Что такое нота? Словарь иностранных слов

В жизни практически каждого человека огромную роль играют не только еда, сон, социализация и зарплата, но и музыка. Ноты знакомой песни могут заставить нас плакать, смеяться от счастья или размышлять на самые разные темы. Под любимую музыку можно ностальгировать всей компанией, читать прекрасные книги или проводить незабываемое время вдвоем.

Семь нот - идиллия

Каждый знает, сколько всего нот, и поэтому нельзя не удивляться многообразию и красоте новых мелодий, которые не перестают сочинять Казалось бы, что еще нового можно придумать в музыке, которая состоит всего лишь из семи нот? Все ходы уже обыграны, все стили уже давно придуманы и успешно эксплуатируются, самые удивительные вокальные данные уже никого не поражают так, как раньше. Однако она продолжает развиваться, музыканты не теряют надежды, а вокалисты распевают все семь нот в разных регистрах и тональностях.

Важность нот и уникальность музыки

Вопрос о том, что такое нота, может показаться глупым даже тем людям, которые далеки от нотной грамоты. Это, правда, не означает, что эти люди смогут с легкостью ответить на него. Многие понимают значение этого слова, однако объяснить его сможет не каждый. Нота - это определенная высота, длительность или качество звука. Ноты используются в нотной грамоте и представляют собой особые графические символы. Эти знаки придуманы для того, чтобы в буквальном смысле записывать музыку на листы бумаги. Некоторые профессионалы умеют сходу читать ноты, творя ее точно так же, как мы читаем вслух. Конечно, чтобы это уметь, нужно долго учиться в музыкальной школе, из которой следует перейти в консерваторию и также много и упорно заниматься. Для профессиональных музыкантов ноты значат столько же, сколько для нас значат буквы кириллицы. Музыка в буквах - вот что такое нота. Именно так это слово можно объяснять маленьким детям.

Не так прост черт, как его малюют

Если кому-то может показаться, что музыкальная грамота - вещь простая, и любой смертный сможет с легкостью самостоятельно ее выучить, то он будет совсем не прав. Нотная грамота - такая же наука, как или теоретическая физика. Многое зависит в первую очередь от того, насколько прилежно вы учите все значки и обозначения, а также от того, как часто вы берете в руки нотную тетрадь. Здесь не получится просто положить её под подушку, а проснуться уже с полным пониманием данной грамоты. Она никогда не запомнится, как запомнилась таблица умножения - легко и просто. Зная, что такое нота, вам нужно также уметь пропеть ее с особой длительностью и в определенной тональности. Как правило, если у кого-то получается хорошо освоить эту науку, его очень хорошо развивается. Тот, кто понимает, что такое нота, и способен вслух ее пропеть, может вполне гордиться тем, что никакой медведь не наступал ему на ухо.

Когда на ухо наступила мышка

Правда, бывает и такое, что человек идеально знает нотную грамоту и читает музыку «с листа», однако повторить мелодию голосом не может, как бы ни старался. Человек знает, что нота «ми» звучит ниже ноты «ля», может определить на слух, какая из них слышна, но все равно не понимает, почему не может продублировать ее с помощью собственных Это явление встречается реже, чем полное отсутствие музыкального слуха, и является более легкой формой музыкальной «тугоухости». Эти люди обычно понимают, когда не попадают в ноты, однако не могут с точностью сказать, что им нужно исправить, чтобы спеть их правильно. Можно привести такой пример: человек, проучивший несколько месяцев немецкий язык, будет понимать многое из того, что ему говорят, однако вряд ли сможет общаться на немецком. Он будет воспринимать чью-то речь, как-то реагировать на нее, но не сможет облечь свои мысли в предложения. То же самое происходит и с людьми, которые обладают частичным музыкальным слухом.

Пособие для начинающих музыкантов

Понять, что такое нота и как ее правильно спеть, вам всегда поможет прослушивание большого количества музыкальных композиций и повторение за любимыми вокалистами. Конечно, если вы страдаете отсутствием музыкального слуха, вы вряд ли поймаете себя на том, что поете неправильно. Желательно взять пару уроков у педагога по вокалу, который расскажет о ваших музыкальных проблемах и посоветует правильную стратегию их устранения. Запись собственного пения или игры на музыкальном инструменте на диктофон также помогает некоторым людям обратить внимание на свои недостатки в музыкальном плане. Главное - не бояться ошибиться, пробовать одно и то же несколько сотен раз, пока все не получится идеально. В музыке, как и в любой другой науке, нужно быть упорным и старательным, и тогда все семь нот подчинятся вам, и, быть может, вы станете одним из величайших композиторов нового века. Не опускайте руки, учите нотную грамоту, любите музыку и верьте в свои силы. Искусство сделает любую жизнь прекраснее.

Буквенное обозначение нот исторически возникло раньше, чем запись их на линейках; и сейчас музыканты записывают ноты буквами, только теперь с помощью буквенной нотации можно зафиксировать не только звуки, но и целые музыкальные системы – аккорды, тональности, лады.

Первоначально для записи нот использовали греческий алфавит, позже стали записывать ноты латинскими буквами. Вот, какие буквы соответствуют основным семи звукам: c [цэ] – до; d [дэ] – ре; e [э] – ми; f [эф] – фа; g [гэ] – соль; a [а] – ля; h [ха] – си.

Только для одного звука – си-бемоль – из этого правила установилось исключение, для его обозначения применяют букву b [бэ] без всяких окончаний, при этом звук си-диез называется по правилу, то есть his [хис] . Ещё одна особенность касается обозначения звуков ми-бемоль и ля-бемоль – их обозначают не ees и aes, а просто es [эс] и as [ас] , то есть сокращают вторую гласную букву, при этом звуки ми-диез и ля-диез будут записываться по правилу, то есть eis [эис] и ais [аис].

Эту систему обозначений знает и ежедневно использует любой профессиональный музыкант. Обозначение нот буквами в джазовой и эстрадной музыке имеет свои особенности.

Буквенное обозначение нот в джазе немного упрощено по сравнению с той системой, которая была нами рассмотрена. Первое отличие – совсем не используется буква h, звук си обозначается буквой b (а не только си-бемоль). Второе отличие – для обозначения диезов и бемолей не добавляют никаких окончаний, а просто рядом с буквой ставят знак диеза или бемоля.

Итак, теперь вы знаете, как записывать ноты буквами. В следующих статьях вам предстоит узнать о буквенном обозначении тональностей и аккордов. Подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить эти статьи. А сейчас, как всегда, предлагаю вам послушать хорошую музыку. Сегодня это будет музыка французского композитора Камиля Сен-Санса.

К. Сен-Санс “Карнавал животных” – “Аквариум”

Конечно Вы слышали, что музыкальные звуки бывают высокими и низкими . Высокие звуки, например, издают поющие соловьи и желтые канарейки. А низкий? Зашли Вы ко льву в гости... в клетку, а он поприветствовал вкусный завтрак дружеским рычанием. Вот это и есть низкий звук. Вот Меладзе, Владимир Пресняков и Принц поют высокими голосами , а Шаляпин, Кай Метов - низкий (бас).
Всю нотную грамоту музыканты придумали для того, чтобы их произведения не канули в лету, и эту музыку могли исполнить другие музыканты. Поэтому звуки по высоте были поделены на ноты . Но Вы, конечно же, понимаете, высот так много, что и слов не хватит, а еще и запомнить это, то лучше не надо никаких нот. Но музыканты народ упорный. Где-то в серединке между самым высоким и самым низким звуком они выделили двенадцать нот , о семи из которых (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си ) Вы наверняка когда-нибудь слышали, чтобы послушать как они звучат, послушайте этот файл gammaCmaj.mid . Названы ноты в порядке возрастания по высоте. До - самая низкая нота из этого наборчика.
Кроме этого есть еще диезы (#) и бемоли (b) . Вот если говорят, Ре-диез (Ре#), то эта нота чуть выше Ре, но ниже, чем Ми. А нота Ре-бемоль (Реb) - чуть ниже, чем Ре, но выше До. До# - это тоже самое, что и Реb .
Все ноты имеют свои диезы и бемоли. Есть два исключения:
  • До-бемоль - это то же самое, что и Си , соответственно Си-диез = До ;
  • Фа-бемоль - равен Ми , и, естественно, Ми-диез = Фа .
    Вот посмотрите, как это выглядит на фортепианной клавиатуре :

Так вот расстояние между соседними клавишами называется полутон ом (Ми - Ми-бемоль, Ми-Фа). А расстояние в два полутона составляют тон . На гитаре - тоже самое. Расстояние между двумя соседними ладами - это полутон.

Но вспомните, остался еще почти весь звуковой диапазон, как вниз, так и вверх. Так вот и все остальное пространство было заполнено тоже полутонами . После До внизу оказалась опять нота Си, потом Ля-диез, Ля, и так далее. В общем, названия нот периодически (через 12 полутонов) повторяются. Расстояние в 12 полутонов (например между До и следующим До) назвали октавой .
Чтобы не запутаться в бесконечной череде октав, их пронумеровали. Классически первой считается октава , находящаяся посреди фортепианной (в 7 октав) клавиатуры. Но в электронной музыке , для упрощения понимания всего этого дела машиной, эта октава является пятой . Ноты обозначаются, как До5 (До пятой октавы), Ре#3 (Ре-диез третьей октавы). Чем ниже номер октавы , тем ниже звук . Минимальный номер октавы в электронной музыке - 0, а каждая нота имеет свой порядковый номер. У До нулевой октавы он равен 0. До#0 =1, Ре0=2 и так далее. Если номер одной ноты на 1 больше другой, то значит - первая нота выше на полтона . А если на 2 , то - на тон .

Напоследок стоит отметить, что у музыкантов, а следовательно и во всех музыкальных программах, ноты принято обозначать латинскими буквами До - С, До#1 - (С#1). Смотрите на рисунок.

C#1

До
#
D#1

Ре
#
F#1 Фа
#
G#1 Cоль
#
A#1 Ля
#
C#2 До
#

Недавно появился новый метод записи нот на основе хроморяда Белецкого . Вкратце, суть его в том, что черные ноты фортепианной клавиатуры (диезы/ бемоли) приобретают каждая свое уникальное имя (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу ). Смотрите на рисунок.

Ту

До
#
Мо

Ре
#
Зу Фа
#
Ло Cоль
#
Цу Ля
#
Ту2 До
#

Что такое "нота"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

нота но?та [звук] сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? но?ты, чему? но?те, (вижу) что? но?ту, чем? но?той, о чём? о но?те; мн. что? но?ты, (нет) чего? но?т, чему? но?там, (вижу) что? но?ты, чем? но?тами, о чём? о но?тах 1. Нота - это знак, который на письме соответствует определённому музыкальному звуку. Нота «до». | Знать, читать ноты. 2. Нота - это звук в музыке или пении. Низкие ноты. | Фальшивая нота. | В хор женских голосов ворвалась басовая нота органа. 3. Если певец берёт определённую ноту, значит, он её поёт или может её спеть. Она брала самые высокие ноты. | Он взял «ре» второй октавы. 4. Если кто-либо разговаривает с вами на высоких нотах, значит, он говорит громко и раздражённо. Продавщица стала разговаривать с недовольным покупателем на высоких нотах. 5. Вы говорите, что кто-либо говорит на одной ноте, когда имеете в виду, что этот человек говорит с одной и той же интонацией. Голоса тянули на одной ноте скорбные песни. = монотонно, однообразно 6. Ноты - это текст музыкального произведения, который записан при помощи специальных знаков; тетрадь, книга и т. д. с таким текстом. Петь по нотам. | Купить новые ноты. | Папку с нотами Лена забыла дома. 7. Если вы говорите о какой-либо ситуации, что в ней всё как по нотам, вы имеете в виду, что всё происходит так, как было задумано, легко и непринуждённо. Эту сцену в ресторане мы разыграли как по нотам. | Всё прошло как по нотам. 8. Нотой в голосе, речи, тексте и т. д. называют особую интонацию, в которой выражается отношение их автора к кому-либо или чему-либо. В его голосе отчётливо прозвучала тёплая нота. | Ностальгическая нота уже давно звучит в его поэзии. | Не хочу завершать наш разговор на грустной ноте. но?тка сущ., ж. Хорошо брать верхние нотки. но?тный прил. Нотная грамота. | Нотная тетрадь. [заявление] сущ., ж., употр. нечасто Нота - это официальное письменное обращение правительства одного государства к другому. Нота протеста. | Обмен нотами. Вручить ноту с объявлением войны. но?тный прил.

нота - НОТА ж. лат. музыкальный знак, определяющий тон, звук, голос. Выше этой ноты я голосом не возьму.... Толковый словарь Даля

нота - I Но?та (лат. nota, буквально- письменный знак) условный графический знак для записи музыки... Большая Советская энциклопедия

нота - НОТА, ноты, ж. (латин. nota - знак). 1. Графическое изображение музыкального звука (муз.). 2. Самый... Толковый словарь Ушакова

нота - ж. 1. Графическое изображение музыкального звука. 2. Отдельный звук определенной высоты в музыке и... Толковый словарь Ефремовой

нота - НОТА (от латинского nota - знак, замечание), в праве официальный дипломатический документ, которым о... Современная энциклопедия

нота - НОТА (от лат. nota - знак - замечание), официальный дипломатический документ, которым оформляются ра... Большой энциклопедический словарь

нота - от лат. nota - знак, замечание; англ. note А. Краткосрочная или среднесрочная ценная бумага, выпущен... Словарь бизнес терминов

нота - Это название дипломатического обращения и музыкального знака было заимствовано из французского, где... Этимологический словарь русского языка Крылова

нота - Французское – note. Немецкое – Note. Латинское – nota (буква, отметка). Слово пришло в русский язык... Этимологический словарь русского языка Семенова

Нотная грамота представляет собой своеобразный язык, который понимают все музыканты. Тем, кто решил попробовать себя в музыке, нужно познакомиться с этим языком. Все не так сложно, как может показаться.

Каждый музыкальный звук определяется четырьмя физическими свойствами:

  1. высотой
  2. продолжительностью
  3. громкостью
  4. тембром (окраской)

С помощью нотной записи музыкант получает информацию о всех этих свойствах звуков, которые он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Высота звука (звуковысотность)

Все музыкальные звуки выстроены в единую систему – звукоряд . Это ряд, в котором все звуки идут друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков или наоборот, от высоких к низким. Звукоряд делится на части – октавы, которые содержат набор нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Если обратиться к клавиатуре фортепиано, то в центре клавиатуры, обычно напротив названия, находится первая октава . Правее первой октавы, выше, расположена вторая октава, затем третья, четвертая и пятая (состоящая всего из одной ноты “до”). Ниже, левее первой октавы, расположена малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (состоящая из белых клавиш ля и си).

Изображают в виде пустых или закрашенных (затушеванных) овалов – головок. К головкам справа или слева могут дорисовываться штили — вертикальные палочки и хвосты (хвосты называются флажками).

Если штиль у ноты направлен вверх, то его пишут с правой стороны, а если вниз – с левой. При написании нот действует правило: до 3-й линейки штили нот должны быть направлены вверх, а начиная с 3-й линейки – вниз.

Для записи и чтения нот используется нотный стан (нотоносец) . Нотный стан представляет собой пять параллельных линий (линеек) для записи нот, пронумерованных снизу вверх. Ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над линейками. Если для записи ноты не хватает основных 5 линеек, то вводятся дополнительные линейки, которые добавляются сверху или снизу нотного стана. Чем выше звучит нота, тем выше она располагается на линейках. Однако если на нотный стан (нотоносец) не поставлен музыкальный ключ, то положение нот на нотном стане указывает высоту звука только приблизительно: выше или ниже.

Музыкальный ключ – это точка отсчета, которая указывает на положение ноты с конкретной определенной высотой. Ключ ставят обязательно в начале любого нотоносца. Если есть ключ, то зная, где пишется одна нота, можно легко определить положение и другой ноты. Нотная запись получается компактнее, и ноты удобно читать, когда большинство нот находится на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу, поэтому в музыке существует множество музыкальных ключей. Несмотря на то, что совокупный диапазон звучания различных голосов и музыкальных инструментов составляет около 8 октав, диапазон отдельно взятого голоса или музыкального инструмента обычно гораздо уже, что и отражено в названиях музыкальных ключей: сопрановый - для сопранового регистра, альтовый - для альтового, теноровый - для тенора, басовый - для баса (сокращённо SATB).

Музыкальные ключи можно разделить на 3 группы:

Ключ “Соль” – указывает на расположение ноты “Соль” первой октавы. Произошел данный ключ от латинской буквы G, обозначающей ноту “Соль”. К ключам “Соль” относятся Скрипичный и Старофранцузский ключи, выглядят они следующим образом.

Ключ “Фа” – указывает на расположение ноты “Фа” малой октавы. Произошел ключ от буквы латинской F (две точки – это две перекладинки буквы F). К ним относятся Басовый ключ, Басопрофундовый и Баритоновый ключи. Выглядят они следующим образом.

Ключ “До” – указывает на расположение ноты “До” первой октавы. Произошел от латинской буквы C, которая обозначает ноту “До”. К таким ключам относятся Сопрановый (он же Дискантовый) ключ, Меццо-сопрановый, Альтовый и Баритоновый ключи (Баритоновый ключ можно обозначить не только ключом группы “Фа”, но и ключом группы “До”). Выглядят ключи “До”следующим образом

На следующем рисунке изображены различные музыкальные ключи

Источник — https://commons.wikimedia.org , автор — Струнин

Также есть нейтральные ключи для партий барабанов и гитарных партий (так называемая табулатура).

Ноты, предназначенные для исполнения группой музыкантов, часто объединяют в партитуры, в которых для каждого инструмента, голоса или партии отводится отдельная строка, отдельный нотоносец. Вся партитура объединяется сначала сплошной вертикальной начальной чертой, а нотоносцы нескольких партий или группы инструментов объединяются специальной скобой – акколадой .

Акколада бывает в виде фигурной или квадратной (прямой) скобы. Фигурной акколадой объединяют партии, которые исполняет один музыкант (например, две строчки фортепиано, органа и т.д.), а квадратной акколадой объединяются строчки партий разных музыкантов, которые составляют единую группу (например, музыка для ансамбля струнных инструментов или хора).

Конец партитуры или какой-то части обозначают в нотах двойной вертикальной чертой. Если кроме двойной черты рядом стоят еще и две точки между линейками нотоносца (знаки репризы ), то это говорит о том, что все произведение или какой-то раздел нужно повторить.

В нотах могут встретиться пунктирные линии с восьмеркой (знаки переноса на октаву). Они означают, что все, что находится в зоне действия данных линий, нужно играть на октаву выше или ниже. Эти октавные знаки нужно для упрощения чтения очень высоких/низких нот, для записи которых нужно много дополнительных линеек.

К основным музыкальным ступеням относятся 7 звуков: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. На фортепиано для нахождения этих музыкальных ступеней нужно ориентироваться на черные клавиши, которые располагаются группами две-три, две-три. Под любой такой группой, слева, находится нота “До” и дальше располагаются другие ноты.

Есть также производные ступени (измененные основные), которые получаются повышением или понижением звучания основном ступени на полутон. Полутоном называется расстояние между двумя любыми соседними звуками (клавишами) на клавиатуре фортепиано. Чаше всего это будет черная клавиша справа или слева. Измененные ступени бывают двух видов:

  • Диез – повышение на полутон.
  • Бемоль – понижение на полутон.

Изменение основных ступеней называется альтерацией. Знаков альтерации всего пять: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль и бекар.

Дубль-диез повышает звук на два полутон (т.е. целый тон), дубль-бемоль понижает звук на два полутона (т.е. на целый тон), а бекар отменяет любой из перечисленных знаков (играется “чистая” нота без повышения или понижения).

В нотах может быть два вида альтерации:

  1. Случайные знаки – знак альтерации пишется непосредственно перед нотой, которую нужно изменить и действует только в этом месте или такте.
  2. Ключевые знаки – диезы и бемоли, которые пишутся в начале каждой строки возле ключа и действуют каждый раз, когда встречается данный звук, в любой октаве и на всем протяжении произведения.

Ключевые знаки выставляются строго в определенном порядке:

Порядок диезов – ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ

Порядок бемолей – СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА

Длительность

Длительности нот имеют отношение к области ритма и музыкального времени. Музыкальное время особенное, оно протекает равномерными долями и сравнимо, скорее, с биением сердца. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. В нотах могут встретиться, как минимум, два вида музыкальных длительностей: четные и нечетные, причем длительности имеют не только ноты, но и паузы (знаки молчания).

  1. Четные музыкальные длительности – образуются от деления более крупной длительности на число 2 или 2 n (2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 и т.д.). За основу для деления принимается целая нота, которая обычно при игре просчитывается (мысленно или вслух считаемся до 4-х) на 4 доли. Одинаковые “хвостатые” восьмые или шестнадцатые ноты часто объединяют в группы под одно ребро.

На следующем рисунке приведены ноты, название их длительностей, а справа паузы таких же размеров.

  1. Нечетные музыкальные длительности образуются от дробления длительности не на две равные половинки, а на три или любое другое количество долек, вплоть до 18-19 долей. Так образуются, например, триоли (при делении на три доли) или квинтоли (при делении на пять долей).

Существует три способа продления нот и пауз:

Пунктирный ритм (нота с точкой) – это ритм с точками. Точки ставятся справа от значка ноты или паузы и удлиняют звучание ровно на половину длительности ноты или паузы. Так, для половинной ноты с точкой длительность будет не две, а три доли и т.д. Может также быть нота с двумя точками: первая точка удлиняет ее длительность на половину, а вторая точка – еще на 1/4 часть, т.е. такая нота удлиняется на 3/4 части своей длительности.

– то значок, который просит задержать выделенную ноту или паузу настолько, настолько это чувствуется необходимым исполнителю. Большинство музыкантов склоняются к мнению, что фермата тоже удлиняет ноту наполовину (можно взять для себя это за правило). Фермата в отличие от ритма не занимается время такта, это дополнительный бонус, который тормозит привычное движение.

Объединяющая лига – связывает две или несколько нот, которые находятся на одной высоте и следуют друг за другом. Ноты под лигой не повторяются, а объединяются в одну длительность. Кстати, паузы лигами не объединяются.

Музыкальное время очень хорошо организовано, в его организации кроме долей участвуют более крупные единицы – такты. Такт – это отрезок от одной сильной доли до следующей, он содержит точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путем разделения одного и другого вертикальной тактовой чертой.

Количество долей в такте и длительность каждой из них отражается с помощью числового размера, которые указывается сразу после ключевых знаков в начале произведения. Размер выражается с помощью двух чисел, расположенных одно над другим, как бы в виде дроби.

Размер 4/4 (четыре четверти) означает, что в такте четыре доли, каждая из долей по длительности равна четвертной ноте. Нужно помнить, что эти четвертные доли можно раздробить на восьмые или шестнадцатые или объединить в половинные ноты или целую ноту. Размер 3/8 (три восьмых) означает, что в также может уместиться три восьмые ноты, которые можно делить на шестнадцатые или объединять в более крупные. Для начинающих нотная грамота обычно оперирует простыми размерами 2/4, 3/4 и т.д.

Движение долей может быть быстрым или медленным. Скорость движения долей (исполнения произведения) называется темпом произведения. Темп чаще всего обозначается итальянским словом и ставиться под размером в нотах. Также рядом с темпом может ставиться указание по метроному: четвертная длительность=числовое значение. Это означает, что темп данного произведения составляет “числовое значение” ударов (долей) в минуту. Метроном представляет собой маятник с грузом и шкалой, он показывает точное число ударов в минуту и выглядит следующим образом.

Темпы могут быть следующими:

  • Медленные
    • Grave – тяжело, важно, очень медленно
    • Largo – широко, очень медленно
    • Adagio – медленно, спокойно
    • Lento – медленно, тихо
  • Умеренные
    • Andante – спокойно, темп шага
    • Moderato – умеренно
  • Быстрые
    • Allegro – скоро, весело
    • Vivo – живо
    • Vivace – живо
    • Presto – быстро

Громкость

Громкость является одним из самых главных свойств музыкального звука. Громкость обозначается в нотах в промежутках между нотоносцами следующими словами или значками на итальянском языке:

Постепенная смена громкости обозначается следующим образом:

  • crescendo – крещендо – постепенный рост громкости
  • diminuendo – диминуэндо – постепенный спад громкости

Иногда вместо слов крещендо и диминуэндо в нотах ставят “вилочки”, означающие, что нужно постепенно усиливать или ослаблять громкость.

Расширяющаяся вилочка означает крещендо, а сужающаяся – диминуэндо.

Тембр

Тембр – это окраска звука. По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами. С помощью тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты.

В нотах обычно есть различные указания по поводу тембра звуков: название инструмента или голоса, для которого предназначено данное произведение, включение и выключение педалей на рояле, приемами извлечения звука (флажолеты на скрипке).

Если в нотной записи присутствует вертикальная волнистая черта перед аккордами, то это означает, что звуки аккорда нужно играть не одновременно, а арпеджиато , как бы в разбивку, перебором, как это бы прозвучало на арфе или на гуслях.

Под басовым нотоносцем может встречаться красивая надпись Ped. и звездочка – они означают момент включения и выключения педали на фортепиано.

Кроме этих технических элементов в нотах может встречаться много композиторских, словесных, указаний характера исполнения, например:

  • Appassionato — страстно
  • Cantabile — певуче
  • Dolce — нежно
  • Lacrimoso — слезно
  • Mesto — печально
  • Risoluto — решительно
  • Secco — сухо
  • Semplice — просто
  • Tranquillo — спокойно
  • Sotto voce – в полголоса

Еще одними из важных элементов в музыкальном тексте являются штрихи. Штрих – это указание на конкретный способ звукоизвлечения, способ артикуляции, который сильно влияет на общий характер исполнения произведения. Штрихов существует много, они отличаются у скрипачей и пианистов. Три универсальные штриха:

  • non legato – несвязное исполнение
  • legato – плавная, связная игра
  • staccato – отрывистое, короткое исполнение