Сила и слабость человека в понимании горького - сочинение. Сочинение на тему сила и слабость человека в понимании горького Горячие и гниющие

Кто хорош лицом - подчас и душой

безоблачен.

Доброта же - лику дарит черты

прекрасные…

Начало 20-ого века, революция, полный разгром старого, но еще невозможность построения нового, еще не готовность этого нового, непривиденность его в жизнь. Слом, когда старое разрушено, а новое не возведено. Политики, теоретики строят грандиозные планы, интеллигенция пытается возводить новые вершины, а что же люди? Что же простые люди, которые уже живут в этом промежутке, не зная, что делать, куда идти? Как видят простые люди то, что происходит вокруг них? Многие, очень многие пытались описать этот период русской истории в своих произведениях, но по-настоящему объективно и полно это удалось сделать единицам. Среди них и Алексей Максимович Горький, сумевший отразить не только отрицательные, но и положительные черты революции, революционной обстановки, революционной жизни.

Основной темой творчества Горького всегда был Человек, но человек не как один из представителей серой массы, а действительно как личность и индивидуум, обладающий собственным мнением, собственными мыслями, трезво смотрящий на окружающий мир. Но, тем не менее, на протяжении всего творчества Горького Человек этот не оставался неизменным: он менялся в зависимости от постепенного переосмысления, пересмотра писателем своих взглядов, своих предпочтений.

В ранних рассказах - человек Горького, это, прежде всего, романтический герой: гордая, свободолюбивая, одинокая личность, противопоставляющая себя окружающему миру, конфликтующая с окружающим миром, способная увлечь за собой людей, показать им свой мир, идеальную реальность, которую люди просто не в силах увидеть сами. Одним из ярчайших персонажей такой прозы является Данко из рассказа «Старуха Изергиль». По сюжету старая цыганка рассказывает автору легенду, о прекрасном юноше Данко, живущем в племени, что обитало в темных лесах, где не было солнца, где постоянно присутствовала угроза их жизням со стороны диких зверей и сил природы. Горячий, гордый юноша по имени Данко выводит своих соплеменников из лесных дебрей, отдавая за них свою жизнь: когда люди уже не верят в спасение и окончательно теряют надежду, он вырывает из груди свое пылающее сердце и им освещает путь к свободе. Данко умирает, но своей смертью открывает дорогу для других людей, путь к новой жизни, к лучшей, свободной жизни.

Для Горького Данко - идеал личности, идеал поведения, а его жизненный путь - путь вспыхнувшей искры, подарившей людям тепло и свет - писатель считает единственной верной формой существования для настоящего человека и гражданина.

Но таков человеческий идеал для Горького лишь в начале его творческого пути. Проходит время, писатель переосмысливает мир, свою жизнь, приходит к другим выводам, и пишет одно из лучших и сильнейших своих произведений: драму «На дне».

Действие разворачивается в Питерской ночлежке, где ночуют в грязи, тесноте и нищете представители всех слоев общества, оказавшиеся на дне мира. Здесь мы можем встретить и рабочих, и торговцев, купцов, воров, бывших дворян, проституток и ремесленников, шулеров, убийц, актеров и просто странников, пытающихся хоть чем-то заработать себе на жизнь. И все эти люди, обитающие в ночлежке, отвергнутые обществом и миром, пытаются осознать, почему же так сложились их жизни, почему так произошло, стараются найти свой смысл в жизни, спорят о назначении Человека как такового в этом мире.

Все персонажи ночлежки рано или поздно, но высказывают свое отношение по поводу Человеческой личности, но наиболее ярко и сильно высказываются, пожалуй, только 3 персонажа: вор и шулер Бубнов, Сатин и странник Лука. Из этих троих самым темным, самым безнадежным и тяжелым персонажем является Бубнов. Повидавший в своей жизни все, прошедший через тюрьмы и каторги Бубнов, не просто не раскаивается в своих поступках, но и наоборот еще более озлобляется, начинает относиться к окружающему миру с еще большим скептицизмом и ненавистью. Все для него окрашено в черный цвет, он не пытается взглянуть на жизнь с другой стороны, он навязывает окружающим свою тьму и ненависть, и они тоже озлобляются, замыкаются в себе. Бубнов не просто хранитель, но еще и переносчик пассивной заразы смирения с жизнью, смирения с правдой, со своим положением. Не даром в разговоре с ночлежниками он говорит: «По-моему - вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Для него нет ничего святого, и он заставляет других людей чувствовать то же самое, становиться такими же.

У странника Луки совсем другая философия. Лука предпочитает не говорить ужасной правды в лицо, не ломать волю и силу человека, а наоборот, каким-то образом помогать ему, поддерживать его. Всем у него найдется совет, всех он пробует поддержать, утешить, помочь всем. Хотя часто лука кривит душой, не договаривает и просто обманывает в глаза, но людям от его слов становится легче, они пробуют каким-то образом выбраться из ловушки, которую им поставила жизнь, вот только с его уходом из ночлежки всякие силы на это у них пропадают, и они вновь безвольно сползают на дно. Но ведь и сам Лука не обязывался никого вытаскивать из этой ямы, он лишь помогал советом, а заодно и утверждал: «Вот… ты говоришь - правда…Она, правда-то, не всегда по недугу человека… не всегда правдой душу вылечишь…»

Но наиболее жизнеутверждающей, честной и праведной философией, является философия Сатина, которой и придерживается сам автор. Сатин верит в человека, несмотря на всю боль, что доставалась ему в жизни, несмотря на весь ужас и грязь, которую он видел, несмотря на свое собственное положение, он не теряет веры в то, что люди не так уж и плохи, что могут быть среди них и хорошие. Правда, он верит в образ Человека, не в реально существующего персонажа ночлежки, а в какого-то абстрактного Человека: гордого, достойного, свободного, справедливого. Один только монолог Сатина: «Человек - это звучит гордо!» уже говорит нам о многом. Сатин считает, что не все еще потеряно, что есть еще в мире действительно хорошие люди, и что надо каждому стараться быть настоящим человеком во всех жизненных ситуациях, чтобы ни случилось не терять веры в себя.

Горький не зря дает в драме три такие разные точки зрения. Он хочет показать нам контраст между настоящей, правильной философией, и гибельным, тупиковым путем, по которому может пойти человек. Автор призывает нас не сбиться с пути, не стать черными злыми циниками как Бубнов, не пытаться закрывать глаза на правду, прикрываясь радужной картинкой, как Лука, а смотреть на вещи трезво и честно и верить в лучшее, как Сатин.

Таких взглядов Горький придерживается не только в отношении одной только Человеческой личности, но и во многом другом. Так в своих поздних произведениях он меняет свое мнение относительно самой революции, видя, к чему приводят вожди русский народ. Он пишет «несвоевременные мысли», в которых резко критикует политику Ленина и партии, резко критикует саму революцию, называя ее «кошмарной, трехлетней бойней», «отвратительным самоистреблением». Горький бьет тревогу: в распрях и борьбе за власть забыты идеалы нравственности и духовности, творимые на протяжении сотен лет всем человечеством. В статье «Три года» он пишет: «Людей, которые верят в торжество идеала всемирного братства, негодяи всех стран объявили вредными безумцами, бессердечными мечтателями, у которых нет любви к родине». Теперь Человек для Горького уже не столько искатель правды, сколько, прежде всего личность ответственная, за каждый свой шаг, за каждое свое слово, ответственная перед людьми, что зависят от нее, что идут за ней.

Так происходит постепенный рост взглядов писателя, его духовный рост, изменение его взгляда на то, каким должен быть настоящий человек. Но, тем не менее, на протяжении всего творчества Горького не меняется одно: его вера в человека. Он призывает нас быть настоящими, сильными, честными перед собой и миром, нести людям правду и свет и не гнаться за властью, лживыми ценностями, которые кажутся многим необходимыми и привлекательными.

Сочинения по литературе: Сила и слабость человека в понимании М. Горького Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из основных, может быть, главных целей искусства - раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее - в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие - Пушкин, Толстой, Достоевский. Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла.

Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на "стариков с детства" и "юных, которые любят". Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него. Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы. Таков Ларра - герой первой легенды. Недаром его отец - орел - житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях.

Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна.

Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей - следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей - пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действительно, сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии - не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы.

При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы - смех, издевательства.

Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, "рабочий человек", вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью. Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер "грезит" о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир "чистой любви". Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой.

Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно. Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам. И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути.

Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного - не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького. Для Горького сила - в стремлении вперед "к свободе, к свету". Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды - искры сердца Данко будут освещать дорогу идущим следом.

Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне")

Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из основных, может быть, главных целей искусства - раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее - в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-­философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие - Пушкин, Толстой, Достоевский. Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла.

Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на "стариков с детства" и "юных, которые любят". Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него. Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы. Таков Ларра - герой первой легенды. Недаром его отец - орел - житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.

В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей - следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей - пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действительно, сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии - не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы.

При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы - смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он, "рабочий человек", вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью. Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер "грезит" о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир "чистой любви". Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно. Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам. И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного - не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.

Для Горького сила - в стремлении вперед "к свободе, к свету". Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды - искры сердца Данко будут освещать дорогу идущим следом.

В этих двух произведениях Горький показал нам свои представления о силе и слабости человека. В произведении «Старуха Изергиль» старуха рассказывает автору истории из своей жизни и предания. В этих легендах есть два героя. Ларра - сын женщины и орла. Он очень красив, горд и силен. Он не привык дорожить людьми и жизнью. Он захотел взять девушку и убил ее после ее отказа. Ему не жаль было красавицу, не испугало его и изгнание из поселения. Поэтому он вынужден скитаться по миру бесплотной тенью. Данко, напротив, очень любил людей. Ему стало жалко своих соплеменников. Они погибали в болтах и в лесу. Он вызвался вывести их в безопасное место. Люди сначала обрадовались и пошли за ним. Путь был труден, люди умирали по дороге. Они стали ругаться с Данко. Тогда Данко вырвал свое сердце, чтобы осветить им путь из леса. Он смог вывести людей и упал мертвый. Сердце его еще горело, но кто-то его раздавил. Здесь неблагодарными оказались люди его племени, а Данко был сильным духовно.

В пьесе «На дне» мы видим слабых людей. Это все обитатели ночлежки кроме Пепла и Луки. Пепел силен тем, что он влюблен в Наташу. Ради нее он готов изменить свою жизнь, стать честным человеком. Но в гневе он совершает убийство хозяина ночлежки и губит этим свою любовь и жизнь. Лука силен тем, что он любит всех людей, он дарит им надежду, придает уверенность в своих силах. Для каждого у него найдется доброе слово.

Таким образом, для Горького сильные люди это те, кто умеет жертвовать собой ради других, кто смел, добр и мудр.

Те, кто горд, жесток, слаб морально, для него слабые люди.

Человек как самая великая загадка природы, большое неисследованное поле, всегда был излюбленной темой, к которой обращался Максим Горький (Пешков Алексей Максимович). Людские чувства и мысли, слабость и сила, надежды и их крушение, социальная и духовная природа находят отражение в героях, созданных пером автора.Человек в творчестве Горького - поистине обширная тема.

Герои Горького

Персонажи этого писателя - люди начала 20 века, времени мировой войны и трех революций, крушения старого мира и создания нового. Однако, изображая в произведениях своего современника, автор пытается угадать образ человека будущего, нового бурного времени. В нем Алексей Максимович Горький воплощает все лучшее, что видел в своих современниках.

Человек

В творчестве Горького человек - это не просто слово, которым называют представителей вида homo sapiens, но звание, почетное имя, которое каждому необходимо заслужить. В рассказе "Рождение человека" говорится о том, какая это отличная должность - быть представителем людского рода на земле.

Для того чтобы заслужить это название, нужно обладать, прежде всего, духовной свободой и гордостью - этого и боятся Иегова, Зевс, Аллах и другие боги всех религий, а также великие учителя и вожди всех времен и народов. Все они у Горького известны под одним названием - "черное чудовище власти". Оно, объявив главным грехом гордость, руками своих жрецов всегда убивало сильных, свободных, гордых.

Гордость

Алексей Максимович Горький считает, что это хорошая черта характера, превращающая раба в свободного, делающая слабого сильным, а ничтожество трансформирующая в личность. Гордость не любит все общепринятое и обывательское. Так, герои произведения "Макар Чудра", Радда и Лойко предпочитают умереть, чем жить несвободно, поскольку по натуре своей они свободны и горды. Однако гипертрофированность этого чувства рождает безусловную, абсолютную свободу от любых моральных устоев и общества. Данная мысль звучит в другом рассказе, "Старуха Изергиль", когда главная героиня рассказывает о гордом Ларре, который умирает для всех (и для себя, прежде всего), в наказание оставаясь жить вечно. В бессмертии, таким образом, он обретает смерть. Максим Горький указывает на вечную истину: невозможно жить в обществе и быть полностью свободным от него.

Чувства

Еще одно качество человека, по мнению автора, это способность чувствовать всеохватывающе, полностью отдавшись, заглушая голос разума. - это безумство храбрых. У Горького в числе любимых и главных персонажей не найти холодных, разумных, полуположительных типа Ставрогина и Базарова (хотя, конечно, подобные в нашем обществе всегда). Слишком рассудочные герои обычно мертвы нравственно, а у автора Человек - живой, прежде всего, чувствующий, homo sentiense. Таковы Пелагея Ниловна Власова ("Мать"), Фома Гордеев из одноименной повести, Коновалов и Челкаш из одноименных рассказов, Тетерев ("Мещане") и Сатин ("На дне"). Их всех объединяет то, что чувства этих героев сильнее разума. Этому посвящены многие Список их можно еще дополнить. Однако, сам писатель считает чрезмерную чувственность уделом слабых людей, поскольку она мешает Человеку на жизненном пути. А самым главным автор считает умение жить в полном смысле этого слова.

Горячие и гниющие

Человек в творчестве Горького либо горячий, либо гниющий. Гниющие - ограниченные, слабые люди, не стремящиеся изменить жизнь, довольные своим незавидным положением. Их большинство. Эти люди любят лишь сытую, теплую, уютную жизнь.

Цель

Но для того чтобы суметь прожить жизнь по-настоящему, недостаточно лишь гореть, быть гордым и свободным, беспокойным и чувствующим. Очень важно иметь цель, которая оправдывала бы существование, поскольку цена человека - его дело. "Вперед! и выше!" - вот его кредо. Бессмысленно, бесцельно проходит жизнь Изергиль, не освещая ничего на своем пути. Напротив, ярко вспыхивает и угасает Данко, освещая людям путь для новой жизни. Этот Человек в творчестве обретает подлинное бессмертие, поскольку оно - плата за великую, высокую цель, к которой должен стремиться любой. На пути к ней ничего не должно отвлекать: ни стремящаяся поработить слепая вера, ни сладкая, баюкающая надежда, ни унижающая любовь. Любые жертвы нужно быть готовым принести ради великой цели, лишь бы она оправдывала их.

Творчество

Таким образом, Человек, полностью уверенный в свободе мысли, бесконечном росте творчества и его бессмертии - вот идеал Горького. Смысл жизни нужно видеть в творчестве, которое безгранично и самодовлеюще. Человек-Бог выше всех придуманных богов. В этот идеал писатель вложил все лучшее, что имели герои того времени. Каждый из нас помнит одну ставшую крылатой фразу. "Человек - это звучит гордо" - торжественно провозглашает Горький.

Монолог о человеке

В пьесе "На дне", в последнем акте, Сатин произносит небольшой монолог, который является хрестоматийным. В этой речи герой чествует Человека, прославляет его. В его понимании представитель людского рода - центр мироздания, основа всего. На нем замыкается все: смерть, жизнь, великие открытия и свершения. Однако Сатин имеет в виду не каждого конкретного человека, а вид живых существ с этим названием.

Его восхищают возможности, потенциал и мощь представителей человечества. Именно поэтому он думает, что это большое унижение - жалость. Человек, эта "глыба", поэтому достоин только уважения и правды, которую он может выдержать, сколь жестокой она бы ни была.

Герой делает вывод и о жизненном предназначении человека. По его мнению, он "выше сытости". Смысл жизни - вершить глобальное, высокое, революционное. Это мнение разделяет и Горький о Человеке.

Данный монолог - спор с позицией Луки, во всем противоположной. Этот герой рассматривает человека не как собирательный образ, а как отдельного индивида, которому требуется внимание, поддержка, душевная теплота.

Истина, возможно, где-то посередине между мнениями этих двух персонажей.

Это произведение широкого звучания, передающее всю гамму человеческих чувств и состояний - от речей о Человеке Сатина, вдохновенных и смелых, до смертельного и безнадежного отчаяния Актера.