Украинские национальные символы и что они обозначают. История Украинской символики. От Владимира до наших дней. История написания гимна


В Украине издавна считают иву и калину священными: "Без вербы и калины нет Украины". Обычай святить вербу был заимствован христианской религией с астрального культа наших предков. Верба символизирует Прадерево жизни, так же, как Млечный путь. Недаром ивы всегда сажали вдоль дорог, по космогоническим представлениям народа наша Галактика является началом образования Вселенной - берегом космического океана. Обряд хлест ивой означает соединение человека с Космосом, возможность восстановления силы и здоровье. Это был обычай близок по смыслу к обряду погружения в священные воды Буга в Украине и Ганга в Индии. Кроме ивы, сажали в Украине также липу, что посвящена матери Воде, дуб символизировал Перуна и Солнце, береза посвящена Ладе, клен - Полель.

Калина также символизировала праздник Коляды, Рождества мира. Надругательство над ней покрывала человека позором, так же, как убийство аиста. Возле дома всегда сажали калину, зимой ее ягоды клали между стеклами. До сих пор существует поверье: если вырезать из калины дудочку, то в семье появится продолжатель рода - сын. Калиновый чай - лучшее лекарство от простуды. Важная роль принадлежит калине в различных обрядах, особенно на свадьбе (украшали свадебную веточку). О ней сложено множество песен, поговорок: "Любуйся калиной, когда цветет, а ребенком, когда растет", "Девушка, как калина" и другие.

П очитание деревьев берет свое начало с глубокой древности, когда наши предки поклонялись деревьям, как Богам. Вот в апокрифах описывалось Дерево Жизни: "А посреди рая Древо Животное, еже есть божество, и приближается верх того древа до небес»

Дерево Жизни - один из самых распространенных мотивов народного искусства, особенно на вышитых рушниках. До принятия христианства было много священных рощ, куда ходили на поклонение Богам природы, здесь росли священные деревья, стояли кумиры, происходили народные гуляния. В Киеве известно несколько таких рощ. По мнению Евгения Аничкова такой лес был на месте Киево-Печерской лавры. Священным рощей был также Шулявская роща на берегу реки Лыбеди, который во время гражданской войны был вырублен. Хотя еще в прошлом веке Шулявская роща ("Кадетская роща" - название от кадетского корпуса, построенного в 1857 г.) был любимым местом отдыха киевлян.
В Украине местами до сих пор сохранились обычаи "запугивания" неплодородных деревьев, которые, вероятно, является не христианские, глубоко народными. На Святой вечер или на Новый год хозяин идет в сад с топором и угрожает неплодородной дереву, срубит, если в следующем году оно не принесет: "Как не рождать, то срублю и в печь уметаю, а пепел на ветер поразпускаю" (записал Б. Гринченко от своего деда).

Обычай уважать священные деревья прочно вошел в ментальности украинцев. Дерево, которому суждено было долгие годы, становится священным. Так на Ровенщине есть дуб, которому около 1300 лет. Это самое старое дерево в Украине. Священными также считают дерева, с которыми связаны исторические фигуры и легенды. В с. Верхняя Хортица растет дуб, под которым отдыхали Богдан Хмельницкий, Тарас Шевченко, Илья Репин, Николай Лысенко. Этому дубу 800 лет. В народе дуб считался деревом Перуна, теперь его почитают за прочность, красоту, долговечность. "Крепкий, как дуб" - говорят о сильном мужчине. Дубу приносили в жертву кабана, а теперь можно услышать поговорку: "Дуб - дерево хорошее и плоды его свиньям годятся". Свинина осталась жертвенной пищей на Рождество, однако самому животному досталось негативную окраску, ее стали считать нечистой, дьявольской. Под влиянием церковной литературы временем менялось отношение к многих растений, животных и явлений, становилось спорным, а иногда и непонятным.

Так ива, изначально почиталась в Украине, возгордился в обряде Вербного воскресенья, ранними христианами считалась нечистой. Вишня использовалась в Новогодней обрядности задолго до привнесенного Петром I обычай ставить елку, ее выкапывали осенью и ставили в кадку с землей в доме, где она стояла до Нового года. За тем, как росла вишня, предусматривали свою судьбу: если до Нового года она зацветала, это был хороший знак. Она воспета многими писателями. Поэтому Шевченковский "садок вишневый коло хаты» стал символом Украины, родным, близким образом. Яблоня известна в Украине не меньше. С незапамятных времен в диком состоянии она была распространена по всей Украине. Яблоко стало символом любви и плодородия. Об особой плодовитость яблони знали уже трипольцы, когда изображали семена яблони на своем посуде. Уже во времена Киевской Руси было известно несколько рецептов хранения яблок зимой, сушки, квашения, приготовления сладостей.

О плодовитость яблони может свидетельствовать такой факт: в селе Андреевка на Сумщине одна 150-летняя яблоня корневыми отростками и семенами своих плодов породила целый яблоневый лес, площадью полгектара. Лесными яблоками любит лакомиться медведь, поэтому верили, что лучшая яблоня и, на которую он поставил свою метку: любимое дерево медведь царапает когтями. Именно такие деревья отыскивали даже дикие кабаны, следя за медведем, и отбирая натрушенные ним плоды. Дикие яблоки люди использовали как корм для домашнего скота.

Яблони и груши почитали еще в античные времена, записи об этом можно найти в древних летописях как в Греции, Риме, так и в Киевской Руси. О лечении плодами груши было известно еще в древнем Шумере. Украинцы из сушеных яблок и груш варили компот, который был также и обрядовым напитком, например, на Рождество.

С ейчас украинскими селекционерами выведено немало сортов плодовых деревьев, в том числе и груш. Наиболее необычная груша-писанка, которая растет в Макаровском районе на Киевщине. ее плоды имеют оригинальную окраску, похоже на писанку, разрисованную красными, зелеными и желтыми полосами.

Ясень - мужское дерево, ведь из его древесины делали вооружение воинов еще в скифской эпохи. Ясень считался символом войны: если врагу присылали ветвь ясеня, это означало начало войны или предупреждение. Хотя использовали дерево ясеня и в бытовых целях для изготовления посуды, ложек, люлек, мебели, а также в судостроении. Клен всего использовался на изготовление музыкальных инструментов: свирелей, гуслей, скрипок. В Карпатах хлеба выпекали на кленовых листьях и сажали в печь на Кленовой лопасти. Явор (разновидность клена) в Украине считается символом печали, его сажают на могиле убитого казака, разлученных влюбленных: "Посадили над казаком явор и ель, а в головах у девушки - красную калину".

К роме калины, в Украине широко использовали рябину, которая также красные ягоды и долго сохраняется на дереве, маня к себе птиц. По количеству рябины могли предвидеть, какой будет зима: если ягод было много, ждали холодной снежной зимы. Рябину знали еще скифы. Вергилий писал, что скифы долгими зимними вечерами пили напиток из рябины. Способ приготовления вина из рябины и меда дожил до наших дней. Цветы рябины издавна добавляли в чай, это придавало ему вкус миндаля. Рябина также использовалась во многих обрядах. Как оберег ее сажали возле дома, на Купала веточки рябины вешали на каждую дверь, чтобы уберечься от злых духов и болезней.

Терновник известный в Украине более двух тысяч лет. Он является одним из прародителей садовой сливы: уже в начале нашей эры, скрестив поприще с алычой, наши предки выращивали сливы. Благодаря своим колючкам поприще снискал себе славу доброго защитника усадеб в древности - ко двору, обсаженного терном, не мог пробраться никакой зверь. Позже стали считать, что терн защищает от нечистой силы. Такое практическое значение этого невысокого деревца. Но есть еще и очень интересная легенда. Одна из пород терна - диптих - получила название "неопалимой купины". В переводе с церковнославянского купина означает "куст". Этот терновый куст выделяет своеобразные эфирные пары, которые могут гореть, однако самого растения огонь не касается. Следовательно, эта удивительное свойство не могла пройти незамеченной мимо внимания наших предков: считалось, что с неопалимой купины выходит Бог, чтобы показать людям истину. Позднее эта легенда вошла в Библию, где рассказывается, что впервые Бог явился Моисею из неопалимой купины. В Украине неопалимой кочками связан образ Богини-Матери, а по принятию христианства - Девы Марии; образ неистребимой цветка жизни имеет языческие корни.

Береза благодаря своей белой коре стала символом чистоты, девичьей нежности. Она также считалась оберегом от злых духов, поэтому ее часто сажали возле дома, чтобы радовала глаз и защищала усадьбу. Широко использовалась кора березы - береста - для "берестяных грамот". На ней учились писать ученики, на ней писали письма, различные бытовые записи временного значения. Так, во времена, когда бумага была слишком дорогой и использовалась для книг, бытовало письмо на бересте. Для этих грамот бересты снимали так, чтобы не повредить самого дерева, ведь места, где был снят тонкий слой коры, имеют свойство наращивать новую кору.


Если Вам понравился наш сайт расскажите о нас своим друзьям! Ключ наш!

Для начала – скучный, но важный абзац. Официальными государственными символами на нашей весёлой планете считаются флаг, гимн и герб. Последний может включать в себя еще и девиз. Вся эта подборка (кусок ткани, песенка и картинка) создается не только для того, чтобы было что вешать над парламентом или петь на стадионах. Чаще всего в государственные символы (что, в общем, свойственно символам как таковым) вкладывается особый смысл. В данном случае – закрепляется фундаментальный исторический миф. Как я уже демонстрировал ранее, то, что СССР присобачил на герб целую планету Земля, означает не желание художника продемонстрировать своё умение рисовать кружочки, а желание коммунистов распространить революцию на весь мир. То, что на гербе Ватикана под папской тиарой нарисованы два ключа – от Рая и Рима, недвусмысленно намекает на то, где находится владелец белой шапки и какой властью он обладает. То, что у современной России флаг, как у Российской империи, и герб, как у Российской империи, а вот гимн – от тех весёлых ребят, которые в подвале одного частного дома в Екатеринбурге расстреляли все надежды на восстановление этой самой империи, то это уже не фундамент и не миф, а просто абсурд. Одна орлиная голова смотрит на трон, другая – в подвал. В какую сторону лететь – непонятно. Идем по приборам.

Даже сами россияне интуитивно чувствуют это противоречие. Вот, допустим, кхм-кхм, журналист Кашин расстраивается , что гимн России не поют на площадях. В качестве замены постсоветскому гимну Кашин рассматривает около десяти мелодий, включая «Родину» «Гражданской обороны» и «Этот поезд в огне» группы «Аквариум». Тем не менее, грустно заключает, кхм, журналист, ни один из предложенных вариантов не дотягивает «ни до немецкого гимна, ни до польского, ни даже до украинского». Какая жаль. Вывод Кашина: «То есть, у русских и России нет потенциального гимна и, возможно, будущего».

По поводу последней фразы. Чушь и дичь, конечно же. Гимн у России есть и сейчас. Единственная и главная его проблема – он не ложится в цельный исторический миф. Именно поэтому стихам Михалкова на музыку гимна СССР никогда не стать главным музыкальным произведением современной России. Проблема не в мелодии – в отсутствии системы.

Владимир Чёрна Книженька

Невероятно, но факт: в отличие от России, именно хаотичной, бессистемной, анархо-раздолбайской стране под названием Украина удалось сложить идеальную систему государственных символов. Более того: все эти символы до единого плотно увязаны с историческим мифом в замечательную смысловую систему, которая за последний год укрепилась до прочности иридия. Повторюсь: все узловые моменты украинской истории так или иначе интегрированы в современные государственные символы.

Цепочка узловых моментов украинского исторического мифа на данный момент выглядит так: Киевская Русь – запорожское казачество – УНР – Вторая мировая (с УПА и украинцами в составе Красной армии) – независимость – война на Донбассе. Виктор Ющенко в бытность президентом пытался интегрировать в эту цепочку еще и трипольскую культуру, но впихнуть невпихуемое у него не получилось: ну не имели трипольцы отношения к славянам, а значит, и к украинцам, хоть ты тресни, Виктор Андреевич.

Поехали по списку с самого начала. Киевская Русь намертво закреплена в государственной символике Украины гербом страны, геральдическим (это важно) трезубцем («тризубом»). Уточнение про геральдику важно, потому как украинский герб-трезубец не имеет отношения к трезубцу-оружию. Ну не использовали древние славяне трезубцы и всё тут. Вот римляне использовали, и китайцы тоже, и даже черепашки-ниндзя использовали, а славяне – нет.

Геральдический трезубец в его нынешнем виде – практически точная копия личного знака Владимира Великого, крестителя Руси. Этот трезубец, как и сам Владимир Святославович, произошли от князя Святослава Храброго, личным знаком которого был двузубец. Владимир слегка изменил «подпись» отца, добавив в нее третий «зуб». Так больше тысячи лет назад появился будущий герб Украины. Потомки Владимира из рода Рюриковичей всячески дорабатывали «подпись» предка, проводя своеобразный ребрендинг символа, в котором тем не менее угадывались черты двузубца Святослава и трезубца его сына.

Отдельная сноска для любителей погонять здравый смысл по кочкам зауми. Конечно, в ряде культур трезубец – символ темных сил и потустороннего мира. Разумеется, именно трезубыми вилами черти в аду запихивают в котлы души грешников. Да, с трезубцем изображали и языческого бога Зевса, и не менее языческого Посейдона, и, конечно, Шиву, куда без него. И… и что?

Конечно, можно предположить, что Владимир Красно Солнышко был на самом деле Владимиром Черна Книженька, и сознательно выбрал сатанинский символ своим знаком. Тогда давайте признаем, что Русь крестил сатанист, а РПЦ признала сатаниста святым и равноапостольным, и на этом дискуссию закончим. А искать индуистскую смысловую нагрузку в гербе киевского князя Х века – извращение для совсем уже больных ублюдков. С тем же успехом можно натянуть сову на глобус и сообщить, что у России на гербе орел, и у США – орёл, и у Третьего Рейха был тоже орёл, а у шумеров и турков-сельджуков – так вообще двуглавый, но из этого не следует, что Россия – страна американо-шумерских нацистов-сельджуков. После – не значит вследствие, есть такой логический принцип.

Вернемся к Украине и трезубцу. Происхождение герба Украины от личного символа князя Владимира напрямую зафиксировано в Конституции: «Головним елементом великого Державного Герба України є Знак Княжої Держави Володимира Великого (малий Державний Герб України)». То есть Украина официально декларирует преемственность современного государства от Киевской Руси. Запомнили и идем дальше по списку узловых моментов исторического мифа. Следующая станция – запорожское казачество.

«…Попереду – Порошенко…»

…И сразу уточнение: не само казачество как таковое, а государственное образование Войско Запорожское, в украинской историографии – Гетманщина. Сие развеселое государство с размытыми в духе того времени границами, милым сердцу любого украинца хаосом и милитократией (властью военных, или, другими словами, хунтой) оставило по себе добрую память на украинских землях и не очень добрую – на всех соседских. Что, впрочем, свойственно большинству милитократических государств.

Запорожское казачество потопталось не только по большей части Восточной Европы. Знатный след оно оставило и в истории Украины, став, по сути, её главным духовным символом. Разудалое, хаотичное, варварское, «три козаки – два гетьмани» – в запорожском казачестве современная Украина отразилась, как в зеркале.

Единых символов Войска Запорожского, по сути, не так уже и много. Общего герба у казаков не было, зато были печати. На них чаще всего изображался, как ни странно, казак. В полный рост, с саблей на боку и с мушкетом (самопалом) на плече. Его мы пока отложим в сторонку вместе с саблей и мушкетом, а сами вспомним другие символы.

Общего флага у Войска Запорожского как государства опять же не было, зато была (правда, не всегда) единая на всю армию Большая хоругвь:

А у полков, куреней и паланок были другие, малые хоругви, самых разнообразных расцветок.

Особенно часто встречались желтые или белые символы на голубом или малиновом фоне. Желто-голубые знамена мы пока отложим к казаку, мушкету и сабле, а сами займемся малиновыми флагами.

На хоругвях (и на Большой хоругви в том числе) чаще всего встречались следующие символы: казацкий крест, полумесяц, шестиугольная звезда. Об использовании в современной украинской символике шестиконечной звезды не могло идти речи уже с начала ХІХ столетия, когда этот символ окончательно закрепился за евреями. Аналогичная история и с полумесяцем: в том же ХІХ веке этот символ закрепился за Османской империей, а оттуда перешел к Турции, её многочисленным мусульманским соседям и бывшим подданным, вроде Азербайджана, Ливии, Туниса и Алжира. О том, чтобы эти символы стали одними из государственных в православной Украине ХХ века, и речи быть не могло.

Другое дело крест.

Особая форма и историческая подоплека сделали его основным символом украинской воинской славы. Поэтому казацкий крест занимает свое почетное место именно там, где и должен: на эмблемах и флагах украинских военных и силовиков. На малиновом флаге украинской армии, как и пять веков назад, снова желтый казацкий крест. Он же – на флагах ВВС, МЧС, СБУ, Нацгвардии, пограничников и даже почему-то у пенитенциарной службы. Выделились только милиционеры (у них – странная восьмиконечная звезда из сорока восьми лучей), а также моряки. В отличие от нашей доблестной милиции, в случае с флотом всё как раз логично: военно-морской флаг Украины происходит от казацкого боевого морского знамени, пожалованного Лиманской (Черноморской) флотилии Войска верных казаков императрицей Екатериной II в 1787 году.

В 1918 году, при гетмане Скоропадском, производный от казацкого флаг стал символом флота Украинской Державы. Синий крест при Скоропадском обзавелся дополнительными тонкими полосами по краям, а в левом верхнем углу появился сине-желтый государственный флаг с трезубцем.

В 1992 году группа морских офицеров, разрабатывавшая новую символику для флота независимой Украины, единогласно рекомендовала принять без изменений флаг, разработанный при Скоропадском. Позже изменения всё-таки внесли, убрав крестик над трезубцем. Именно в таком виде впервые был поднят флаг ВМС Украины на десантном корабле «Донецк» в Крыму (ирония судьбы, черт возьми). Через несколько лет флаг Украины из военно-морского флага исчез, а потом снова появился, но уже без княжеского трезубца. В таком виде он и существует до сих пор.

На эмблеме ВМС, кстати, всё тот же малиновый казацкий крест.

Где еще у нас казаки, кроме крестов на эмблемах? Ну разумеется, в музыке. В государственном гимне: «І покажем, що ми, браття, козацького роду». В современном варианте гимна, кстати, используется только первый куплет стихотворения Павла Чубинского, тогда как в других куплетах мелькают и «москалі погані», и «Богдане, славний отамане» вкупе с «лицарством-козацтвом». А «Запорожский марш», он же «Козацький марш» – один из основних маршей армии Украины. Не забываем об отложенном в сторону вооруженном казаке с желто-голубой хоругвью и переходим к следующим узловым моментам украинской истории – двадцатому веку.

Три «НР»

Собственно, еще в середине века XIX украинцы создали и закрепили так называемые этнические цвета. Процессы на Востоке и Западе Украины, даром что были они в разных государствах, шли по разным дорогам в один пункт. На землях Гетманщины (Центр и Восток) уже с XVIII века закрепился своеобразный стандарт для казацких флагов и гербов – золотые символы на голубом поле. А веком позже, в 1848 году, независимо от казацких традиций, на Западной Украине вместе с национальным возрождением из исторического небытия воскресли сине-желтые флаги Русского королевства (Regnum Russiæ, в украинской историографии – Галицко-Волынская держава, исчезла во второй половине XIV века). На флаге Русского королевства на синем поле изображался золотой лев, вопреки законам зоологии поднимающийся на скалу. Во время австрийской «Весны народов» 1848 года желтый лев на синем фоне стал украинским этническим символом, а сине-желтые (и желто-синие) флаги – украинским этническим знаменем.

С началом распада Российской империи голубо-желтые цвета как символ украинской нации стали использоваться повсеместно. Использовала его и УНР – Украинская народная республика, образованная в 1917 году как автономия в составе России. Правда, закрепить биколор на документальном уровне Центральная Рада УНР не очень торопилась, поэтому их умудрились обогнать… коммунисты. В декабре 1917 года в Харькове была провозглашена еще одна УНР, советская, которая позже во избежание путаницы стала называться то СУНР, то УНСР, то УНРС (как видим, избавиться от путаницы не очень получилось). Эта вот УНР(С) использовала красный флаг с желто-синим национальным флагом в крыже (то есть верхнем левом углу).

В 1918 году произошло… да много чего произошло в том году, но нас интересует только Украинская Центральная Рада, которая в середине января таки приняла сине-желтый морской флаг с золотым трезубцем Владимира Великого. Наконец это случилось – украинские национальные цвета соединились с будущим национальным гербом. Чуть позже вслед за морским флагом был принят и сине-желтый государственный, а заодно и трезубец-герб. А еще чуть позже, попинав друг друга, обе УНР были аннигилированы немецкими союзниками той УНР, которая без мигрирующей буквы «С». Новое государственное образование, Украинская держава, она же Второй гетманат, во главе с (сюрприз!) гетманом по фамилии Скоропадский, оставила сине-желтый флаг без изменений, но утвердила соответствующий чину герб – на синем фоне золотой казак с саблей и мушкетом (помните, мы его откладывали в сторону?), а над геральдическим щитом – золотой трезубец.

Потом немецкие союзники ушли (Первая мировая закончилась для них поражением), вместо них пришел Петлюра, после чего Скоропадский подписал отречение и ушел вслед за немцами. В Киеве снова провозглашена УНР под управлением Директории, флаг УНР – все так же сине-желтый, герб – золотой трезубец на синем поле.

Параллельно на Западе Украины провозглашена ЗУНР. Флаг ЗУНР – все такой же сине-желтый, как и у киевских «коллег». Герб – галицкий золотой лев на синем фоне. А в самом начале 1919 года трезубец официально стал гербом и Запада страны. Между УНР и ЗУНР был подписан Акт Злуки, согласно которому ЗУНР входила в состав просто УНР. Под Актом была поставлена печать с трезубцем. Отныне его стали использовать на Западной Украине не только как государственный герб, но и как национальный символ.

Потом была печальная история. Вместо банальной гражданской войны на территории Украины начался уже совсем ад, с взятием туда-сюда Киева, поляками, румынами, чехами, коммунистами, анархистами, белогвардейцами, остатками армии УНР, просто бандитами и идейными бандитами. Время от времени на территории нынешней Украины находилось до двух десятков разнообразных Украин поменьше. Иногда Украин становилось так много, что они вылазили на Кубань и в Белоруссию. Чем это всё закончилось, нам известно. Сине-желтый флаг запрещен, флаг Украинской ССР – сначала красный, а потом сине-красный с золотым серпом и молотом. И звездочкой.

Трезубец вошел в НАТО

Собственно, к середине двадцатого века украинцы уже обладали неразрывной и стройной системой национальной символики. Более того, эта система, даже несмотря на отсутствие у украинцев собственного государства, была узнаваема во всем мире. Яркий пример.

Экспедиционный итальянский корпус в России (CSIR), он же 8-я Итальянская армия, во время Второй мировой войны изрядно попасся на территории УССР. Итальянцы помогали оккупировать Одессу, брали Сталино (ныне Донецк), Горловку и Енакиево (ныне Горловка и Енакиево), потом на свою беду ушли из Украины и пошли на Сталинград. Под Сталинградом итальянцы вместе с немцами схлопотали по ушам, попали в окружение и частично эвакуировались обратно на родину. Остальные или эвакуировались через десяток лет, после плена, или удобрили российскую землю.

Казалось бы, героическая прогулка по южным и восточным землям Украинской ССР, переросшая в крах под Сталинградом, не могла быть связана у итальянцев ни с чем, кроме красных серпо-молоткастых флагов и криков «Za rodinu, mat’ vashu!». Ан нет. После «русского похода» в эмблемы тех подразделений, которые входили в состав Экспедиционного корпуса, были внесены новые символы, означающие героические победы итальянских солдат на землях Украинской ССР. Символом этой самой УССР, между прочим, на тот момент уже пару десятков лет был красный флаг с соответствующей аббревиатурой и – с 1937 года – вдобавок с серпом и молотом. Именно эти флаги итальянцы срывали со зданий в захваченных городах.

Но на эмблемах итальянских полков – совсем другой знак. Вот он:

И, разумеется, обретение независимости – только под «блакитно-жовтим» и «тризубом». Никак иначе.

Война на Донбассе, разумеется, никак не повлияла на систему символов пятидесятимиллионой нации, устоявшуюся за столетие. Видеть такие фотографии из захваченных городов Донбасса больно, но уже давно не смертельно.

Нынешняя война ничего не отобрала у нации, но дала потенциальный девиз, нахальный и потому замечательный – «Слава Украине». Еще война дала нам единый пантеон героев и единых врагов. Вторая мировая развела единый исторический миф нации на два противоположных направления: там – повстанцы, а там – красноармейцы. Теперь герои снова одни – солдаты АТО. И флаг у них – не красно-черный и не алый, а сине-желтый. Правильный.

Но заканчивать тексты на духоподъемной ноте я не привык, а привык кого-то пинать. Пнуть (это как минимум) хотелось бы каждого из народных депутатов Украины всех созывов с 1996 года включительно, которые так и не удосужились принять закрепленный двадцатой статьёй Конституции Большой Государственный Герб Украины. Вот он, на картинке.

Помните, мы вооруженного казака в сторону откладывали? Так вот это опять он. И галицкий лев тут как тут, и печать Владимира Великого, и сине-желтая лента – все узловые моменты украинской истории, все символы Украины (кроме гимна, естественно) тут логично объединены в одну систему. Единственное, я бы в свете войны немного укропа добавил к калине и пшенице – чисто позлить сами знаете кого. Для вкуса. А так всё отлично. Совершенная система. И девиз на ленту опять же можно добавить. Например, на латыни. «Gloria Ucraina» – звучит?

P. S.: О, решил пнуть еще «перевертышей». Ну тех, которые не за сине-желтый флаг, а за желто-синий. Голубчики, с момента появления слова «Украина» желто-синий флаг украинцы использовали лишь в следующих случаях:
- до 1918 года, то бишь до юридического закрепления сине-желтого флага государственным символом УНР;
- в годы Второй мировой – но только члены и соратники ОУН(М), наиболее плотно сотрудничавшей с нацистами;
- в любом году между этими точками и после них – по незнанию, природной глупости или из-за комплекса этих факторов (запомнил в школе, что «жовто-блакитний», значит пусть так и висит, какая разница).

Выберите, голубчики, какой из указанных пунктов вызывает у вас горячее желание и дальше переворачивать флаг и займитесь наконец чем-то полезным. Хотите что-нибудь перевернуть – переверните копилку и отдайте выпавшие деньги армии. Пользы будет больше. Я всё сказал.

Калина

Калина - символ життя, крові, вогню. Деякі дослідники пов"язують її назву із сонцем, жаром, паланням. Калина часто відіграє роль світового древа, на вершечку якого птахи їдять ягоди і приносять людям вісті, іноді з потойбіччя. Та й саме древо пов"язує світ мертвих зі світом живих.

Калина символізує материнство: кущ - сама мати; цвіт, ягідки - діти. Це також уособлення дому, батьків, усього рідного. Калина - український символ позачасового єднання народу: живих з тими, що відійшли в потойбіччя і тими, котрі ще чекають на своє народження. Калина уособлює й саму Україну. Як символ Батьківщини, вона "проросла" в гімнові січових стрільців:

Ой у лузі червона калина похилилася.

Чогось наша славна Україна зажурилася.

А ми тую червону калину підіймемо.

А ми нашу славну Україну розвеселимо!

Вінок

Вінок - символ життя, долі, життєвої сили; символ дівоцтва. Вінок є також символом довершеності:

А в цьому домочку, як у віночку






Рушник

Смуга полотна сама по собі має насичене символічне значення - дороги, долі, захисту. А коли ця смуга ще й має на собі виткані чи вишиті знаки-обереги - захисна сила її, відповідно, посилюється. По всій Україні рушником накривали хліб на столі. Коли син вирушав у далеку дорогу, мати дарувала йому рушник. Хлібом-сіллю на рушнику і досі зустрічають гостей. В українській хаті рушники вивішують над іконами і над портретами родичів. Рушник використовується в багатьох обрядах, насамперед тих, що пов"язані зі шлюбом і проводами в потойбіччя.


Писанка

Писанка - символ Сонця; життя, його безсмертя; любові і краси; весняного відродження; добра, щастя, радості. Кожен орнаментальний мотив має певне сакральне значення. З них на писанці складається мальована молитва про злагоду і мир поміж людьми. У християнській культурі українців писанка стала символом воскресіння. В народі кажуть: "У світі доти існуватиме любов, доки люди писатимуть писанки".


Вишиванка

Вишиванка - символ здоров"я, краси, щасливої долі, родової пам"яті, порядності, чесності, любові, святковості; оберіг. Вишита національна жіноча та чоловіча біла сорочка. Символіка вишивки залежала від того, кому призначалося вбрання: парубкові - нареченому, чоловікові, хлопчикові; дівчині, заміжній жінці.

Виготовлялися з лляного чи конопляного полотна домашньої роботи. Було чимало типів традиційних сорочок за формою, використанням матеріалів, а також за семантикою кольорів: подільський, галицький, поліський, волинський, наддніпрянський, полтавський, гуцульський, буковинський, лемківський тощо. Цікаво, що символіка вишиванок часто-густо збігається із символікою орнаментів предметів матеріальної трипільської культури. Виявлені на Черкащині срібні бляшки з фігурками чоловіків /датують їх VI ст./ ідентифікуються з узорами вишиванок XVIII-XX ст.. Щоправда, символіка вишивки часто-густо складалася з двох частин: історичної /родової/ і прогнозуючої /загадування майбутнього, продовження роду/. На вишиванках застосовувалися традиційні символічні орнаменти: геометричні /вважаються найдавнішими/, рослинні, зооморфні /тваринні/. Іноді типи орнаментальних форм поєднувалися: орнаментально-рослинний з переважанням першого чи останнього. Символіку форм конкретизувала символіка барв. Скажімо, подільська кольорова мережка, виконана хрестиком і низзю з декоративним швом-качалкою /качалочкою/ подає ромб, розміщений поміж двома горизонтальними лініями. Трикутник між ромбом та лініями вишивався навскісними лініями у вигляді завитків /"баранячі роги"/. В орнаментах переважає чорний і червоний кольори із украпленням синього, зеленого, жовтого /золотого/. Такий тип вишивки міг символізувати не лише хліборобську працю на чорноземі в зоні лісостепу з наявністю річок, озер чи журливість вдачі, любов, цілеспрямованість подолянина у досягненні мети, а й певну гармонійність у стосунках людини з природою і людських взаєминах; силу, міць; зростання; часом - запліднення тощо /слід розглядати конкретний зразок призначення вишивки/. Із зображеннями ромба й двох ліній могли пов"язуватися певні уявлення про календар, чотири пори року, між народженням та смертю /дві лінії/. Народ ставився до вишиванок як до святині. Вишиванки передавалися з покоління в покоління, з роду в рід, береглися як реліквії. Символічний образ сорочки-вишиванки часто зустрічається в народних піснях про кохання, сімейне життя, а також соціально-побутових /козацьких, чумацьких, бурлацьких, наймитських та ін./. За традицією, дівчина, готуючи придане, мала вишити своєму нареченому сорочку: Шовком шила, шовком шила, золотом рубила. Та для того козаченька, що вірно любила. Сорочка /особливо чоловіча/ була символом кохання, вірності, невірності. В давньому замовлянні сказано: "Якою білою є сорочка на тілі, таким щоб і чоловік до жінки був", звідки видно, що "білий - милий". У деяких народних піснях, як зауважував О.Потебня, образ не пояснюється, але його можна зрозуміти на основі символічних значень: Ой коби я була знала, що я твоя буду, Випрала би-м сорочечку від чорного бруду /тобто: покохала б, поєдналася з тобою за умови обов"язкового майбутнього заміжжя/; Заковала зозуленька на жовтім пісочку. А хто ж мому миленькому випере сорочку? У другій половині XIX ст. в європейській фольклористиці широко обговорювався сюжет про графа, котрий потрапив у полон до невірних, і про його дружину. Біла сорочка, що її дала дружина чоловікові, - символ вірності: поки сорочка біла, доти жінка вірна. Випрати сорочку в чумацьких піснях означає полюбити чумака, навіть якщо він одружений. Характерно, що не завжди чумак погоджується на любовні стосунки з випадковими особами жіночої статі /в піснях це переважно дівчата або молода шинкарка-здирниця/, не дозволяє якій-небудь "прати сорочку", хоч вона й не біла, бо "сьома неділя". Таким чином, чумак зберігає вірність коханій дівчині, до якої має повернутися. Сорочка-вишиванка оспівана, зображена в різноманітних жанрах народної творчості /в тім числі - жартівливих, пародійних/, сучасними поетами. Вона є символом українця загалом і України зокрема, проте в XX ст. престиж вишиванки як одягу занепав під згубними впливами шовіністично-космополітичних, комуно-фашистських, екстремістських та інших тенденцій. М.Дмитренко.

Вишня

Вишня - символ світового дерева, життя; символ України, рідної землі; матері; дівчини-нареченої. У давнину вишня була одним із священних дерев далекої Японії та Китаю. Для праукраїнців вишня, за даними О.Шокала, - світове дерево життя /див. Дерево життя/. Як відомо, колись слов"яни святкували Новий рік 21 березня. Це було свято весни, Новий рік споконвічних хліборобів. "У давнину в Україні, - підкреслює дослідник, - вишня була ритуальним деревом весняного новорічного обряду. Деревце вишні садили восени в діжечку, тримали його в хаті, а навесні, у березні, вишенька розвивалась і розквітала. По тому, як вона квітне, дівчата вгадували долю на цілий Новий рік" /Українознавство. - К., 1994. - С.286/. На думку Г.Лозко, назву "вишня" слід вважати прикметником жіночого роду, від форми "вишній", тобто "божественний" /пор. із словом "Все-вишній" /Всевишній/. Отже, вишня - це "божественне дерево", присвячене Сварогу /Дмитренко М. та ін. Українські символи. - К., 1994. - С.118/. Окремі дослідники зіставляють це слово із весняним сонцем у зеніті, тобто "вишнім" сонцем. Лінгвістичний аналіз етимології слова "вишня", зроблений нами, підтверджує думку про правильність зіставлення її з образом світового дерева, священного дерева життя. По-перше, слово "вишня" - слов"янського походження, воно мало такі регіональні варіанти як "вишник", "вишника". Водночас слово "вись" /висота/ /світове дерево, як відомо, дуже високе, дістає кроною неба/ мало аналогічні форми - "вишник", тобто "вищий", "старший", "вишок" - вершина, шпиль. Словник Б.Грінченка /Т.1. - С.201/ фіксує форму "вишній", тобто "верховний", а отже "небесний", "божественний". Водночас у Словнику вміщено фразу "Господи вишній, чи я в тебе лишній?", яку можна зіставити із фольклорним виразом "Ненько, моя вишня, Чи я в тебе лишня..." Отже, у свідомості праукраїнців вишня асоціювалася із небом, високим деревом життя, Богом. Окрім того, білий колір її цвіту асоціювався із святістю, бо "світ" - це "свят". За даними М.Костомарова, слов"яни обожнювали саме світло як джерело життя, білий колір /пор. імена язичницьких богів Світовид, Білобог/. Споконвіку священні речі українців - білі /хата, вишиванка, хустина, рушник/. Священний птах лелека має біле забарвлення. Таким чином, безсумнівно, вишня була у наших пращурів Священним Деревом Життя, Матері-богині, України. Відгомін цих вірувань знаходимо у творах усної народної творчості, українських письменників. У свідомості українців і нині вишня - це рідна домівка:"Садок вишневий коло хати" /Т. Г. Шевченко/. Або:"Як я любив у хмарах вишняку Твої білесенькі, немов хустини, хати" /М.Старицький/. У поемі І.Я.Франка "Іван Вишенський" змальовано, зокрема, епізод, коли саме вишневий цвіт нагадав герою на чужині про рідну Україну і змусив повернутися із грецького Афону. Ліна Костенко використала цей образ для опоетизації весни, кохання, нареченої: Ще сніг ковтала повідь широченна, І рала ждав іще тужливий лан. А під горою вишня - наречена Вже до віночка міряла туман.

У поемі І.Драча "Смерть Шевченка" вишневий цвіт асоціюється із безсмертям Великого Кобзаря. І на завершення - рядки, написані одним із авторів Словника: О, вишня - Матінко Всевишня - Весь білий світ - то вишні цвіт. Правічне дерево Вкраїни - Її безсмертя в плині літ. О.Потапенко.


Волосся


Волосся - символ богині неба, землі; багатства; розвитку духовних сил; енергії, вогню, плодючості, здоров"я; символ скорботи, трауру; обстрижене волосся - символ покритки /стриги/, втраченого дівоцтва, цнотливості; "народження-смерті"; вічної пам"яті; оберіг. Волосся - багатозначний символ. Волосся на голові символізувало духовні сили людини, і водночас - ірраціональні космічні сили та біологічні інстинкти. Автор Словника символів Х. Е. Керлот зазначає, що волосся означає

енергію, плодючість. Густа шевелюра означає життєвий порив, радість життя, духовний розвиток. В індуїзмі волосся символізує "силові лінії" Всесвіту. Втрата його означає падіння і бідність. Водночас добровільне постригання, напр., у ченці, означало відмову від усіх земних втіх, абсолютний аскетизм. У Малій Азії саме їм жерці і жриці приносили в жертву своє волосся. За міфами, Самсон втратив сили, коли його обстригли, тобто позбувся підтримки богів. За даними О. М. Афанасьєва, "стародавньою поетичною мовою трави, квіти, кущі та дерева називались волоссям землі". Люди одухотворювали землю, вважаючи сушу тілом, каміння - кістками, воду - кров"ю, а рослини - волоссям велетенської істоти. Тому-то у народних казках саме щітка /гребінь для волосся/, кинуті героєм, перетворюються у рівний ліс: із кожної волосинки виростає дерево. Отже, у казках волосся - символ енергії, плодючості, буйної рослинності. У давнину на Русі-Україні категорично заборонялося заміжній жінці "світити волоссям".

Одним із найганебніших вчинків було зривання хустки із голови жінки. Це зумовлено віруванням в те, що, вийшовши заміж, дівчина переходить під владу чоловіка, який заволодів її косою, а отже - честю. Тому з"явитися перед чужим без хустини означало зрадити своєму чоловіку. Найганебнішим на Україні для дівчини було колишнє насильне обстригання, яке символізувало неславу за втрату вінка, цнотливості. Така дівчина звалася "стрига" або "покритка", бо їй хлопці за зраду відтинали волосся, їй заборонялося ходити із непокритою головою. Очевидно тому, що волосся, коса зокрема, /див. Коса/ були символом незайманості, святості. Одним із стародавніх символічних ритуалів був обряд пострижин. За даними Геродота, скіфи, гіперборейці стригли волосся на ознаку трауру. Дівчата перед шлюбом обтинали коси і жертвували їх богині Артеміді. У багатьох народів категорично заборонялося це робити, щоб не потрапити під вплив демонічних сил.

На Русі-Україні лише воїни /за свідченнями В.Колесова /"повністю збривали волосся, присвячуючи своє життя і життєву силу Перуну". Візантійців дуже вразила зачіска князя Святослава. На виголеній голові був лише жмут волосся на маківці /подібний до запорозького "оселедця"/. Пострижини проводили, коли дитині виповнювалося 3-5 років і символізували перехід її в "отроцтво". На думку І.Снігирьова, цей обряд розглядали як щось аналогічне хрещенню.

Есть символы универсальные, встречающиеся у всех народов. Числа, буквы, геометрические фигуры, астрологические знаки, изображения (например, иероглифы) - вот некоторые самые распространенные символы, используемые магами. Мощными символами являются также орудия мага - волшебные палочки, свечи, чаши, пентаграммы. При произнесении многих заклинаний также используют символы, на символизме основанные процедуры магических действий.

В качестве магических символов чаще всего используются прямые линии, ломанные в виде зигзага, спирали и т.д. Хотя они и являются абстрактными в своем изображении, тем не менее, они обладают наибольшей из всех других видов символов смыслом потенциальной насыщенностью и глубиной. Такими символами изображали структуру Космоса, а так же они были положены в основу ритуального пространства (дом, храм, гробница) и формы священных предметов.

Спираль - многозначный символ, дошедший до нас из эпохи палеолита. Она символизирует Солнечную и Лунную энергию, гром и молнию, великие созидательные силы.

Символика треугольника определяется во многом благодаря его форме и прежде всего числом 3 (троица во всех ее сочетаниях - рождение-жизнь-смерть; жизнь-смерть-возрождение; тело-ум-душа; небо-земля-нижний мир; кроме того физическую стабильность, пламя, пирамиду, главу Бога и т.д.).

Три соединенных треугольника - это символ Абсолюта - масонская эмблема. Треугольник, внутри которого свастика, является символом космической гармонии. Треугольник, находящийся в квадрате, символизирует сочетание божественного и человеческого, небесного и земного, духовного и телесного. Треугольник внутри круга символ - троичность в едином. Два пересекающихся треугольника (звезда Давида) - божественность, соединение огня и воды, победы духа над материей.

Пентаграмма - фигура микрокосмоса, магическая фигура человека. Эта фигура издревле считается символом пяти свойств Великого Магического Агента, а так же обозначает пять чувств человека, пять элементов в природе. Это символ внутренней собственной души человека, посредством которой человек может не только управлять всеми созданиями более низкими по сравнению с ним, но и использовать силу Высшего Создания.[мидгард]

Квадрат - символ стабильности, постоянства, совершенная форма закрытого. Это так же мистически совершенная форма закрытого. Это так же мистический союз четырех элементов.

Пентагон - правильный пятиугольник, символизирует вечность, совершенство, Вселенную и служил эмблемой многим Богам, а так же считался амулетом здоровья.

Гексагон - или правильный шестиугольник, является символом красоты, гармонии, свободы, брака, любви, милости, удовольствия, мира, взаимности, симметрии (таков же символ числа 6). Иногда мистики соотносят гексагон с идеей энергии и мира, а так же с Солнцем.

Круг - универсальный символ целостности, пространственно-временного континуума, гармонии и совершенства. Эта самая естественная форма в природе, которая в древности считалась священной. Круг с точкой в центре символизирует полный временной цикл.(там же)

У многих народов круг связан с символом Бога Солнца. Два концентрических круга символизируют Солнце и Луну (интеллект и волю). Три концентрических круга - символ прошлого, настоящего и будущего, а так же символ рая, земли и ада. Круг, заключающий в себе крест, обозначает Рай и четыре его реки, а так же Древо Жизни.

Основываясь на археологических данных (древние погребения, наскальные рисунки и т.д.), можно предположить, что магия символа возникла задолго до появления магии слова - по крайне мере уже в древнекаменном веке люди использовали символические изображения и символы для обозначения смыслов сакральных образов и трансляции культурной информации. Первоначально элементарные подсчёты числа предметов велись с помощью десяти пальцев рук, камешков, простых зарубок на пальцах, отдельных чёрточек и т.д. Позднее, после изобретения цифровых символов, записанное число подсчитанных предметов обязательно сопровождалось либо их картинкой, либо соответствующим условным символом, обозначающих эти предметы. Изобретение цифровых символов, безусловно, способствовало тотальной сакрализации чисел, так как благодаря символическим манипуляциям появилась возможность выявить математические свойства чисел и отношения между ними и, соответственно, транслировать сакральный смысл отдельных чисел на другие числа цифрового ряда (меркулов и. п., стр.67).

Формирование древневосточных сакрально-мифологических представлений об астральных сферах и соответствующих телах, обладающими архетипными геометрическими формами, также было связано с геометризацией сакральных чисел и переходом от арифметической схемы к наглядно-геометрической символике.

Крест - символ центра Мира и точка соединения между Небом и Землей, космическая ось. Это один из самых распространенных символов, функционирующий как символ Высших сакральных ценностей. Символ креста моделирует и духовный аспект, способность к бесконечному и гармоническому растяжению, как в вертикальном направлении, так и в горизонтальном. В вертикальном направлении - это восхождение духа, устремление к Богу, вечности - звездная, интеллектуальная, позитивная, активная, мужская сила. В горизонтальном направлении - это земная, рациональная, пассивна негативная, женская сила. Крест формирует особь одного пола, с имеющимися признаками другого пола (андрогин), а так же дуализм в природе и союз противоположностей, духовный союз и целостность человеческого духа, что необходимо для полноты Жизни.

Известны разные формы крестов, но самые распространенные - крест с петлей и Т - образный символ (тау - крест). Крест с петлей понимался как ключ, которым открываются Врата к божественному знанию, где Т-образная часть символизировала мудрость, а капля вечное начало. Т-образный крест считался символом бога Ху у друидов, однако данную форму в древнем Риме использовали для распятия преступников, поэтому ему не поклонялись. Намного позднее различные религиозные и другие союзы изображали свои определенные кресты.

Свастика является более сложным знаком, т.к. по сути это крест, к которому добавлено нечто динамическое, не имеющее ни верха, ни низа. Направление этих концов по ходу Солнца означало положительное священнодействие, а с обратным расположением - считалось дурным, негативным.

Знак свастики считается более древним, чем сам крест. Его происхождение датируется в разных местах по-разному - 486-465 гг. до н.э. или 2 веком до н.э. Классическое санскритское название этого символа происходит от индоевропейского корня "su/swa", что означает "связанный с благом". У славян свастику называли Коловрат или Солнцеворот. Так как Коло - это круг, Коловрат во все века и у всех народов был символом Солнца, Солнце в древности называлось именно "Коло" [толстая энциклопедия символов]

Описанные выше символы считаются священными почти во всех религиях и оккультных направлениях на протяжении многих веков. Использование их в различных ритуалах обычно объясняется соответствующими мистическими построениями. Тайна воздействия символов кроется в психологии их восприятия.

Как показали исследования, эмоциональное воздействие различных линий и рисунков наложило отпечаток на деятельность человека на самом раннем этапе развития общества.

Уже первобытный человек пытался материализовать свои представления о мире в форме наскальных рисунков и культовых фигурок, которые постепенно превращались в объекты созерцания. В стремлении приблизить свое искусство к особенностям и своеобразию психического отражения внешнего мира, человек начинал допускать изменения реального восприятия.

Большое значение придавали символам наши далекие предки - славяне. Для них символ представлял совокупность сакральных смыслов, магических эффектов, многотысячелетних трудов древних гениев, формировавших сей знак. Символ в язычестве славян нес в себе, прежде всего, магическую нагрузку.

Символ применяется для воздействий на мир, преобразования его. Многие символы являлись оберегами, "отвращающими" темные силы хаоса, способные причинить вред, от носителя сего оберега, многие способны стереть грань между мирами, позволяющие совершить путешествие в темный мир (Навь) или светлый (Правь), некоторые являлись прямым обращением к богам, к тем или иным силам природы.

Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаниц, символами солнца, земли и отражала многоярусность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д. [Берегова О. Символы славян]

С точки зрения современных представлений, некоторые изломы в линиях символов вызывают специфические сигналы в зрительном анализаторе, тем самым психологически воздействуя на мозг. Согласно мнению других исследователей, некоторые символы, например расходящиеся лучи или параллельные линии, вызывают неприятные ощущения, но почему это происходит пока не ясно. Тайна воздействия символов на человека, несомненно, основана на влиянии их разновидностей на соответствующие структуры психики.

Символизм в магии означает соединение плана реальности и ментального плана. Ритуал не является бессмысленным актом. Для каждого ритуала существуют обосновывающие мифы, а назначение и смысл каждого действия и каждого предмета, используемого в ритуале, могут быть подробно объяснены его участниками.

По своей сути символы имеют в своем изначальном смысле различные потенциалы магических сил, и все они отличаются друг от друга различными силами и направлениями. Сплетение треугольников, пентаграммы, гексаграммы и многие другие символики - это, прежде всего, как модно сейчас говорить - формула.

В магии существует бесчисленное множество символов, олицетворяющих ту или иную силу, то или иное божество, выражающих какую-либо традицию. Традиция, как известно, носит догматический характер, т.е. в любой традиции есть ряд постулатов, обязательных для исполнения.

Во всех магических направлениях присутствует постулат обращения к силе: силе собственной, силе божественной, силе приходящей из ничего - силе отрицания. Везде имеется упоминание динамики с различными свойствами - изменчивости и развития систем, вовлеченных в традицию. Именно эта динамика всегда заключается в символике, независимо от того, к какой традиции принадлежит символ.

Таким образом, магический символ - символ обращения к силе - есть своеобразная схема развертывания динамики сил, воздействующих на объект, описываемый символом.

В Украине к символам особое отношение, унаследованное от далеких предков - древних славян. Украинские народные символы своими корнями уходят в глубокую древность и несут в себе красоту из глубины веков. У украинского народа очень много оберегов, которые лечат, украшают, оберегают от зла.

Одной из основных черт украинского менталитета является духовная связь со средой обитания. Для украинцев очень близки такие понятия как мамина песня, отцовский дом, дедушкина сказка, бабушкина вышиванка, рушник, калина возле окна, барвинок, ива, бархатцы. Хлеб и соль, рушник - признаки гостеприимства, тоже культовые и обрядовые знаки украинского народа. магия сверхъестественный символ

Народные символы Украины - это святыни. В украинской графике используются классические магические символы, описанные выше, образы из легенд, народного творчества.

Украинцы воспроизводят эти символы в вышивке на сорочках, рушниках, в росписях посуды, в кованых изделиях, в резьбе, в барельефных украшениях жилища, в росписях печи в избах, гончарных изделиях, в гравюре, а также, в отдельном особом виде украинского творчества - в писанках.

Растительными символами Украины являются калина, ива, дуб, тополь, вишня, хмель, барвинок, бархатцы, мак, лилия, роза. Они издавна олицетворяют красоту, духовную мощь народа, свидетельствуют о любви к родной земле. Венок является символом жизни, судьбы, совершенства, жизненной силы; символ девичества.

Украинская пословица гласит: "Без ивы, тополя и калины - нет Украины". С давних времён наш народ опоэтизировал куст калины, воспел в песнях, легендах.

Калина - символ жизни, крови, огня. Она часто играет роль мирового дерева, наверху которого птицы едят ягоды и приносят людям вести, иногда из потустороннего мира. Да и само дерево связывает мир мертвых с миром живых. Калина символизирует материнство: куст - сама мать; цвет, ягодки - дети. Это также олицетворение дома, родителей, всего родного. Она также является символом украинского вневременного единения народа: живых с отошедшими в потусторонний мир, и с теми, которые еще ждут своего рождения. Калина олицетворяет и саму Украину. Как символ Родины, она "проросла" в гимн сечевых стрелков.

Калина - дерево украинского рода. Некоторые исследователи связывают ее название с солнцем, жаром, всплесками огней. Когда-то в древние времена она связывалась с рождением Вселенной, огненной троицы: Солнца, Луны и Звезды. Потому и получила такое имя от старославянского названия Солнца - Коло. А поскольку ягоды калины красного цвета, то и стали они символом крови и бессмертного рода. Именно потому все свадебные рушники, девичьи и даже мужские сорочки тяжелеют могучими гроздьями калины. [Берегова "символы славян"]

Цветок лилии в украинских легендах - это символ девичьего очарования, чистоты и невинности. Если хорошо присмотреться к контуру геометрического узора лилии на вышивке, то можно увидеть силуэт пары птиц - знак любви. Кроме цветка, неотъемлемой частью орнамента был листок и бутон лилии, которые составляют неразрывную композицию тройственности. В лилии заложено рождение, развитие и бесконечность жизни.

С древних времен в Украине святили мак и им обсеивали людей и скот, потому что верили, что мак имеет волшебную силу, которая может защитить от любого зла. Также верили, что весной поле после битвы покрывается маками. Нежный и трепетный цветок несет в себе незабвенную память рода. Девушки, в семье которых был погибший, с любовью и тоской вышивали узоры мака на сорочках, а на головы надевали веночки из семи маков, обещая этим ритуалом сберечь и продолжить свой род.

Листья хмеля можно отнести к молодежной символике. Кроме центральной Украины, узор распространен на Подолье. Хмель близок к символике воды и винограда, потому что несет в себе знак развития, молодого буйства и любви.

Вишня - это символ мирового древа, жизни; символ Украины, родной земли, матери, девушки-невесты. В древности вишня была одним из священных деревьев далекой Японии и Китая. Для праукраинцев вишня - это мировое древо жизни. Когда славяне праздновали Новый год 21 марта - это был праздник весны, праздник земледельцев. В старину в Украине вишня была ритуальным деревом весеннего новогоднего обряда. [Берегова "символы славян"]

Животный мир также получил отражение в символах. Знаки унаследовали свойства животных. Животными символами Украины являются: тур, лошадь; из птиц - кукушка, аист, журавль, ласточка, соловей.

Особым символом является украинский рушник, который сам по себе как полоса полотна имеет символическое значение дороги, судьбы, защиты. А когда эта полоса еще и имеет на себе сотканные или вышитые знаки-обереги - защитная сила ее, соответственно, усиливается. Во всей Украине рушником накрывали хлеб на столе. Когда сын отправлялся в дальний путь, мать дарила ему рушник. Хлебом - солью на рушнике до сих пор встречают гостей. В украинской хате рушники вывешивают над иконами и над портретами родственников. Рушник используется во многих обрядах, прежде всего тех, которые связаны с браком и проводами в потусторонний мир.

Диапазон использования украинских рушников был очень широким, они крайне редко использовались по прямому назначению - в качестве полотенец. Служили они обереговыми знаками в украинской обрядовости, были важнейшим компонентом интерьера хаты, одежды и обрядов.

Разнообразие рушников и обрядового хлеба составляло этническую особенность украинской свадьбы. На всех её этапах рушник выступал как один из главных этнических атрибутов: в обряде сватовства, обручения, каравайных обрядах, благословении молодых.

В похоронном ритуале использовались чистые белые рушники или платки, которые вывешивались на окнах.

Орнаменты на рушниках представляют собой магические символы древних славян: символику солнечной стихии, воды, огня, природы, земли и плодородия.

Вся украинская вышивка обозначена знаками воды и солнца. Солнце часто изображается восьмиугольной розеткой или цветком, а знак Воды напоминает свернувшегося ужа. Две стихии, которые создали земную жизнь, а потому их надо понимать как влажную материнскую и солнечную отцовскую энергии.

Главным символом на рушнике является символ Матери, в основе которого 8-конечная звезда. Обрамляет этот символ стилизованная гирлянда из цветов, что символизирует величие матери, её особую роль в продолжении жизни. Наличие в рисунке желтого и голубого цветов нитей говорит об украинских корнях данной вышивки.

В орнаменте украинской вышивки широко представлены "ромбики с загогулинками". Они, по древним славянским поверьям, воплощали богиню земли, служили добрым охранным символом, который приносит счастье и покровительствует плодородию. [Берегова "символы славян"]

Символика винограда раскрывает радость и красоту сотворения семьи. Сад-виноград - это жизненная нива, на которой муж - сеятель, а жена обязана растить и ухаживать за родословным деревом. Мотив винограда виден на женских и мужских сорочках Киевщины, Полтавы. В Чернигове виноград вьется на семейных рушниках.

Звезды, разбросанные по рукавам и собранные в геометрический орнамент, - это представление о структуре Вселенной, которая уже не хаотична, а упорядочена и наполнена гармонией.

Вышиванка, наряду с рушником, является для Украины особым и очень важным символом здоровья, красоты, счастья, родовой памяти, порядочности, честности, любви, праздничности; оберег. Символика вышивки зависела от того, кому предназначалось наряд: жениху, мужу, парню; девушке, замужней женщине. На них также применялись традиционные символические орнаменты: геометрические (древнейшие), растительные, зооморфные (животные). Иногда типы орнаментальных форм сочетались.

Символику форм конкретизировала символика красок. В орнаментах преобладает черный и красный цвета с вкраплением синего, зеленого, желтого (золотого). Такой тип вышивки мог символизировать определенную гармоничность в отношениях человека с природой и человеческих взаимоотношениях, силу, мощь, рост и т.д. Народ относился к вышиванке, как к святыне. Они передавались из поколения в поколение, из рода в род, хранились как реликвии. Символический образ сорочки-вышиванки часто встречается в народных песнях о любви, семейной жизни. [Маслова Г.С.]

Важное место среди украинских народных символов принадлежит яйцу и его разновидностям крашенке и писанке.

Крашенка - это вареное яйцо, окрашенное в какой-то один цвет: красный, желтый, синий, зеленый и т.д. В то же время эта простота довольно обманчива, так как крашенка, в первую очередь, - это символ. А символы имеют способность наполняться разными, порой противоречивыми смыслами. И крашенка в этом отношении не исключение. Символика крашенки состоит из символики самого яйца, символики цвета и символики "вареного".

Яйцо, как символ Миросоздания, известно в космогониях многих народов. Однако те идеи, которые оно несло в своей символике, далеко не однозначны. Так, в представлениях одних народов яйцо являлось символом глубины и тайны Миросоздания, рождения Вселенной. Согласно другим представлениям, яйцо являлось символом конца времен или Апокалипсиса.

Объяснить это противоречие может славянская загадка о яйце, которая гласит: "Живое родит мертвое, а мертвое родит живое". Загадка раскрывает представление о яйце, как символе двух главных принципов: Бытия-жизни и смерти. Подобная череда, жизнь-смерть-жизнь, преобразуется в цикличность, замкнутость, неразрывность связей и традиций. Эта бесконечная повторяемость выводит на первый план новую идею, которую несет в себе яйцо, - это идея смерти и воскрешения.

Писанка - символ Солнца, жизни, его бессмертия, любви и красоты, весеннего возрождения, добра, счастья, радости. Каждый орнаментальный мотив имеет определенное сакральное значение. Из них на писанке складывается рисованная молитва о согласие и мире между людьми. В христианской культуре украинская писанка стала символом воскресения. В народе говорят: "В мире будет существовать любовь, пока люди будут писать писанки".

В нашем сознании крашенка и писанка давно закрепились как символы христианского праздника Пасха. Тем не менее, за простым цветом крашенки и незамысловатым орнаментом писанки скрывается множество тайн, которые намного древнее христианской традиции. Эти тайны давно были утеряны и забыты, но часть их сохранилась в непонятных для современного человека обрядах и обычаях.

Простые и ничего не значащие для нас действия, такие как обменивание со своими родными и друзьями писанками в Пасхальное Воскресенье, разбивание крашенки о крашенку, являются осколками древних языческих ритуалов, которые наряду с мифами и преданиями складываются в целостную картину с глубоким, колоссальным смыслом.

Археологические открытия дают возможность представить всю грандиозность и значимость священнодействия, в котором писанке и крашенке отводились главные роли. Несмотря на пестрые, праздничные цвета писанки и крашенки, они были насквозь пронизаны трагизмом, несли в себе идеи жизни и смерти, являлись воплощением страшных ритуалов прошлого, где маленькая человеческая жизнь приносилась в жертву на благо общества и давала надежду на спасение не только отдельному человеку, но и Мирозданию в целом.

Волосы в украинской магии - символ богини неба, земли; богатства; развития духовных сил; энергии, огня, плодородия, здоровья; символ скорби, траура; остриженые волосы - символ покрытки (Стриги), утраченной девственности, целомудрия; "рождения-смерти"; вечной памяти; оберег.

Волосы - многозначный символ. Они символизировали духовные силы человека, и одновременно - иррациональные космические силы и биологические инстинкты. Волосы означают энергию, плодовитость. Густая шевелюра означает жизненный порыв, радость жизни, духовное развитие. В индуизме волос символизирует "силовые линии" Вселенной. Потеря его означает падение и бедность. Добровольное пострижение в монахи, означало отказ от всех земных утех, абсолютный аскетизм.

В старину на Руси - Украины категорически запрещалось замужней женщине "светить волосами". Одним из самых позорных поступков было срывание платка с головы женщины. Появиться перед чужим без платка означало изменить своему мужу.

Скифы, гиперборейцы стригли волосы в знак траура. Девушки перед браком обрезали косы и жертвовали их богине Артемиде. У многих народов категорически запрещалось это делать, чтобы не попасть под влияние демонических сил. [Маслова Г.С.]

Наряду с основными, перечисленными выше символами, существовал еще целый ряд других предметов являющихся символами в Украине. Практически любой предмет повседневного обихода для украинца что-то символизирует.