Сосновая шишка как символ. Шишковидная железа введение в суть Символом чего могут быть шишки

Татуировка шишка означает здоровье, жизнь, плодородие, любовь, огонь, везение, плодовитость, творческую силу, новое начало, мужество, надежность, движение, равновесие, связь с природой.

Значение татуировки шишка

Татуировки с изображением шишки встречаются не так часто. Это связано с тем, что мало кто знает её смысл. Зря, ведь шишка с древних времён несла образы таких символов, как небо, огонь, солнце и даже самой Вселенной.

Шишку принято ассоциировать со здоровьем, жизнью и мужеством. Много лет тому назад её посвятили богу Ваалу-Хададу и его жене Ашерах: богу плодородия и богине любви. Идущие по спирали слои-ячейки шишки, в которых спрятаны семена растения, указывают на плодовитость.

Татуировка связана с ещё одним божеством - богом вдохновения, растительности и сил природы Дионисом. Часто в его руках можно заметить шишку. В подобном случае она олицетворяет бесконечный круговорот жизни в природе и постоянное возрождение.

Тату шишка может выступать, как амулет от сглаза, а также для усиления мужской силы. Таким образом, татуировка не только сохраняет и уберегает физическое состояние мужчин, но и увеличивает его.

Имеет особое значение разновидность шишки. Например, шишки хвойного дерева с давних времён ассоциируются с богами плодородия и любви. Шишка ели означает улучшение здоровья и увеличение жизненных сил. Также она выступает символом огня и нового начала.

В это же время шишка сосны обозначает фаллический символ, отражающий везение, плодовитость и творческую силу мужчины. Именно сосновая шишка венчала тирс Диониса.

Ещё один интересный факт, который вносит своё влияние на ассоциации, связанные с шишкой, - в Индии полагали, что именно она стала прообразом для свастики.

Особый смысл несёт расположение рисунка на теле. Если шишка стоит на толстом конце, то это означает надёжность и равновесие. Если же она стоит на противоположном остром конце, то обозначает постоянное движение.

Если верхушка сосновой шишки не только указывает вверх, но и имеет спиралевидное направление, то это показатель высокой творческой силы. Она будет указывать либо на уже открывшийся внутренний потенциал, либо на ещё скрытую силу, которую предстоит открыть в будущем.

Как мужчины, так и женщины могут наносить татуировку на своё тело, но смысл будет отличаться. Для сильной половины данная татуировка говорит о плодородии, значении силы, полноты жизни и привлекательности. Неразрывная связь с Природой – это, то что означает татуировка для женщин. Также для слабого пола шишка символизирует любовь.

Наносят рисунок на спину, запястье, плечо или предплечье.

Шишка может изображаться как одна, так и с другими элементами, имеющими непосредственную связь с природой: животными или растениями (в особенности с деревьями).

Цветовая гамма также разная. Татуировка может быть чёрно-белой или иметь яркие цвета. Стиль рисунка ограничивается только фантазией человека. Очень часто татуировку выполняют в реализме, который является беспроигрышным вариантом.

Двор Сосновой Шишки, или Двор Пинии, названный так в честь огромной сосновой шишки, выполненной из бронзы и украшающий собой площадку перед Бельведерским дворцом, является очередной достопримечательностью Ватикана. Изначально, позолоченная бронзовая шишка размещалась на Марсовом поле, но была перенесена на новое место в 1608 году. Этот необычный элемент, чья нижняя часть украшена барельефами, изображающими атлетов Рима, выступает в роли фрагмента, венчающего античный фонтан, по обе стороны которого расположены фигуры бронзовых павлинов, а в центре находится барельеф головы, источающий воду.

Ещё одним архитектурным шедевром дворика является грандиозный крутящийся золотой шар, имеющий диаметр 4 метра и находящийся в самом центре площади. Его автором стал итальянский скульптор Арнальдо Помодоро в 1990 году. Замысел мастера состоял в том, чтобы отразить тот сегодняшний негатив, который несёт человечество окружающему миру. В конструкции большого шара, символизирующего вселенную с зияющими разломами и имеющего зеркальную поверхность, находится маленький шар, изображающий нашу планету. В этом образе зафиксированы глобальные процессы, сопутствующие течению бытия планетарного масштаба на данный момент времени. Величина композиции показывает объём вселенной, а отражающиеся в шаре люди, неотрывно связаны с жизнью в ней. Дополняют внешний облик площади 4 зелёных лужайки, раскинувшиеся друг напротив друга вдоль дворцовых стен.

Автором ландшафтного дизайна дворика стал основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения – Донато Браманте. Он связал Ватиканский дворец с маленьким дворцом Бельведер, возвышающимся на холме, при помощи обширного садового дворика, а к вилле пристроил здание с центральной нишей, что в итоге преобразовалась в Двор Пинии. Сейчас, это место считается одним из самых очаровательных в Ватикане, привлекая внимание многих посетителей, завороженно взирающих на необычные скульптурные композиции.

А


Б


красным цветом выделил арку

установил скульптуру сосновой шишки?

Первым побуждением на вопрос, что символизирует шишка, было желание дать лаконичный ответ. Что-то типа того, что в античные времена это был важный символ плодородия. Или, что древние греки и ассирийцы отождествляли шишку с мужской производительностью (из-за её формы). И всё это имеет место в некоторых традициях. Ведь в биологии шишка является органом размножения голосеменных. В ней спирально расположены спорофиллы, в пазухах которых и развиваются семена. Но это было бы слишком банально. На мой взгляд, Эдвард выбрал этот символ по иным соображениям. За этим маленьким симпатичным творением природы стоят масштабные знания, сделавшие её сакральным символом. Зададимся вопросом, почему мы можем встретить шишку, как архитектурный элемент в самых что ни на есть сакральных местах? И даже во внутреннем дворике Ватикана. Краткого ответа не получится и придётся обратиться к первоистокам. И уже каждый сможет на своё усмотрение выбрать ответ, почему в одном из самых загадочных мест - в Коралловом Замке, его творец Эдвард Линдскалнинш установил слева при входе на каменной тумбе каменную сосновую шишку. Возможно, он выбрал её потому, что она символизирует бессмертие. А его Замок уже стал бессмертным творением. А может быть Эд придавал шишке совсем другой смысл. Ведь шишка также загадочна, как и сам замок!

Переместим своё внимание от темы плодородия, имеющей в своей основе фаллический символ, в противоположную сторону, т.е. снизу вверх. И остановимся на более высокой чакре. Многие древние традиции говорят о том, что глубоко в центре нашего мозга находится железа, которая осуществляет телепатическую передачу мыслей и получение визуальных образов. Эта железа размером с горошину имеет форму сосновой шишки и известна как эпифиз или шишковидная железа. Шишковидная железа не является частью мозга. Она находится приблизительно в геометрическом центре массы мозга. Внутри она полая, заполнена жидкостью, напоминающей воду, и очень хорошо кровоснабжается. Древние культуры всего мира были зачарованы сосновой шишкой, изображениями шишковидной железы в форме сосновой шишки и пользовались ими в самых высоких формах духовного искусства. Пифагор, Платон, Ямвлих, Декарт и другие писали об этой железе с большим благоговением. Ее называли вместилищем души.

В труде «Жизнь Пифагора» Ямвлих излагает утверждение Платона о том, что изучение науки о Числах пробуждает тот орган в мозгу, который древние описывали как “глаз мудрости” - орган, ныне известный физиологии как шишковидная железа. Рассуждая о математических дисциплинах, в труде «Республика» (книга VII) Платон говорит, что «душа этих дисциплин имеет орган, очищенный и просветленный, орган, который стоит хранить лучше, чем десять тысяч телесных глаз, поскольку истина становится видимой посредством лишь его одного».

Госпожа Елена Блаватская, известный оккультист XIX века, рассматривает шишковидную железу как возможные врата к Полю Источника. История шишковидной железы рассматривается начиная с трудов Пифагора и Платона. Затрагивая вопрос о «Мистериях», Блаватская ссылается на традицию секретности, уходящую своими корнями в Древний Египет и другие цивилизации далёкого прошлого. (Как мы помним, Эдвард Линдскалнинш во время своих странствий и скитаний увлёкся изучением астрономии и культуры древнего Египта.) Вплоть до наших дней существуют “Школы мистерий”, продолжающие обучение этим древним традициям. В древних культурах символом шишковидной железы были священные камни. У шумеров это была «Примитивная Гора». Они верили, что во время сотворения Небес и Земли именно там появился первый островок суши из первичного моря. Это подразумевает, что шишковидная железа является главным местом в теле, которое контактирует с водами Духа - не физическими сферами после жизни. В Вавилоне та же самая гора стала символом оси земли, вокруг которой вращается мир или центральным пупом земли. Оттуда приходили и туда уходили боги. Гора изображалась с царем, стоящим на вершине. Для обозначения этого самого священного места, там водружался физический камень, который определял все параллели и меридианы, а также кардинальные точки компаса. В Греции есть камень - «пуп» («омфалос» в греческом звучании). Он находится у Оракула в Дельфах и его форма - шишка. Считалось, что в этом камне обитает бог Аполлон, и с его помощью Оракул мог общаться с Аполлоном и изрекать пророчество. Модель того самого омфала, который использовался для предсказаний хранится в археологическом музее в Дельфах. Настоящий камень был утерян и заменён копией.

Многочисленные отзывы авторитетных посетителей того времени свидетельствуют о том, что камень «работал» и пользовался широчайшей известностью в древнем мире. Некоторые камни-пупы изображались со «змеем кундалини», обвивавшимся вокруг него.

Слово пуп означает «центр земли», и эта область являлась основной географической точкой отсчета для всей эллинской империи. Это своего рода Точка сборки. Есть и легенды, связанные с пупом. По одной из них Зевс выпустил с западного и восточного предела мира двух орлов, чтобы выявить центр планеты, а точку их встречи отметил камнем,— омфалом. Согласно другим версиям, омфал был могилой дельфийского Змея Пифона.

Изначально он представлял из себя надгробный камень, который мог служить точкой соприкосновения между миром живых и мёртвых, выступая центром мироздания. Имеются сведения, что камень был метеоритом («упал с неба»).

Омфал упорядочивает время и пространство. Он является реперной точкой, от которой расходятся линии, разделяющие горизонт на четыре части. Омфал определяет центр для страны, города или местности, является «Краеугольным каменем». Он - это символическое отображение разума проявленного в физическом мире. И поэтому при его помощи можно было общаться с Небесами, а также и другими местами на Земле. Как правило, под камнями-омфалами существовали подземные полости, камеры, колодцы и лабиринты. В чем больше нуждались древние люди, в связях с Небом или Землей и с кем говорили, пользуясь данной системой связи? Схема примерно одинаковая повсюду.

В Римской Империи тот же камень был известен как баэтил. Камень баэтил непосредственно ассоциировался с оракулами и пророчеством. Огромное количество греческих и римских монет на одной стороне изображает пуп или камень баэтил, иногда его защищает ястреб или змей. Некоторые монеты демонстрируют Древо Жизни - еще один символ земной оси, вырастающей прямо из камня или прилегающей к нему.

Многие римские монеты с пупом имеют на обратной стороне изображение крылатого ангела. Ангел очень похож на крылатых вавилонских богов, таких как Таммуз, которые изображались держащими сосновую шишку в одной руке и направляющими ее так, как будто она обладала мистическими способностями.

Одна монета из Сирии (246-227 гг. до н.э.) демонстрирует бога Аполлона, сидящего на камне-пупе, явно похожем на сосновую шишку. Две другие греческие монеты показывают Аполлона, сидящего на камне-пупе, еще более явно стилизованном под сосновую шишку.

У дельфийского камня был «двойник», который находился в храме Амона в оазисе Сива, на границе с Ливией. К этому камню-оракулу приходил консультироваться Александр Македонский, как только прибыл в Египет. Там он получил предсказание, что станет фараоном. Ещё Геродот писал о двух женщинах, которых финикийцы выкрали в Фивах. Одну из них продали в рабство в Ливию (на западе Египта), а другую в Грецию. Женщины основали первые оракулы в этих странах. Шишка в глубокой древности была посвящена Ваалу-Хададу, семитскому богу плодородия, дождя и росы, и его супруге Ашерах (Ваалат); вавилонско-ассирийской богине любви и плодородия — Иштар. Сосновые шишки бросаются в глаза в сакральном искусстве и архитектуре всего мира. Любят этот символ язычники и используют в своём искусстве во множестве изображений. Для них шишка выступает как фаллический символ, порождающий плодородие и утверждающий жизнь в её плотском земном проявлении. Вот где можно увидеть символическое изображение шишки: - Сосновая шишка венчает колонну и является эмблемой месопотамского бога Мардука;


- Бронзовая скульптура из культа мистерий Диониса в поздней Римской Империи демонстрирует сосновую шишку на большом пальце руки, наряду с другими символами, соответствующими другим пальцам;

В регалии египетского бога Солнца Озириса из музея в Турине входят две «змеи-кундалини»; они обвиваются вокруг друг друга, поднимаясь к сосновой шишке на верх;

На золотой погребальной маске фараона Тутанхамона изображён урей - змея-кундалини, который появляется из области шишковидной железы;

В скульптурных изображениях Кетцалькоатль - бог индейцев Месоамерики появляется изо рта змея, тело которого сворачивается в форму шишковидной железы. Ожерелье Кетцалькоатля сделано из сосновых шишек.

Статуэтка мексиканского бога держит сосновые шишки; - Греческий бог Дионис держит регалию с сосновой шишкой на верху,символизирующей плодородие; - Бахус, римский бог пьянства и веселья, также держит держит тирс — жезл с наконечником из сосновой шишки;

Под ногами Асклепия, бога врачевания, мы также можем видеть омфал; - Многие римские католические подсвечники, орнаменты, сакральные украшения и архитектурные сооружения с сосновой шишкой в качестве ключевого элемента дизайна;

В христианской иконографии шишка может венчать Древо Жизни.
- Шишка также связана с Митрой;

Католический Папа несет регалию с сосновой шишкой чуть выше руки, затем шишка расширяется в стилизованный ствол дерева;

На фото мы можем видеть что Папа Бенедикт XVI держит папскую регалию, по-видимому, символизирующую способность вступать в контакт с высшим разумом посредством шишковидной железы. Считается, что Папа - посланник Бога, а согласно древним традициям, это требует «пробуждённой» шишковидной железы. Это как-то объясняет то, что мы можем видеть в центре Площади Святого Петра в Ватикане гигантскую бронзовую статую сосновой шишки. Огромная сосновая шишка из бронзы в Ватикане намного выше человеческого роста и окружена египетскими символами. Она определяет Ватикан как центр римского католического мира и земной оси, в полном соответствии с древней традицией. У основания статую охраняют два льва, которые сидят на пьедесталах, покрытых египетскими иероглифами. По бокам имеются две птицы, представляющие египетского Бену-феникса. Во внутреннем дворе Ватикана стоит не христианский символ, как, например, Животворящий Крест или статуя Девы Марии, или Христа, а именно шишка.

Учёнй-масон Мэнли Холл пишет, что Масонство продолжает традицию египетских школ мистерий. Он утверждает, что самый большой секрет Масонов - это возрождение человеческого существа в Божественное состояние посредством пробуждения шишковидной железы. Каждый из 33-х градусов Масонства соответствует одному из позвонков позвоночника человека, поскольку огонь кундалини поднимается, чтобы слиться с шишковидной железой. «Духовный Огонь, поднимаясь через тридцать три степени, или позвонка, спинного столба, входит в купол человеческого мозга и наконец доходит до гипофиза (Исида), где заклинает шишковидную железу (Ра) и взывает к Священному Имени». Это означает процесс, которым открываются Глаза Гора. И далее: «Шишковидная железа есть священная сосновая шишка в человеке - единый глаз, который не может быть открыт до тех пор, пока Хирам (Духовный Огонь) не поднят сквозь священные печати, которые называются Семью Церквами Азии». В другой своей работе «Оккультная анатомия человека» Мэнли Холл пишет: « Индусы учат, что шишковидная железа есть третьей глаз, называемый глазом Дангмы. Буддисты называют его всевидящим оком, и в христианстве о нем говорится как о едином глазе. Предполагается, что шишковидная железа выделяет некоторое жировое вещество, которое называют смолой, также как и сок сосны. Предполагается, что это слово (смола) имеет отношение к основанию ордена Розенкрейцеров, которые работали над секрецией шишковидной железы и искали возможности открытия единого глаза, ибо в Писании сказано “Если бы твой глаз был Единым, твое тело было бы наполнено светом”». Шишковидная железа является связующим звеном между человеческим и божественным началом. Рудольф Штайнер, хорошо известный исследователь эзотерических школ мистерий, приводит доводы в пользу того, что легенда о Святом Граале - потире, наполненном “водами жизни” или “эликсиром бессмертия” - это еще одна символическая ссылка на шишковидную железу. Он пишет: «Святой Грааль пребывает в каждом из нас, в замке черепа, и может питать наши самые тонкие восприятия так, что рассеивает все, кроме самого утонченного материального влияния»… Здесь Штайнер имеет в виду шишковидную железу в мозге. Можно ещё долго развивать эту тему, припомнив легенды о “Космическом Яйце”, “Мировом Яйце” и особенно “Орфическом Яйце”, которые тоже являются аллегориями шишковидной железы. Орфическое Яйцо изображается со змеем, обвившимся вокруг него, а форма яйца повторяет форму шишковидной железы.

Некоторые российские учёные пришли к выводу, что Поле Источника можно измерять - как вращение в гравитации. Представляется, чем больше вы замечаете влияние электромагнитных энергетических полей, тем более чувствительными вы становитесь к информации из Поля Источника, возможно, посредством шишковидной железы, что и предполагалось древними традициями. Итак, мы теперь видим и понимаем, что шишка является символом.

По своей форме шишка напоминает вихревую воронку, что ассоциируется с динамической производительной и космической силой. В ней прослеживается спираль.

А именно спираль лежит в основе ДНК. Мы можем припомнить сад «Космических размышлений» в Шотландии, с его скульптурами и изображениями спиралей. Существует также версия, что именно шишка породила символ свастики в Индии, из-за идущих по спирали ячеек для семян. Спираль - это форма нашей Галактики. В ней закодирована вся Вселенная. Может быть поэтому этот символ выбрал Эдвард Линдкалнинш. Нам есть о чём поразмышлять!

Сегодня я продолжу, правда не очень подробно, серию рассказов о ватиканских музеях.

Не хотелось бы вас расстраивать, но объективно говоря никакие фотографии и самые высокохудожественные тексты, полные богатых метафор, сравнений и превосходных степеней не смогут передать всю полноту ощущений и восторга от увиденного.

Иной раз, кажется, что вовсе не человек это все создавал! Но, тем не менее, этот набор античного искусства, шедевров эпохи Возрождения и современных работ были сотворены человеческими руками. Это к вопросу, кто во вселенной был величайшим из Творцов…

Довольно сухих измышлений! Покинем же папский гараж и отправимся для начала на площадь сосновой шишки.

Площадь сосновой шишки образовалось после объединения Бельведерского дворца с Ватиканским, которое выполнил господин Браманте. Вовсе не будет лишним упомянуть, что именно он начал строительство Собора Святого Петра в его нынешнем виде. Но поскольку собор строился 150 лет, то Браманте, как и положено нормальному человеку не дожил до церемонии, когда торжественно перерезанные ленточки упали на мостовую у входа в свеженький собор. Свое название площадь получила от античного фонтана, который увенчан гигантской сосновой шишкой – символом источника жизни по античным понятиям:

Помимо шишки фонтан украшен фигурами львов, судя по высеченным знакам привезенных из Египта и фигурами людей, привезенных не знамо откуда.

Кроме этого площадь хранит в своем центре шедевр современного скульптуростроения под названием “Сфера в сфере” или же чаще этот образец творчества обзывают “Земным шаром”. Создал его господин Арнольдо Помоддоро и символизирует это все пагубное влияние человека на природу. Полированный шар диаметром 4 метра вращается вокруг своей оси (если как следует раскрутить).

Но как я уже говорил, с восприятием современного искусства у меня довольно все нескладно выходит. Поэтому я пошел знакомиться с вывешенными на площади репродукциями работ Микеланджело из Сикстинской капеллы.

Размещены они тут неспроста. Поскольку внутри сикстинской капеллы строжайше запрещены разговоры (там даже работает специальный человек, который, раз в 5-7 минут поднимает палец к губам и громко произносит Ш-ш-ш-ш-ш-шш!) то гиды перед тем, как отправить в нее своих подопечных туристов подробнейшим образом описывают все то, что туристам предстоит увидеть, рассказывая о всех персонажах фресок. Конечно же, центральной работой в капелле является “Страшный суд”, о героях которого я сейчас хочу сказать несколько слов.

Всю переднюю стену занимает упомянутый “Страшный суд”. В центре, разумеется Иисус и дева Мария. Окружают их святые и апостолы. Выше: ангелы со всеми атрибутами и аксессуарами страстей христовых: терновый венец, крест, столб для бичевания.

Многие святые и апостолы изображены же с теми предметами средневекового обихода, при помощи которых были в свое время умерщвлены. Так мы можем наблюдать святого Варфоломея, держащего в руках собственную кожу, которую с него содрали поганцы-язычники. Микеланджело был большой шутник. На этой коже он поместил свой автопортрет. Хорошо, хоть в храме не плясал…

Святая Екатерина держит устрашающего вида зубастое колесико. Именно такими милыми штучками она была разорвана на части добрыми людьми. Святого Симона, что рядом с ней, на Кавказе заживо распилили пилой. Святого Лаврентия в Риме заживо изжарили на металлической решетке, отсюда он имеет ее в руках. Творческий подход к казням в те времена поражает своей чудовищной изобретательностью и какой-то невероятной жестокостью. Хотя вот святого Себастьяна просто и без привычной смекалки утыкали стрелами. Проявили, так сказать гуманность. Слева спиной к нам святой Андрей с крестом, на котором был распят. Петр изображен стандартно с ключами от царствия небесного. Остальных Микеланджело не снабдил ярко выраженными атрибутами, хотя были там и сваренные заживо, и прочими пикантными способами отправленные на тот свет люди, милые сердцу верующих.

Но не эти жестокие подробности меня лично поразили. Я не могу понять одного: пускай Христос изображен в виде карающего судии, но почему все его окружение несказанно радуется тому, что они удостоились царствия небесного, а между тем на их глазах большая часть людей отправляется прямиком в ад. И господин Харон приветливо “отоваривает” их веслом по горбу.

Я не могу идентифицировать каждого персонажа, да и невозможно это, пожалуй. Но в целом фреска эта гигантская оставляет скорее гнетущее впечатление.

Более чем библейские мотивы меня привлекла техника и мастерство, с которой выполнены фрески. Например, стоя даже в 1-2 метре от стены, на которых нарисованы занавеси, вы никогда не скажете, что это рисунок на плоской стене. Вы видите перед собой объемную драпировку, которую хочется взять и, протянув руку немедленно открыть.

Кроме этого, фигуры, рассаженные вдоль окон в том месте, где стена переходит в потолок, видятся как объемные фигуры в нишах. И с какой стороны на них не посмотри, восприятие их объема не утрачивается. Настолько мастерски они исполнены.

В общем сикстинская капелла это тот самый мировой шедевр, не увидев который своими глазами нельзя спокойно умереть. А описать всю мощь и красоту этого помещения никак не возможно. Даже и пробовать не буду. Не зря она используется кардиналами для проведения тут конклава суть которого избрание нового папы…

А сейчас я вынужден прервать дальнейший по залам и галереям ватиканских музеев, поскольку возникла масса неотложных дел. Но позволю себе сделать небольшой анонс всего того богатства, которое планирую представить вам в ближайшее время:

Бельведерский зал со знаменитым Аполлоном:

Галерею карт:

А так же: античные саркофаги, покои знаменитого папы Борджиа, фрески Рафаэля, зал современного искусства и разумеется виды с купола собора Святого Петра и внутреннее убранство этого великого храма.

Спасибо за внимание!
Увидимся!


Итак, на рассмотренных ранее изображениях присутствуют два вида «шишек». Одну из них помещают на земле или на постаменте, как в изображениях с Асклепием, другая венчает инструмент типа «скипетр» в руках Германубиса. Разница принципиальна - в первом случае «шишка» явно «заземлена» и связь ее с Землей явственна. Во втором случае «шишку» возносят над землей, и даже иногда снабжают крыльями, чтобы разница была более показательна. Любопытная деталь - во многих изображениях скипетр держат не в голой руке, а через ткань. Через диэлектрик. Как это делают во многих современных культах, когда нужно подчеркнуть особое значение святыни, к которой недостойными руками прикасаться нельзя. Подобно тому, как хозяйки берут раскаленную сковородку через прихватки. В этом случае о сакральности действия сказать нечего - это просто техника безопасности. Хороший электрик не только перчатки наденет резиновые, но и коврик под ноги подложит.

Изображения «шишки» в виде «декоративных элементов» можно узреть на стенах христианских храмов и в их интерьерах. Да и не только христианских. Она повсюду. Шишки являются важным элементом христианской иконографии, включенным в оформление книг, подсвечников и других обрядовых артефактов. И если кого спросить (того кто выглядит компетентным), то можно услышать много красивых объяснений по поводу того, что сосновая шишка символизирует возрождение и плодородие. Звучит это не слишком убедительно, поскольку любой плод может служить таковым символом - хоть яблоко, хоть огурец. Да и Христос в своих притчах о шишках ничего не говорил. Символ явно языческий, а в объяснение есть явная недоговоренность, чтобы мирян не смущать.

Естественным образом возникает вопрос: - а что за шишку нам все время пытаются из древности показать с такой экзистенциальной навязчивостью?

… Опять ухмыляетесь, киники?


Место гаданий.

Внутренняя часть музейного комплекса Ватикана называется Giardino della Pigna, или Место Cосновой Шишки, в честь многотонной четырехметровой бронзовой статуи, представляющей простую шишку. Во внутреннем дворе, который был специально под нее спроектирован архитекторами, не нашлось место для Животворящего Креста, статуи Девы Марии, Христа или апостолов. Центральное и главнейшее место всего архитектурного комплекса занимает не христианский символ, а шишка - символ языческий. Почему языческий? Конус был смоделирован и отлит во время первого века от Р.Х. На базе имеется подпись мастера, который изготовил шишку: Publius Cincius Calvius, вольноотпущенник из рабов. Бывшее местонахождение конуса точно неизвестно - по одним сведениям это часть бывшего когда-то фонтана, по другим - найдена в развалинах мавзолея Адриана или в храме Изиды, что находился около Пантеона - но, между -514 гг. папой Симмахом она водружена на площади перед базиликой св. Петра, затем стала деталью нового фонтана, а позже заняла центральное место на постаменте перед гигантской аркой. Особой какой-то красотой, и по тем временам древностью, скульптура не обладала и трудно сказать, почему она избежала переплавки.

Бронзовые птицы со змеиными шеями, павлины, - были изготовлены при последней установке шишки, в дополнение к ней. И если мы сопоставим изображение шишки с рельефа в Помпеях с данным изображением, с целью найти десять отличий - увидим, что птицы и змеи из Помпей здесь химерически слились в птицезмей. Два в одном. Павлин, птица не однозначная, как символ. Некоторые мусульмане считают павлина птицей дьявола - но это больше относится впрямую к Ангелу-Павлину (Тавуси Малак), которому поклонялись езиды, (курды, не считающие себя курдами). Поскольку езиды не являются «людьми Книги», значит и все воззрения их по логике подобных исламистов, сатанинские. В индуизме павлина боги используют как транспортное средство на котором ездят верхом, и видят как «солнце». В Иране павлины, стоящие с двух сторон Древа Жизни, означают дуализм и двойственную природу человека. Христиане объясняют появление павлина в иконографике тем, что это символ воскрешения, поскольку павлин не гниет (?) и меняет каждую весну свои перья. Как змея кожу, добавлю. Позже, положительное мнение о павлине сменилось на противоположное - он стал знаком надменности, заносчивой гордости, чванливости и тщеславия - что никак не сочетается с христианскими ценностями.

На том месте площади, где шишку когда-то поставил Симмах, сейчас красуется скульптура «Сфера в сфере», выполненная итальянским скульптором, сеньором Помодоро. Такая фамилия.

Два этих объекта одинакового размера (4 метра) находятся почти рядом, но каждый из них занимает в размещении самое значимое место из всех возможных. Трудно сказать, что на площади больше доминирует, шишка или сфера. Пожалуй, сияющая золотом сфера затмевает медную патину шишки. Сфера, как культовый предмет в музее древностей - интересный ход ватиканских музейщиков. Но, думаю, что решение поставить этот, чужеродный по отношению к окружению, объект принимали не они.

Внутренний шар «Сферы в сфере» объясняется как планета Земля в космической сфере христианства. Быть может, есть и другие версии, но их не приводят. Очевидно, что с таковой трактовкой многие согласны, поскольку в духе времени: прикольно и гламурно блестюче, но, странно - почему не возникает вопросов, зачем эти сферы раздолбаны как «Звезда смерти» в саге о «Звездных войнах»? Что за странная начинка в этом механическом апельсине? И что за страсть у католических отцов проявилась к модернизму, которым они никогда не увлекались, сохраняя традиции отцов Церкви?

Внешний корпус устройства (а это явно какой-то технический агрегат) разнесен взрывом. Внутренний, прочный корпус тоже пострадал. Со всей очевидностью, именно он был целью внешнего деструктивного воздействия. Если только диверсанты не заложили бомбу внутрь системы. Машина выведена из строя. Восстановлению не подлежит, как подводная лодка «Курск». Для полноты впечатления не хватает рядом лежащих обломков.

Весьма спорное впечатление это производит на фоне окружающих по периметру площади мраморных античных богов с отбитыми руками, которые были когда-то подняты. Зачем ЭТО?

Я напомню две вещи.

  1. Ватикан - суверенная территория Святого Престола и без санкции Папского комитета что-то противоречащее духу Церкви там появиться не может.
  2. Государство получило название от холма на котором стоит - «Mons Vaticanus», с латинского vaticinia — «место гаданий»

Может быть, у иерархов Церкви были все же причины поместить эти два объекта на самые видные места в экспозиции?


«Камень, который шепчет»

Шишка, которую мы видим под ногами Асклепия - это омфал. По гречески - пуп. Пуп Земли. Точка сборки. Есть несколько легенд объясняющих таковое значение слова. Согласно одной из них Зевс выпустил с западного и восточного предела мира двух орлов, чтобы выявить центр планеты, а в точку их встречи отметил камнем,— омфалом. По другим версиям - омфал был могилой дельфийского Змея Пифона , и изначально представлял из себя надгробный камень, который мог служить точкой соприкосновения между миром живых и мёртвых, выступая центром мироздания.

Кроме того, имеются сведения, что камень «упал с неба», т.е. был метеоритом.

  • Это реперная точка, от которой расходятся линии, разделяющие горизонт на четыре части.
  • Камень упорядочивает время и пространство.
  • Омфал определяет центр для страны, города или местности. «Краеугольный камень»
  • Он - символическое отображением разума проявленного в физическом мире.
  • При помощи данного устройство можно был общаться с небесами, (использовать для прямого общения с богами), а также с другими местами на Земле.
  • Под «камнями» существовали подземные полости, камеры, колодцы и лабиринты.

Конструктивно омфал (из тех, которые до нас дошли) представляет из себя, шишкообразный, конический, яйцеобразный камень, около метра в высоту, полый, как правило, внутри. Среднее фото - омфал, найденный на острове Делос.

Слева - омфал из археологического музея в Дельфах. Это - массо-габаритная модель того омфала, который использовался в святилище Аполлона. Вывод следует из того, что реальный камень (по описаниям) обвивали повязками из виссона умащенными елеем, и которые то масло абсорбировали (возможно с техрегламентом обслуживания) - а здесь мы видим скульптурную имитацию этих "повязок". Т.е., в какое-то незапамятное время оригинал, настоящий камень, был утерян и заменен копией, его скульптурным изображением, которое сейчас показывают туристам. А может быть и не утерян, а надежно спрятан. Во всяком случае, то, что мы сейчас видим в музеях - это копии, имитации, и возможно «футляры» для реально работающего когда-то устройства. То, что камень «работал» подтверждается многочисленными отзывами авторитетных посетителей оракула и его широчайшей известностью в древнем мире.

Дельфийский оракул был полностью разрушен в IVв. от Р.Х. по приказу императора Феодосия и сейчас даже трудно сказать где находился в действительности «камень». Это дает богатые возможности для дискуссий на эту тему в современной исторической науке. Ученых занимает вопрос: помещался ли древний омфал в целле храма, в пронаосе, в помещении для вопрошавших, в опистодоме или перед входом? Вопрос о том, что представлял из себя омфал остается за рамками обсуждений.

У дельфийского камня был «двойник», который находился в храме Амона в оазисе Сива. Имеются сведения о том, что между этими двумя точками существовала связь, типа теперешней междугородней. Напомню, что это было местоположение оракула, к которому бросился консультироваться Александр Македонский, как только прибыл в Египет - там он получил предсказание, что станет фараоном. Оазис Сива находится на границе с Ливией. Сива - интересное место. В 525 году до н.э. персидский царь Камбис, после прихода Египта отправил 50 тыс. воинов для покорения Сивы, но они бесследно исчезли в пустыне. Их миссия состояла в том, чтобы низвергнуть Оракул в храме Амона. Об этом рассказывали античные историки, и это долго относилось современными учеными к разряду мифов, пока в 2009 году итальянцы не откопали в ливийской пустыне косточки тех персидских воинов и их снаряжение.

Поход Камбиса в Египет выглядит достаточно странно - по описаниям греков его называли «безумным». Старший сын Кира Великого только и занимался тем, что жег города, разрушал памятники, стирал имена с саркофагов. Геродот писал, что Камбис явился в Саис исключительно затем, чтобы совершить поругание над мумией Амасиса. Отмечают, что когда Камбис покорил Египет, он разрушил все храмы египетских богов, но не коснулся иудейского святилища, уже тогда существовавшего на Элефантине. Вряд ли слабая Сива чем-либо могла угрожать могуществу вавилонского царя, и скорее всего Камбис просто захотел завладеть «артефактом» единолично, чему «природа» воспротивилась, шлепнув сверху по армии гигантской мухобойкой и заботливо укрыв ее от глаз песочком на две с половиной тысячи лет.

Сиву разрушили гораздо позже. Судьба омфала неизвестна.

Сейчас Сива представляет из себя глиняные развалины на фоне «Горы Мёртвых», меж которыми кое-где теплится жизнь экскурсоводов. Аналогично выглядит некогда величественный храм Амона.

Если верить содержанию «Псевдо-Каллисфена», текста, появившегося через несколько веков после смерти автора, Александр Каллисфена, (историка, племянника Аристотеля и официального историографа Александра) - шишкообразный ливийский омфал был похож на большой сияющий драгоценный камень. Возможно отсюда идет еще одно название, но скорее эпитет - «камень сияния».

Геродот писал о двух женщинах, которых финикийцы выкрали в Фивах. Одну из них продали в рабство в Ливию (на западе Египта), а другую в Грецию. Женщины основали первые оракулы в этих странах. По словам Геродота, эту версию ему рассказывал жрец в Фивах. Позже эта история модифицировалась в миф о двух черных голубках.

«…Но, кроме того, он был,

Камень, который шепчет;

Мужчины его сообщения не будут знать,

Народ Земли не поймет…»

Возможно потому, что женщина способна в этом неясном шепоте слышать больше чем мужчина - так устроены ее мозги. «Баба сердцем чует».

Несомненно, именно по этой причине, толковательницы оракулов при храмах, где были установлены «омфалы» были жрицами, женщинами. Их называли «сивиллами». Происхождение слова для исследователей неясно, достаточно вольно его переводят как «воля бога», с подачи и по трактовке Марка Теренция Варрона. И странно, что версия происхождения слова «сивилла» от «Сива» не рассматривается. Что совершенно очевидно, если проследить источники.

Климент Александрийский упоминает, что, по мнению античных авторов, первой Сивиллой была дельфийская Фемоноя. В других источниках Фемоноя именуется Пифией. У дельфийской сивиллы было еще одно имя — Герофила (дочь Зевса и Ламии). Имя Сивиллы ей, согласно Павсанию, было дано ливийцами.


Сивиллы буквально сидели на омфалах, восседали на них, когда пели свои предсказания. Что позже дало основание некоторым озабоченным искусствоведам пересмотревшим множество аналогичных восточных изображений превратить омфал в фаллический символ, тем более что по-гречески это звучит омфалос. Ну как же мы в нашем повествовании без фаллосов-то обойдемся, гусары... Но о них несколько позже, а пока посмотрим эту карту.

Видим, что услуги прорицательниц в древнем мире были востребованы широко. Тексты упоминают о 18-и сивиллах, называвшихся по местам их обитания. Наиболее известны Дельфийская, Эритрейская и Кумская. Менее, такие как Еврейская (Сабская, Сабба, Самбетта), которую часто ассоциируют с королевой Шеба, царицой Савской. Впрочем, в оценке их количества и имён античные авторы часто расходятся во мнениях, поскольку большинство из них этими древними авторами уже в то древнее время назывались «древними сивиллами», и вряд ли сейчас можно восстановить всё с точностью, хотя попыток сделать это было не мало.

Глядя на эти оракулы сверху весьма соблазнительно протянуть между ними нити, связывающие шепот камней в единую сеть, типа сотовой. Тем более, что на некоторых камнях-омфалах эта «сеть» с точками между пересечениями уже была нарисована.

На рисунках - этрусские омфалы. В «классическом» варианте это «шишка» обвитая змеей. Но --есть и с нанесенными линиями, вроде параллелей и меридианов. Омфалы здесь похожи по форме на делосский и змея присутствует. Камни когда-то стояли на своих местах на земле, а потом стали объектами отдельного поклонения.

Нужно сказать, что чем ближе к нашему времени, тем форма омфала всё больше отходила от «шишки» - римские омфалы уже потеряли сакральный смысл, обросли замысловатыми узорами, превратившись просто в произведения искусства, украшенные золотом и драгоценными камнями, что у последней черты выразилось яйцами Фаберже.

Этруски, по мнению Плутарха, много чему научили римлян, в том числе и искусству строить «священные центры». Строили их на глубоких «колодцах» закрытых камнем - от тех точек прокладывались улицы. Подобные точки этрусские называли «Mundus». Вселенная. Этрусские пришли откуда-то с севера, и где они научились подобному искусству доподлинно неизвестно. Считали, что у гиперборейцев, местопребывание которых, несмотря на наличие фиксированных связей со срединоземноморьем, не определено.

По преданию Ромул, при основании города, вырыл глубокую яму, которая соединялась с входом в Царство Мертвых. Её название Мундус Цереры. Священный камень, который закрывал яму назывался Lapis manalis, «Камень Который Правит».

Рим, …город, стоящий на входе в преисподнюю… ну кто бы мог подумать.

В общем, если подробно рассматривать устройство подобных оракулов, мы обязательно обнаружим под ними полости, пещеры или подземелья, будь то в Риме, Сиве, Дельфах или… Париже и Лондоне. В одних случаях это ходы в подземный мир, в других - могилы хтонических существ, вроде Пифона или Тифона, а в каких-то и место их обитания. И в этом всём двойственность проявлена в вопросе: в чем более нуждались древние люди, в связях с небом или землей? С кем говорили, пользуясь этой системой связи?

Схема примерно одинаковая повсюду:

Отметим - изображение на египетской фреске включает как птиц, так и змей.

Говоря про Париж, я не обмолвился. Подобными камнями, как реперными точками, усеяна вся территория Европы, да и Евразии целиком. Вот пара камней из Ирландии:

Слева камень с фермы Turoe. Высота 90 см. Сюда он был перенесенв 1850-х годах из места близ селения Рат, в целях, как отмечают, сохранения от вандализма. И тут же сетуют, что историческая принадлежность к тому месту была уничтожена. Но некоторые историки считают, что ирландцы сами по себе не могли умыслить то, что было известно в отношении «оракулов» античной Европе и определяют происхождение камня как французское. Мол, в кельтские времена его таскали за собой как семейную реликвию. Изготовление камня датируют около 500 г. до Р.Х. Естественным образом всем хотелось бы знать то место установки камня, для которого он был предназначен. Но, (как и в абсолютном большинстве случаев с подобными артефактами), выяснить это невозможно - они давно сняты со своих мест и перемещены. Это я к тому, что составление карты-сетки расположения «центров планеты» основанное на современных данных местонахождения многих подобных камней, является умозрительным и неточным. Впрочем, гимнастика для ума неплохая.

Что касается резьбы на камне - одни считают, что это примитивное изображение карты земного шара. Другие, (уф.., ну наконец-то! Гусары радуйтесь!) думают, что это мужской половой член, с оттянутой крайней плотью, а спирали - это потеки спермы, называя эту точку зрения «альтернативной». Так и пишут в энциклопедиях: «Alternatively it is seen as a phallus, the band below the glans representing the rolled foreskin, and the spirals possibly semen».

Вы только представьте себе картинку, как в кельтские времена приверженцы семейных ценностей из Франции тащили на себе пенис почти в тонну весом. Давайте и за них, и за ученых-искусствоведов порадуемся и пойдем дальше.

Камень Castlestrange (на фото справа) до фаллоса не дорос, поэтому его резьбу определяют традиционным ирландским «змеиным» стелем. В Ирландии известно еще три крупных камня похожей формы, назначение которых официальной наукой не определено.

Отдельно отметим, что эти камни считаются национальным достоянием Ирландии и охраняются законом. Это в отличии от наших, российских узорчатых каменюк в обилии рассыпанных по лесам и пригоркам. Если где язычество так нещадно подавлялось, а его материальные следы тщательно затирались - то это Россия.

Символ плодородия

Разумеется в этом кратком обзоре нельзя умолчать о «лингамах».

Лингам в переводе с санскрита - отметка, знак. Самые древние индусские образцы мало чем отличаются от египетских, греческих или малоазиатских: моделировались резьбой структурно похожей на чешуйки «шишки», служили как геосимволика и объяснялись проявленным здесь образом Вечного Непроявленного Пара-Шивы. Но с течением времени и благодаря богатейшей фантазии индусов форма их становилась всё более вытянутой, и в итоге на верхушке лингама появилась.. гм.. головка мужского члена, первоначально намеком, угадываясь - а затем с натуралистическим откровением. Мол, нате-с.

Символ чрезвычайно понравился индусам и его широко распространили, тиражируя в миллионах копий, уже не помня о его настоящем предназначении, и трактуя как «неделимое единство мужского (Шива) и женского (Деви) начал, от соединения которых исходит жизнь». Что выразилось изобразительно, и со всей индусской непосредственностью, в комбинации лингама и йони. «Йони» - в буквальном переводе означает «влагалище». Чрево, матка. При этом, как не странно, йони у индусов - это активное начало. А эрегированный член - пассивное.

Искусствоведы здесь берут реванш. Ну, да - есть люди которые поклоняются «фаллическим символам». «Плодитесь и размножайтесь», почему нет? Символ плодородия. Хорошее дело.

Но к нашей теме всё это имеет только косвенное отношение. Вот так, бывает потянешь ниточку, а вытянешь, гм…ну вы поняли.

Вернёмся-ка лучше из этого эротического путешествия на Запад.