Презентация по мхк на тему "искусство византийской мозаики". Презентация к уроку мхк "византийская мозаика" Презентация на тему храмы и мозаики равенны

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

НАРОДОВ МИРА


  • Назовите основу христианского храма.
  • Чем различаются христианские храмы?
  • Назовите храм, название которого переводится как «множество Будд». Где он находится?
  • К какой религии он относится?
  • Какие архитектурные школы ислама вам известны?
  • Назовите культовые постройки ислама.
  • Какими по форме бывают минареты?
  • Для чего предназначены медресе?
  • Что такое инсула?
  • В чем особенность японского дома?

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

НАРОДОВ МИРА

ИСКУССТВО ВИЗАНТИЙСКОЙ МОЗАИКИ


  • Мозаика (от лат. opus musivum) - (произведение, посвящённое музам) - разновидность живописи, в которой изображения набираются из разноцветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.

М о з а и к а - разновидность монументальной живописи; рисунок или узор, составленный из кусочков разноцветных натуральных камней, смальты (кусочки цветного стекла), керамики и других материалов.

Фрагмент великолепного образца древнеримского мозаичного украшения


" Искусство, коим был прославлен Апеллес, И коим ныне Рим главу свою вознес, Коль пользы от Стекла приобрело велики, Доказывают то Финифти, Мозаики, Которы в век хранят геройских бодрость лиц, Приятность нежную и красоту девиц, Чрез множество веков себе подобны зрятся И ветхой древности грызенья не боятся".

М.В. Ломоносов




  • Искусство мозаики широкого распространения в России не получило, лишь в ХVIII веке оно было возраждено М.В.Ломоносовым. Им вместе с учениками была создана картина (6,5 метров в длину) «Полтавская битва», на которой запечатлён Пётр Первый.

Мозаика России Нового времени

Эпоха Просвещения в России была ознаменована возрождением мозаичного искусства, когда в начале 1750-х гг. великий русский ученый М.В. Ломоносов заново разработал методы отливки и шлифовки смальты.


Смальта - это и есть тот самый великолепный материал, из которого создавались мозаики Византийской империи.

Стеклоделие-умение изготовить стекло и стеклообразные массы и вырабатывать из них различные изделия- принадлежит к древнейшим ремеслам, хорошо известным и многим славянским племенам, населявшим пространства в Киевской Руси VIII-IX вв.

Палитра смальт, применявшихся в мозаичной живописи киевских храмов XI в., насчитывала 72 различных вида смальты, в число которой входило 8 видов кубиков, представлявших собой натуральные природные минералы.


Мозаика из смальты

Смальта - цветное непрозрачное стекло .



  • Византийское искусство - это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства. Бизант - имя древнегреческого героя, сына бога морей Посейдона . Он основал город и дал ему свое имя. В 330 году из-за междоусобиц и смут, охвативших огромную Римскую империю , император Константин I Великий перенес свою столицу в город Византии (c I века н. э. входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь . В средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру - ромейской. Император - « Басилевс ромеев» - объявил себя также и верховным жрецом. Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как космократора (от греч . «держитель», повелитель вселенной ). С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира. Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом .

  • мозаика , составленная из мелких, преимущественно одинаковых по размеру частиц…







  • Фигура императора находится в центре композиции. Она отмечена богатством и роскошью цветных одежд, золотым кругом – священным нимбом вокруг головы. Он преподносит в дар церкви тяжёлую золотую чашу. Свита императора не менее величава.

  • Не менее замечательны мозаики церкви Успения в Никее. Изображённые здесь ангелы поражают утончённым благородством облика. Чем-то они напоминают античный идеал красоты. В роскошных нарядах они выступают на тёмно-зелёном фоне алтарного свода.














ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

1 вариант

2 вариант

  • Что такое мозаика?
  • Из какого материала мозаика изготавливалась чаще всего?
  • С какой темой связана декорация Баптистерия Православных в Равенне?
  • Какому веку принадлежит мозаика церкви Успения в Никее?
  • Как называется мозаичное изображение в центральной апсиде Софийского собора Киева?
  • Что такое византийская мозаика?
  • Мозаика какого города сохранилась лучше всего?
  • Какого императора прославляет мозаика Церкви Сан-Витале?
  • В каком веке созданы мозаики Софийского собора в Киеве?
  • Кто возродил на Руси мозаичное искусство и когда? Назовите работу этого автора.

Домашнее задание:

Сообщения о древнерусской иконописи.


Наступивший вслед за эпохой иконоборчества расцвет византийского искусства обычно условно называют "Македонским возрождением", по имени царствовавшей в эти годы династии. Наступивший вслед за эпохой иконоборчества расцвет византийского искусства обычно условно называют "Македонским возрождением", по имени царствовавшей в эти годы династии.


Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно.


Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX- XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX- XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс).


Византийская мазаика стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик и визуальные задачи вышли на первый план Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты. Византийская мазаика стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик и визуальные задачи вышли на первый план Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.


Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины. Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины.


Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.


Византийские мозаики - это монументальные полотна. Отсюда и масштабность изображений и монументальность композиций и характер кладки. Византийская кладка с ее бархатистостью и живой неровностью рассчитана на восприятие с большого расстояния. В то время, как римские мозаики решавшие светские задачи украшения меньших по размеру помещений, частных вилл или общественных зданий носили в большинстве своем камерный характер. Византийские мозаики - это монументальные полотна. Отсюда и масштабность изображений и монументальность композиций и характер кладки. Византийская кладка с ее бархатистостью и живой неровностью рассчитана на восприятие с большого расстояния. В то время, как римские мозаики решавшие светские задачи украшения меньших по размеру помещений, частных вилл или общественных зданий носили в большинстве своем камерный характер.



Византийская мозаика - это прежде всего мозаика из смальты. Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.

аиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Если римская мозаика решала наряду с эстетическими задачами чисто функциональные проблемы, византийская стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик и визуальные задачи вышли на первый план. Римские мифологические образы, зачастую игривые и жанровые, одинаково хорошо смотрящиеся и в частных атриумах, и в общественных термах, сменились грандиозными по замыслу и реализации монументальными полотнами на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость. Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях. Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, ровные контуры границ объектов и фона - это классика мозаики, классика Византии.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовили: Батыргареева Анна И Овсянникова Мария

Это древнее искусство составления из мелких одинаковых частиц какого-то образа или картины. Как правило, так выполнены большие картины, которые предназначены на то, что на них будут смотреть на большом расстоянии. В таком случае картина будет отличаться неровностями, которые как- будто оживляют изображение, а также поверхность картины будет казаться издалека бархатистой.

Главной особенностью византийского стиля служил золотистый фон, который присущ для большинства картин. В качестве техники набора применяется обычно прямой набор.

Еще одной особенностью является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Если картину разглядывать с большого расстояния, то такие контуры позволят сделать действующих персонажей более заметными на золотом мерцающем фоне.

Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях. Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, ровные контуры границ объектов и фона – это классика мозаики, классика Византии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по истории средних веков к учебнику Агибаловой, Донского "История средних веков, тема "Византийская империя. культура византии"(параграф 6-7) 6 класс. Тест размещён для родителей (с ответами...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...