Православные верующие оленевки молитвенно почтили память святых мучеников платона и романа. «Самый таинственный святой Святой праведный иаков боровичский чудотворец

В субботу 27-й седмицы по Пятидесятнице, в день памяти мучеников Платона и Романа, 1 декабря 2018 года, дежурный клирик Иоанно-Оленевского храма иерей Александр Хохлов совершил Божественную литургию. По окончании богослужения соcтоялась заупокойная лития по усопшим.

Стоит отметить, в этот день святыни Оленевки посетили пензенские школьники. В рамках паломнической экскурсии учащиеся познакомились с историей Иоанно-Оленевского храма и побывали в отреставрированном музеи, являющимся объектом культурного наследия, региональным памятником истории и культуры. Ранее, именно здесь проживал последние годы жизни священноисповедник Иоанн, пресвитер Оленевский.

Завершилось паломничество посещением дома старца, восстановленного на месте его рождения рядом с Введенским храмом и источника, где все желающие смогли набрать святой воды.

Справочно:

Мученик Роман диакон и отрок Варул

Святой мученик Роман был диаконом храма Кесарии Палестинской. Во время одного из гонений на христиан он переселился в Антиохию, где укреплял христиан в вере своим примером и горячей проповедью. Когда правитель Антиохии Асклипиад задумал разрушить христианский храм, святой Роман призвал верующих отстоять свою святыню. Он убедил их в том, что если они сохранят храм, то будут радоваться здесь, на земле, в Церкви воинствующей, а если погибнут при защите храма, то будут радоваться в торжествующей Церкви Небесной. Видя такую решимость народа, правитель не посмел выполнить своего намерения. Некоторое время спустя, когда в городе началось языческое празднество и множество людей со всей округи пришло в Антиохию, святой Роман начал обличать идолопоклонство и призывал всех следовать за Христом. Его схватили и подвергли мучениям. Во время пыток мученик увидел в толпе святого отрока-христианина Варула и, указывая правителю на него, сказал: "Юный отрок разумнее тебя, достигшего старости, потому что он знает Истинного Бога. Ты же поклоняешься идолам". Правитель Асклипиад приказал привести мальчика к себе. На все вопросы правителя Варул твердо и без страха исповедал веру во Христа, Единого Бога. Разгневанный Асклипиад повелел жестоко избивать мученика Варула, а затем обезглавить его. Перед смертью святой отрок попросил свою мать, которая присутствовала при казни, дать ему пить, но мать умолила его претерпеть все мучения за Господа Иисуса Христа. Она сама приклонила голову сына на плаху, а после казни погребла его (+ 303). Мученик Роман был приговорен к сожжению, но внезапный ливень погасил огонь. Святой стал прославлять Христа и хулить языческих богов. Правитель приказал отрезать ему язык, но, и лишенный языка, святой Роман продолжал громко славить Господа. Тогда мучители приговорили его к повешению (+ 303).

Мученик Платон

Святой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха врача (память 16 июля), родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. За свою проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину. Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу. Когда святого Платона вели в заточение, он обратился к народу, собравшемуся возле храма, призывая всех не отступать от христианской веры. Через семь дней мученика Платона вновь привели на суд Агриппина в храм Зевса, где уже были заготовлены орудия пыток: кипящие котлы, раскаленное железо, острые крючья. Судья предложил мученику выбор: принести жертву богам или испытать на себе действие этих орудий. Святой вновь твердо отказался поклониться идолам, и после истязаний его бросили в темницу и держали там без пищи и воды 18 дней. Но видя, что и это не поколебало мученика, ему предложили в обмен на жизнь и свободу лишь произнести "велик бог Аполлон". "Не хочу согрешить и словом", - отвечал мученик. По приказу Агриппина святого мученика Платона обезглавили (+ 302 или 306).

  • | Печать |
Подробности 18.09.2011 16:41 Просмотров: 3275

Память его празднуется по Пасхе в 3-й день и месяца октября в 23-й день

Кто был сей угодник Божий? Точных сведений не отыскано. «Не ведомо нам, кто он и откуда, - говорит Славеницкий, - мы только благодарим блаженного Иакова. Он просиял Христовою силою чудотворений, подобно древним великим святым. В блаженном отроке сильный и дивный муж пришел к нам в русскую страну – охранять и соблюдать веру нашу во Христа». По слухам, блаженный Иаков быль простой, но усердный к делу судовщик и принял на себя суровое юродство. Скончался же убитый громом.

Самое первое явление прославившегося раба Божия было чудное. Надобно представить себе быстроту течения Мсты, особенно страшно-бурную силу ее в весеннее время, когда самая сильная и ловкая рука гребца с трудом у берега может править ладьею. По этой-то реке против течения ее волн, во время вскрытия ее, на третий день Пасхи, в 1452 г., несло громадную льдину (накру). Это было у грозных Боровичских порогов: но льдина неслась наперекор массам воды, сбрасывающимся с порогов. Густой пар, как бы дым, поднимался со льдины, плывшей между камнями. На ней увидели дубовую колоду: гроб без крышки с почившим отроком. Как ни дивно было плавание льдины, крестьяне встретились с мыслью об ответе за мертвое тело и положили проводить мимо селения гроб. Принесли шесты и длинными шестами оттолкнули льдину от берега. Льдина, однако, не слушалась и возвратилась к берегу. Веревками обмотав колоду, повлекли с льдиною по течению Мсты и отвели версты за две от села Боровичи. На рассвете следующего дня льдина опять явилась у берега, на прежнем месте. Ее вновь отвели по реке, но и в третий раз возвратилась она к тому же месту. Старшинам ночью, не одному и не двум, явился во сне отрок, тот самый, которого видели они в колоде, и с упреком говорил: «Зачем, будучи христианами, немилостиво гоните меня, христианина? Если хотите знать мое имя, то я – Иаков, одноименный святому апостолу Иакову». Старшины поутру передали один другому видение, и вслед за ними народ поспешил на берег, чтобы благоговейно снять гроб со льда. Мощи были поставлены в часовне.

Когда стали благоговейно лобызать нетленное и чистое тело, то явились чудесные исцеления. Донесли о том Новгородскому архипастырю. В июне 1544 г. по распоряжению архиепископа Феодосия Софийским священником Иоанном в присутствии многих духовных и светских лиц освидетельствованы были мощи праведника и совершившиеся при них чудеса. От 6 октября 1544 г. архиепископ грамотою благословил перенести мощи из часовни, где стояли они, в ближний храм монастыря Святаго Духа. Вместе с тем предписано совершать торжественное служение в день перенесения мощей.

После того потекли от мощей праведника потоки чудес. В 1572 г. Новгородский архиепископ поручил строго проверить на месте рассказы о чудесах. Посланные донесли, что при мощах святого Иакова совершается «множество исцелений». Славеницкий в свое время писал: «Учиниша письмени предавати чудеса и егда их наполнися осьмдесят и осмь седмиц, престаша писати». 2

В соборной монастырской церкви Сошествия Святаго Духа, в селении Боровичи, мощи покоились более ста лет, до тех пор, когда патриарх Никон соорудил великолепную обитель Иверскую, по образцу Афонской. Он перенес с большим торжеством нетленные мощи блаженного отрока в храм Богоматери по тому соображению, что они явились в день празднования чудотворной ее иконы Иверской. Перенесение мощей было в 1657 г., и там они доселе (конец XIX века – Сост.) почивают в серебряной позлащенной раке, устроенной патриархом.

Умилительны простодушные слова описавшего явление святых мощей сих, быть может, и очевидца, по той любви, которою он проникнут к святым угодникам Божиим: «Ныне мы несомненно благодарствуем блаженного Иакова, хотя и неведомо нам, кто он и откуда. Но Бог ведает раба своего и да будет наше с ним пребывание во веки, в здешней жизни и в будущей. Вновь просиял он Христовою силою чудотворений, подобно древним великим святым, и в блаженном отроке сем сильный и дивный муж пришел к нам в Русское благочестие хранить и соблюдать веру нашу во Христа. Если бы и все Святые пришли к нам в Русскую землю Государя нашего Царя, всем бы им обрелись у нас и упокоение, и похвала, и не было бы нам о том тесноты или заботы, но радость наипаче и недугов исцеление и души спасение».

Канон праведному Иакову написан был, как видно по акростиху, «Иваном», вероятно, тем самым священником Софийским Иоанном, который в первый раз свидетельствовал мощи и чудеса.

Тропарь, глас 1

Божественною благодатию просветився, и по смерти даруеши исцеление, притекающим к раце мощей твоих, премудре Иакове; темже и мы ныне чтим, честных мощей твоих принесение, веселящее вкупе душа и телеса. Тем вси вопием: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Давшему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 8

Верою и любовию твое честное перенесение празднующих блаженне, сохрани и соблюди от всякия злобы, и соблазна змиина, имаши бо дерзновение ко Владыце всех Христу Богу, Его же моли спасти царя православнаго, и люди молящие ти ся, да вси вопием ти, радуйся отче Иакове всия Русския Земли удобрение.

В Сказании о чудесах от мощей Иакова Боровичского сообщается, что летом 1544 г. жители Боровичей (ныне город в Новгородской обл.) обратились к Новгородскому и Псковскому архиепископу Феодосию с просьбой об освидетельствовании явленных чудотворных мощей неизвестного святого, погребенных в часовне на правом берегу реки Мсты. Архиепископ Феодосий послал в Боровичи клириков новгородского Софийского собора: священника Иоанна и диакона. Освидетельствование сопровождалось расспросами местных жителей о святом. Новгородским клирикам было рассказано местное предание, передававшееся «из роду в род», о явлении во вторник Светлой седмицы мощей, плывших в обгорелой колоде (гробе) без верха на большой льдине к Боровичам во время весеннего разлива Мсты (в севернорусской агиографии часто встречаются сообщения о вымывании мощей из земли во время весеннего половодья — см., в частности, Сказание о явлении мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Сказание о чудесах прп. Кирилла Вельского, Житие прп. Варлаама Важского). Мощи были погребены на правом берегу Мсты в том месте, куда их принесло водой. Следственная комиссия не выяснила, когда произошло это событие. В источниках приводятся разные даты: вторник Светлой седмицы 1452 г., пришедшийся в том году на 11 апреля (РНБ. Погод. № 629. Л. 172, XVII в.), 23 октября 1542 г. (см.: Сергий. Т. 1. С. 610) или 23 октября 1544 г. (РНБ. Археол. об-во. № 31. Л. 16 об., нач. XVIII в.). Преставление Иакова Боровичского связывают с 1452 г. (Там же) или с 1540 г. (Барсуков. Стб. 233). Длительная традиция передачи предания об Иакове Боровичском старожилами-«памятухами», существовавшая к сер. XVI в. в Боровичах, позволяет отнести явление мощей святого к XV в. В «Повести словеси…» сообщается, что мощи Иакова Боровичского плыли против течения, жители Боровичей отталкивали их от берега, однако гроб трижды приставал к одному и тому же месту. Устойчивость предания о первоначальном пренебрежении мощами Иакова Боровичского привела к тому, что коренных жителей Боровичей еще в XX в. звали «невежами» (Панченко. 1998. С. 134). После погребения мощей святой явился в сонном видении «старым людям» в Боровичах и сообщил: «Меня зовут Иаковом, ангил мой Иаков, брат Божий по плоти». Согласно более позднему местному преданию, Иаков Боровичский был отроком. В посвященных святому виршах, созданных не ранее 1657 г., он описан как юродивый отрок: «Кому подобен Иаков преблагий / Боровический, иже телом нагий. / Облече душу в добрый бисер драгий, / Днесь украшает Иверские праги. / Что луна небу, то Иаков младый» (цит. по: Некрасов И. С. Зарождение нац. лит-ры в Сев. Руси. Од., 1870. Ч. 1. С. 173; ср.: С. 54). Под влиянием сборника «Рай мысленный», в котором Слово о явлении мощей Иакова Боровичского соседствует с сочинениями об Иверской иконе Божией Матери, а также того обстоятельства, что мощи Иакова Боровичского и список Иверской иконы были главными святынями валдайского Иверского монастыря, к XIX в. сложилось предание об Иакове Боровичском как об отроке — герое Сказания об Иверской иконе Божией Матери, вместе с вдовицей прятавшем икону в Никее во времена иконоборчества (день празднования Иверской иконы — вторник Светлой седмицы — совпадает с днем явления мощей Иакова Боровичского). Прославленный в церковной службе как блаженный (Минея (МП). Октябрь. с. 589-592), Иаков Боровичский в старших посвященных ему памятниках называется праведным и преподобным, возможно, потому, что его чудотворные мощи почивали в боровичском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и в валдайском Иверском монастырях. В преданиях Иаков Боровичский предстает также крестьянином, судовщиком (бурлаком), который «принял Христа ради юродство и был убит громом» (Голубинский. С. 88; Секретарь. 1998. С. 272-275).

Священник Иоанн и диакон в «обыске чудес» 2 июля 1544 г. писали: «Смотрили умершаго Иакова, а он лежит в мощах: глава вся цела, и плоть его присохла к костем, око левое полно, а правое половина впало, губы обе целы, а ухо левое полно, а правое поизлежало, на обеих странах плоть личная от щек оттянулась и ис(со)хла, и на лице плоть костям прис(о)хла; рука левая по локоть с костью по запястье с телом зас(о)хла, и нохти и персты — все цело… а правая рука по локоть с костью, два перста у ней, а иные поотпали, а на перстех плоть и нохти есть; а по левой стране ребра засохли с плотью; а правыя страны ребра распалися, две ребренных кости держатца с теми грудми, а прочие уды все развалилися — лежат кости обнаженны» (ГИМ. Син. № 447. Л. 349-349 об.). В Сказании о чудесах от мощей Иакова Боровичского сообщается, как, получив «обыск чудес», архиепископ Феодосий обратился к Московскому митрополиту святому Макарию. Тот прислал грамоту, в которой предписывал создать комиссию для перенесения мощей Иакова Боровичского в новопостроенную церковь Сошествия Святого Духа в боровичском Свято-Духовом монастыре. Второй частью Сказания о чудесах от мощей Иакова Боровичского является грамота архиепископа Феодосия от 6 октября 1544 г., составленная дьяком Третьяком Федоровым, согласно которой игумне новгородского Антония римлянина монастыря Константину и священнику Иоанну вместе с другими клириками и жителями Боровичей предписывалось перенести мощи Иакова Боровичского из часовни на берегу Мсты в боровичский монастырь, положить их в раку у южных дверей Свято-Духовской церкви и устроить над мощами гробницу. Благословлялось впредь ежегодно отмечать день перенесения мощей панихидой и обедней. Как свидетельствует 3-й документ, перенесение мощей произошло 23 октября 1544 г., тогда же была освящена Свято-Духовская церковь. К сер. XVII в. мощи Иакова Боровичского почивали в Свято-Духовской церкви в деревянной раке.

У гроба святого начали совершаться чудеса, которые кратко фиксировались. Первая дополненная редакция Сказания содержит сведения о 169 чудесах, причем запись их в 1561-1582 гг. (начиная с 44-го чуда) велась погодно. Во 2-й дополненной редакции Сказания представлены за 1561-1599 гг. 42 записи, в 39 из них сообщается об исцелении от «очной» болезни, чудотворения также связаны с исцелением от болезни головы, от «сердечной» и «огненной» болезни, от «бесного» недуга, паралича и др. Чудеса происходили с жителями Боровичей, со священнослужителями близлежащих монастырей, с приписанными к новгородскому Антониеву монастырю крестьянами. В 125-м чуде 1-й дополненной редакции сообщается о разорении Боровичского монастыря и об ограблении раки Иакова Боровичского 18 и 20 февраля 1570 г. при возвращении опричного войска в Москву после похода на Новгород: «Василей Пивов грабил Боровичи и монастырь, у чюдотворца Иякова казну взял, да в третии день после Василия иные опришные с чюдотворца покров взяли, отласен черлен, а крест серебром шит, и книг грабили много, да Евангелие взяли» (ГИМ. Син. № 447. Л. 369 об.). Ровно через год в тот же день покров на раку был возвращен. В «Повести словеси…» говорится о многочисленных чудесах от мощей Иакова Боровичского — «осмьдесят и осмь седмиц» (616), правда, без указания на конкретные обстоятельства событий, поэтому можно считать, что это число носит условно-символический характер. Автор «Повести словеси…» неоднократно обращается к объяснению почитания Иакова Боровичского, который неизвестно откуда прибыл и неизвестно чем был прославлен при жизни, считая подтверждением святости многочисленные чудеса, происходящие от его мощей.

Несмотря на свидетельства о чудотворениях, Московский митрополит Макарий не позволил установить общецерковное празднование Иакова Боровичского из-за отсутствия сведений о святом. В феврале 1572 г. Новгородский архиепископ Леонид послал в Боровичи священника новгородского Розважского монастыря Трифона, священника Софийского собора Посника и диакона Димитриевской церкви Симеона с поручением проверить рассказы о чудесах от мощей Иакова Боровичского. После 2-го освидетельствования Иакова Боровичского был, вероятно, канонизирован как местночтимый святой. Служба «на принесение мощей» Иакова Боровичского встречается в списках кон. XVI в.: ГИМ. Увар. № 681; РНБ. F.I.176; БАН. Арх. Д. 140. В службе читается канон Иакову Боровичскому с азбучным акростихом, точно соответствующим акростиху 1-го канона свт. Никите Новгородскому (Смирнова (Косицкая). 2008. С. 185-186). Начальные буквы тропарей 9-й песни канона в ряде списков образуют акростих, по-видимому содержащий имя автора, — «канон Иванов». Поскольку о жизни Иакова Боровичского ничего не известно, святой в каноне прославляется в самых общих выражениях. Текстуально близки к канону Иакова Боровичского азбучные каноны на обретение мощей блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, на перенесение мощей блгв. вел. кнг. Анны Кашинской и канон прав. Прокопию Устьянскому, Христа ради юродивому. Тропарь и кондак из службы Иакова Боровичского бытовали отдельно и переписывались в составе святцев (БАН. 34.8.34. Л. 36, сер. XVII в.) и часословов (БАН. 33.5.11. Л. 93 об., XVII-XVIII вв.).

К кон. XVI — 1-й трети XVII в. относятся первые сведения о частицах мощей Иакова Боровичского, помещенных в напрестольные кресты, которые предназначались для крупнейших храмов Новгорода: частицы мощей Иакова Боровичского были помещены в золотой крест 1599/1600 г., вложенный митрополитом Варлаамом в Софийский собор (?), и в серебряный крест 1629 г. — вклад архимандрита Феодорита в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь (НГОМЗ; см.: Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. / Ред.-сост.: И.А. Стерлигова. М., 2008. Кат. 15, 28). В 1656 г. частица мощей Иакова Боровичского была помещена в созданный по повелению патриарха Никона Кийский крест. В 1621 г., вероятно по инициативе патриарха Филарета, память Иакова Боровичского была включена в число торжественно празднуемых в московском Успенском соборе, но до 1634 г. это празднование (по-видимому, после смерти патриарха в 1633) было отменено. Память Иакова Боровичского отмечена под 23 октября в Уставе, опубликованном в Москве в 1610 г., в «Палинодии» архимандрита Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 850), в Святцах с летописью (М., 1646. Л. 54 об.), в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В рукописи «Описания о российских святых», принадлежавшей П.И. Савваитову, содержатся сведения о праздновании памяти Иакова Боровичского в Боровичском монастыре до переноса мощей святого в валдайский Иверский монастырь: «В Бежецкой пятине, в Спаском погосте, за два девяносто поприщь от Великаго Новаграда, в Боровицком монастыри в церкви Сошествия Святаго Духа мощи чудотворца Иякова Боровицкаго лежат наверх земли, в раце древяне. Поют службу с полиелеосом» (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 233-234). В 1885 г. А.Ф. Ковалевский написал акафист Иакову Боровичскому.

В 1654 г. боровичский монастырь был приписан к валдайскому Иверскому монастырю. В 1657 г. по указу патриарха Никона мощи Иакова Боровичского были перенесены в Иверский монастырь. В Слове о перенесении мощей Иакова Боровичского в Иверский монастырь необходимость перемещения святыни объясняется тем, что «обаче ово от скудости монастырю, ово за нестроение настоятелей, никимже брегомы есть честные те мощи» (Рай мысленный. Л. 54 об.- 55 об. 1-го счета). Патриарх отправил в Боровичи архимандрита иверского монастыря Дионисия, архимандрита Вяжищского монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря в Старой Руссе Феодосия. Патриаршие посланцы стали свидетелями чудесного исцеления некоего иерея, на протяжении 3 лет страдавшего от головной боли и глухоты. Иаков Боровичский явился болящему в тонком сне и прикоснулся к больному уху, после чего священник исцелился. За 20 верст до Иверского монастыря, у Едрова яма, мощи Иакова Боровичского встретили сначала Новгородский митрополит Макарий, затем патриарх Никон. Патриарх стал участником 2 чудесных событий, совершившихся по молитвам к Иакову Боровичскому. Во время остановки у Едрова яма некая Мария исцелилась от слепоты. Патриарх Никон ее «испытывал», показывая источники на своей мантии и спрашивая об их цвете, на все вопросы она отвечала удовлетворительно. Второе чудо произошло 25 февраля 1657 г., во время переложения мощей Иакова Боровичского в новую, серебряную раку. Ночью накануне того дня патриарх во сне видел яркий свет на месте Иверского монастыря и на возвышении лежащее тело Иакова Боровичского: «нага», прикрытого «рубами». Патриарх приблизился, чтобы прикрыть останки, и руки святого сложились для благословения. Когда приступили к переложению мощей в новую раку, патриарх увидел, что руки святого сложены для благословения так, как ему было явлено во сне.

В Иверском монастыре мощи Иакова Боровичского открыто почивали в Успенском соборе за левым клиросом в серебряной раке под балдахином. Во время пожара в Успенском соборе 11 мая 1704 г. Иверская икона Божией Матери и мощи Иакова Боровичского были вынесены в церковь архангела Михаила и находились там до восстановления собора в 1710 г. В 1858 г. для мощей Иакова Боровичского была изготовлена новая рака. В 1670-1671 гг. в Иверском монастыре была построена деревянная церковь во имя Иакова Боровичского, которая в 1700 г. сгорела. На ее месте в северо-восточном углу монастыря к 1708 г. была возведена каменная церковь с таким же посвящением и рядом — 2-этажный корпус больничных келий. К 30-м гг. XVIII в. посвященные святому церкви действовали на московском и новгородском подворьях Иверского монастыря. Память Иакова Боровичского праздновалась в Иверском монастыре 22 мая и 23 октября, когда совершался крестный ход.

В Боровичском монастыре хранилось ребро Иакова Боровичского, для которого устроили деревянную золоченую раку. На 8 клеймах раки были изображены явление, погребение, открытие и перенесение мощей Иакова Боровичского. В монастыре над святыми воротами была поставлена деревянная церковь во имя Иакова Боровичского (упом. в описи 1658). Ок. 1664 г. храм был перенесен в основанный патриархом Никоном на левом берегу Мсты Новодухов монастырь. В сер. 70-х гг., после прекращения строительных работ в Новодуховом монастыре, Иаковлевский храм был возвращен в боровичскую обитель. После пожара 1732 г. и наводнения 1743 г. в боровичском монастыре были построены новая деревянная ограда с башнями, к востоку от Свято-Духовского собора — деревянные святые ворота с церковью во имя Иакова Боровичского. В 1778 г. Иаковлевский храм сгорел и вскоре был отстроен в камне. В 1865-1872 гг. к северу от Свято-Духовского собора был сооружен теплый трапезный храм, освященный в 1872 г. во имя Иакова Боровичского, в том же году надвратный храм переосвятили в честь Иверской иконы Божией Матери. В боровичском монастыре память явления мощей Иакова Боровичского праздновалась во вторник Светлой седмицы, 23 октября совершался крестный ход из городского собора в монастырь.

На месте первоначального погребения святого на берегу Мсты существовал колодец с целебной водой, над которым была устроена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 1806 г. церковь сгорела. В 1832 г. над колодцем возвели деревянную часовню, перестроенную в камне в 1871 г. 10 лет спустя на месте часовни воздвигли церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление», в храме хранилась часть гробовой колоды Иакова Боровичского. Чудотворения, связанные с Иаковом Боровичском, продолжались на Новгородской земле и в XIX в. Автор «Описания боровичского Свято-Духова монастыря с его окрестностями» (СПб., 1865) записал 2 чуда, связанные с обнаружением кладов по молитвам к Иакову Боровичскому. В ноябре 1863 г. боровичскому крестьянину явился «светловидный юноша» и указал на зарытый в земле клад — бочку с серебром и золотом, которую крестьянин привез затем в Боровичскую обитель. В том же году бедняк Тимофей Семёнов из деревни Новоселицы обнаружил кувшин со старинными серебряными монетами и слитками, что спасло его от разорения.

В 1919 г. Иверский монастырь был преобразован в трудовую артель, в 1927 г. закрыт. 1 февраля (или 30 марта) 1919 г. мощи Иакова Боровичского были вскрыты (обнаружены «кости, соединенные высохшими связками» — см.: Семеновский. Данные науки о мумификации трупов // Революция и церковь. 1919/1920. № 9/12. C. 42; Отчет VIII (ликвидационного) отдела народного комиссариата юстиции VIII Всероссийскому съезду советов (Сводка вскрытий «мощей», произведенных по почину трудящихся в пределах Советской России в 1918, 1919 и 1920 гг.) // Там же. С. 78). В 1947 г. была отклонена просьба Московской Патриархии о возвращении Церкви в числе древних святынь мощей Иакова Боровичского. В «Деле о мощах Иакова» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. № 608) записано, что 10 июля 1947 г. получены сведения об отсутствии мощей в музеях Валдая уже перед Великой Отечественной войной, «но когда и куда они изъяты, неизвестно». По другой версии, после вскрытия мощи Иакова Боровичского были возвращены в Иверский монастырь, исчезли после упразднения обители (возможно, были скрыты насельниками). После ликвидации в 1918 г. Боровичского монастыря ковчег с ребром Иакова Боровичского был передан в Успенский храм в Боровичах, в 1960 г. — в храм мц. Параскевы Пятницы, который до 1917 г. был приписным к Боровичскому монастырю. В 1937 г. была закрыта боровичская церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление», святой источник залили бетоном, тогда же, вероятно, погибла и хранившаяся в храме святыня — фрагмент гробовой колоды Иакова Боровичского. Существовала легенда, по которой во время Великой Отечественной войны Иаков Боровичский, явившись в сонном видении одному из жителей города, обещал уберечь Боровичи от оккупации, если жители трижды обойдут город с его иконой. Три ночи подряд православные боровичане обходили городские окраины с образом святого и частицей его мощей. Фронт остановился в 70 км. от города. Частица мощей Иакова Боровичского находилась в мощевике иконы XIX в. с изображением Иакова Боровичского из Иверского монастыря. После закрытия монастыря икону передали в церковь св. апостолов Петра и Павла г. Валдая, она была похищена в 2006 г., но вскоре возвращена в храм.

В 1993 г. храм в честь иконы Божией Матери «Умиление» вернули Церкви, 23 октября 1995 г. в нем была совершена первая литургия, летом 1997 г. восстановлен святой источник. Возобновлена традиция совершать крестный ход к храму во вторник Светлой седмицы. В сентябре 2000 г. начали совершаться богослужения в трапезном храме во имя Иакова Боровичского в боровичском Свято-Духовом монастыре, в храм в честь Сошествия Святого Духа был возвращен ковчег с ребром Иакова Боровичского. Частицы мощей святого хранятся в ковчегах-мощевиках в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в псковском храме во имя блгв. кн. Александра Невского, в екатеринбургском Новотихвинском жен. монастыре. Имя Иакова Боровичского включено в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено в 1981 г. (учреждено ок. 1831).

Ист.: Акты Иверского Святоозерского мон-ря (1582-1706), собр. архим. Леонидом // РИБ. 1878. Т. 5. Стб. 50. С. 1, 2; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 131-133; Рай мысленный / Сост.: В.С. Белоненко. СПб., 1999.

Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 431-432; Описание боровичского Св.-Духова мон-ря с его окрестностями. СПб., 1865, 18892; Зверинский. Т. 2. С. 129-130; Ковалевский И.А., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Вост. и Рус. церкви: Ист. очерк и жития сих подвижников благочестия. М., 1895. С. 197-202; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 610; Голубинский. Канонизация святых. С. 87-89, 412-413; Спасский Ф.Г. Рус. литургическое творчество: По совр. минеям. П., 1951. С. 212; Белоненко В.С. Из истории книжности Иверского Успенского мон-ря на Валдайском оз. в XVII в. // Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 197-206; он же. Из истории книгопечатания Иверского Валдайского мон-ря // Исследования памятников письм. культуры в собр. и архивах отд. рукописей и редких книг / ГПБ. Л., 1988. С. 67-76; Черторицкая Т.В. Рай мысленный // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 309; Елеонская А.С. Русская ораторская проза в лит. процессе XVII в. М., 1990. С. 55-86; Панченко А.А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Сев.-Зап. России. СПб., 1998. С. 134-135; Секретарь Л.А. Св. Иаков, Боровичский чудотворец // Где святая София, там и Новгород. СПб., 1998. С. 272-275; Максимова Д.Б. К вопросу об авторе, месте и обстоятельствах создания т. н. Косинской рукописи // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 596-601; Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и лит. деятельности патр. Никона». СПб., 2003. С. 185; Семененко-Басин И.В. Возвращение мощей святых РПЦ в 1940-х гг. // Страницы: Богословие, культура, образование. М., 2004. Т. 9. Вып. 1. С. 74-88; Смирнова (Косицкая) А.Е. Азбучные каноны рус. святым // ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 174-253; Рыжова Е.А. Жития праведников в агиографической традиции Рус. Севера // Там же. С. 390-442; она же. Архитектоника рус. агиографии: Композиционный эпизод «выбор места основания мон-ря или храма». Ч. 1: Мотив «плавание святого» в контексте устной традиции // Там же. Т. 60 (в печати); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 585-586.

Е.А. Рыжова

Особой святыней Иверской обители были мощи святого праведного Иакова Боровичского. Неведомо как, неведомо откуда являются к нам Божьи вестники, дабы засвидетельствовать простую и очевидную, но столь непостижимую для нас истину праведности неприметного, неотмеченного казалось бы никакими внешними свершениями жития.

Кто именно был в кратковременном житии своем на земли благоугодивший Господу отрок, святый Иаковъ Правед-ный, именуемый Боровичским чудотворцем, кто были его родители, и откуда нетленные мощи его приплыли к Боровичскому берегу, об этом нет достоверных сказаний, ни письменных, ни устных. Есть только верование в народе, основанное на каком-то неясном предании, вызванном, кажется, домогательством любопытствующих почитателей сего утодника, будто св. Иаковъ есть тот самый отрок, сын благочестивой вдовицы от страны Иверской, которому сия благочестивая мать вручила икону Богоматери, для сохранения ее от поругания иконоборцев, и будто он, пущенный со святою иконою в море, и таким образом в жизни своей послуживший к прославлению сей чудотворной иконы Богоматери, называемой Иверскою, и после смерти своей, по чудесному устроению Божию, разделяет ныне славу ее в Иверской Валдайской обители. Но в описаниях обстоятельств явления и чудес Иверской иконы Богоматери замечается, что сын вдовицы от страны Иверской, послуживший сохранению от иконоборцев чудотворной Иверской иконы Бо-жией Матери, в довольном возрасте своем, был монахом на св. горе Афонской и там скончался; а о св. Иакове Праведном нет никакого упоминания и, следовательно, к подтверждению вышеозначенного народного верования никаких исторических памятников не имеется.

Посему о личности св. Иакова Боровичского можно говорить лишь предположительно, с боль-шей или меньшей вероятностию. Он мог быть сыном смиренных и бедных, но благочестивых, хотя в простоте сердца и скрывавших от лю-дей свое благочестие, родителей, которые прожи-вая в одном из селений Боровичского края, расположенных по берегам реки Мсты, воспи-тывали свое чадо в страхе Божиим, под непосредственным своим попечением и руководством, не мудрствуя лукаво. Но, может быть, св. Иаков уже с раннего детства имел приют в одной из скромных, находившихся также на берегу Мсты, пустынных обителей, которых в старину в Боровичском крае было довольно много, проводил время в постоянно благоговейном настроении своей юной простой души, в посте и молитве; деятельно упражняемый в возращении смирения, кротости, послушания и других христианских добродетелей, особенно приличных отроческому возрасту, он очищал сердце свое от греховных поползновений и таким образом постепенно и верно достигал тихого пристанища, небесного наследия и вечного упокоения. Возможно и то, что св. Иаков, как говорят, в свое время был простой, но усердный к делу судовщик, и принял на себя суровый подвиг юродства; скончался внезапно, убитый громом. После же такой или иной кончины, честное тело человека Божия по-христиански, хотя и в крайнем убожестве, было погребено на берегу Мсты, в полной безвестности; а впоследствии св. нет-ленные останки его, вымытые из земли весенним разлитием Мстинских вод, были занесены небесным провидением в пределы Боровичские, где и открыта о них воля Божия.

Выходить за пределы вероятности в таких предположениях не только нет достаточных оснований, но и опасно, как бы не солгать на Святого . Да, и вообще, напрасны домогательства ума человеческого в том, что сокрыла от него десница Божия. Кто возглаголет силы Господни, слы-шаны сотворит вся хвалы Его. (Пс. 105, 2)? Как древний Израиль, по немощствованию ума своего и одебелению сердца, лишен был естественного утешения узреть воочию земной прах великого вождя своего Моисея, после таинственной его блаженной кончины: так и мы, по силе нравственных немощей своих, оказались недостой-ными видать земное житие Иакова Праведного. И новозаветный Израиль мог быть неспособен оценить по достоинству неведомые подвиги угод-ника Божия, сумевшего еще в юностнем возрасте стяжать себе неувядаемый венец славы. Для нас довольно знать, что святая вера Праведника Божия и его подвиги добродетелей прославлены, наконец, явлением и открытием честных мо-щей его и различными знамениями и чудесами, и таким образом, по устроению Божию, засви-детельствованы пред лицеем всех, как бы в подтверждение той евангельской истины, что Господь, видяй втайне, воздаст яве (Мф. 6, 6). А благоговей-ный церковный песнописец, восхваляя св. Иакова, от лица церкви свидетельствует, что самым утаением своего земного отечества сей праведник уверяет нас, что послан от Бога, скудостию же одеяния своего показывает нам свою крайнюю нестяжательность на земле, как бы чрез его явственно научая нас самих презирать случайные выгоды и мимолетные удобства настоящей жизни и постигать действительную непрочность бытия нашего в сей юдоли греха и стенания и устремляться всем существом своим к вечному отечеству на небесах.

Заключим "сие малое сказание наше" следую-щими достохвальными словами любомудрствующего витии: "Поелику земное отечество, родители и место рождения угодника Божия, Иакова Праведного, утаены от нас, по неисповедимым судьбам промысла Божия, то да будет нам известно, что святые угодники Божии не земного, но горнего, отечества ищут, не земнородным, но небесным, племенем хвалятся, не плотским родителем но духовным Отцом, вездесущим и всеблагим Богом, величаются, и не в земном, но в небесном граде вечно жительствовать тщатся. И так будем твердо знать и помнить, что сей досточудный угодник Божий есть именитый гражданин великого града Сиона, Иерусалима небесного" .

Явление мощей

Мощи святого праведного Иакова Боровичского явились при селении Боровичи во вторник на Светлой седмице. Произошло это, как пишет святитель Дмитрий Ростовский, в тот год, когда «настало время прославиться святому» .

Было половодье. Шумела на Боровицких порогах Мста, со страшным грохотом ломались, наползая друг на друга, льдины.

И вдруг из ледового дыма и грохота выплыла льдина и, двигаясь на встречу течению, уткнулась в берег, саженей на сто выше Свято-Духова монастыря.

Густой туман поднимался от льдины, а когда он рассеялся, увидели жители темную, словно опаленную огнем, сосновую колоду. Это был открытый гроб с телом нетленного отрока.

Кто был родом сей угодник, где жил и где скончался, достоверных сведений нет. Местное предание говорит о том, что он был простой и усердный судовщик, принял юродство Христа ради и был убит громом.

Нет сомнения, что предание это возникло много времени спустя, а тогда, когда Мста принесла в Боровичи льдину с сосновой колодой, жители села не приняли мощей святого праведного Иакова, а оттолкнули льдину прочь, на середину реки.

Но льдина с телом святого угодника Божия снова вернулась на прежнее место, и тогда ее снова вытолкнули на речную стремнину. И в третий раз вернулась льдина. На этот раз блаженный чудотворец сам явился во cне сразу нескольким жителям Боровичей.

Отчего, будучи христианами, немилосердно гоните меня, подобного вам, христианина? - спросил он. - Если же вы это делаете лишь потому, что не знаете моего имени, то я открою его вам: я - Иаков, получивший имя cиe в честь Иакова, брата Господня.

Хотя смиренный и кроткий отрок, и не снискал при жизни славы у своих односельчан и был гоним по смерти ими, боровичане первыми явятся вскоре к нему с молитвами. Осознав увиденное в сонных явлениях, народ боровичский поспешил на берег Мсты, благоговейно изъял из воды колоду с мощами и устроил погребение в небольшой часовенке. Многие годы останки блаженного Иакова нетленно почивали под спудом, источая благодатные исцеления.

Открытия мощей

После многих знамений и чудес, совершившихся при гробе Иакова Праведного, о чем жители Боровичей в 1544 году довели о сем до сведения Новгородского архиепископа Феодосия, выразив искреннее желание в том, чтобы мощи сего нового Чудотворца, были освидетельствованы и открыты.

Владыка Новгородский назначил комиссию, состоявшую из игумена Новгородского Антонова монастыря Константина, Софийского собора священника Василия, Софийского дьякона Патрикея. Комиссия, прибыв в Боровичи, прежде всего освидетельствовала мощи Праведного Иакова, затем приступила к сбору сведений о его жизни через расспросы священников, старост, волостных людей. Из множества чудес, о которых в то время сохранились сказания, комиссия проверила шесть случаев чудесных исцелений, незадолго до того совершившихся. Комиссия составила особый акт, который был представлен архиепископу Новгородскому Феодосию, а затем митрополиту Московскому и Всея Руси Макарию. Грамотою 1545 года он предписал открыть мощи св. Иакова Праведного Боровичского чудотворца, ежегодно праздновать память его в 23-й день месяца октября, вместе с памятью апостола Иакова, коему тезоименит новоявленный угодник Божий.

23 октября 1545 года было совершено торжественное открытие нетленных мощей Иакова Боровичского и перенесение их в Свято-Духовский храм с переложением в новую раку.

На том месте, куда прибыли мощи св. Иакова, вскоре открылся целебный источник и устроена была деревянная церковь.

Перенесении св. мощей Иакова Праведного из Боровического Свято-Духова монастыря в Валдайский Иверский монастырь

Но как бы в наказание за неверие и малодушие боровичских жителей, оказанное ими во время приплытия нетленных мощей Иакова Праведного, Господь не благоволил, чтобы сие Драгоценное сокровище навсегда оставалось с ними. Святейший патриарх Никон, узнал о чудесах, свершавшихся при мощах св. Иакова Праведного, но, получив сведения о том, что они находятся в Боровичах в большом небрежении пожелал перенести св. мощи в новосозидавшуюся тогда Иверскую обитель. Перенесение это совершилось в феврале 1654 года.

Накануне переложения мощей в новую серебряную раку, патриарху Никону было сонное видение, о котором он и рассказал прибывшим вместе с ним в Иверский монастырь духовным лицам: «Увидел я великий свет на том месте, где строится св. обитель сия, и среди сего света лежащего на каком-то возвышении человека, светлого телом, только на нужных членах имущаго некия рубы; сочтя его мертвым, я приблизился к нему, дабы прикрыть наготу тела его; но приблизившись вижу у лежащего руки благословляющие, и он, как живой, складывает их на груди своей».

На следующий день, 26 февраля 1654 года, в третью субботу Великого поста, после литургии и молебна приступили к переложению мощей св. Иакова из ветхой деревянной раки в новоустроенную серебряную. Едва только открыл патриарх святые мощи, как вдруг увидел руки св. угодника Божия благословляющими точно так, как показалось ему в сонном видении; и положил он тогда руки св. Иакова на нетленные перси его так, как видел их слагаемыми во сне. Бывшие же при этом митрополит и архимандриты, слышавшие ранее о чудном сновидении патриарха, сказали ему: «Так на самом деле исполнилось то, что ты видел: вот святые мощи наги, и святые руки св. Иакова своими руками слагаешь на святые перси его». Обрядив честные мощи в новую белую камку, положили их в новую раку и покрыли драгоценными покровами, воздав им достойное поклонение.

В первой половине XIX века графиня А. Орлова-Чесменская принесла в дар Иверскому монастырю серебряную крышу для раки св. Иакова Боровичского. Размеры крыши XIX века соответствовали размерам раки изготовленной по заказу патриарха Никона в XVII веке и составляли 43 х 16 вершков (189,2 х7 0,4 сантиметров.)

21 мая 1858 года мощи были переложены в новую серебряную раку, а старинная была использована на изготовление риз для икон. Но крыша раки, подаренная А. Орловой-Чесменской, была сохранена и в 1918-1930 годах экспонировалась в Никоновском музее, устроенном в Иверском монастыре.

В 1858 году перед новой ракой была зажжена неугасимая серебряная лампада с елеем в дар св. Иакову от жителей Валдая.

Новая серебряная чеканная рака, как и прежняя, находилась в Успенском соборе, Иверского монастыря, за левым клиросом, между двумя столбами под резным позолоченном балдахином, на возвышении. В ней почивают открытыми мощи св. прав. Иакова Боровичского. На верхней части раки рельефно изображен лежащий св. Иаков. С боков представлены рельефно: собрание народа, смотрящего на явление св. мощей на льдине в водах бурной реки Мсты и перенесение св. мощей в Боровичскую церковь Св. Духа. В ногах, изображение явления св. Иакова старейшим боровичским поселянам. В голове изображен древний тропарь святому: «Божественною благодатию просветився, / и по смерти даруеши исцеление / притекающим к тебе, премудре Иакове: / темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение, / веселяще вкупе души и телеса. / Тем вси вопием: / слава Давшему ти крепость! / Слава Венчавшему тя! / Слава Действующему тобою всем исцеления!»

На нижнем карнизе раки находилась следующая надпись: «В царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича по благословению Высокопреосвященнейшего Григория митрополита Новгородскаго и С.-Петербургского устроися сия рака для честных мощей св. прав. Иакова Боровичскаго, нетленно почивающих в Валдайском Иверском монастыре, при настоятеле архимандрите Лаврентии и при наместнике отце Димитрии с братиею, усердием доброхотных жертвователей в 1858 году устр. С.-Петербург мастер. Федором Андреевым Верховцевым. 84 пробы весу серебра 149 фунтов 5 золотников» .

Продолжение следует...

IV. О чудесах от св. мощей Иакова Праведного 16.
Самое явление честных мощей его, при бреге Мстинском в Боровичах, есть уже подлинное чудо. Обстоятельства, сопровождавшие сие явление, поистине изумительны. Нетленные мощи, возлежа в открытой колоде, без всякого укрепления, в целости приплыли на скользкой льдине к Боровичскому берегу, вверх по реке, против сильного напора весенних вод и быстрины порогов; колода была охвачена точно небесным огнем и как будто дымилась 18, неразумные усилия Боровичан, троекратно отталкивавших честное тело верного раба Христова оказались тщетны. Все это, вместе взятое, в связи с таинственным видением во сне и с нетлением св. мощей, в выс­шей степени знаменательно, сверхъестественно, чу­десно.
За все время, от явления мощей Иакова Праведного в 1452 г. и до открытия их в 1545 г., сохранились точные, хотя самые краткие, сведения только о следующих шести чудесных исцелениях, которые совершились на месте погребения нетленных останков угодника Божия, и ко­торые проверены нарочитою следственною коммиссиею и записаны ее в своем акте: 1) Накануне освящения новой Свято-Духовской церкви в Боровичском монастыре получила исцеление боярыня Ульяна, жена Рудного-Талызина, страдавшая семь лет ужасною головною болезнию, вследствие которой из ушей у нее постоянно шел гной, а лице и глаза постоянно пухли. 2) В самый день освящения монастырской цер­кви получила исцеление дочь крестьянина Тимохи Жданского с деревни Подола, девица Василиса, совершенно не видевшая правым глазом.
3) Вышеупомянутаго Рудного дворовый человек Иосиф Каратаев Гришица исцелился от падучей болезни.

4) Боровичская обывательница Анна Борисова, жена Горбатова исцелилась от глазной болезни, которою страдала три года.
5) Боровичская обывательница Ирина Вершина исцелилась от беснования. 6) Некая Домна Гаврилова, жена Моисеева, страдавшая тем же недугом беснования в течение двух лет, тоже совершенно исцелилась.
За время с открытия св. мощей в 1545 г. и до перенесения их из Боровичей в Валдай в 1654 г. достоверно известны также шесть чудес­ных исцелений. Они суть следующие:

1) Одна благочестивая женщина, именем Дария, долгое время страдала тяжкой головной болезнию и от оной совершенно лишилась зрения; но с верою притекши к честной раке чудотворных мощей угодника Божия Иакова и воздавши им должное поклонение, немедленно получила исцеление от своей головной болезни и от слепоты и возвратилась домой уже совершенно здоровою, славя Бога и Его Великого чудотворца, Иакова Праведного.
2) Подобным же образом получила исцеление мощей сего угодника Божия одна девица, по имени Иустина, долго страдавшая слепотою левого своего глаза. 3) Одна женщина, по имени Мария получила, молитве при мощах св. Иакова, исцеление от глазной болезни, которою сильно страдала. 4) Одна женщина, по имени Евфимия, совершенно слепая, стала ясно видеть, также после усердной молитвы пред ракою св. мощей. 5) Некогда пришла к мощам Иакова Праведного одна женщина, с давнего времени страдавшая кровотечением, и лишь только, сотворивши троекратное поклонение, коснулась честной раки св. угодника, течение крови ее немедленно остановилось, и она, благоговейно облобызав нетленные мощи, здравою отошла в дом свой 19. 6) Один священник три года страдал головными болями, до того сильными, что на одно ухо оглох. Не задолго до перенесения св. мощей Иакова Праведного в Иверский монастырь, этот священник изнемогая от своей болезни, случайно заснул, вдруг видит во сне, что к нему кто-то подошел и, называя себя Иаковом Боровичским, спрашивает о болезни, священник рассказал свою болезнь; тогда сей самый Иаков прикоснув­шись к голове больного, ткнул пальцем в ухо и, сказав, что оно скоро уже отходит отсюда, сделался невидим. Проснувшись, священник, действительно, никакой боли в голове не ощущал и, дотронувшись до уха, в которое ткнул пальцем явившийся, заметил, что из него вышло очень много гною. А вслед за сим совершилось и самое отшествие (перенесение) из Боровичей угодника Божия.
Наконец, одно чудесное исцеление соверши­лось уже во время перенесения святых мощей угодника Божия в Иверский монастырь. «После того, как преосвященный митрополит Макарий встретил нетленные мощи св. Иакова в селе Едрове, – повествует патриарх Никон, – и я, спустя три-четыре часа, прибыл в то же село. Когда остановились мы и пили часы по уставу, около седьмого часа дня пришла одна женщина с дочерию, девицею Мариею, объявляя, что эта дочь ее, шесть лет страдавшая слепотою, вне­запно прозрела, во время шествия мощей святого чудотворца. Я всячески испытывал исцеленную, показывая ей источники на своей мантии 20 и спрашивая ее о цвете их; но она, при всех моих испытаниях, отвечала удовлетворительно, совершенно ясно различая цветы источников. Тогда мы в радости душевной воздали хвалу Богу, творящему дивная чудеса во святых Своих». За всем тем, самое прибытие честных мо­щей в Иверский монастырь ознаменовано было некоторыми особенными, чудными явлениями. В ночь накануне прибытия, виден был необыкновенный свет над монастырем, в виде огненного столпа, ярко освещавший монастырскую окрестность на довольно значительное пространство. Подобный же свет виден был и в следующую затем ночь, уже по прибытии св. мощей на место, с тою впрочем разницею, что источником сего света был не один огненный столп, а четыре: един от них велик зело огнен, тии же три менши . Об этих чрезвычайных явлениях, как об особенных знамениях милости Божией, свидетельствует «немолчный проповедник чудес» и от угодника Божия, патриарх Никон, кото­рому, – как сказано выше, – самому в сонном видении, также в ночь по прибытии в Иверскую обитель, св. мощи Праведного Иакова явлены были среди дивного света 21.
Но этими немногими сказаниями о чудесах св. Иакова Праведного последние не исчерпываются совершенно. Нет сомнения, что от нетленных мощей сего св. угодника Божия, истекало множество и других чудесных знамений, особенно во времена, предшествовавшие открытию мощей и непосредственно за сим следовавшие. Так, в 1572 г., когда шла широкая молва о чудесах Иакова Праведного, Новгородский архиепископ Леонид, послал в Боровичи благочестивого иеромонаха Новгородского Розважского монастыря Трифона, Софийского священника Посника, да Дмитриевской церкви с Торговой стороны дьякона Семена и боярского сына Шестака, чтобы они, свидетельствовали мощи сего чудотворца, обстоятельно проверили рассказы о чудесах. Посланные исполнив поручение, донесли владыке, что чудесных исцелений при мощах св. Иакова Боровичского, действительно, совершается очень много 22. Но с течением времени, если не все, то боль­шая часть таковых знамений и чудес, исчезли из памяти людей за простотою древних жите­лей Боровичских, не сумевших сохранить письменные сказания о них 23. Кроме того, некоторые чудесные знамения от св. мощей угодника Божия могли быть затаены, по малодушию, сомнению, недомыслию и другим сокровенным причинам, в душах тех, кого Господь, по благоизволению Своему, избрал в причастники струящейся от сего нетленного источника бла­годати.