Самое древнее захоронение человека в мире. Почему на Земле нет древних кладбищ? Находка в Ирландии

Сам факт существования погребального ритуала, несомненно, свидетельствует о том, что первобытные охотники задумывались о смерти, возможно, имели какие-то представления о потустороннем мире, загробной жизни.

Они не бросали своих мертвецов, а как бы снаряжали их в далекий путь - снабжали необходимыми орудиями труда, пищей, украшениями и т. п.

Кроме того, умерших членов племени хоронили, как правило, там же, где и жили, может быть, на небольшом отдалении - то есть покойник как бы оставался с живыми. Иногда руки и ноги мертвеца связывали - возможно, чтобы он не восстал, не вернулся в этот мир (такой обычай характерен для эпохи верхнего палеолита).

Часто покойника посыпали охрой - вероятно, красная краска символизировала кровь, которая в свою очередь символизировала жизнь. Но, конечно, проблема истолкования всех элементов обряда захоронения никогда не будет окончательно решена, и ученым остается только строить более или менее вероятные догадки.

Первыми существами, которые начали по-особенному относиться к смерти и к мертвецам, были неандертальцы.

Известно несколько их погребений. Все они, безусловно, были связаны с какими-то идеями и «размышлениями» (хотя когда-то бытовало мнение, что неандертальцы закапывали своих сородичей исключительно в санитарно-гигиенических целях). Например, подавляющее большинство покойников ориентировано головой по линии восток-запад, то есть их положение как-то связано с положением солнца на небосводе.

Чаще всего покойники лежат в позе спящего на боку - это говорит о том, что, видимо, для неандертальцев состояния сна и смерти были чем-то похожи.

Своих умерших товарищей неандертальцы снабжали орудиями труда и мясом убитых животных. Хоронили же покойников в неглубоких ямах, вырытых или выдолбленных в полу тех же пещер, где и жили, разве что на некотором отдалении от стоянки.

Одним из самых ранних неандертальских погребений является захоронение юноши 16-18 лет в Ле-Мустье (Франция). Эта могила была обнаружена в 1908 г. и вызвала много споров в научных кругах - сам факт сознательного погребения долго оспаривался скептиками. Юноша лежит на боку, одна рука у него под головой, другая вытянута вперед, само тело покоится в неглубокой яме, а вокруг разбросаны куски кремня, каменные орудия и кости животных (бывшие куски мяса).

Ученым посчастливилось найти довольно много погребений неандертальцев - взрослых мужчин, женщин, стариков (Ла-Шапель-о-Сен) и детей. Многие из этих погребений интересны какими-то особенными чертами. Например, в пещере Шанидар (Ирак) покойник был усыпан цветами - это показал анализ пыльцы, сохранившейся в земле.

« Алтайская принцесса» Очы- Бала. Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак - археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во времяконфликта с Китаем , в этом районе был построен укрепрайон , материалы для которого брались из курганов. В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа , под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи. Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому. В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей , а также деревянную колоду из лиственницы , заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Пожалуй, одним из самых интересных открытий можно назвать погребение ребенка 8-9 лет в гроте Тешик-Таш (Узбекистан), обнаруженное в 1938 году А. П. Окладниковым на высоте примерно 1500 м над уровнем моря.

Это неглубокий грот, имеющий примерно 20 метров в длину и столько же в ширину. Во время раскопок там, впервые в Средней Азии, был обнаружен скелет неандертальца, хотя и очень плохо сохранившиЙся. После первых исследований ребенок был определен как мальчик, но спустя некоторое время один из крупнейших отечественных антропологов В. П. Алексеев более тщательно изучил кости и пришел в выводу, что останки принадлежат девочке. Интересно, что над могилой ребенка археологи обнаружили остатки костра, а вокруг - воткнутые по кругу острыми концами в землю рога горного козла, так что, видимо, изначально они образовывали нечто вроде ограды. Этот факт истолковывали и как свидетельство особого магического отношения к козлу (культ этого животного распространен в Средней Азии и сегодня), и как доказательство наличия у неандертальцев солнечного (солярного) культа.

С появлением на исторической арене Ното sapien s (верхний палеолит) захоронений стало больше, а погребальный обряд сделался более «скрупулезным» и сложным.

Как и раньше, захоронения совершались на территории стоянки в неглубоких могильных ямах, вырытых по форме тела человека.

Дно могильной ямы часто посыпалось золой и известью, а сверху - слоем красной охры толщиной до нескольких сантиметров.

Затем в могилу укладывали умершего, ориентируя его по сторонам света (то есть головой строго на восток, запад, север или юг), часто в скорченном и связанном положении и при этом -в богато украшенной одежде, с разнообразными украшениями и прочим сопроводительным инвентарем: орудиями труда, предметами искусства, погребальной пищей.

Часто покойника также покрывали слоем красной охры, символизировавшей, видимо, огонь, а может быть, кровь или, во всяком случае, какую-то жизненную субстанцию, которой лишался человек после смерти. Могилу заполняли землей и, как правило, укрывали сверху либо массивными костями мамонта (например, лопаткой), либо камнями - возможно, чтобы предотвратить «воскрешение».

Ярким примером богатого и интересного захоронения являются погребения со стоянки Сунгирь, находящейся неподалеку от города Владимира. В первой могиле был похоронен мужчина 55-65 лет в вытянутом положении на спине, на груди его лежала подвеска в виде просверленной гальки, а на руках было более 20 браслетов, выструганных из бивня мамонта. Скелет покрывали 3500 бус, сделанных также из бивня мамонта, которые служили нашивками на одежду; шапку тоже украшали подобные бусы и подвески из клыков песца. На дне могилы археологи нашли орудия - кремневый нож, скребло и отщеп. На груди погребенного лежало ожерелье из трех рядов бус. На поверхности могилы в крупном пятне красной охры лежал большой камень и череп женщины (зубы и нижняя челюсть отсутствовали).

Неподалеку было найдено второе погребение. В могильной яме длиной 3 метра и шириной 0,7 метра лежали два скелета подростков, тесно прижатые друг к другу головами. Один скелет принадлежал девочке 7-8, а другой - мальчику 12-13 лет. Погребения сопровождались огромным количеством изделий из бивня мамонта, а также несколькими кремневыми орудиями, найденными только возле мальчика. Пожалуй, наиболее уникальными находками были копья из бивня мамонта, сопровождавшие погребенных. Длина одного из копий - 2 м 46 см, а второго - 1 м 66 см. Очень прочные, тяжелые и хорошо заточенные, эти изделия были мощным оружием в руках охотника, с таким оружием он без страха мог идти даже на крупного зверя. Кроме того, рядом с девочкой лежало восемь дротиков, сделанных из того же материала, что и копья, и два кинжала длиной 42 см, с мальчиком же - три дротика и один кинжал. Запястья погребенных украшали браслеты, а на пальцы были надеты костяные перстни. Около шеи каждого лежала заколка, служившая для застегивания верхней одежды: плаща или накидки. Кроме того, у мальчика в руке был зажат кремневый нож (второй такой же находился неподалеку), на груди лежала фигурка лошади, а под левым плечом - фигура мамонта.

На поверхности этой второй могилы был обнаружен скелет обезглавленного человека, может быть, того самого, чей череп был найден над первой могилой. Большое количество бус, нашитых на одежду, позволило воссоздать костюм древнего человека. Скорее всего, это была одежда «глухого типа,), напоминающая современную одежду народов Арктики. Также на погребенных были штаны и мягкая обувь типа мокасинов; на головах шапки, а у девочки - еще и налобная повязка.

Еще одно знаменитое детское погребение находится в Ментоне, недалеко от Ниццы - в так называемом Гроте Детей. Тут также похоронены двое детей приблизительно 8-10 лет. Они лежали на спине, руки были вытянуты вдоль тела. На них также было найдено большое количество ракушек, видимо, когда-то являвшихся красивым поясом, повязками и пр. Интересно, что в этой пещере несколько могил располагаются одна над другой. Так под детьми было обнаружено захоронение женщины, а под ней, прямо на месте древнего костра, лежали скелеты мужчины и пожилой женщины - оба на правом боку в скорченном положении, у них также были украшения из ракушек и несколько кремневых орудий. Головы обоих покойников предохраняла каменная плита, покоившаяся на двух больших камнях.

В Дольних Вестоницах в Моравии была найдена могила женщины, покрытая двумя лопатками мамонта, на одной из которых даже была какая-то непонятная резьба. Женщина также была в скорченном положении (видимо, связана), ее тело было осыпано охрой. С ней были найдены орудия: перед подбородком - кремневый наконечник, между голенями - кремневый нож, а еще - зубы песца и остатки мясной пищи.

22.11.2012

Дробленный череп и головной убор принцессы Пу"Аби, найденный в Ираке.


Так уж повелось в истории, что после смерти человека ожидал погребальный обряд. Как именно хоронить человека – в каменной гробнице, деревянном гробу или сжигать на костре, определяли социальные религиозные и культурные нормы. Поэтому древние погребения, которые обнаруживают современные археологи, порой настолько странные, что просто загоняют учёных в тупик.

1. Могила младенцев



В Пачакамаке (возле современной Лимы, Перу) была обнаружена могила, в которой находилось примерно 80 человек, погребенных около 1000 г. н.э. Они относились к народности «ичма», предшествовавшему инкам. Половина останков принадлежала взрослым, которые были уложены в позы эмбрионов. На трупы, обернутые в полотно (большей частью разложившееся за это время), были уложены головы, вырезанные из дерева или сделанные из глины. Другая половина умерших была младенцами, которые были уложены по кругу вокруг взрослых.

Возможно, младенцев принесли в жертву. Все они были погребены в одно и то же время, но это всего лишь теория. У большого числа взрослых были серьезные заболевания, такие как рак или сифилис. Также были найдены скелеты животных (морских свинок, собак, альпак или лам), которые были принесены в жертву и помещены в гробницу.

2. Спираль из скелетов



В современном Тлальпане, Мексика, археологи обнаружили 2400-летнее захоронение, содержащее 10 скелетов, расположенных по спирали. Каждый труп клали на бок, при этом ноги указывали на центр круга, образованного телами. Его руки были переплетены с руками людей, лежащих с обеих сторон. Каждый скелет был частично уложен на другой немного другим способом. Например, голову одного человека укладывали на грудь другого.

Покойные были совершенно разных возрастов: от младенца и ребенка до стариков. Среди взрослых были идентифицированы две женщины и один мужчина. У двух скелетов были черепа, которые определенно были искусственно изменены. У некоторых также были модифицированы зубы, что являлось обычной практикой в то время. Причина смерти этих людей до сих пор неизвестна.

3. Стоячее погребение



На кладбище эпохи мезолита, расположенном к северу от современного Берлина, был обнаружен 7000-летний мужской скелет. Помимо того, что это было мезолитическое захоронение, которые и так нечасто встречаются, самым необычным было то, что этот мужчина был похоронен стоя. Первоначально его похоронили на коленях, поэтому его верхняя часть тела частично разложилась, прежде чем труп перезахоронили стоя. Человек был похоронен с инструментами из кремня и кости, поэтому он скорее всего был охотником-собирателем. Подобные захоронения были также обнаружены на кладбище, известном как Олений Остров в Карелии, Россия. На большом кладбище нашли четыре человека, которые также были захоронены стоя, примерно в одно и то же время.

4. Жертвенные дети



В Дербишире, Англия, была обнаружена массовая могила, в которой находилось 300 солдат армии викингов. Хотя эта массовая могила не была необычной, рядом с ней нашли еще одно захоронение, в котором были погребены четыре человека, возрастом от 8 до 18 лет. Дети были помещены спина к спине, а у их ног лежала овечья челюсть. Их могила датировалась примерно тем же временем, что и захоронение викингов, причем по крайней мере двое из детей погибли от травм. Их размещение и потенциальная причина смерти заставили исследователей полагать, что детей, возможно, принесли в жертву, чтобы похоронить рядом с павшими воинами. Возможно, это было частью ритуала, чтобы дети сопровождали мертвых солдат в загробной жизни.

5. Убитый копьями мужчина



В захоронении железного века (современный Поклингтон, Англия) нашли 75 погребальных камер (курганов) с останками более 160 человек. В одном из этих захоронений лежал подросток 18-22 лет, который был похоронен с его мечом 2500 лет назад. Отличительной частью его погребения является то, что после того, как юношу поместили в могилу, его закололи пятью копьями. Исследователи полагают, что этот человек, возможно, был высокопоставленным воином, а в ходе подобного ритуала хотели освободить его дух.



В современном Пловдиве, Болгария при раскопках древней фракийской и римской крепости Небете Тепе нашли средневековую могилу женщины XIII – XIV веков. Могила отличалась от других погребений, найденных в этом месте тем, что женщина была помещена в нее лицом вниз, а ее руки были связаны за спиной. Хотя захоронения с людьми лицом вниз находили по всему миру, это обычно мертвецов не связывали. Археологи, раскопавшие могилу, никогда не видели подобного захоронения в этом районе. Они считают, что это, возможно, было наказанием за какую-либо преступную деятельность.



Во время раскопок Ура в начале 1900-х годов было обнаружено шесть захоронений без гробниц, которые были названы «смертельными ямами». Самыми впечатляющими из них являются «Великая яма смерти Ура», погребение, в котором нашли останки 6 мужчин и 68 женщин. Мужчин уложили возле входа, они были в шлемах и с оружием в руках, будто охраняя яму. Большинство женщин были аккуратно уложены четырьмя рядами вдоль северо-западного угла ямы.

Две группы из шести женщин были также уложены рядами вдоль двух других краев. Все женщины были одеты в дорогую одежду с головными уборами из золота, серебра и лазурита. У одной из женщин был головной убор и украшения, которые были гораздо более экстравагантными, чем у остальных. Считается, что мертвая женщина была высокопоставленной особой, а остальные были принесены в жертву, чтобы отправиться с ней в загробную жизнь.

Было ли это добровольной или принудительной жертвой, неизвестно. У двух скелетов, одного мужчины и одной женщины, были переломы черепа. Ни у кого из других не было видимых повреждений. Исследователи считают, что жертвы употребили яд.

8. Массовые могилы младенцев



Массовые захоронения, в которых похоронены младенцы, необычны, но уже было обнаружено несколько подобных. В Ашкелоне, Израиль в канализации римских времен нашли кости более 100 младенцев. У них не нашли никаких признаков болезни или деформации, и они, возможно, были убиты в качестве некой формы контроля над рождаемостью. Подобное захоронение, с останками 97 младенцев, было обнаружено на римской вилле в Хэмбленде, Англия.

Ученые предположили, что это останки младенцев, рожденных в борделе, которые, таким образом, были нежелательными. Кроме того, они, возможно, были мертворожденными младенцами. Еще одна массовая могила была обнаружена в колодце в Афинах: в ней покоились останки, датируемые 165 г. до н.э. - 150 г. до н.э. В этом месте было 450 скелетов младенцев, 150 скелетов собак и 1 взрослого человека с серьезными физическими уродствами. Большинству младенцев было меньше недели. Одна треть умерла от бактериального менингита, а остальные умерли от неизвестных причин. Не было никаких доказательств того, что их смерть была неестественной.

9. Множество черепов

На острове Эфате в Вануату было раскопано 3000-летнее кладбище с эксгумированными 50 скелетами. Что необычно, у каждого скелета отсутствовал его череп. Это было обычной практикой для людей Лапита, которые жили на острове в то время, - выкопать мертвое тело, после того, как плоть сгнивала, и удалять голову. Голову затем помещали в святилище или в другом месте, чтобы почтить покойного. Все скелеты были уложены в одном направлении, за исключением четырех, которые расположили лицом к югу. После исследования этих четверых останков оказалось, что они были не жителями острова, в отличие от остальных, похороненных там.



Исследование, проведенное на древних захоронениях на Британских островах, показало, что в период с 2200 до н.э. до 700 г. до н. э. здесь было создано 16 мумий. Поскольку климат в данном части мира холодный и влажный, что не очень хорошо для мумификации, считается, что они были созданы путем копчения над огнем или намеренного захоронения в торфяных болотах. Что самое странное, некоторые из этих мумий сделаны из нескольких человек.

Древний забайкальский человек "одет" в медвежью шкуру. Слегка раскосые восточные глаза и высокие скулы делают его похожим на смесь Киану Ривза с Джеки Чаном. На вид ему лет 30 - это средний возраст, в котором уходили из жизни во времена верхнего палеолита. Облик нашего древнего предка ученые реконструировали на основании останков, обнаруженных при раскопках крупнейшего в мире археологического комплекса Усть-Менза, который находится при впадении реки Мензы в реку Чикой на юго-западе Забайкалья. Там два года назад археологи нашли странные захоронения: небольшие ямы, диаметром меньше метра, куда людей клали свернутыми буквально в колечко. Как и, главное, зачем это делали - ученые только догадываются.

На сегодняшний день это самое древнее погребение, обнаруженное в Забайкалье,- ему примерно 8 тысяч лет,- рассказывает профессор кафедры отечественной истории Забайкальского государственного университета, руководитель Чикойской археологической экспедиции (обнаружившей погребения), Михаил Константинов.- Умерший человек был уложен набок в соответствии с контуром ямы, а само тело засыпано охрой - красной краской естественного происхождения.

Михаил Васильевич руководит раскопками не первый десяток лет, и необычные захоронения раскапывал именно он. Археологам работать в Забайкалье непросто: здесь глинистые и, главное, мерзлые почвы, поэтому раскопки продвигаются очень медленно. Бывает, что найденный скелет не удается извлечь, потому что начинаются дожди, так что приходится сооружать полиэтиленовый купол, ждать, пока погода наладится и почва просохнет. Кости желательно поднимать из земли с частью грунта, чтобы случайно не повредить во время очистки. Находку обкладывают поролоном, запечатывают в коробку и отправляют на дальнейшее изучение. В данном случае - в Институт этнологии и антропологии РАН. Здесь с помощью особой технологии скрюченные скелеты распрямили, склеили черепа и вычистили "Блендамедом" зубы. Теперь можно приступать к подробному изучению, которое иногда растягивается на годы.

Важные сантиметры

Сейчас образцы костей взяли специалисты из лаборатории геогенетики Университета Копенгагена, и теперь мы ждем четких дат жизни, в этом должен помочь радиоуглеродный метод,- поясняет "Огоньку" заведующий отделом физической антропологии Института этнологии и антропологии РАН Сергей Васильев.- К тому же датчане будут исследовать образцы ДНК - это часть большой работы, которая проходит во всем мире. Ученые берут ДНК из разных территорий, например с Дальнего Востока, из Забайкалья, Восточной Сибири, и сравнивают между собой. Это позволяет понять, насколько родственны различные популяции, и соответственно узнать, каким образом мигрировало и расселялось древнее человечество.

В отделе антропологии в прозрачных пластиковых контейнерах с разноцветными крышками, которые мы частенько используем для хранения всяких мелочей, лежат черепа самых разных цветов, форм и размеров. Часть из них сильно разрушена, но, что удивительно, несмотря на тысячелетнюю историю, у многих прекрасные зубы.

Да, это удивительно,- говорит младший научный сотрудник отдела Равиль Галеев, который воссоздал облик забайкальского человека.- У древних людей зубы, как правило, сохранялись в хорошем состоянии на протяжении всей жизни. Кариес возник одновременно с изменением образа жизни и с образованием городов.

По словам ученого, работа по восстановлению облика по оставшимся костям - очень долгая и кропотливая. Сначала тщательно измеряют все пропорции скелета, причем иногда по каждой части тела, будь то уши или зубы, работает отдельный специалист. Затем реконструктор восстанавливает недостающие части черепа с помощью специального состава из воска, канифоли и зубного порошка - такая смесь не повреждает кость и прекрасно сохраняется. С помощью 3D-принтера с черепа снимают точнейшую копию - слепок из пластика получается легким, напоминающим пенопластовую модель. Уже поверх нее ученые с помощью скульптурного пластилина воссоздают черты лица - методики для этой непростой работы были разработаны именно в этой лаборатории знаменитым антропологом Михаилом Герасимовым. Сейчас ими пользуются во всем мире. В завершение всего делают копию из твердого пластика или бронзы, которая, как правило, отправляется в музей.

Для реконструкции внешности специалисты подробно изучили скелеты древних людей. Всего были найдены останки восьми человек - пяти мужчин, двух женщин и одного ребенка. Оказалось, что они похожи на современных людей. Правда, отличия все-таки есть - рост древних забайкальцев по нашим меркам чуть ниже среднего, у них очень узкие плечи (не больше 31 сантиметра даже у мужчин) и более вытянутые предплечья. Судя по останкам, древние люди страдали от инфекций, болезней крови, типа анемии, недостатка кальция и от холода - об этом говорят измененный особым образом лицевой скелет и свод черепа, а также суженные наружные слуховые проходы.

Благодаря антропологическим реконструкциям мы знаем, что они были монголоидами,- рассказывает профессор Константинов из Забайкальского университета.- Это тип человека, который чаще всего называют палеоазиатским. Они образуют основу для дальнейших сибирских этносов, ближние к ним - монгольские и тунгусские.

В апреле в Читу собираются приехать японские специалисты из знаменитого университета Токио - Метрополитен, где в последние годы развиваются геоархеология и экспериментальная археология. Эти относительно новые направления воссоздают орудия труда, ремесла и быт предыдущих поколений на основе древних технологий. Например, в последнее время здесь активно проводят эксперименты, чтобы понять, каким образом древние люди расщепляли камни.

Мы ожидаем визита одного из самых известных специалистов в этой области - профессора Масами Изухо,- рассказывает профессор Михаил Константинов.- Он специализируется на изучении палеолита Евразии. Японцев интересуют все скелеты, обнаруженные на территории Забайкалья. Они делают копии, а затем выставляют их в Центральном историческом музее в Токио. Японцы совершенно справедливо считают все сибирские народы своими родственниками. Этим они, к слову сказать, сильно отличаются от китайцев, которые, наоборот, считают свою нацию исключительной.

Вообще, современная наука, по словам ученых, меняется в сторону большей комплексности, что очень важно. Археологи работают вместе с геологами, географами, специалистами по фауне, флоре, и это позволяет представить, как жил человек в конкретных природных условиях. Правда, знаем мы все равно мало.

Пощупать время


Когда люди пришли в Забайкалье - точно неизвестно. Ясно только, что сначала это были неандертальцы, а затем кроманьонцы. Не так давно Чикойская экспедиция обнаружила древнейший памятник археологии Забайкалья - стоянку человека возрастом минимум 120 тысяч лет. Таким образом, история пребывания человека в этом регионе увеличилась примерно на 40 тысяч лет.

Ранее считалось, что люди появились здесь около 80 тысяч лет назад. Они пришли с юга - с территории современной Монголии и из Китая. Люди перемещались в поисках пищи вдоль рек, которые называют дорогами древности, и отсюда отправились дальше в Якутию, в Заполярье. Потом по существовавшему тогда сухопутному мосту - Берингии они перешли на Аляску. Известно, что этот мост поднимался из воды как минимум шесть раз, и каждый раз по нему мигрировали в обе стороны и животные, и позже люди. Так что древний забайкальский человек - родственник американским индейцам.

В самом забайкальском регионе климат несколько раз кардинально менялся: до появления человека здесь были субтропики с папоротниками и лианами, недавно в Бурятии, близ Гусиноозерска, были обнаружены кости и зубы мартышки возрастом 3 млн лет. Но во времена древних забайкальцев уже было довольно холодно, водились мамонты и шерстистые носороги.

Это культуры каменного века. Люди тогда были охотниками, рыболовами, собирателями,- говорит профессор Михаил Константинов.- Они много чего умели делать, в том числе строить жилища в виде чумов, пользоваться луками и стрелами, изготавливать посуду из глины. Также они мастерили орудия из камня, подбирая красивые породы - нефрит, яшму, халцедон. Если говорить о недавних важных находках, я бы отметил найденную нами самую древнюю в мире скульптуру медведя. Ее возраст 35 тысяч лет, и она является одним из древнейших в мире произведений искусства. Скульптура выполнена из позвонка носорога. Также мы нашли голову лося и очень красивый "жезл начальника" из рога северного оленя - это самые редкие находки.

Самое сложное - восстановить духовный мир древних людей. Их захоронения всегда говорят о религиозности - о некотором представлении о загробном мире. Погребение байкальского человека в этом плане особенно интересно.

Пока неясно, зачем нужна была такая странная форма положения тела,- говорит профессор Константинов,- но красная охра традиционно символизирует огонь, кровь и продолжение жизни. Все это отражает веру в потустороннюю жизнь, в жизнь после смерти. Это, по-видимому, попытка осознать мир, найти свое место, укрепиться в силах.

Странная форма погребений - не единственная загадка прошлого. Не так давно ученые наткнулись на уникальное в своем роде захоронение собаки возрастом 5-7 тысяч лет. По всей видимости, животное погребли с особыми почестями, потому что рядом с телом найдены каменные орудия.

Чтобы лучше понять культуру далекого прошлого, ученым не хватает большего количества артефактов, но отвоевать их в этих краях - достаточно проблематично. Например, на Ангаре и Енисее песчаные берега довольно часто обваливаются и сами преподносят находки. На Алтае есть большое количество необследованных пещер, где, по всей вероятности, есть шанс сделать открытие, но тут нужно идти буквально наугад. Так что главным качеством археолога ученые называют терпение.

Наши дальнейшие усилия будут направлены на обнаружение более древних погребений,- говорит профессор Михаил Константинов.- Сейчас речь идет о захоронениях, которым 7-8 тысяч лет, но мы знаем, что человек в Забайкалье появился как минимум 100 тысяч лет назад. Мы нашли более тысячи каменных орудий того периода, определяемого как средний палеолит, но антропологический материал этого возраста пока в Забайкалье неизвестен. Мы надеемся обнаружить следы пребывания человека в Забайкалье, жившего и 200-300 тысяч лет назад. Парадоксально, но чтобы узнать нас самих, нужно уйти вглубь веков.

Сам факт существования погребального ритуала, несомненно, свидетельствует о том, что первобытные охотники задумывались о смерти, возможно, имели какие-то представления о потустороннем мире, загробной жизни. Они не бросали своих мертвецов, а как бы снаряжали их в далекий путь — снабжали необходимыми орудиями труда, пищей, украшениями и т. п. Кроме того, умерших членов племени хоронили, как правило, там же, где и жили, может быть, на небольшом отдалении — то есть покойник как бы оставался с живыми. Иногда руки и ноги мертвеца связывали — возможно, чтобы он не восстал, не вернулся в этот мир (такой обычай характерен для эпохи верхнего палеолита). Часто покойника посыпали охрой — вероятно, красная краска символизировала кровь, которая в свою очередь символизировала жизнь. Но, конечно, проблема истолкования всех элементов обряда захоронения никогда не будет окончательно решена, и ученым остается только строить более или менее вероятные догадки.

Первыми существами, которые начали по-особенному относиться к смерти и к мертвецам, были неандертальцы. Известно несколько их погребений. Все они, безусловно, были связаны с какими-то идеями и «размышлениями» (хотя когда-то бытовало мнение, что неандертальцы закапывали своих сородичей исключительно в санитарно-гигиенических целях). Например, подавляющее большинство покойников ориентировано головой по линии восток-запад, то есть их положение как-то связано с положением солнца на небосводе. Чаще всего покойники лежат в позе спящего на боку — это говорит о том, что, видимо, для неандертальцев состояния сна и смерти были чем-то похожи. Своих умерших товарищей неандертальцы снабжали орудиями труда и мясом убитых животных. Хоронили же покойников в неглубоких ямах, вырытых или выдолбленных в полу тех же пещер, где и жили, разве что на некотором отдалении от стоянки.

Одним из самых ранних неандертальских погребений является захоронение юноши 16-18 лет в Ле-Мустье (Франция). Эта могила была обнаружена в 1908 г. и вызвала много споров в научных кругах — сам факт сознательного погребения долго оспаривался скептиками. Юноша лежит на боку, одна рука у него под головой, другая вытянута вперед, само тело покоится в неглубокой яме, а вокруг разбросаны куски кремня, каменные орудия и кости животных (бывшие куски мяса).

Ученым посчастливилось найти довольно много погребений неандертальцев — взрослых мужчин, женщин, стариков (Ла-Шапель-о-Сен) и детей. Многие из этих погребений интересны какими-то особенными чертами. Например, в пещере Шанидар (Ирак) покойник был усыпан цветами — это показал анализ пыльцы, сохранившейся в земле.

Пожалуй, одним из самых интересных открытий можно назвать погребение ребенка 8-9 лет в гроте Тешик-Таш (Узбекистан), обнаруженное в 1938 году А. П. Окладниковым на высоте примерно 1500 м над уровнем моря. Это неглубокий грот, имеющий примерно 20 метров в длину и столько же в ширину. Во время раскопок там, впервые в Средней Азии, был обнаружен скелет неандертальца, хотя и очень плохо сохранившиЙся. После первых исследований ребенок был определен как мальчик, но спустя некоторое время один из крупнейших отечественных антропологов В. П. Алексеев более тщательно изучил кости и пришел в выводу, что останки принадлежат девочке. Интересно, что над могилой ребенка археологи обнаружили остатки костра, а вокруг — воткнутые по кругу острыми концами в землю рога горного козла, так что, видимо, изначально они образовывали нечто вроде ограды. Этот факт истолковывали и как свидетельство особого магического отношения к козлу (культ этого животного распространен в Средней Азии и сегодня), и как доказательство наличия у неандертальцев солнечного (солярного) культа.

С появлением на исторической арене Ното sapiens (верхний палеолит) захоронений стало больше, а погребальный обряд сделался более «скрупулезным» и сложным. Как и раньше, захоронения совершались на территории стоянки в неглубоких могильных ямах, вырытых по форме тела человека. Дно могильной ямы часто посыпалось золой и известью, а сверху — слоем красной охры толщиной до нескольких сантиметров. Затем в могилу укладывали умершего, ориентируя его по сторонам света (то есть головой строго на восток, запад, север или юг), часто в скорченном и связанном положении и при этом -в богато украшенной одежде, с разнообразными украшениями и прочим сопроводительным инвентарем: орудиями труда, предметами искусства, погребальной пищей. Часто покойника также покрывали слоем красной охры, символизировавшей, видимо, огонь, а может быть, кровь или, во всяком случае, какую-то жизненную субстанцию, которой лишался человек после смерти. Могилу заполняли землей и, как правило, укрывали сверху либо массивными костями мамонта (например, лопаткой), либо камнями — возможно, чтобы предотвратить «воскрешение».

Ярким примером богатого и интересного захоронения являются погребения со стоянки Сунгирь, находящейся неподалеку от города Владимира. В первой могиле был похоронен мужчина 55—65 лет в вытянутом положении на спине, на груди его лежала подвеска в виде просверленной гальки, а на руках было более 20 браслетов, выструганных из бивня мамонта. Скелет покрывали 3500 бус, сделанных также из бивня мамонта, которые служили нашивками на одежду; шапку тоже украшали подобные бусы и подвески из клыков песца. На дне могилы археологи нашли орудия — кремневый нож, скребло и отщеп. На груди погребенного лежало ожерелье из трех рядов бус. На поверхности могилы в крупном пятне красной охры лежал большой камень и череп женщины (зубы и нижняя челюсть отсутствовали).

Неподалеку было найдено второе погребение. В могильной яме длиной 3 метра и шириной 0,7 метра лежали два скелета подростков, тесно прижатые друг к другу головами. Один скелет принадлежал девочке 7—8, а другой — мальчику 12-13 лет. Погребения сопровождались огромным количеством изделий из бивня мамонта, а также несколькими кремневыми орудиями, найденными только возле мальчика. Пожалуй, наиболее уникальными находками были копья из бивня мамонта, сопровождавшие погребенных. Длина одного из копий — 2 м 46 см, а второго — 1 м 66 см. Очень прочные, тяжелые и хорошо заточенные, эти изделия были мощным оружием в руках охотника, с таким оружием он без страха мог идти даже на крупного зверя. Кроме того, рядом с девочкой лежало восемь дротиков, сделанных из того же материала, что и копья, и два кинжала длиной 42 см, с мальчиком же — три дротика и один кинжал. Запястья погребенных украшали браслеты, а на пальцы были надеты костяные перстни. Около шеи каждого лежала заколка, служившая для застегивания верхней одежды: плаща или накидки. Кроме того, у мальчика в руке был зажат кремневый нож (второй такой же находился неподалеку), на груди лежала фигурка лошади, а под левым плечом — фигура мамонта.

На поверхности этой второй могилы был обнаружен скелет обезглавленного человека, может быть, того самого, чей череп был найден над первой могилой. Большое количество бус, нашитых на одежду, позволило воссоздать костюм древнего человека. Скорее всего, это была одежда «глухого типа,), напоминающая современную одежду народов Арктики. Также на погребенных были штаны и мягкая обувь типа мокасинов; на головах шапки, а у девочки — еще и налобная повязка.

Еще одно знаменитое детское погребение находится в Ментоне, недалеко от Ниццы — в так называемом Гроте Детей. Тут также похоронены двое детей приблизительно 8-10 лет. Они лежали на спине, руки были вытянуты вдоль тела. На них также было найдено большое количество ракушек, видимо, когда-то являвшихся красивым поясом, повязками и пр. Интересно, что в этой пещере несколько могил располагаются одна над другой. Так под детьми было обнаружено захоронение женщины, а под ней, прямо на месте древнего костра, лежали скелеты мужчины и пожилой женщины — оба на правом боку в скорченном положении, у них также были украшения из ракушек и несколько кремневых орудий. Головы обоих покойников предохраняла каменная плита, покоившаяся на двух больших камнях.

В Дольних Вестоницах в Моравии была найдена могила женщины, покрытая двумя лопатками мамонта, на одной из которых даже была какая-то непонятная резьба. Женщина также была в скорченном положении (видимо, связана), ее тело было осыпано охрой. С ней были найдены орудия: перед подбородком — кремневый наконечник, между голенями — кремневый нож, а еще — зубы песца и остатки мясной пищи.

Древнее кладбище «вампиров» в польском городе Гливице

«Могилы вампиров» находят по всей Европе. Это могут быть захоронения с отрубленной головой или же с придавленным камнями телом, а могут быть просто останки, перевернутые лицом вниз. Любопытно, но первоначальная интерпретация всех подобных захоронений как «могил вампиров» была предложена даже не профессиональным ученым, а всего лишь рабочим, трудившимся на одном из раскопов. Интерес ко всему загадочному и опрокидывание в прошлое нынешних представлений сделали свое дело: далеко не бесспорная версия стала общим местом в научных работах и в масс-медиа.

В мировой прессе и даже в серьезных научных журналах регулярно появляются публикации о том, как археологи находят все новые и новые могилы вампиров. В 2009 году вампиршей итальянские криминалисты объявили женщину, чей череп с кирпичом в зубах нашли на острове Лаццаретто Нуово (Венеция) среди умерших во время эпидемии чумы в XVI веке. В 2011 году вампирами (причем едва ли не древнейшими в Европе) назвали двух мужчин из захоронений IX века в Килтешин (Ирландия). Камни во рту, по мнению археологов, должны были не дать им восстать из могил и вредить живым существам. Но чаще всего могилы упырей находят на территории Польши: от Западного Поморья до Подкарпатья и от Кракова до Гданьска. Возможно, дело в том, что страх перед вампирами стал распространяться по Европе из славянского фольклора, и в Польше упыри преследовали людей чаще, чем в других местах (по крайней мере, так верили их жертвы).

Новое поколение польских ученых предложило иную, не менее любопытную гипотезу: многочисленные «могилы вампиров» возникли из-за методологических ошибок и домыслов археологов ХХ века, с легкостью подаривших все необычные захоронения кровососам. Авторы статьи в журнале World Archeology создали типологию странных могил и рассмотрели самые разные варианты их возникновения - от неумелости могильщиков до показательных казней преступников.

Живые и мертвые

Выяснение реального статуса колдунов, ведьм, оборотней и вурдалаков остается одним из наиболее интригующих вопросов истории и антропологии. До сих пор неясно, существовали ли они на самом деле (по крайней мере как люди, сознательно практикующие запретные магические обряды) или были просто больными невинными людьми, жертвами оговоров, фобий и психозов родственников и соседей. Достаточно вспомнить поражавшие многие страны массовые охоты на ведьм, жертвами которых становились тысячи людей.

Тот же вампиризм можно объяснить редким генетическим заболеванием крови (порфирией), симптомы которого вписываются в облик классического вурдалака. Больным противопоказан солнечный свет, кожа вокруг губ и десен высыхает, из-за чего резцы обнажаются до десен; порфирин оседает на зубах, окрашивая их в красный цвет. Но, кем бы ни были ведьмы и вампиры на самом деле, их существование было бесспорным фактом психологии и духовной жизни людей Средневековья, которая, в свою очередь, влияла и на жизнь материальную. Реконструировать же истинные события истории и их психологические мотивы ученым приходится в том числе по таким объектам, как захоронения.

В Средние века на землях славян, как и в других частях Европы, церковь с ожесточением боролась с языческими погребальными обрядами. Славяне и германцы продолжали класть в могилу ценные вещи, которые пригодятся покойнику в загробной жизни. Во время ночных бдений над умершим они исполняли песнопения-заклинания сопровождая их ритуальными танцами. Священники относились к этому крайне негативно: ведь согласно христианскому учению душа человека отправлялась в рай или в ад, к Богу, а не в особый «мир мертвых», куда, по мнению простого народа, надо было обеспечить с помощью магических обрядов безопасный переход, чтобы покойник не навредил живым.

Однако даже с распространением христианства в широких массах европейцев (в том числе славян) сохранилось разделение мертвецов на «чистых», умерших естественной смертью, и «нечистых» - в эту категорию могли входить самоубийцы, утопленники, казненные, иноверцы, колдуны и некрещеные младенцы. Таких покойников хоронили за оградой церкви, на распутье или иным необычным образом - так как боялись, что те вернутся вредить миру живых.

Невыносимая легкость интерпретаций

В 1957 году историк Бонифаций Зилонка (Bonifacy Zielonka) опубликовал статью с описанием необычных захоронений в Куявии (северная Польша): женщины, закопанной лицом вниз, и обезглавленного мужчины (череп обнаружили между его ногами). Один из рабочих на раскопе решил, что перед ним могила ведьмы (стржиги) - и ученый согласился с этой версией! С легкой руки неизвестного работника лопаты такая интерпретация вошла в научный обиход.

В 1960-е - 1990-е годы археологи описывали десятки подобных захоронений, но не стремились размышлять об их причинах. Короткое упоминание о том, что так хоронили опасных мертвецов, чтобы не дать им вернуться с того света, стало догмой и кочевало из одной монографии в другую. В то же время у историков нет доказательств того, что западные славяне в раннем средневековье верили в «живых мертвецов». С 1970-х годов все странные захоронения стали называть «антивампирскими».

Только в 2000-е годы археологи, объединив усилия с историками-медиевистами, стали уделять должное внимание социальному и юридическому контексту захоронений - правовой культуре Средневековья, изучению конкретных орудий казни и, главное, текстов (летописей и рассказов о судах и казнях преступников). Авторы статьи в World Archeology не дают окончательной и бесспорной интерпретации странных захоронений X-XIII веков, а предлагают коллегам и читателям вместе с ними подумать о том, кто, как и почему мог быть в них погребен.

Меры предосторожности, ошибки и преступления

Первые известные атипичные захоронения на территории Польши датируются X веком. До этого мертвецов западные славяне сжигали, а по кремированным останкам невозможно обнаружить странности в судьбах покойников. Археологи описывают три основных типа аномальных захоронений: покойник лежит ничком, он обезглавлен, и на трупе лежат камни.

Захоронения «лицом вниз» встречались по всей раннесредневековой Европе - у англосаксов, скандинавов и славян. В Польше хорошо известно захоронение молодой женщины из Гвяздово (западная Польша), обнаруженное еще в 1937 году. Ее похоронили ничком, головой на юг, повернув лицо к западу. В могиле лежало три височных кольца из свинца, бронзовое и серебряное кольца, и железный нож в кожаных ножнах. Изобилие ценностей в сочетании с необычным способом расположения покойника стали для археологов загадкой. В фольклоре первые указания на такое обращение с мертвецами встречаются в XVI веке, а самый знаменитый текст («Трактат о стржигах») повествует о том, как в 1674 году один силезец после смерти превратился в стржигуна (демона), пьющего кровь. Местный священник приказал разрыть могилу и переложить покойника лицом вниз, но на следующую ночь он снова встал из могилы и забил до смерти своего сына. Только когда у трупа отрубили голову, он перестал беспокоить общину.

Впрочем, напоминают археологи, за столь живописными источниками нового времени можно забыть о том, что в Средние века головой вниз хоронили людей, с которыми в жизни случилось нечто постыдное и которые, буквально, не могли глядеть соседям в глаза. Так, например, похоронили французского короля Пипина Короткого. Идентичным образом поступали для того, чтобы спастись от сглаза покойника. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и промахи могильщиков, в спешке предававших трупы земле. То есть страх перед тем, что покойник вернется с того света пить кровь живых, не является самой вероятной причины захоронений лицом вниз.

Обезглавленные трупы на территории Польши находили очень часто: это и черепа без скелетов, и скелеты без черепов, и могилы, где череп подвергался перезахоронению. Например, в Дембчино (Западное Поморье) нашли останки женщины лет 50 без головы. Ее череп, скорее всего, выкопали из земли и перезахоронили лицом вниз по соседству. В Калдусе (Куявия) обнаружили двойную могилу: мужчину, которого, судя по рубцам на позвонках, обезглавили, а у женщины рядом с ним были сломаны ключицы. Конечно, отрубание головы в фольклоре и даже в письменных источниках описывается как одна из важных мер, не дающих опасному мертвецу восстать из могилы. Однако, пишут ученые, и тут есть более обыденные объяснения: головы очень часто отрубали преступникам. Во многих могилах на черепах есть характерные отверстия, сделанные острым инструментом: скорее всего, отрубленные головы сначала вывешивали на кольях и столбах. Так, в Средние века одновременно наказывали преступника и устрашали тех, кто мог бы последовать его примеру. Даже деревянный кол в могиле, по данным стратиграфии, был не орудием борьбы с вампирами, а средством устрашения народа - насадив на него голову, шест втыкали в землю на вершине холма, где находилось кладбище (захоронение в Волине, Западное Поморье).

Наконец, могилы с камнями - в Польше их нашли более двадцати, датируются они X-XIII веками. В таких захоронениях камень обычно находили на месте черепа (могила из Цедыни, на иллюстрации) или на разных частях тела покойного. О побивании камнями, как наказании за ведовство, пишут скандинавские источники, но польские тексты об этом молчат. Вполне возможно, что камни были призваны не выпускать мертвецов из могил, однако есть и более прозаическая версия: камень удерживал повернутую в сторону голову покойника, заставляя его «смотреть» на восток (как того требовали христианские погребальные обряды). Все может объясняться и еще проще: камни могли защищать могилы от грабителей и диких животных (радомское захоронение, на иллюстрации).

Страхи и мифы

История «могил вампиров», их популярности в научном мире, а потом и в масс-медиа, говорит о том, насколько часто людям присуще «опрокидывать» собственные страхи и любимые мифы в прошлое. В том же ряду - поиск изображений инопланетян на наскальной живописи и храмовых фресках. Люди средневековья жили очень непростой жизнью, и у них было множество собственных страхов: перед голодом и болезнями, рыцарями и разбойниками, дьяволом и адом, сглазом и проклятием, ведьмами и кровососами. Переход в мир иной был одной из точек, где фокусировались эти страхи, а также средства борьбы с ними. Только недавно ученые начали понимать, что обращение современных представлений в прошлое не только искажает историю, но и дает куда более бедную и блеклую картину былого, чем оно являлось на самом деле.