Эмоции и чувства детей п м якобсон. Якобсон, Павел Максимович - Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. П. М. Якобсон

Психология личности в трудах отечественных психологов Куликов Лев

Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности . П. М. Якобсон

Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. П. М. Якобсон

Личностная зрелость человека есть феномен общественно-исторический, поскольку понятие зрелости в разных общественных условиях имеет различное содержание. Каждая историческая эпоха включает в него новые моменты. Исследования этнографов, изучавших жизнь, быт и уклад народностей и племен ряда районов Азии, Африки и Америки, которые по уровню своего хозяйства, характеру межплеменных связей и культуры находятся на разных ступенях социально-экономического развития, показывают, что к зрелой личности в разных культурах предъявляются разные требования. Требования могут также резко различаться для представителей мужского и женского рода. ‹…›

Под зрелостью личности понимается прежде всего социальная зрелость, выражающаяся в том, насколько адекватно понимает человек свое место в обществе, каким мировоззрением или философией руководствуется, каково его отношение к общественным институтам (нормы морали, нормы права, законы, социальные ценности), к своим обязанностям и своему труду.

Социальная зрелость включает в себя зрелость: гражданскую, т. е. осознание своего долга перед родиной, народом, обществом, ответственность за свой труд; идейно-политическую; моральную – понимание, принятие и реализацию норм морали, наличие развитой совести, готовность действовать в соответствии с установленными нормами отношений людей друг к другу, способность любить и чувствовать ответственность в любви, в построении семьи и ее будущего; эстетическую – достаточно развитую способность воспринимать прекрасное в тех или других его проявлениях и формах: в быту, искусстве, природе.

Социальная зрелость обусловливает и предполагает наличие психологической зрелости. Не может быть полной психологической зрелости у социально незрелой личности, характеризующейся инфантильностью суждений и действий, непониманием требований общества и т. д. В каком возрасте начинается зрелость? Нельзя очень точно «привязать» начало зрелости к определенному возрасту. ‹…›

Всесторонность развития личности в психологическом плане означает не столько многообразные и глубокие знания о различных аспектах социальной и природной действительности, наличие достаточно богатой сферы умений и навыков, сколько широту интересов человека, его способность отнестись с нужным вниманием, заинтересованностью ко всему тому, что значимо для людей, для общества. Всестороннее развитие предполагает внутреннюю затронутость, живой отклик на важные явления социальной жизни, понимание отношений людей, их внутренней жизни. В этом плане приобретает определенный психологический смысл девиз Маркса «ничто человеческое мне не чуждо», характеризующий его представления о том, каким должен быть человек, живущий полной жизнью.

Способность проявить достаточно широкие интересы и способность к насыщенному чувствами отклику на многое в жизни только тогда характеризует полноценную личность, когда она обладает умением остановить внимание на главном и отдать ему основную энергию, активность, творческое отношение. Не разбросанность интересов, не податливость на всевозможные впечатления, а именно широта интересов и откликов выступает психологическим фоном для активного осуществления деятельности человека в сфере главных интересов. Всестороннее и гармоничное развитие личности предполагает взаимное согласование не только интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, но и ее содержательно-смысловых и динамически-энергетических характеристик, сознательных и неосознаваемых уровней. Формируется иерархическое соподчинение потребностей, побуждений, мотивов и целей человека. А это значит, что руководящее ядро, олицетворяющее начало сознательности, используя силу активности, заложенной в потребностях и побуждениях человека, придает всей жизнедеятельности индивида определенное направление, реализуя тем самым высшие цели личности, связанные с ее внутренним ростом. Этот внутренний рост, выражающийся в большей глубине и зрелости различных проявлений психической жизни, связанный с процессом самовоспитания и самосовершенствования, выступает не самоцельно. Он включается в контекст более широких социальных целей, связанных с глубокой общественной направленностью человека, который находит смысл своей активности в творческом отношении к различного рода жизненным задачам, в потребности обогащать жизнь людей, человеческую культуру, человеческие отношения. ‹…›

Полноценно развитая зрелая личность характеризуется хорошо интегрированной, цельной психологической организацией, единство которой обеспечивается единством изменяющихся и развивающихся, но достаточно значительных жизненных целей. Они наполняют смыслом жизнь человека и осознаются им не просто как личностно значимые, но и как объективно значительные, общественно важные.

Побудительная сфера характеризуется наличием иерархии мотивов и устремлений. Основанием ее выступает система целей, дорогих для человека, – эта система целей сопровождается сознанием ответственности своей миссии как личности, переживанием внутреннего по своей природе обязательства перед самим собой в осуществлении собственного признания. На этой основе строится иерархия ценностей человека и в соответствии с ней иерархия целей и мотивов. Зрелость личности предполагает определение ею своего места в мире, в обществе, обладание стойким мировоззрением. Для такой личности характерно отчетливое проявление жизненных и социальных установок, отвечающих прогрессивным тенденциям развития общества. Человек осознает себя лично ответственным не только за свой участок деятельности, он озабочен судьбой общего дела.

Психологические черты зрелой личности:

– выраженное стремление к творчеству, проявление творческого начала в самых разнообразных сферах жизни; тонкая восприимчивость к достаточно широкому кругу явлений социальной жизни (к искусству в его различных жанрах и формах, к жизни людей в ее разнообразных проявлениях; к миру идей, относящихся к сфере научного познания, нравственности, морали и т. д.; к человеческой экспрессии; к природе в ее многообразии и богатстве и т. д.);

– хорошая интеллектуальная активность в смысле постановки жизненных проблем, готовности их вдумчиво понять и пытаться настойчиво решать;

– достаточная эмоциональная чувствительность, которая носит избирательный характер, но широка по кругу вызывающих ее явлений; способность при этом проявлять особенно высокий уровень эмоциональной восприимчивости к определенной области явлений окружающего мира, социальных феноменов, человеческих отношений;

– мобильность способностей, т. е. умение реализовать в соответствующих действиях присущие человеку потенции, которые он хотел бы раскрыть;

– рефлексия на свой духовный облик, служащая задачам самоорганизации. Цели такой самоорганизации достаточно разнообразны и широки – тут и нравственное самосовершенствование, и интеллектуальный рост, и эстетическое развитие и т. д.

У нас нет оснований говорить об одном-единственном облике всесторонне развитой личности. Необходимо помнить, что реально существуют несколько полноценных социально-психологических типов личности.

Определяясь конкретными общественно-историческими условиями жизнедеятельности личности, эти типы находят свое выражение в следующих ее характеристиках:

2) в диапазоне всех устремлений и интересов человека и в сфере главных интересов;

3) в характере соотношения между интеллектуальной и эмоционально-волевой сферой, связанного не только с различным местом и ролью интеллектуального и эмоционально-волевого начала в личности, но и с особенностями интеллектуальной деятельности, а также со своеобразием ведущих эмоциональных откликов на воздействия окружающей жизни;

4) в специфике ведущих жизненных установок, выявляющих тип общего отношения к социальной действительности, к людям и их отношениям, к жизни в целом, характеризующих выбор определенного сектора в круге основных социальных ценностей.

Каким же образом можно представить диалектику формирования типической в социально-психологическом смысле личности? В разных исследованиях раскрывается роль семьи, школы, ближайшего окружения в процессе формирования личности. Но следует подчеркнуть, что ни сама по себе семья, ни школа и ни одно лишь ближайшее социальное окружение не могут сформировать фундаментальные, стержневые черты личности растущего человека. Процесс формирования личности не происходит в изолированной узкой среде (даже при стремлении таковую создать), он осуществляется в контексте более или менее развитого общения с людьми, общественными институтами, различными проводниками массовой коммуникации. В результате вольно или невольно в той или иной мере растущий человек улавливает, осваивает тенденции эпохи, характер господствующего восприятия и понимания жизни. И этот «дух времени» накладывает печать на развитие личности. Поэтому исследования вскрывают некоторые функциональные зависимости между, например, своеобразием семьи и некоторыми психологическими особенностями личности, но не дают оснований для заключения о том, будто семья, скажем, в отличие от другого типа социальных институтов, предопределяет появление каких-то фундаментальных черт личности. Мы, таким образом, проводим разграничение между стержневыми, фундаментальными чертами (свойствами) личности и чертами, достаточно важными для характеристики конкретного облика личности, но не определяющими основную направленность ее поведения в целом. Судя по материалам исследований, и семья, и школа, и ближайшее социальное окружение, и массовые коммуникации (радио, телевидение и т. д.), взятые по отдельности, влияют на возникновение важных и характерных свойств личности (известные привычки и представления о вещах и социальных явлениях, определенный круг жизненных ценностей, некоторые социальные установки и т. д.), но не порождают стержневые, фундаментальные черты личности. Их формирует не совокупность отдельных факторов, a система таковых, преломляющаяся через свойства и особенности самой растущей личности.

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

Измеряемые компоненты личности Теперь обратимся к разработанному нами терапевтическому подходу с использованием терапевтических опросников структуры личности.Опросник создан на основе американского аналога в трех вариантах: для взрослых, для подростков, для детей.

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

У зрелой любви много ролей Зрелые любящие играют много ролей в жизни друг дру­га. Один может опираться на другого, который предостав­ляет психологическую поддержку. Муж, хоть он и мужчи­на, тоже временами нуждается в утешении и поддержке и, принимая их в условиях зрелой

автора

18. Социально-психологические характеристики личности Мировосприятие и мироотношение личности – понимание и отношение личности к окружающему миру, человеческому обществу, ценности своей жизни, восприятие окружающего социального бытия, необходимости самореализации и

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

19. Социально-психологические типологии личности Типология А.Ф. Лазурского. В основу типологии положена степень развития человека и его приспособленности к среде.Типология включает три уровня:1) низкий уровень:а) рассудочный тип – характеризуется развитой

автора Роджерс Карл Р.

Часть III ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ О некоторых направлениях работы в психотерапииЧто значит "становиться личностью"Понятие о психотерапии как

Из книги СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ автора Роджерс Карл Р.

Часть III ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Я наблюдал, как в процессе психотерапевтических отношений происходит развитие и изменение личности

автора

2.2. Психологические теории личности На современном этапе развития психологической мысли тайны человеческой психики познаны еще не полностью. Существует множество теорий, концепций и подходов к пониманию личности и сущности человеческой психики, каждая из которых

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

Раздел 6 Индивидуально-психологические свойства

Из книги Развитие личности [Психология и психотерапия] автора Курпатов Андрей Владимирович

Критерии дифференциальной диагностики кризисов развития личности и пограничной психопатологии Практически все психотерапевтические направления можно условно разделить на две группы: представители первой уверены (нас интересует только практическая сторона вопроса)

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

8. Социально-психологические особенности личности Личность человека формируется в результате воздействия среды (общества) на конкретное мыслящее живое существо. Бихевиористы сводили развитие личности к закреплению положительных ответов индивида по схеме «стимул –

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Компоненты теории личности Как мы уже отмечали, основные функции теории сводятся к объяснению того, что уже известно, и предсказанию того, о чем пока не известно. Кроме объяснительной и предсказательной функций теории, есть еще и стержневые вопросы и проблемы, которые

Из книги Теории личности автора Хьелл Ларри

Критерии оценки теории личности Как при наличии огромного количества альтернативных теорий личности оценивать относительные достоинства каждой из них? Как, не затрагивая вопроса об их объяснительной и прогностической функции, решать, благодаря чему одна теория лучше

Из книги Популярные психологические тесты автора Колосова Светлана

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

4.8. Кризисы профессионального становления личности На протяжении профессиональной карьеры у человека могут возникать различные профессиональные кризисы.Кризис профессионального выбора. Первый профессиональный кризис может наступить еще на этапе профессиональной

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 1. Психологические особенности личности следователя Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом. Но для всестороннего, полного и объективного исследования судом обстоятельств дела требуется подготовительная работа - предварительное

Из книги Возрастная педагогика и психология автора Склярова Т. В.

I. Духовно - нравственная характеристика процессов становления личности Ключевые положения православной антропологии, используемые в пособии Основные, ключевые, положения православной антропологии, на которые опираются авторы в данной работе, это: 1) присутствие

Программа : Понятие об эмоциях и чувствах, их отличительные особенности. Высшие чувства. Виды чувств: моральные (нравственные), интеллектуаль­ные, эстетические. Влияние эмоций и чувств на жизненный тонус и тонус психической активности. Понятие об эмоционально-психических состояниях. Настроения, стрессы, аффекты и другие эмоционально-психические состояния. Причины их возникновения и влияние на жизнедеятельность человека. Умение владеть собой. Устойчивость к стрессам.

Воля. Определение воли. Познание и воля. Анализ сложного волево­го действия. Свобода воли и личностная ответственность в профессио­нальном взаимодействии. Волевые свойства личности. Волевая регуляция поведения.

    Понятие об эмоциях и чувствах

    Эмоционально-психические состояния

    Волевые аспекты личности

ЛИТЕРАТУРА

    Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений –М.,1976.

    Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. – М.,1964

    Селиванов В.И. Воля и ее воспитание – М.,1976.

    Симонов П.В. Что такое эмоция? –М.,1966

    Якобсон П.М. Психология чувств – М.,1958.

  1. Понятие об эмоциях и чувствах.

В современной психологической науке понятие «чувство» определяется как относительно устойчивое свойство личности, представляющее собой форму отражения реальных отношений к значимым для неё объектам реальной действительности в связи с потребностями и мотивами, ; чувство проявляется как переживание (А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, Г.А. Фортунатов, П.М. Якобсон). Чувства – это сложные образования, которые формируются вокруг определенных объектов (лиц, сфер деятельности, фактов), т.е. «опредмечены» .

Специфика чувства как формы отражения состоит в том, что объекты и явления окружающего мира отражаются не в форме понятий, а в форме переживаний, через призму личностных отношений к ним.

Это свойство чувств выражается в их дифференциации в зависимости от того, к какому предмету они относятся. Поэтому и в этике, и в психологии выделяют группу высших (предметных) чувств.

В философской и психологической литературе нет единой классификации данного понятия. Наиболее полную классификацию дает Б.И. Додонов, который относит к высшим чувствам гедонические, глорические, коммуникативные, романтические чувства родительские чувства, праксические чувства интеллектуальные, эстетические, нравственные чувства. Отсутствие единой универсальной и исчерпывающей классификации объясняется большим разнообразием чувств и их исторической изменчивостью.

Основными характеристиками чувств являются их эмоциональная окрашенность (положительная или отрицательная), полярность (в отношении того или иного предмета), связь с жизнедеятельностью организма (Например, психолог М.И. Аствацатуров полагал, что сердце поражается страхом, печень –гневом, желудок – апатией), сила (характеристика качества переживания), глубина (характеристика значимости чувства для личности) (П.М. Якобсон).

Чувства выполняют ряд функций :

    Отражательная – выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря ей, человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности.

    Стимулирующая – выражается в том, что чувства определяют направления поиска решения какой-либо проблемы.

    Подкрепляющая – выражается в том, что значимые события вызывают сильную эмоциональную реакцию и надолго запечатлеваются в памяти.

    Переключательная - выражается в «конкуренции мотивов» каких-либо поступков, в результате которой определяется доминирующий мотив, направляющий поведение человека.

    Коммуникативная- выражается в том, что эмоциональная мимика позволяет передавать свои переживания окружающим. (пантомима, язык жестов, «язык чувств»).

Физиологические основы чувств . Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны как со сложными безусловными, так и с условными рефлексами. Как известно, системы условных рефлексов замыкаются и за­крепляются в коре больших полушарий, а сложные безуслов­ные рефлексы осуществляются через подкорковые узлы полу­шарий, зрительные бугры, относящиеся к мозговому стволу, и другие центры, передающие нервное возбуждение из высших отделов мозга па вегетативную нервную систему. Переживания чувств являются результатом совместной деятельности коры и подкорковых центров.

Чем большее значение имеют для человека изменения, про­исходящие вокруг него и с ним, тем более глубокими являют­ся переживания чувств. Возникающая вследствие этого серь­езная перестройка системы временных связей вызывает про­цессы возбуждения, которые, распространяясь по коре боль­ших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отде­лах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, нахо­дятся различные центры физиологической деятельности орга­низма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной и др,

Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается измене­нием ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяже­ло и прерывисто дышит) и сердечной деятельности (сердце замирает или усиленно бьется), изменяется кровоснабжение отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту при волнении, «холодный» пот от страха) и т. д. Эти процессы, протекающие во внутрен­них органах тела, сравнительно легко поддаются регистрации и самонаблюдению и в силу этого с давних времен зачастую принимались за причину чувств. В нашем словоупотреблении и до сих пор сохранились выражения: «сердце не прощает», «тоска в сердце», «покорить сердце» и др. В свете современ­ной физиологии и психологии очевидна наивность этих воз­зрений. То, что принималось за причину, является лишь след­ствием других процессов, происходящих в мо.згу человека.

Кора больших полушарий в нормальных условиях оказы­вает тормозящее влияние на подкорковые центры, и таким образом сдерживаются внешние выражения чувств. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения при воз­действии раздражителей большой силы, при переутомлении, при опьянении, то в результате иррадиации перевозбуждают­ся и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. А если в подкорковых узлах полу­шарий и промежуточном мозге в случае отрицательной индукции распространяется процесс широкого торможения, на­блюдается угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т. л. Таким образом, при переживании чувств, при эмоцио­нальных состояниях наблюдается и повышение, и понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека.

В последнее время физиологические исследования выявили значение некоторых узкоспециализированых мозговых структур для возникновения эмоциональных состояний. Опыты про­водились на животных, которым вживляли электроды в опре­деленные участки гипоталамуса (эксперименты Д. Олдса).

При раздражении одних участков у подопытных возникали явно прият­ные, эмоционально положительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Эти участки получили название «центров удоволь­ствия». Когда же электротоком раздражались другие мозговые структуры, было замечено, что животное испытывало отрицательные эмоции и всячески стремилось избежать ситуации воздействия на эти участки, которые были названы поэтому «Центры страдания» Установлено, что существует связь между разными участками, отвечающими за возникновение отрицательных эмоций, - «центры страдании», расположенные в разных отделах мозга, об­разуют единую систему. В связи с этим отрицательные эмоции пережи­ваются довольно единообразно, сигнализируя об общем неблагополучии организма. В то же время центры, специализировавшиеся на продуцировании положительных эмоции, менее связаны друг с другом, что выступает основанием большего разнообразия, более дифференцированной картины по­ложительных эмоций.

Разумеется, в особенностях функционирования мозга чело­века не следует усматривать прямую аналогию с физиологией эмоциональных состоянии у животных, однако существует, очевидно, возможность выдвинуть базирующиеся на приведен­ных фактах обоснованные гипотезы о физиологических пред­посылках возникновения человеческих эмоций.

Существенно важные данные для понимания природы эмо­ций были также получены при изучении функциональной асим­метрии мозга. В частности, выяснилось, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое- с отрицательными эмо­циями.

Все исследования физиологических основ эмоций отчетливо показывают их полярный характер: удовольствие-неудоволь­ствие, наслаждение-страдание, приятное-неприятное и т. д. Эта полярность эмоциональных состояний находит основание в специализации мозговых структур и закономерностях проте­кания физиологических процессов.

Ведущую роль в протекании чувств играет кора больших полушарий . Она регулирует протекание и выражение эмоций, контролирует и управляет подкорковыми процессами. (Например, если кора находится в состоянии чрезмерного возбуждения (опьянение, переутомление) то перевозбуждаются и подкорковые центры. Животные, у которых были удалены большие полушария, необычайно интенсивно и эмоционально реагировали на малейший повод.). Эмоциональный настрой и эмоциональная ориентировка определяется работой таламуса, гипоталамуса и лимбичсеской системы . (Например: опыты Д.Олдса – вживление крысам электродов в определенные участки гипоталамуса - центры удовольствия (связаны с левым полушарием), центры страдания (связаны с правым полушарием). Большую роль играет также ретикулярная формация – она способна повышать и ли понижать активность мозга, ослаблять или усиливать ответные реакции на раздражители. Переживания могут возникнуть не только при воздействиии внешней среды, но и при влиянии слов и мыслей – второй сигнальной системы . Она является основой высших чувств – моральных, эстетических, интеллектуальных.

В этике и в психологии существуют два термина, обозначающие эмоциональные состояния личности – чувство и эмоция. Данные понятия дифференцируются: если чувства представляют собой устойчивые субъективные отношения человека к чему-либо (любовь к Родине и т.п.), то эмоции – это переживание того или иного чувства в определенный момент в конкретной ситуации. Эмоции у человека отражают «объективные отношения предметов и явлений окружающего мира к нуждам человека как организма», а чувства - «как к личности, как к члену общества».

Каково же определение понятия «эмоция»? - В психологии эмоция определяется как конкретная форма протекания процесса переживания чувств (А.Г. Ковалев, Г.А. Фортунатов); как психологическая форма осуществления потребности, выражающая ее активную сторону (С.Л. Рубинштейн); как процесс, на основе которого развиваются чувства как свойства личности (например, чувство любви к матери у ребенка образуется в результате обобщения конкретных эмоций: радости, восхищения, благодарности, грусти) – (П.М. Якобсон).

На основании анализа ряда теоретических исследований (В.К. Вилюнас, А.Г. Ковалев, П.В. Симонов, Г.Х. Шингаров, П.М Якобсон) мы обобщенно выделяем ключевые идеи, которые мы считаем концептуальными в аспекте различения «чувство» и «эмоция». Представим это в таблице. (см. табл.№ 1)

Таблица №1

РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «ЧУВСТВО» И «ЭМОЦИЯ».

(В.К. Вилюнас, А.Г. Ковалев, П.В. Симонов, Г.Х. Шингаров, П.М. Якобсон)

ЭМОЦИЯ

ЧУВСТВО

    Динамична.

    Всегда выступает в форме переживаний.

    Свойственна человеку и животным.

    Различается степенью осознанности.

    Компонент безусловно-рефлекторного акта.

    Входит в психологическую структуру чувств, наряду с понятиями.

    Определенно и устойчиво.

    Может быть в проявленном и в скрытом состоянии.

    Свойственно человеку.

    Ясно осознаваемо.

    Носит условно-рефлекторный характер.

    Развивается как процесс, но рассматривается как результат обобщения эмоционального опыта.

    Амбивалентно (в одном чувстве могут объединяться и переходить друг в друга разные по знаку эмоции).

По характеру влияния на деятельность человека эмоции бывают стенические (стимулируют деятельность человека) и астенические (тормозят и сковывают деятельность человека)

К. Изард выделил 9 фундаментальных эмоций :

    Удивление - нейтральная эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства; может переходить в интерес.

    Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, мотивирующее обучение.

    Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью наиболее полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего была неопределенной ранее.

    Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое ранее было вероятным.

    Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важных потребностей.

    Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с принципами субъекта.

    Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и вызываемое рассогласованием позиций и поведения субъекта с позициями и поведением объекта чувства.

    Страх - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое информацией об угрозе или опасности для субъекта.

    Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выраженное в осознании несоответствия своих взглядов и поведения не только ожиданиям окружающих людей, но и своим собственным.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают другие эмоциональные состояния (тревожность – страх, гнев, вина, интерес и т.п.)

Возникновение эмоций наиболее полно объясняет т.н. «информационная теория» П.В, Симонова . По мнению П.В. Симонова эмоциональное насыщение мозга важно для его нормального развития и функционирования. Эмоции играют большую роль в интеграции всех функций организма, и поэтому насыщение ими является важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью.

Удовлетворяется она, главным образом, в процессе деятельности по достижению самых разных целей, которые индивид ставит перед собой и которые определены самыми разными нуждами, как биологическими, так и социальными. Данная потребность в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление субъекта к определенным переживаниям его отношения к действительности.

Эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой вероятности её удовлетворения. Этот подход выражен формулой:

Э = - П (Ин - Ис) ,

где Э – эмоция, ее сила и качество, П – величина и специфика актуальной потребности, Ин – информация, необходимая для удовлетворения потребности, Ис – информация существующая у человека. (Если у человека нет потребности (П =0), то и эмоций он не испытывает (Э = 0). Если у человека есть полная возможность для удовлетворения потребности (Ин =Ис), то эмоций он также не испытывает (Э = 0). Если субъективная вероятность потребности велика (Ис>Ин),то возникают положительные эмоции. Если же наоборот – то отрицательные).

Эмоциональные процессы отражают отношение субъекта потребностей (человека) к значимым для него объектам и событиям. При этом жизненные факты, связанные с удовлетворением потребности, вызывают положительное эмоциональное отношение, а все препятствующие этому – отрицательное. Наличие положительного и отрицательного знаков у эмоций позволяет им играть важную оценочную роль в процессе мотивации, и поэтому эмоции принимают участие в регуляции поведения.

Положительные эмоции выступают в качестве важнейшего подкрепления высших социальных мотиваций. В отношении к нравственному сознанию личности положительные эмоции выполняют побуждающие функции.

Вместе с тем, и отрицательные переживания личности, связанные с угрызениями совести, чувством стыда, также могут стать стимулами переоценки ценностей, корректировки поведения. Отрицательные эмоции – недовольство собой, раскаяние – могут возникать спонтанно, а могут быть вызваны косвенными педагогическими средствами.

Обобщая данные психологических, этических и психофизиологических теорий эмоций и чувств, можно выделить концептуально важные положения.

Условно-рефлекторный характер чувств проявляется в том, что объекты и явления окружающей действительности («раздражители»), сначала бывшие для человека безразличными, в силу возникшей временной связи между ними и объектами, вызывающими эмоциональную реакцию, начинают сами вызывать таковую.

Это имеет существенное педагогическое значение. Так, если какая-либо нравственно-ценная деятельность, безразличная для ребенка, будет осуществляться в эмоционально-значимой для него форме и станет для него субъективно-значимой, то впоследствии сама эта деятельность станет источником положительных эмоций. Ребенок будет по собственному побуждению воспроизводить воспитываемые формы поведения.

Изменения в коре головного мозга, необходимые для возникновения чувства, могут быть вызваны заменой привычных раздражителей непривычными. Это является физиологической основой того, что частое повторение эмоций, вызываемых определенным объектом, ведет к их ослаблению (эмоциональная адаптация); если же повторное появление этого объекта несет в себе элементы новизны, то оно, наоборот, усиливает эмоциональную реакцию. (П.М. Якобсон).

Когда процессы переключения на новую деятельность происходят в коре головного мозга незатруднительно и переключение является ранее подготовленным, тогда имеет место возникновение положительных эмоций. Вследствие этого, существенное значение имеет опора на имеющийся нравственный опыт ребенка в развитии нравственных чувств, а также использование объектов, знакомых и эмоционально-значимых для него.

Основным в чувстве является то эмоциональное отношение, которое установилось у человека к определенному предмету или кругу явлений (П.М. Якобсон), представляющих для личности определенную ценность и связанных с ее интересами. Будучи ведущими эмоционально-смысловыми образованиями личности, чувства всегда связаны с мотивационно-потребностной сферой.


Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московской области
Международный университет природы,
общества и человека «Дубна»
Филиал «Угреша»

Кафедра психологии

МОНОГРАФИЯ
Якобсон П.М. «Психология чувств и мотивации»

Выполнила:

студентка
группы П1-08
кафедра психологии
Черкасова О.Ю.

Руководитель:

доцент Алексеева Н.В.

город Дзержинский
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Павел Максимович Якобсон (1902-1979) - видный российский психолог, высокообразованный и очень эрудированный человек, к которому полностью применимо определение «врожденный интеллигент».
В российской и мировой психологической науке П.М. Якобсон известен как один из крупнейших специалистов в области психологии чувств и эмоций, психологии художественного творчества. Им опубликовано свыше 140 научных работ. Среди них 8 монографий («Психология сценических чувств актера», «Психология чувств», «Эмоциональная жизнь школьника», «Психологические проблемы мотивации поведения человека» и др., статьи в энциклопедиях, научных и научно-популярных журналах, брошюры. Его основные труды переведены на многие языки народов бывшего Союза и мира (Венгрия, Испания, Польша, Франция, Япония и др.).
О его высоком авторитете говорит, например, тот факт, что к его первой книге «Процесс творческой работы изобретателя» (Изд-во Всесоюзного общества изобретателей, 1934 г.) написал предисловие Л.С. Выготский. Они были хорошо знакомы, понимали и ценили друг друга. И поэтому закономерно было помещение уже после смерти Л.С. Выготского его статьи «К вопросу о психологии творчества актера» в заключительную часть книги П.М. Якобсона «Психология сценических чувств актера» (Москва, Гослитиздат, 1936 г.). Все, кому посчастливилось близко знать П.М. Якобсона, работать с ним, отзываются о нем с такой любовью и сердечностью, что начинаешь думать о том, какими же качествами должен обладать человек, чтобы оставить о себе столь добрую и даже восторженную память. Мне не довелось часто общаться с П.М. Якобсоном, поэтому я много беседовала с теми, кто хорошо его знал и любил и кто помог хоть в какой-то степени воссоздать образ этого удивительного, творческого, замечательного человека.
П.М. Якобсон родился 1 января 1902 г. в г. Москве, где прошла вся его жизнь.
В шестнадцатилетнем возрасте он поступил на Психолого-философское отделение Историко-филологического факультета Московского государственного университета, который успешно окончил в 1922 году. Программа обучения была удивительно разнообразной и насыщенной. Среди изучаемых учебных предметов, кроме философии (введение в философию, история древней, средневековой, новой и новейшей философии), психологии (основной курс, криминальная психология, индивидуальная психология, этническая психология, экспериментальная психология, психология труда и др.), логики, были следующие: история Греции, история России XIX века, новейшая русская литература, греческий и французский языки, западная литература эпохи Просвещения, история эстетических учений и др. Его выпускная работа называлась: «О возможности трансцендентального реализма».
По свидетельству его жены Ольги Степановны Ларионовой,П.М. Якобсон был одним из любимых учеников Густава Густавовича Шпета, известного философа, преподавателя Московского университета, вице-президента Российской Академии художественных наук. Шпет занимался литературной и философской работой, переводами «Феноменологии духа» Гегеля. Как отмечается в Философской энциклопедии, «Шпет в своих философских исследованиях стремится не выходить за пределы собственно методологических проблем, за круг идей немецкого трансцендентализма. Шпет - противник положительной философии построений, то есть метафизики, он выступает за строгую научность философии» (Философская энциклопедия, М., 1970. Т. 5. С. 519.).
Его дочь от первого брака Марина Павловна Якобсон вспоминает две шутки, о которых поведал ей отец и которые ходили в их среде: «Нет Бога кроме Гуссерля, и Шпет - пророк его» и «Нет Бога кроме Шпета, и Якобсон - пророк его».
П.М. Якобсон владел несколькими иностранными языками, переводил синхронно с немецкогоВ период обучения он работал корреспондентом Агентства ВЦИК (Центропечать), был слушателем Аэросъемочной школы, преподавал психологию в школе.
После окончания университета П.М. Якобсон сменил несколько мест работы: Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, Государственная Академия художественных наук (театральная секция) и др. Одновременно П.М. Якобсон преподавал психологию в различных учебных заведениях, например, таких известных, как Государственный институт кинематографии и педагогическое отделение хореографического училища Большого Театра.
С 1938 по 1941 год П.М. Якобсон работал в ГИТИСе в качестве зав. аспирантурой и преподавателя психологии.
В 1935 году П.М. Якобсону ВАК Наркомпроса присвоил ученую степень кандидата педагогических наук (по психологии) без защиты диссертации.
В июле 1941 г. П.М. Якобсон ушел добровольцем-ополченцем в 8-ю Краснопресненскую дивизию. В начале октября 1941 года попал в окружение, был ранен и оставлен на попечение в совхозе «Кобелево» Смоленской области. Раненый П.М. Якобсон попадает в облаву, и его отправляют в пересыльный лагерь.
По словам его дочери Марины Павловны, в плену он провел 9 дней (19 декабря 1941 года он и трое его товарищей совершили побег). Днем они вышли из ворот лагеря якобы на работы. Вчетвером несли бревно. Их не остановили, потому что до этого они предусмотрительно выменяли на сэкономленные пайки хлеба шапку-ушанку, которая в этом лагере была символом принадлежности к определенной «касте» - людям, служившим немцам и имевшим право выводить пленных на работу. После побега П.М. Якобсон пробыл около двух месяцев в проверочном лагере.
Его жена, О.С. Ларионова, рассказывает и о таком драматическом эпизоде из военной жизни. Павла Максимовича с группой его товарищей вели на расстрел. В цепочке приговоренных он был предпоследним, и, когда процессия вошла в лес, он сказал своему товарищу, идущему последним: «Остановись». Пользуясь наступившими сумерками, они сумели отползти в заросли и скрыться от преследовователелей. После длительной болезни он был отправлен в Подольск, где долечивался в госпитале. Только в мае 1942 года П.М. Якобсон вернулся в Москву, где поступил на работу консультантом в научно-творческий отдел ВТО и одновременно начал работать доцентом на философском факультете МГУ (до 1950 г.).
Одновременно с преподавательской деятельностью он ведет большую научно- исследовательскую работу в области психологии художественного творчества. Опубликованная в 1936 году П.М. Якобсоном монография «Психология сценических чувств актера» и до настоящего времени не потеряла своей актуальности в области научно-психологического анализа эмоциональной сферы и переживаний актера в процессе его сценической деятельности.
С апреля 1944 г. и до самой смерти его жизнь была связана с Психологическим институтом РАО (в то время он носил название Института общей и педагогической психологии АПН).
В 1962 году на философском факультете Ленинградского университета П.М. Якобсон защитил докторскую диссертацию на степень доктора педагогических наук (по психологии) .
Его научная и творческая жизнь не была гладкой. Несмотря на огромный авторитет ученого, на то, что его книги переводились во многих странах мира, ему неоднократно отказывали в праве поехать за границу, не позволяли работать по определенной научной теме и т.д. Его жена отмечает, что во всех сложных ситуациях удивительно благородно и ответственно вели себя сотрудники Психологического института и, в первую очередь, его директор А.А. Смирнов, которые очень ценили его и делали все возможное и невозможное, чтобы создать нормальные условия для работы в институте. Павел Максимович, будучи истинным интеллигентом, совершенно не умел «постоять за себя», не мог защищать себя недостойными способами.
Был в его жизни и такой драматический эпизод. Однажды в феврале 1953 года он был вызван в дирекцию, где ему сказали, что, несмотря ни на какие усилия, его вынуждены уволить. Это было незадолго до смерти И. Сталина. После 5 марта 1953 года П.М. Якобсона оставили в покоеО сложностях, которые приходилось ему испытывать как ученому, можно судить по некоторым документам, сохранившимся в личном деле.
Вот отдельные фрагменты из характеристик, данных П.М. Якобсону по разным поводам институтским «треугольником»: «В 1949 году П.М. Якобсон должен был написать одну главу монографии «Психология творчества актера», посвященную проблеме использования профессионального образа роли. Глава была предоставлена своевременно. Несмотря на использование в главе очень ценного, специально собранного материала, тов. Якобсону не удалось добиться доказательности выводов и постановки крупных психологических проблем 1 . Работа представляет собой систематизацию интересных высказываний ведущих советских актеров, но эти высказывания взяты вне конкретного жизненного контекста. Тем не менее вопросы, возникающие при чтении работы, имеют несомненную ценность как для психологии, так и для актерской практики. П.М. Якобсон еще очень мало перестроил методы своей работы, несмотря на настойчивые требования лаборатории и неоднократную критику его продукции на заседаниях лаборатории. Хотя свою работу по указанной теме он рассматривает как подготовку докторской диссертации, однако четких контуров последней пека еще не видно».

1.Чувства и их характерные черты. Основные виды чувств.

П.М. Якобсон обратился к области психологии не только малоисследованной, но и не принимаемой многими учеными всерьез. Он писал: «Психологические проблемы, связанные с областью чувств и эмоций, которые возникли в психологии последней четверти XIX в., получают в XX веке свое продолжение и видоизменение в различных исследованиях. Правда, этих исследований по сравнению с исследованиями других областей психики немного.
Не случайно такой известный психолог, как Н.Н. Ланге, назвал проблему чувств «Золушкой» психологии. «Чувство, - писал он, - занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер - «ума» и «воли». Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты. Если собрать все научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных процессов, даже очень мелкого, вроде, например, вопроса о разностной чувствительности к оттенкам яркости или о влиянии усталости на пространственное ощущение кожи».
Понятие «чувство», писал Якобсон П.М., охватывает очень обширную и многообразную область психической жизни человека. Мы говорим о чувстве горячего советского патриотизма, свойственном советским людям, любящим свою социалистическую Родину, о чувстве любви матери к ребенку, о чувстве радости от осуществления трудной и нужной для общества работы, о чувстве товарищеской близости к людям, с которыми сообща добиваешься трудовых успехов, о чувстве ненависти к врагам мира и прогресса. К сфере чувств нами относятся многочисленные состояния, переживания, побуждения. Это и радость, и волнение, и преданность, и уважение, и горе, и восторг, и восхищение, и т.д.
«Человек живет и действует в реальной действительности. Он познает окружающий его мир, природу, людей, их социальные взаимоотношения. В процессе деятельности, труда, общения с другими людьми - одним словом, в процессе его жизни - у него складываются с обществом в целом, с человеческими коллективами, с отдельными людьми определенные отношения. Реальный мир во всем его многообразии отражается в сознании индивидуального человека.
Но человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает свое отношение к предметам явлениям реального мира. Это отношение выражается у него в различных интересах, устремлениях, оценках, различных чувствах - удовольствии, радости, горе и т.д.
Следовательно, появление чувств имеет своим источником существующий независимо от человека реальный мир, с которым человек вступает в многообразные связи и отношения. Чувства, эмоциональная жизнь есть своеобразная форма отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру. В процессе взаимодействия с окружающей средой у человека могут возникать различного рода ответные реакции на полученные воздействия. Многие из этих реакций эмоционально окрашены, имеют устойчивый, повторяющийся характер и поэтому перерастают в стойкие формы эмоционального отношения к действительности, занимающие большое место в жизни человека, оказывающие определенное влияние на его действия.
Отмечая сложившуюся в психологии традицию фрагментарного изучения отдельных проявлений эмоциональной жизни человека, П.М. Якобсон попытался в своей книге подойти к целостному, комплексному ее изучению, рассматривая взаимоотношение между всей психической жизнью личности и сферой его чувств. Сами чувства рассматриваются автором как своеобразная форма отражения действительности, в которой выражается отношение человека к миру, к себе в этом мире. Эмоциональная сфера выступает своеобразным регулятором взаимоотношений человека с окружающей средой в широком смысле».
Особое место в книге отводится обсуждению проблемы способов воздействия на эмоциональную сферу человека с целью воспитания чувств. Возможно ли воспитание чувств в принципе? П.М. Якобсон считает это не просто возможным, но и необходимым и пытается наметить некоторые направления такой работы в своей книге, признавая ее необычную сложность. «Проблема воспитания чувств, - отмечает П.М. Якобсон, - это проблема изменения, в известном смысле слова, личности человека, ее отношения к вещам, жизненных установок, субъективного мира» (С. 340). И далее «Воспитание чувств - это не просто накопление чувств, а это, по существу, образование новых чувств и изменение в той или иной мере уже имеющихся чувств человека» .
П.М. Якобсон считает, что, несмотря на непреднамеренный, непроизвольный характер возникновения чувств, на невозможность постановки перед собой цели испытать то или иное чувство, существуют косвенные пути воздействия на эту сферу личности. «Человека надо «подвести» к чувствам, которых у него еще нет, посредством правильного воздействия... Это значит, что должна появиться такая психологическая ситуация, которая дает возможность возникнуть эмоциональному отношению человека к определенному кругу явлений, и это образующееся эмоциональное отношение будет им пережито». П.М. Якобсон приводит перечень тех жизненных ситуаций, которые могут вызвать новые чувства:
«1) переживание появляется в результате непосредственного прямого и опосредованного восприятия, а также осознания поведения других людей,
    переживание возникает на основе заинтересованности, затронутости фактами общественной жизни и взаимоотношений между людьми,
    переживание возникает как результат «сопереживания» чувств другого человека, изображенных в искусстве (литература, театр, кино, живопись, скульптура, музыка),
    переживание нового чувства возникает в результате
    осуществления человеком поступка, который по своему характеру противоречит некоторым чувствам, присущим ему (таким как страх, неуверенность, раздражение и т.д.),

    новое переживание появляется в результате прямого
    воздействия коллектива (школа, семья, комсомол, производственный коллектив и т.д.).

При этом можно встретиться с двумя различными особенностями появления переживания:
а) оно возникает как просто добавление к имеющемуся опыту человека,
б) оно возникает как результат конфликта прежних присущих человеку оценок, жизненных установок с новыми оценками, с новым отношением, возникает в итоге борьбы высоких чувств с низкими». Все эти положения иллюстрируются примерами из жизни, литературы с подробным психологическим анализом.
Чувства человека многообразны, так как многообразны его отношения с действительностью.
Многообразие чувств объясняется еще и тем, что близкие по своему характеру чувства отличаются друг от друга степенью интенсивности переживания и оттенками эмоциональной окраски. Вспомним высказывание И.П. Павлова: «Нужно думать, что нервные процессы полушарий при установке и при поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называют чувствами, в их основных категориях положительной и отрицательной и в их огромной градации интенсивностей» . Эта градация интенсивно-стей еще более увеличивает многообразие чувств. Достаточно представить себе градацию интенсивностей в переживании, скажем, страха - от легкого, чуть беспокоящего страха, через его нарастание, вплоть до ужаса, - чтобы понять, что интенсивность переживания чувства делает его особенным, неповторимым. Тем самым каждое такое переживание приобретает индивидуализированный характер.
Многообразие чувств приводит к настойчивым попыткам их систематизировать и классифицировать. Надо упо мянуть о часто повторяющихся попытках классифицировать чувства с точки зрения эмоционального тона и интенсивности переживания, а также и по характеру отношения человека к объекту чувства. Так говорят о легкой радости, бурной радости, негодовании, ненависти, скорби, печали, стыде, восхищении, сочувствии, любви 1 и т.д. Подобная классификация дает возможность произвести некоторую систематизацию чувств человека. Однако она является принципиально неполной. В ней есть отвлечение от конкретного содержания, которое имеет очень большое значение для характеристики чувств. Например, очень отличаются друг от друга радость в связи с победой любимой футбольной команды, от радости встречи со знакомым, от радости, которую доставляет слушание музыкального произведения. Или, например, беспокойство за судьбу героя романа или фильма, беспокойство, возникающее при катании на лодке, когда поднялся сильный ветер, беспокойство, связанное с тем, что могут подумать люди при, совершении нами какого-то поступка, и т.д. Отвлечение от конкретного содержания чувства, имеющееся в такого рода классификации, привело к классификациям, учитывающим содержательную сторону чувств.
Уникален стиль книги, в которой проводится глубокий психологический анализ некоторых произведений литературы и искусства, приводятся удивительно интересные «самоотчеты» ведущих актеров русского театра о переживаемых ими на сцене чувствах. Сопоставляются особенности переживания чувств у актеров и представителей других творческих профессий (в частности, по линии произвольности- непроизвольности возникновения чувств). Книга иллюстрирована серией фотографий, изображающих различные выражения чувств. В качестве таковых помещены фотографии актеров, детей, репродукции картин.

2.Эмоциональная сфера в структуре личности:

дошкольного, подросткового, юношеского возраста

Вторая книга, отрывок из которой публикуется, названа автором психологическим очерком, «Эмоциональная жизнь школьника», вышедшая в 1966 году. В предисловии к ней П.М. Якобсон отмечает, что воспитание эмоциональной сферы личности является гораздо более сложной задачей, чем обучение знаниям и навыкам. Между тем ее моральные и нравственные качества, чувства и мотивы, эмоции и переживания определяют духовную жизнь личности в целом, во многом определяют ее направленность, выбор жизненных целей, способы их реализации и т.д. «Процесс нравственного воспитания ребенка, - отмечает П.М. Якобсон, - как раз и предполагает, что в результате воспитания изменятся прежде всего мотивы его действий и поступков. У учащегося возникнут побуждения именно нравственного характера, и они станут движущими силами его поведения. Тогда мы сможем сказать, что воспитание затронуло не только интеллектуальную сферу школьника, но оказало воздействие и на весь внутренний мир, на всю сферу его чувств и побуждений».
Мы не можем упускать из виду такое существенное положение: воспитывается не просто эмоциональная сфера, а воспитываются чувства, присущие реальной личности. Мы можем изолированно упражнять память человека, но не можем изолированно воздействовать на эмоциональную сферу вне личности.
И по мере формирования новых качеств личности приобретает новые черты и эмоциональная сфера, а процесс изменения чувств непременно связан с изменениями самой личности.
Связь между эмоциональной сферой и личностью: с ее направленностью, с ее убеждениями, идеалами, запросами особенно тесная и глубокая. Эта связь не похожа на соотношение личности и интеллектуальной сферы. Личность выражает себя по-разному в разных видах психических процессов. Конечно, в особенностях мыслительного процесса, в своеобразии думания человека в какой-то мере выявляются особенности личности. Однако в том, как человек чувствует, какие переживания испытывает, в том, что являет ся мотивом этих переживаний, он проявляется как личность гораздо более ярко, чем когда он думает.
Все испытываемые человеком чувства переживаются им как его достояние. Именно потому, что связь между личностью и ее эмоциональными состояниями может оказаться особенно органичной, получается, что чувство в ряде случаев определяет отношение человека к некоторым явлениям жизни.
Например, подросток, испытывающий достаточно стойкое и сильное чувство негативизма (вследствие особенностей взаимоотношений, сложившихся в семье) по отношению к указаниям родителей, испытывает состояние раздражения и внутреннего сопротивления даже тогда, когда родители ему дают очень разумный совет.
Когда у подростка (юноши) возникла в силу каких-то обстоятельств антипатия к учителю, воспитателю, то он очень плохо усваивает высказывания окружающих, которые показывают необоснованность такого его эмоционального отношения.
Для правильного построения воспитательного процесса, как отмечает П.М. Якобсон, взрослому необходимо хорошо представлять себе, что составляет содержание эмоциональной сферы школьника, как реагируют учащиеся разного возраста на отношение к себе родителей, учителей и сверстников, какие ответные реакции вызывают у детей поощрение или резкое замечание, похвала или порицание. Следует также хорошо представлять себе динамику развития эмоциональной сферы в возрастном плане. «Поскольку эмоциональная сфера ребенка с годами его роста изменяется (одни значимые чувства сменяются другими, появляются нового типа эмоциональные состояния, ранее не бывшие, объекты и действия, вызывавшие прежде горячий интерес, теперь его более не вызывают, но зато появляются новые объекты и действия, приковывающие к себе внимание, и т.д., то она может сделаться косвенным показателем становления его личности» .
Одной из важнейших задач этой книги П.М. Якобсон считал оказание помощи педагогам и родителям в нравственном воспитании детей.
В книге представлены основные понятия, касающиеся эмоциональной сферы человека и ее роли в структуре личности. Подробно описаны особенности и качественное своеобразие эмоциональной сферы детей в динамике от младенческого до юношеского возрастов. Показано, что с возрастом под влиянием воспитательных воздействий происходит перестройка этой сферы, которая выражается в увеличении удельного веса эмоциональной сферы в его внутренней жизни, обогащении ее содержания за счет возникновения новых эмоций, росте адекватности нравственных переживаний, которые при этом становятся более глубокими, а сами переживания все чаще превращаются в порыв действий, усиливается произвольность в регулировании своими эмоциональными состояниями.
Специальному анализу подверглись некоторые конкретные области эмоциональных отношений школьника, наиболее значимые для него в разные периоды жизни (отношение к родителям, к школе, к своему будущему, отдельным явлениям жизни). Подробно рассмотрены индивидуальные различия в эмоциональной жизни, определяемые типом высшей нервной деятельности.
Книга завершается анализом путей воспитательных воздействий на эмоциональную сферу детей разного возраста.
Анализ изменений эмоциональной жизни учащихся по возрастным этапам позволит увидеть те тенденции в развитии эмоциональной сферы школьника, которые характерны для ее наиболее существенных сторон. В этой связи конкретные характеристики эмоциональной жизни школьников разного возраста должны ознакомить воспитателя с тем, что является наиболее характерным для младшего школьника, подростка и т.д. А вместе с тем анализ характерных особенностей эмоциональной жизни, свойственных каждому определенному периоду жизненного развития школьника, раскрывает картину сдвигов, присущих эмоциональной сфере школьника за все годы его учения.
При возрастной характеристике эмоциональной жизни затронулись такие ее стороны: особенности эмоционального поведения, свойственного тому или другому возрасту; роль чувств в мотивации поведения, характерного для того или другого возраста; способ выражения чувств и уровень их понимания и осознания.
Существенный интерес представляет также и вопрос о том, какое место в эмоциональной сфере школьника в целом занимают социальные и асоциальные чувства. Наконец, очень отчетливо особенности эмоциональной жизни, присущие тому или другому возрастному этапу, выражаются в том, что можно образно назвать внутренней жизнью школьника: что его пугает, вызывает повышенное эмоциональное состояние духа, что его волнует, вызывает у него радость, отвращение; какое место в его эмоциональной жизни занимает связь с окружающими людьми в различных видах деятельности, а также процесс общения с ними.
Учитывая все эти стороны эмоциональной жизни ребенка, можно увидеть, как изменились чувства на том или другом возрастном этапе. При этом нельзя игнорировать влияния биологического развития на эмоциональную жизнь ребенка. Общее развитие высшей нервной деятельности ребенка влияет на характер его восприятия, на лучшую дифференциацию и оценку получаемых им воздействий; сказывается оно и в лучшем владении своей моторикой, на организованности поведения, в том числе и эмоционального. Однако это выражается не столько в сменах настроений и переживаний ребенка, сколько в его общем эмоциональном самочувствии.
Другое дело, когда речь идет о влиянии на эмоциональный мир физиологических изменений в их специфической форме, а именно о тех изменениях, которые происходят в его организме в период полового созревания и после его завершения. Как период полового созревания, так и период наступившей половой зрелости вносят много нового в жизнь школьника. Естественно, мы не можем обойти этот момент при характеристике эмоциональной жизни школьника подросткового и юношеского возраста.
Эмоциональная жизнь младенца сосредоточена прежде всего вокруг того, что связано с удовлетворением (неудовлетворением) его витальных потребностей - в питании, в сне, в удобном положении (чтобы не терло, не раздражало кожу), в движениях (быть на время распеленутым), в тепле и т.д. В зависимости от удовлетворения (или неудовлетворения) потребностей младенец испытывает удовольствие, беспокойство, недовольство, выражающиеся в плаче, крике, напряжении корпуса, беспорядочных движениях.
В процессе удовлетворения потребностей ребенка взрослые все время общаются с ним. Они обращаются к нему со словами, и в этих словах звучит ласка, нежность, укор, звучат строгие интонации, недовольство. Окружающие выявляют свое отношение к младенцу и в выражении лица - улыбающемся или строгом. Они ухаживают за младенцем - кормят его, переодевают, купают, укладывают спать.
и т.д.................

    Якобсон Павел Максимович - (1902 9.07.1979) отечественный психолог. Биография. С 1918 г. по 1922 г. учился в Московском университете. Работал преподавателем психологии в школе, в Академии коммунистического воспитания, Академии художественных наук, Государственном институтеБольшая психологическая энциклопедия

    Якобсон, Павел Максимович - (1902 1979) Российский психолог. Закончил психолого философское отделение Московского университета (1922), доктор психологических наук (1962). В 1926 г. становится научным сотрудником Академии художественных наук, доцентом кафедры психологии… … Кто есть кто в российской психологии

    Якобсон фамилия. Известные носители: Якобсон, Александр Анатольевич (р. 1959) израильский историк, публицист и политический деятель. Якобсон, Анатолий Александрович (1935 1978) советский и израильский литературовед и писатель,… … Википедия

    ЯКОБСОН - Павел Максимович (1902 1979) российский психолог, специалист в области психологии чувств и эмоций, психологии художественного творчества, мотивации поведения человека. Д р психологических наук (1962). Окончил психолого философское отделение… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

    - (полный список) Содержание 1 Список лауреатов 1.1 1941 1.2 1942 1.3 1943 … Википедия

    Содержание 1 1941 2 1942 3 1943 4 1946 4.1 Премии … Википедия

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.