12. Сопоставление со словами с омонимичными кор­нями, со словами - синонимами.

 Прочитай стихотворение В. Лунина «Ластик».

Ластится ластик Всё бы неплохо!

К словам на листке, Да ласка его

Льнёт к предложению, Не оставляет от них

Липнет к строке... Ничего!

 Спиши. Обозначь корень в однокоренных словах.

7. Итог урока

Тема урока: ШКОЛА ГРАМОТЕЯ.

Цель урока : Учить прогнозировать результаты своей работы, выявлять затруднения и находить способы выхода из них, анализировать слова по составу, группировать их в соответствии с составом, синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы), действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов.

Ход урока:

I. Постановка учебной задачи.

 Производить анализ слова по составу - важное учебное умение. Умеешь ли ты это делать?

II. Анализ строения слова со стороны наличия в нём значимых частей (морфем).

 Спишите слова и завершите их графический анализ по составу значимых частей.

слонята вылетает

(детёныши слона) (начинает летать)

 Сделайте устно разбор слов по составу. Воспользуйтесь памяткой 4 или подсказкой.