Жизнь самая большая ценность какой обладает. «Самая большая ценность — жизнь»: мудрые письма Д. С. Лихачёва. Открытые и закрытые вопросы


Дмитрий ЛИХАЧЕВ

Письмо тридцать второе
ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО

Итак, жизнь – самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с дра­гоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», – это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество. Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее... Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружаю­щих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.

Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искусство мыслит образами» (1977) пи­шет: «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением неизмеримого нравственного значения. Гоголь писал о театре: «Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Источником доброго является всякое подлинное искусство. Оно в самой осно­ве своей нравственно именно потому, что вызывает в читателе, в зрителе – во всяком, кто его воспринимает, – сопереживание и сочувствие к людям, ко всему человечеству. Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому его качеству первостепенное значение. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Оно делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими... Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ». Хорошо, очень хорошо сказано! И ряд мыслей здесь звучат как прекрасные афоризмы.

Богатства, которые дает человеку понимание про­изведений искусства, невозможно отнять у че­ловека, а они всюду, их надо только увидеть.

А зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной, съедающей человека злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою. Он погружает в тьму прежде всего самого себя.

Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться - учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад – в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. Открылись нам во дворце одни двери, за ними черед открытия другим.

Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимание? Какими качествами нужно для этого обладать? Я не берусь давать рецепты. Я ничего не хочу утверждать категорически. Но то качество, которое мне все же представляется наиболее важным в настоящем понимании искусства, – это искренность, честность, открытость к восприятию искусства.

Пониманию искусства следует учиться прежде все­го у самого себя – у своей искренности.

Часто говорят про кого-нибудь: у него врожденный вкус. Вовсе нет! Если вы приглядитесь к тем людям, о которых можно сказать, что они обладают вкусом, то заметите в них одну общую им всем черту: они честны и иск­ренни в своей восприимчивости. У нее-то они многому и научились.

Я никогда не замечал, чтобы вкус передавался по наследству.

Вкус, я думаю, не входит в число свойств, которые передаются генами. Хотя семья воспитывает вкус и от семьи, ее интеллигентности многое зависит.

Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один».

Если в своем понимании произведений искусства вы станете следовать моде, мнению других. стремлению казаться изысканным и «утонченным», вы заглушите в себе радость, которую дает жизнь искусству, а искусство - жизни.

Притворившись понимающим то, чего вы не понимаете. вы обманули не других, а самого себя. Вы пытаетесь убедить и самого себя, что что-то поняли, а радость, которую дает искусство, - непосредственна, как и всякая радость.

Нравится - так и говорите себе и другим, что нра­вится. Только не навязывайте своего понимания или, еще того хуже, непонимания другим. Не считайте, что вы обладаете абсолютным вкусом, как и абсолютным знанием. Первое невозможно в искусстве, второе невозможно в науке. Уважайте в себе и в других свое отношение к искусству и помните мудрое правило: о вкусах не спорят.

Значит ли это, что надо полностью замкнуться в себе и удовлетвориться собой, своим отношением к тем или иным произведениям искусства? «Мне это нравится, а это не нравится» - и на этом точка. Ни в коем случае! В своем отношении к произведениям искусства не следует быть успокоенным, следует стремиться к тому, чтобы понять то, чего не понимаешь, и углубить свое понимание того, что уже ча­стично понял. А понимание произведения ис­кусства всегда неполное. Ибо настоящее произ­ведение искусства «неистощимо» в своих богат­ствах.

Не следует, как я уже сказал, исходить из мнения других, но к мнению других надо прислу­шиваться, считаться с ним. Если это мнение других о произведении искусства отрицательное, оно по большей части не очень интересно. Интереснее другое: если многими высказывается положительный взгляд. Если какого-то художника, какую-то художественную школу понимают тысячи, то было бы самонадеянным утверждать, что все ошибаются, а правы только вы.

Конечно, о вкусах не спорят, но вкус развивают - в себе и в других. Можно стремиться понять то, что понимают другие, особенно если этих других много. Не могут же многие и многие быть просто обманщиками, если они утверждают, что что-то им нравится, если живописец или композитор, поэт или скульптор пользуются огромным и даже мировым признанием. Впрочем, бывают моды и бывают ничем не оправданные непризнания нового или чужого, зараженности даже ненавистью к «чужому», к слишком сложному и т. д.

Весь вопрос только в том, что нельзя понять сразу сложное, не поняв ранее более простое. Во вся­ком понимании - научном или художественном - нельзя перескакивать через ступени. К пониманию классической музыки надо быть подготовленным знанием основ музыкального искусства. То же в живописи или в поэзии. Нельзя овладеть высшей математикой, не зная элементарной.

Искренность в отношении к искусству - это пер­вое условие его понимания, но первое условие - еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведения о его создателе помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не принуждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определенной оценке или определенному отношению к произведению искусства, но, как бы «комментируя» его, облегчают понимание.

Фактические сведения нужны прежде всего для того, чтобы восприятие произведения искусства совершалось в исторической перспективе, было пронизано историзмом, ибо эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое. Если перед нами памятник современный, то и современность есть определенный момент в истории, и мы должны знать, что памятник создан в наши дни. Если мы знаем, что памятник создан в Древнем Египте, это создает к нему историческое отношение, помогает его восприятию. А для более острого восприятия древнеегипетского искусства потребуется знание еще и того, в какую эпоху истории Древнего Египта создан тот или иной памятник.

Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами. И особенно хочется подчеркнуть значение деталей. Иногда мелочь позволяет нам проникнуть в главное. Как важно знать, для чего писалась или рисовалась та или иная вещь!

Как-то в Эрмитаже была выставка работавшего в России в конце XVIII -начале XIX века декоратора и строителя садов Павловска Пьетро Гонзаго. Его рисунки - главным образом на архитектурные сюжеты - поразительны по красоте построения перспективы. Он даже щеголяет своим мастерством, подчеркивая все линии, горизонтальные в натуре, но в рисунках сходящиеся на горизонте - как это и полагается при построении перспективы. Сколько у него этих горизонтальных в натуре линий! Карнизы, крыши.

И всюду горизонтальные линии сделаны чуть жирнее, чем следует, а некоторые линии выходят за пределы «необходимости», за пределы тех, что в натуре.

Но вот еще одна удивительная вещь: точка зрения на все эти чудные перспективы у Гонзаго всегда выбрана как бы снизу. Почему? Ведь зритель-то держит рисунок прямо перед собой. Да потому, что это все эскизы театрального декоратора, рисунки декоратора, а в театре зрительный зал (во всяком случае, места для наиболее «важных» посетителей) внизу и Гонзаго рассчитывает свои композиции на зрите­ля, сидящего в партере. Это надо знать.

Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатели должны быть «вооружены» - вооружены знаниями, сведениями. Вот почему такое большое значение имеют вступи­тельные статьи, комментарии и вообще работы по искусству, литературе, музыке. Вооружайтесь знаниями!

Продолжение следует

Недаром говорится: знание - это сила. Но это не только сила в на­уке, это сила в искусстве. Искусство недоступ­но бессильному. Оружие знания - мирное оружие. Если до конца понять народное искусство и не смотреть на него как на «примитивное», то оно может служить исходной точкой для понима­ния всякого искусства - как некоей радости, самостоятельной ценности, независимости от различных, мешающих восприятию искусства требований (вроде требования безусловной «похожести» в первую очередь). Народное творчество учит понимать условность искус­ства.

Почему это так? Почему все-таки именно народное искусство служит этим исходным и наилучшим учителем? Потому, что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий. Деление людей на «культурных» и «некультурных» часто вы­звано крайним самомнением и собственной переоценкой «горожан». Крестьяне имеют свою сложную культуру, которая выражается не только в изумительном фольклоре (сравни­те хотя бы глубокую по своему содержанию традиционную русскую крестьянскую песню), не только в народном искусстве и народном деревянном зодчестве на севере, но и в слож­ном быте, сложных крестьянских правилах вежливости, прекрасном русском свадебном обряде, обряде приема гостей, общей семейной крестьянской трапезе, сложных трудовых обычаях и трудовых празднествах. Обычаи создаются не зря. Они тоже результат многовекового отбора по их целесообразности, а искусство народа - отбора по красоте. Это не значит, что традиционные формы всегда наилучшие и всегда нужно им следовать. Надо стремиться к новому, к художественным от­крытиям (традиционные формы тоже были в свое время открытиями), но новое должно создаваться с учетом прежнего, традиционно­го, как итог, а не как отмена старого и накоп­ленного.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Моноклер решил проштудировать «Письма о вечном и добром» Д. С. Лихачёва и опубликовать лучшие из них.

«Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть.

Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от «отработанного воздуха».

Когда речь заходит о Дмитрии Сергеевиче Лихачёве, гениальном филологе, академике с мировым именем и идеальном представителе русской интеллигенции, внутри становится как-то теплее. И дело не в его фундаментальных исследованиях, без которых невозможно сейчас представить ни историю, ни русскую литературу, а в той любви и внимании к человеку, которыми пронизаны все его работы и выступления.

Мне много лет, и я думаю, конечно, о том, что скоро придется уйти. Мы приходим из тайны и возвращаемся в тайну. Страшно ли мне? Не знаю. Нет, я не боюсь, но печалюсь очень и тоскую, и думаю, все ли так я сделал? Всегда ли смог поступить по совести? Не часто ли обижал людей? Успевал ли вовремя извиниться? Мне хочется напомнить мысль, быть может, банальную, но для меня очень серьезную: небольшой шаг для человека — большой шаг для человечества. Исправить человечество нельзя — можно исправить только самого себя. Накормить ребенка, не сказать грубого слова, перевести через дорогу старика, утешить плачущего, не ответить на зло, дорожить своим призванием, суметь смотреть в глаза другому человеку. Все это гораздо проще для одного человека, но для всех сразу очень трудно. Вот почему всегда нужно начинать спрашивать с себя. Это ведь тоже признак культуры — жить, не слишком многое себе прощая. Мое любимое изречение — обязательно посади дерево — даже если завтра конец света».

Из последнего интервью на канале «Культура»

Мы решили проштудировать «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачёва — это наследие будущим поколениям, в котором учёный рассказывает о величайших духовных ценностях человека, — и опубликовать лучшие из них. А начнём, пожалуй, с этого.

САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ

Письмо четвёртое

Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер».

«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живёт человек.

Я долго искал это слово – сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», – но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами. Расширять пределы жизни – не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни – это уже лучше, но все же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово – «окоём». Это всё то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём её протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

Цели:

Обобщить знания обучаемых о типах и функциональных стилях речи;

Актуализировать навыки лингвистического анализа текста (задание 8 части В) и части С ЕГЭ;

Определить свое отношение к нравственным ценностям, задуматься о жизненно важных проблемах.

Технология:

Личностно-ориентированное обучение;

Оборудование: словари, интерактивная доска, тексты, электронные пособия.

Вступительное слово учителя: “Жизнь – самая большая ценность, которой обладает человек”, - такими словами Дмитрия Сергеевича Лихачева, удивительного человека, знаменитого академика, писателя, преподавателя, общественного деятеля, известного ученого, защитника культуры, которому в этом году исполняется 100 лет, начинается наш урок.

I. Сообщение учащегося о жизни Д.С.Лихачева. (На экране портрет писателя).

Вы стоите на пороге взрослой жизни. Только от вас самих зависит, какими людьми вы вырастете, какую дорогу выберете. Каждый из нас когда-то обязательно задумывается над вопросами: А как я должен прожить свою жизнь? Что для этого нужно? Какие нравственные ценности должны преобладать в нашей жизни?

II. В ходе обсуждения учащиеся приходят к общему мнению, что эти ценности можно объединить вокруг слов: жизнь, любовь, добро, дружба, родина, искусство, душа, здоровье.

На экране текст Д.С.Лихачева “Ценность доброты”. (Приложение 1)

III. Я предлагаю ребятам выбрать слова, исходя из содержания текста. Создаются три группы, выбраны слова жизнь, добро, искусство .

IV. Объявляются цели урока, какие виды деятельности учащиеся должны продемонстрировать, какие задачи должны быть выполнены.

Каждое задание нашего урока сегодня будет связано с предстоящим очень ответственным моментом вашей жизни - сдачей ЕГЭ.

1 группа – жизнь

2 группа – добро

3 группа – искусство

V. - А свою работу мы начнем с определения лексического значения каждого из слов.

Почему именно эти слова выбраны вами?

Продолжите тезис:

Жизнь – это…

Добро – это…

Искусство – это…

(Идет самостоятельная работа учащихся над определением данных слов)

VI. После обсуждения и озвучивания тезисов каждой группы учащиеся сравнивают свои определения со словарной статьей. С.Ожегова, В.Даля. Выступает группа “Справочное бюро”.

VII. Учащиеся без труда выполняют некоторые пункты комплексного анализа текста: определение темы, основной мысли текста, типа текста и функционального стиля речи. Задания, предложенные к тексту, дают возможность закрепить навыки части в ЕГЭ. VIII. После изучения текста учащиеся по группам обсуждают и делятся своими мыслями. Затем идет небольшая работа по обмену мнениями, проблемными вопросами с другими группами. Вопросы небольшой дискуссии между группами были сформулированы следующим образом:

  1. Каково понятие добра в современном мире? Сегодня мир изменился, и люди часто стали совершать добрые дела по расчету. Так ли это?
  2. Как понимаете смысл жизни? Какие цели надо ставить в жизни, к чему стремиться, чтобы стать счастливым?
  3. Богатый духовный мир человека формирует искусство. Вы согласны с этим?

Вывод по дискуссии учащиеся делают сами. (Приложение 2)

IX. Закрепление умений и навыков лингвистического анализа начинаем с выполнения по тексту наиболее трудных заданий по ЕГЭ, части В. Каждой группе даются следующие задания:

Найдите в тексте словосочетания с типами связи согласование, управление, примыкание;

Найдите СПП с придаточным определительным;

Выпишите предложения с вводной конструкцией и произведите синтаксический разбор предложения;

Определите правильную грамматическую основу в одном из предложений;

А) человек становится; Б) Искусство заставляет; В) Человек легче дружит.

X. Презентация электронного пособия.

Егорова Нарыйа: Вместе с Татьяной Сергеевной мы создали словарь “Средства выразительности”. При выполнении заданий мы испытываем трудности в определении изобразительно-выразительных средств. Для того, чтобы правильно выполнить задание, нам нужно знать определения терминов. Мы надеемся, что наш научный продукт поможет нам правильно и быстро выполнить задание 8 части В.

Для учащихся проводится опорное повторение наиболее активно употребляемых фигур со ссылкой на словарь, разбираются примеры по предложенному тексту. Обучаемые находят выразительные средства в тексте:

Развернутое сравнение - 2 предложение;

Эпитеты – удивительных волшебств;

Лексический повтор – 9, 10 предложения;

Синтаксический параллелизм – 1, 2, 3 предложения.

XI. Работа на интерактивной доске.

Задание: соотнесите примеры с терминами:

XII. Работа над сочинением-рассуждением.

Учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение

(На экране проецируются алгоритмы по определению проблемы текста, видам вступлений сочинения, речевые клише по каждому этапу работы)

С помощью алгоритмов группы выбирают, над каким этапом сочинения будут они работать:

1 группа – варианты вступлений;

2 группа – определение и комментарий проблемы;

3 группа – аргументация.

Каждая группа представила свой проект. По выполненным работам проводится взаимопроверка по группам. Группы должны выявить удавшиеся моменты работы, а также отметить недостатки. Для этого вида деятельности учащиеся руководствуются критериями оценивания части С.

XIII. К домашнему заданию учитель предлагает учащимся алгоритм рассуждения:

XIV. Обобщение урока, подведение итогов.

Приложение 1

Текст Д.С.Лихачева “Ценность доброты”

Жизнь – самая большая ценность, которой обладает человек. (2) Если сравнить жизнь с дворцом со многими залами, то самый большой зал тот, в котором царствует искусство. (3) Это зал удивительных волшебств, бесконечных празднеств, которые делают жизнь человека интереснее, торжественнее, значительнее. (4) Но самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. (5) От общения с искусством человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. (6) Такой человек легче дружит с другими культурами, с другими национальностями, и ему самому легче жить. (7) Подлинное искусство – это источник доброго, потому что вызывает в читателе и в зрителе сопереживание и сочувствие к людям. (8) Искусство, по словам Л. Н. Толстого, заставляет с большим пониманием и вниманием относиться к чужой боли и радости, и в этом смысле оно человечно! (9) Оно идет от человека и ведет к человеку – к самому живому, доброму, лучшему в нем. (10) Оно служит единению человеческих душ.

Приложение 2

Высказывания учащихся

“Я не понимаю своих друзей, которые утверждают, что жить нужно сегодняшним днем и не думать о будущем. А мне кажется, уже в нашем возрасте каждый из нас должен ставить перед собой маленькую, но цель, к которому пошагово должен идти самостоятельно. Человек, у которого нет цели в жизни, не может добиться чего-либо ради своего счастья”. (Эверстов Айсен).

“Добро должно совершаться по зову сердца. Но не все способны совершать добро безвозмездно. Сейчас многие считают, что делать что-то хорошее для человека надо за вознаграждение, за какую-то плату. Тем не менее, в жизни мы часто убеждаемся в том, что все-таки добрых людей на земле много”. (Атласова Намина).

“Искусство, несомненно, влияет на духовный мир человека. И это связано не только с посещением театров или выставок, а человек сам может создать вокруг себя атмосферу своего творческого развития, таланта. Я думаю, что человек, хоть один раз прикоснувшийся к искусству, никогда не будет равнодушен к духовному миру другого человека”. (Егорова Нарыйа).

§ 2. Жизнь человека - самая большая ценность

Посуди! Почему человеческая жизнь является высшей ценностью в современном мире?

Ли задумывался над такими вопросами:

Что такое жизнь?

Зачем мы живем?

Какой должна быть жизнь человека?

Над этими вопросами задумывается каждый человек.

Жизнь человеку дается один раз. Жизнь - это процесс существования, набирание опыта, расширение кругозора. Каждый человек выбирает собственный жизненный путь.

Смысл (смысл) жизни заключается в том, чтобы честно работать, дарить людям счастье, делать добро, развиваться интеллектуально и духовно, быть порядочным и справедливым человеком. Нужно постоянно ставить перед собой цель, достигать ее и идти к новым горизонтам. Нужно быть самодостаточным, уютно чувствовать себя в настоящем и позитивно смотреть в будущее.

Каким будет твоя жизнь, зависит только от тебя.

Именно поэтому человеческая жизнь - самое ценное, что может быть в мире. Ведь есть люди, которым ежедневно приходится бороться с последствиями тяжелых болезней, травм или с врожденными пороками. Но они продолжают любить свою жизнь и ценить каждое его мгновение.

К примеру, в спорте сила духа и мужество спортсменов-паралимпийцев могут быть примерами для обычных спортсменов.

Каждые четыре года сразу после Олимпийских игр проводятся Паралимпийские игры, где спортсмены-инвалиды соревнуются между собой в различных видах спорта. Украинские спортсмены достигают больших успехов в таких соревнованиях. В августе 2014 года паралимпийская сборная Украины по футболу стала чемпионом Европы. В то же время украинские пловцы на чемпионате Европы завоевали больше всего медалей и заняли первое место.

Паралимпийская сборная Украины по футболу

Прочитай пословицы. Объясни, как ты понимаешь их смысл.

Жизнь прожить - не поле перейти.

Мудрым никто не родился, а научился.

Где есть жизнь, там есть и надежда.

Какие люди, такая и жизнь будет.

Прочитай.

Победа над драконом

Вскоре пізнайки решили пойти вглубь острова и исследовать его. Оказалось, что в самом центре острова стоит высокая гора с глубокой и темной пещерой, в которой живет самый настоящий дракон. Он очень разозлился, увидев незваных гостей, поэтому сразу погнался за ними. Пізнайки еле убежали. Вечером они сели обсудить, что делать дальше.

Надо собрать армию и победить дракона! - грозно воскликнул Смельчак.

Нет! Лучше дождаться, пока дракон уснет, а ночью пробраться в пещеру и связать его, - предложил Хитрец.

Так они и просперечалися до самого утра. Один только Смычок не принимал участия в споре. Его это не интересовало. Он просто сел на крыльце и заиграл на скрипке. Волшебная мелодия понеслась над островом и разбудила дракона. Он еще никогда не слышал таких странных звуков. Дракону очень понравилась музыка, поэтому он передумал выгонять пізнайків. Так зародилась дружба между ними. Дракон помогал пізнайкам собирать дрова, пахать землю и поливать растения. А иногда просто возил их у себя на спине. Пізнайки за это угощали его плодами конфетного дерева. Но больше всего дракон любил слушать, как играет на скрипке Смычок.

Кто угрожал жизни пізнайків на острове?

Почему пізнайки предлагали различные способы борьбы с драконом?

Подберите прилагательные к слову «жизнь».

Подумайте! Что означает высказывание выдающегося итальянского ученого, художника и мыслителя Леонардо да Винчи: «Помни, жизнь - это подарок; и тот, кто его не ценит, на этот подарок не заслуживает».

Прочитай стихотворение

Мамино слово

Я в мир пришел из маминого слова,

пробился, словно из яйца пташа.

И надо мной скорлупа новая -

и в ней теперь живет моя душа.

То - космоса яйцо. Я вижу в нем

огненные трещины, когда заиграет гром.

И не дойду никогда до пролома,

что мог бы стать моим выходом.

Возвращаюсь к родному порогу,

строю над собой укрытие...

От матери к матери дорога -

это просто называется - жизнь!

Дмитрий Павлычко

Может ли человек жить без души, которой не видим, но чувствуем в своем сердце?

Почему именно родной язык, по твоему мнению, является таким важным для каждого человека?

С чем сравнивает поэт рождение человека?

Посчитай свои знания

Жизнь человека - это наивысшая ценность. В жизни каждого человека уникально и неповторимо. Жизнь надо беречь и уважать.

Проверь себя

1. Почему человеческая жизнь является высшей ценностью?

2. Как человек должен относиться к своей жизни? Жизнь других людей?

3. Какую ценность для Украины составляет каждый из вас?

4. Как надо прожить жизнь?

Посоветуйся с родителями и расположи представленные слова и словосочетания по порядку их важности в твоей жизни. Обоснуй свое мнение.

Любовь, большой дом, трудолюбие, деньги, друзья, уверенность в себе, образование, здоровье, красивая внешность, дружная семья.

На самом деле огромную ценность имеет СЛОВО. Но сегодня, к сожалению, люди ценят мир материальный с его тряпками, шмотками, техникой, предметами обихода, едой и проч. Это всё повышает уровень жизни, но не качество жизни. Ведь не стало меньше разводов оттого, что люди стали лучше одеваться. Не стало меньше болезней оттого, что люди стали покупать себе более дорогие мобильники, одежды, бытовую технику.

Это не значит, что нужно отрицать прогресс. Прогресс, богатство – это хорошо. Но всё должно быть на своем месте. Люди, гоняясь за всеми этими "штучками" материального мира, абсолютно перестали заботиться о настоящих, истинных вещах: любви, дружбе, верности, уважении, почитании.

Но, дорожить нужно настоящими ценностями. Лучше иметь в семье мир, любовь, взаимопонимание и жить довольно скромно, чем жить в изобилии и роскоши, но в постоянных распрях, ссорах, непонимании, ненависти. Люди почему-то больше трудятся над тем, чтобы обладать вещами второстепенными: деньгами, имуществом, и не прилагают усилий к тому, чтобы культивировать вещи настоящие - мир, покой, радость, понимание, уважение, любовь.

Благополучие нашей жизни во всех сферах - духовной, душевной, материальной зависит от того, на какие ценности мы ориентированы. Все мы хотели бы иметь мир в душе, уверенность в завтрашнем дне, сильный победоносный дух, достаток в семье. Достижение всех этих благ возможно при том условии, что человек ставит своей жизненной целью не накопительство, удовлетворение собственного эго, обустройство своего быта. Цели и мечты человека проистекают из его сердца. Нужно быть очень внимательным к тому, какая мечта живет в твоем сердце, нужно быть внимательным к голосу СВОЕЙ интуиции, а не к тому, что пытаются навязать все информационные источники извне. Часто мы пренебрегаем теми дарами, талантами, мечтами, которые наполняют наше естество. Мы осознанно наполняем себя чем-то другим - мерзким и отравленным. Всё говорит нам: "беги, включайся в гонку за материальным миром, обогащайся, заботься о себе, о других не думай!" И, наконец - "Бери от жизни всё!"

Но есть нечто более важное - это Ваша миссия, призвание, дело, которое только ВЫ можете совершить на этой земле, используя свой профессионализм, свои таланты, ресурсы, способности . Но ведь это что-то из области невидимого, этого нельзя пощупать, а вот кусок колбасы пощупать можно и даже попробовать. Многие не готовы вкладывать деньги в свое обучение, в свое развитие, в книжки, курсы, самообразование, однако готовы вкладывать в свой желудок, и очень охотно!

В век больших скоростей всё происходит на бегу - работа , еда, отношения с мужем (женой), любовь, дружба. Нам некогда задуматься о глобальном - о цели своей жизни; о пути, по которому мы идем; о том, как будут совершенствоваться отношения в семье. Для размышлений нужно времени, а у нас его вечно не хватает!

Сегодняшний человек более внимательно прислушивается к мнению окружающего мира, нежели к собственной интуиции, к голосу своей совести. А интуиция - это своего рода голос Бога в человеке. Тяга к высокому, небесному, чистому заложена в человека Богом от природы. И только информация внешнего мира извращает все эти понятия и призывает человека к гламуру, самовозвеличиванию, пренебрежительному отношению к настоящим ценностям.

Большинство проблем возникает в жизни человека как раз по тому, что человек наполняется этой ложью, которой полно в мире.

Псалом 1:1-3

Даже Библия подтверждает действие этого закона: "Счастлив человек, который:

1. не ходит на совет нечестивых (это значит, что человек, не руководствуется советами людей лживых, нечестных)

2. не стоит на пути грешных (это значит, что человек выбрал путь самоотдачи, путь служения людям, своей семье, своей стране; и даже не думает отказываться от этого пути)

3. не сидит в собрании развратителей (то есть человек не находится в общении с разрушителям - людьми, которые разрушают общество

Словом или делом)
4. но о законе Господа размышляет он день и ночь".

А о чем размышляет человек сегодня? О том, что ему предлагают и навязывают со стороны. Кто навязывает? Ненормальные телепрограммы, тупые сериалы, примитивные развлекательные передачи, которые просто отравляют всё естество человека. Это делается с целью заполнить человеческий мозг, чтобы ему некогда было думать.

А следствием того, что человек наполнен правильной, чистой информацией, является плодотворность его жизни. Те плоды и результаты труда, которые он принес для общества. Это его победы, достижения, которые принесли пользу не только ему самому, но и другим людям. Это постоянная внутренняя энергия, неиссякаемый источник творчества, позитивная созидающая сила.

Если спросить человека, творящего историю в сфере своей деятельности, откуда он берет идеи, то, наверняка, он скажет, что идеи приходят откуда-то из мира невидимого, из воздуха. Если предположить, что Создатель сотворил весь мир видимый, то мир невидимый - мир образов, идей, представлений также сотворил Он. Вот почему, например, нужно быть крайне внимательными к каждой идее, которая приходит к Вам в голову. Сразу же записывать ее, и потом внедрять в ближайшее время. Но именно в этих простых вещах мы зачастую не внимательны, безответственны, пренебрегаем ими.

Невнимательность к простым вещам иногда приводит к катастрофам.

Существует простой закон: если я не приближаюсь - я отдаляюсь.

Если я не приближаюсь к своему мужу (жене) - я отдаляюсь.

Если я не приближаюсь к детям - я отдаляюсь от них.

Если я не приближаюсь к своему призванию, к своей мечте - я отдаляюсь от них.

Если я не приближаюсь к настоящим, истинным ценностям - я отдаляюсь от них. И постепенно грязь, мерзость, разруха вкрадываются в мою жизнь.

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их - безысходность, смерть. Человеку, сошедшему с правильного пути, довольно сложно вернуться назад. Почему мы часто видим талантливых актеров, музыкантов, общественных деятелей, ученых, учителей, людей разных профессий, которые спиваются, ведут жизнь в нищете, семьи которых в полной разрухе...Такое бывает потому, что человек свернул с правильного пути. Но всегда есть кто-то или что-то, что хочет сбить нас с этого пути - это обиды, распри, гордость, слухи, сплетни, предательство ближних - и всё что угодно.

Но наша задача - быть твердыми и неотступными, надеясь на свои силы и помощь свыше. Потому что если вы защищаете истину, истина однажды защитит вас.

Так важно держаться за самое ценное, что есть в жизни - за своего ближнего, за дело всей своей жизни, за свою семью, за свое призвание.

Каждый из нас будет однажды испытан на прочность, на привязанность, на разрыв. Как нить, как деталь. Если вещь не крепкая, то она не нужна.

Во все времена ценились и будут цениться надежные, верные люди, кому можно доверять, на кого можно опереться и рассчитывать в трудную минуту. Если же этого не происходит, то такой человек не нужен никому: ни обществу, ни ближнему, ни государству.

Если не пройти испытание на прочность, то сама жизнь не будет к нам благосклонна. Проходя через трудности, испытания, огорчения, стесненные обстоятельства, человек становится чище, лучше, надежнее. Такие люди умеют владеть собой и управлять своими эмоциями - гневом, обидой, печалью.

А может ли кто-то сказать о тебе: "Я во всем могу на него положиться!"? "Это надежный, верный человек, которому можно поручить всё, что угодно!"

Если мы все еще способны на такие вещи как обиды, разногласия, гордость, самолюбие, то мы не надежные люди. Но любому руководителю, учителю, лидеру нужны надежные, проверенные люди, которые мыслили бы так же, как мыслит он, мечтали о том же, о чем мечтает он, стремились к тому же, к чему стремится он.

С людьми, которым доверяешь по-настоящему, можно творить великие дела, претендовать на грандиозные победы, идти напролом, ничего не страшась!

Испытания, будут проверки на прочность, и мы должны их пройти, не смалодушничать, не испугаться, не отступить!

Нужно очень сильно дорожить не миром материальным, а чем-то настоящим, высоким, светлым, чистым, небесным...К тому, что можно потерять и не вернуть ни за какие деньги...Это огромное горе - когда ты оторван от того, что ты любишь по-настоящему, и что тебе по-настоящему дорого...

Никогда не дорожите чем-то низкопробным, слушайте и вникайте в ценности настоящие, вечные под солнцем. Когда в жизни есть проблемы – приходите к изначальному источнику, к основам, дорожите Словом Бога, вникайте в Его принципы и законы, ибо без этого можно потерять семью, родителей, свое призвание, быть оторванным от ближнего, от всего, что дорого сердцу! Пусть мотивацией ваших поступков всегда будут неизменные ценности, а не обстоятельства.

Школа САМОреализации,
Системное обучение